Опыт реализации системы наставничества
статья

Тихомирова Наталья Владимировна

В статье "Опыт реализации системы наставничества" говорится об акутальности внедрения системы наставничества на предприятиях города. Непосредственно на преприятиях судостроительной отрасли, где проходят производственную практику обучющиеся Колледжа судостроения и прикладных технологий. В данной статье акцент ставится на подготовку наставников по форме "Работодатель-обучающийся".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

образовательное учреждение

Колледж судостроения и прикладных технологий

Опыт реализации системы наставничества (на примере Колледжа судостроения и предприятий судостроительного кластера СПБ)

Н.В.Тихомирова

 Вначале хотелось бы сказать, что система наставничества существует уже достаточно давно. Это не новое явление в системе образования, а хорошо забытое старое. А в свете последних реформ в системе образования, система наставничества приобретает актуальное значение, в связи с чем существует необходимость совершенствования данной системы.

Сегодня для большинства промышленных предприятий России характерны такие проблемы, как недостаточное количество персонала среднего возраста и несоответствие качества профессионального образования требованиям производства. В такой ситуации наставничество жизненно необходимо для передачи знаний и опыта от старшего поколения молодому.

Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях». В Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указывается, что Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования следует исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить создание условий для развития наставничества.

Необходимость организации наставничества на производстве для наших обучающихся связана со спецификой профессий, по которым ведется подготовка в колледже, и с особенностями производственных процессов на судостроительных предприятиях. Дело в том, что по ряду модулей в силу различных причин мы не можем организовать учебную практику в мастерских колледжа, поэтому и учебная и производственная практика проходят на предприятии. А от того, как будет работать система наставничества на предприятии, будет зависеть и конечный результат нашей деятельности, а именно, квалифицированный специалист, востребованный на производстве.  

Одним из важнейших условий эффективной работы наставничества является подбор потенциальных наставников на производстве. Изучив положения о наставничестве на предприятиях, наших социальных партнерах, мы сделали вывод, что наставником на предприятии должен быть неравнодушный профессионал с большим опытом работы и высокой квалификацией, имеющий активную жизненную позицию и обладающий развитыми коммуникативными навыками, умеющий относиться к обучающемуся как к равному и потенциально будущему коллеге, поэтому к подбору наставников и мы и предприятия относимся очень ответственно.

Но очень часто привлекаемые к наставничеству работники предприятия не знают педагогических аспектов работы с обучающимися, терминологию, используемую в образовательном процессе, современную методологию производственных процессов, что приводит к трудностям при объяснении процессов производства на рабочем месте во время производственной практики. Для решения этих проблем при реализации системы наставничества наставники предприятий проходят периодические тренинги и получают дополнительное профессиональное обучение в рамках необходимых компетенций в колледже судостроения.

Теперь я хочу рассказать, как происходит реализации системы наставничества непосредственно на предприятиях судостроительной отрасли Санкт-Петербурга, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию — крупнейший судостроительный холдинг в России и Восточной Европе. Одной из ключевых задач, решаемых корпорацией, является продвижение на рынок высокотехнологичной и наукоёмкой продукции. А без квалифицированных специалистов решение этой задачи невозможно. Квалифицированные специалисты являются важнейшим активом современного производства, представляют собой особую ценность отечественных предприятий. И вот при подготовке таких специалистов на первое место выступает система наставничества.

Как уже говорилось, одним из важнейших элементов сотрудничества колледжа с предприятиями является организация производственной практики для студентов. От того, как она будет организована, зависит качество подготовки выпускников под запросы предприятия и их дальнейшее трудоустройство. При организации практики за каждым практикантом закрепляется наставник от предприятия. В двух словах, как это происходит:

