Опыт реализации системы наставничества
статья

Тихомирова Наталья Владимировна

В статье "Опыт реализации системы наставничества" говорится об акутальности внедрения системы наставничества на предприятиях города. Непосредственно на преприятиях судостроительной отрасли, где проходят производственную практику обучющиеся Колледжа судостроения и прикладных технологий. В данной статье акцент ставится на подготовку наставников по форме "Работодатель-обучающийся".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

образовательное учреждение

Колледж судостроения и прикладных технологий

Опыт реализации системы наставничества (на примере Колледжа судостроения и предприятий судостроительного кластера СПБ)

Н.В.Тихомирова

 Вначале хотелось бы сказать, что система наставничества существует уже достаточно давно. Это не новое явление в системе образования, а хорошо забытое старое. А в свете последних реформ в системе образования, система наставничества приобретает актуальное значение, в связи с чем существует необходимость совершенствования данной системы.

Сегодня для большинства промышленных предприятий России характерны такие проблемы, как недостаточное количество персонала среднего возраста и несоответствие качества профессионального образования требованиям производства. В такой ситуации наставничество жизненно необходимо для передачи знаний и опыта от старшего поколения молодому.

Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях». В Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указывается, что Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования следует исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить создание условий для развития наставничества.

Необходимость организации наставничества на производстве для наших обучающихся связана со спецификой профессий, по которым ведется подготовка в колледже, и с особенностями производственных процессов на судостроительных предприятиях. Дело в том, что по ряду модулей в силу различных причин мы не можем организовать учебную практику в мастерских колледжа, поэтому и учебная и производственная практика проходят на предприятии. А от того, как будет работать система наставничества на предприятии, будет зависеть и конечный результат нашей деятельности, а именно, квалифицированный специалист, востребованный на производстве.  

Одним из важнейших условий эффективной работы наставничества является подбор потенциальных наставников на производстве. Изучив положения о наставничестве на предприятиях, наших социальных партнерах, мы сделали вывод, что наставником на предприятии должен быть неравнодушный профессионал с большим опытом работы и высокой квалификацией, имеющий активную жизненную позицию и обладающий развитыми коммуникативными навыками, умеющий относиться к обучающемуся как к равному и потенциально будущему коллеге, поэтому к подбору наставников и мы и предприятия относимся очень ответственно.

Но очень часто привлекаемые к наставничеству работники предприятия не знают педагогических аспектов работы с обучающимися, терминологию, используемую в образовательном процессе, современную методологию производственных процессов, что приводит к трудностям при объяснении процессов производства на рабочем месте во время производственной практики. Для решения этих проблем при реализации системы наставничества наставники предприятий проходят периодические тренинги и получают дополнительное профессиональное обучение в рамках необходимых компетенций в колледже судостроения.

Теперь я хочу рассказать, как происходит реализации системы наставничества непосредственно на предприятиях судостроительной отрасли Санкт-Петербурга, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию — крупнейший судостроительный холдинг в России и Восточной Европе. Одной из ключевых задач, решаемых корпорацией, является продвижение на рынок высокотехнологичной и наукоёмкой продукции. А без квалифицированных специалистов решение этой задачи невозможно. Квалифицированные специалисты являются важнейшим активом современного производства, представляют собой особую ценность отечественных предприятий. И вот при подготовке таких специалистов на первое место выступает система наставничества.

Как уже говорилось, одним из важнейших элементов сотрудничества колледжа с предприятиями является организация производственной практики для студентов. От того, как она будет организована, зависит качество подготовки выпускников под запросы предприятия и их дальнейшее трудоустройство. При организации практики за каждым практикантом закрепляется наставник от предприятия. В двух словах, как это происходит:

