Диагностика учебной мотивации
статья

Кашталинская Ирина Анатольевна

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Мотивация обучения может быть рассмотрена в качестве общего названия для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Как и любой другой вид мотивации, она системна и характеризуется в первую очередь направленностью, устойчивостью и динамикой. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека.

Проблема мотивации – одна из наиважнейших в современном образовании. Это область, в которой необходимы совместные усилия специалистов – педагогов, психологов, администрации. Кроме того, огромная роль в успехе мотивации к учению — это роль родителей, их заинтересованность в том, чтобы обучающийся по окончании учебного заведения стал компетентным специалистом в профессиональной сфере.

Для диагностики учебной мотивации использовалась методика мотивации А. А. Реана и В. А. Якунина (модификация Н.Ц Бадмаевой)

Цель данной методики – выявить уровень мотивации обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_uchebnoy_motivatsii.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика учебной мотивации

(из опыта использования)

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Мотивация обучения может быть рассмотрена в качестве общего названия для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Как и любой другой вид мотивации, она системна и характеризуется в первую очередь направленностью, устойчивостью и динамикой. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека.

Проблема мотивации – одна из наиважнейших в современном образовании. Это область, в которой необходимы совместные усилия специалистов – педагогов, психологов, администрации. Кроме того, огромная роль в успехе мотивации к учению — это роль родителей, их заинтересованность в том, чтобы обучающийся по окончании учебного заведения стал компетентным специалистом в профессиональной сфере.

Методик, диагностирующих мотивацию к обучению по дисциплинам, мало, и практически все они предназначены для учащихся школы. Однако, вопрос мотивации при переходе в систему среднего профессионального образования (СПО) крайне актуален. Даже наоборот, учитывая возрастное снижение учебной мотивации в подростковом возрасте, крайне важным становится определить, что же все-таки способно мотивировать обучающихся, как можно на них воздействовать в рамках изучаемых дисциплин и, соответственно, как строить программу обучения, чтоб повысить их заинтересованность. Не секрет, что одна из проблем обучающихся СПО – влияние родителей на изначальный выбор профессии, а как результат - представление о выбранной профессии не соответствует ожиданию, отсюда низкая мотивация к учению.

Для диагностики учебной мотивации студентов использовалась методика мотивации А. А. Реана и В. А. Якунина (модификация Н. Ц. Бадмаевой).

Цель данной методики – выявить уровень мотивации обучающихся. Суть методики в том, что мотивация дифференцирована на множество разных типов, выявляется преобладающий тип мотивации обучающегося – то есть тот мотивационный механизм, который является доминирующим именно для него в его учебной деятельности. Эти типы представлены шкалами опросника. Исходя из типа мотивации, преобладающего у обучающихся, можно откорректировать методы и структуру обучения, чтобы воздействовать на необходимые, активные механизмы.

Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Список мотивов:

  1. Стать высококвалифицированным специалистом.
  2. Получить диплом.
  3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.
  4. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.
  5. Постоянно получать стипендию.
  6. Приобрести глубокие и прочные знания.
  7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
  8. Не запускать предметы учебного цикла.
  9. Не отставать от сокурсников.
  10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
  11. Выполнять педагогические требования.
  12. Достичь уважения преподавателей.
  13. Быть примером сокурсникам.
  14. Добиться одобрения родителей и окружающих.
  15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
  16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Инструкция к тесту

Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

Тестовый материал

  1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.
  2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
  3. Хочу стать специалистом.
  4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.
  5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.
  6. Чтобы не отставать от друзей.
  7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.
  8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.
  9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей.
  10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.
  11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.
  12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.
  13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
  14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.
  15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.
  16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.
  17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».
  18. Просто нравится учиться.
  19. Попав в учебное заведение, вынужден учиться, чтобы окончить его.
  20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
  21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.
  22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.
  23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.
  24.  Любые знания пригодятся в будущей профессии.
  25.  Потому что хочу принести больше пользы обществу.
  26. Стать высококвалифицированным специалистом.  
  27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.
  28.  Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.
  29. Быть на хорошем счету у преподавателей.
  30.  Добиться одобрения родителей и окружающих.
  31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.
  32.  Потому что знания придают мне уверенность в себе.
  33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.
  34.  Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.

Ключ к тесту и обработка результатов теста

  • Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.
  • Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.
  • Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.
  • Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.
  • Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.
  • Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.
  • Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.

Инструкция

Обработка результатов. Определяется частота называния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности. Результаты заносятся в форму 1.

Форма 1

Название обследуемой выборки

Объем выборочной совокупности N =

Номер мотива по списку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Количество называний мотива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частота называний мотива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ранг мотива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма 2

Оцените по 7-балльной шкале приведенные в списке (по варианту 1) мотивы учебной деятельности по их значимости для вас. При этом считается, что 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 7 баллов — максимальной. Оценивайте все приведенные в списке мотивы, не пропуская ни одного.

Обработка результатов

Для группы подсчитывается среднее арифметическое значение и среднее квадратическое отклонение для каждого мотива. Это дает возможность узнать о достоверности выявленных различий в частоте предпочтения группой того или иного мотива.

Индивидуальный протокол

Фамилия, имя, отчество____________________

____________________курс____________________ группа ____________________

Номер мотива по списку

https://storage.yandexcloud.net/wr4img/380423_174_Autogen_eBook_id60

Групповой протокол

Группа № (n=) ____________________

Где n — количество обследованных

https://storage.yandexcloud.net/wr4img/380423_174_Autogen_eBook_id61

Сумма баллов ____________________

Среднее арифметическое значение оценки мотива ____________________

Выводы

Чем больше сумма баллов, тем предпочтительнее (более значим) данный мотив.

Самыми ценными мотивами были установлены такие, как «Стать высококвалифицированным специалистом», «Получить диплом», «Успешно продолжить обучение на последующих курсах», «Приобрести глубокие прочные знания» и «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности».

Кроме того, проведенное исследование показало, что одним из мотивов для обучающихся является одобрение родителей. Часть из них учиться лучше, когда получает за это «положительное подкрепление» именно от родителей. Достаточно высокий балл среди типов мотивации оказался у мотивации «осознание социальной необходимости». Следовательно, учащиеся начинают лучше учиться, когда четко осознают, как это конкретное знание может пригодиться им в будущем – для реализации себя как высокопрофессионального специалиста, получения хорошей работы, должности и т.д. Высокий балл также получен по шкале «общение» - это говорит о необходимости включения как можно большего количества интерактивных, коммуникативных методов обучения (групповой работы, дискуссий и т.п.)

Результаты обследования использую в работе при индивидуальном общении с каждым обучающимся. Если ведущим мотивом для обучающегося является получение одобрения – это одна тактика, если страх наказания – другая, если мотивация достижения – третья и т.д.

Литература

1 Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой)/ Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004. С.151-154.

2 Изучение мотивационной сферы учащихся (М. В. Матюхина) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004, С.139-141.

3 Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000

4 Сорокоумова Т. В. Мотивационный компонент психологической готовности к выбору профессии в раннем юношеском возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990

5 Шишигина Т. Р. Психологическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе: автореф. дис. канд. психол. наук. Тверь, 1993

6 Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М. СПб., 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.)

Методика выявляет направленность и уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при изучении ими конкретных предметов...

Методика диагностики направленности учебной мотивации по Дубовицкой Т.Д

Методика диагностики направленности учебной мотивации по Дубовицкой Т.Д....

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либ...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д...

Диагностика учебной мотивации студентов

Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также ут...