  • руководители подразделений рекомендуют на роль наставников наиболее квалифицированных специалистов по востребованному направлению;
  • совместно с колледжем разрабатывается и реализуется программа подготовки наставников. К этой работе привлекаются ведущие специалисты предприятия, педагогические работники колледжа и психологи;
  • после завершения обучения наставник приказом по подразделению закрепляется за молодым рабочим (практикантом) на период обучения. Как правило, за наставником закрепляется один-два обучающихся;
  • контроль за деятельностью наставника осуществляет руководитель подразделения, отдел управления персоналом предприятия и руководитель практики от колледжа;
  • наставники, проявившие себя как ответственные, высококвалифицированные работники, имеющие способность и желание передавать накопленный опыт и знания, рекомендуются для дальнейшей работы в качестве наставников.
  • Чтобы стимулировать наставников работать с практикантами, их работа оплачивается дополнительно предприятием.

Несмотря на финансовые затраты на организацию наставничества при прохождении производственной практики студентов, предприятия заинтересованы в нем, так как выпускники по окончании обучения сразу без «доучивания» приступают к производственной деятельности, показывая хорошие результаты, при этом значительно снижается текучесть кадров.

В качестве примера хочу привести работу 20-го цеха Северной верфи. Заводу очень нужны трубогибщики, а материально-техническая база колледжа не позволяет дать подготовку по этой квалификации в полном объеме, поэтому в цеху был выделен участок для проведения практики и назначен мастер производственного обучения от предприятия, который одновременно является и наставником. Придя на практику в цех, студенты подкрепляют полученные в колледже теоретические знания практическими навыками. Наиболее успешные и хорошо зарекомендовавшие себя студенты остаются в дальнейшем работать в этом цеху.

При реализации системы наставничество совместно с предприятием мы решаются следующие задачи:

  1. Создание условий, способствующих ускорению процесса обучения студентов-практикантов основным навыкам профессии, развитию способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них задачи по получаемой профессии путем привлечения к наставничеству высококвалифицированных работников предприятия;
  2. Обеспечение быстрого освоения будущими выпускниками колледжа корпоративной культуры предприятия, формирование позитивного отношения и, как следствие, формирование квалифицированного кадрового состава предприятия и его стабилизация.

В заключении хочу сказать, что в сегодняшних условиях система среднего профессионального образования не может существовать как замкнутая система. И колледжи, и работодатели должны являться звеньями одной цепи подготовки специалистов. Эффективность такого взаимодействия в интересах повышения качества подготовки профессиональных кадров будет значительно выше, если работодатели из пассивных потребителей образовательных услуг займут позицию заинтересованных участников образовательного процесса и будут всемерно содействовать овладению студентами комплексом профессиональных компетенций, которые бы отвечали требованиям современного производства.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ГБОУ НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЛИЦЕЙ»

Мною разработана  рейтинговая  система оценивания знаний теоретического курса профессиональных  модулей и  ряда дисциплин.Цели и задачи введения рейтинговой системы оценивания учеб...

Опыт реализации интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «...

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В МОУ ШКОЛА №13 с УИОП г. ЖУКОВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

В статье представлен успешный десятилетний опыт участия обучающихся начальной школы во всероссийском проекте МАН "Интеллект будущего"....

Опыт разработки системы преподавания дисциплин «История изобразительных искусств» и «История дизайна» в колледже

Опыт разработки системы преподавания дисциплин «История изобразительных искусств» и «История дизайна» в колледже         В условиях посл...

Инновация системы наставничества как условие успешности профессионального образования

Статья  "Инновация системы наставничества как условие успешности профессионального образования" имеет своей целью обозначить роль инноваций в системе профессионального образования и ста...

Система наставничества в образовательных организациях: проектирование и внедрение

Программа Наставничества в ГБПОУ Воронежской области "Лискинский аграрно-технологический техникум". Рассмотрены цели, задачи программы, структура и планируемые результаты...

Статья "Наставничество как инструмент повышения качества подготовки выпускников" для Всероссийской научно-практической конференции "Вектор роста: опыт реализации целевой модели наставничества в системе СПО"

Статья "Наставничество как инструмент повышения качества подготовки выпускников", опубликованная в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Вектор роста: опыт ...