  • руководители подразделений рекомендуют на роль наставников наиболее квалифицированных специалистов по востребованному направлению;
  • совместно с колледжем разрабатывается и реализуется программа подготовки наставников. К этой работе привлекаются ведущие специалисты предприятия, педагогические работники колледжа и психологи;
  • после завершения обучения наставник приказом по подразделению закрепляется за молодым рабочим (практикантом) на период обучения. Как правило, за наставником закрепляется один-два обучающихся;
  • контроль за деятельностью наставника осуществляет руководитель подразделения, отдел управления персоналом предприятия и руководитель практики от колледжа;
  • наставники, проявившие себя как ответственные, высококвалифицированные работники, имеющие способность и желание передавать накопленный опыт и знания, рекомендуются для дальнейшей работы в качестве наставников.
  • Чтобы стимулировать наставников работать с практикантами, их работа оплачивается дополнительно предприятием.

Несмотря на финансовые затраты на организацию наставничества при прохождении производственной практики студентов, предприятия заинтересованы в нем, так как выпускники по окончании обучения сразу без «доучивания» приступают к производственной деятельности, показывая хорошие результаты, при этом значительно снижается текучесть кадров.

В качестве примера хочу привести работу 20-го цеха Северной верфи. Заводу очень нужны трубогибщики, а материально-техническая база колледжа не позволяет дать подготовку по этой квалификации в полном объеме, поэтому в цеху был выделен участок для проведения практики и назначен мастер производственного обучения от предприятия, который одновременно является и наставником. Придя на практику в цех, студенты подкрепляют полученные в колледже теоретические знания практическими навыками. Наиболее успешные и хорошо зарекомендовавшие себя студенты остаются в дальнейшем работать в этом цеху.

При реализации системы наставничество совместно с предприятием мы решаются следующие задачи:

  1. Создание условий, способствующих ускорению процесса обучения студентов-практикантов основным навыкам профессии, развитию способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них задачи по получаемой профессии путем привлечения к наставничеству высококвалифицированных работников предприятия;
  2. Обеспечение быстрого освоения будущими выпускниками колледжа корпоративной культуры предприятия, формирование позитивного отношения и, как следствие, формирование квалифицированного кадрового состава предприятия и его стабилизация.

В заключении хочу сказать, что в сегодняшних условиях система среднего профессионального образования не может существовать как замкнутая система. И колледжи, и работодатели должны являться звеньями одной цепи подготовки специалистов. Эффективность такого взаимодействия в интересах повышения качества подготовки профессиональных кадров будет значительно выше, если работодатели из пассивных потребителей образовательных услуг займут позицию заинтересованных участников образовательного процесса и будут всемерно содействовать овладению студентами комплексом профессиональных компетенций, которые бы отвечали требованиям современного производства.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ГБОУ НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЛИЦЕЙ»

Мною разработана  рейтинговая  система оценивания знаний теоретического курса профессиональных  модулей и  ряда дисциплин.Цели и задачи введения рейтинговой системы оценивания учеб...

Опыт реализации интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «...

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В МОУ ШКОЛА №13 с УИОП г. ЖУКОВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

В статье представлен успешный десятилетний опыт участия обучающихся начальной школы во всероссийском проекте МАН "Интеллект будущего"....

Инновация системы наставничества как условие успешности профессионального образования

Статья  "Инновация системы наставничества как условие успешности профессионального образования" имеет своей целью обозначить роль инноваций в системе профессионального образования и ста...

Система наставничества в образовательных организациях: проектирование и внедрение

Программа Наставничества в ГБПОУ Воронежской области "Лискинский аграрно-технологический техникум". Рассмотрены цели, задачи программы, структура и планируемые результаты...

Статья "Наставничество как инструмент повышения качества подготовки выпускников" для Всероссийской научно-практической конференции "Вектор роста: опыт реализации целевой модели наставничества в системе СПО"

Статья "Наставничество как инструмент повышения качества подготовки выпускников", опубликованная в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Вектор роста: опыт ...

Разработка и реализация программы наставничества «Вместе мы - сила» с целью подготовки студентов к Чемпионату профессионального мастерства «Профессионалы».

Из опыта подготовки студентов СПО специальности "Гостиничное дело" к Чемпионату профессионального мастерства «Профессионалы»....