"СПО зарубежных стран"
статья

В настоящее время необходимость модернизация системы среднего профессионального образования (СПО) в РФ необходима для формирования среднего класса граждан. Все экономически развитые страны мира, которые выпускают сегодня конкурентоспособную продукцию, начинали с реформирования национальной системы технического и профессионального образования. В качестве примера можно назвать Южную Корею, которая 70-х годах 20 века была страной с огромными внешними долгами. На сегодняшний день это один из признанных лидеров среди государств, поставляющих на экспорт высококачественную, высокотехнологичную и  наукоемкую продукцию.

         В ближайшие годы в РФ предстоит провести не мало существенных перемен в системе подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. При этом не нужно заново изобретать «велосипед». Очень большой объём работы в рамках модернизации систем СПО проведен в развитых странах. Необходимо регулярно проводить обзор зарубежных систем СПО по различным направлениям и применять передовой проверенный опыт.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spo_zarubezhnyh_stran_gurushkin_v.v._ksipt_2021.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

СПБ ГБПОУ Колледж судостроения и прикладных технологий

Статья на тему:

 "СПО зарубежных стран"

                                                        Выполнил: Гурушкин В.В.

                                                        Место работы: СПб ГБПОУ  КСиПТ

г. Санкт-Петербург

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ РЕДНЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2. СИСТЕМА СПО стран Западной Европы и Азии (Великобритания, Германия и КНР)

2.1. Система среднего профессионального образования в Великобритании

2.1.1. Система образования: техническое и профессиональное образование

2.1.2. Управление системой технического и профессионального образования

2.1.3. Социальное партнерство в области профессионального образования (участие бизнеса и работодателей в подготовке специалистов технического и обслуживающего труда)

2.1.4. Финансовое обеспечение системы технического и профессионального образования

2.2. Система профессионального образования в Германии

2.2.1. Система образования: техническое и профессиональное образование

2.2.2. Управление системой технического и профессионального образования

2.2.3. Социальное партнерство в области профессионального образования (участие бизнеса и работодателей в подготовке специалистов технического и обслуживающего труда)

2.2.4. Управление системой технического и профессионального образования

2.2.5. Финансовое обеспечение системы технического и профессионального образования

2.3. Система профессионального образования в КНР

2.3.1. Система образования: техническое и профессиональное образование

2.3.2. Управление системой технического и профессионального образования

2.3.3. Финансовое обеспечение системы технического и профессионального образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

        В настоящее время необходимость модернизация системы среднего профессионального образования (СПО) в РФ необходима для формирования среднего класса граждан. Все экономически развитые страны мира, которые выпускают сегодня конкурентоспособную продукцию, начинали с реформирования национальной системы технического и профессионального образования. В качестве примера можно назвать Южную Корею, которая 70-х годах 20 века была страной с огромными внешними долгами. На сегодняшний день это один из признанных лидеров среди государств, поставляющих на экспорт высококачественную, высокотехнологичную и  наукоемкую продукцию.

        В ближайшие годы в РФ предстоит провести не мало существенных перемен в системе подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. При этом не нужно заново изобретать «велосипед». Очень большой объём работы в рамках модернизации систем СПО проведен в развитых странах. Необходимо регулярно проводить обзор зарубежных систем СПО по различным направлениям и применять передовой проверенный опыт.

Целью данной работы является изучение опыта зарубежных стран в области СПО  по основным общим вопросам.

        Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

  • определить место технического и профессионального образования в структуре всей системы образования;
  • рассмотреть систему управления техническим и профессиональным образованием;
  • изучить опыт социального партнерства в области профессионального образования (участие бизнеса и работодателей в подготовке специалистов технического и обслуживающего труда);
  • изучить особенности финансирования технического и профессионального образования.

1. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        В  современном  мире  утверждается  парадигма обучения  в  течение всей жизни, реализация которой определяет общие контуры и направления развития образовательных систем. Инновационной сущностью концепции образования в течение всей жизни является соединение в  ее рамках двух логик:  логики  образования  (развитие  способностей граждан) и логики промышленности (оптимальное использование человеческих  ресурсов),  направленное  на  сближение  двух  систем  -  общего и профессионального образования.

        В  рекомендациях ЮНЕСКО  и МОТ определены  основные  ценностные  установки  и  цели  образования  в  современном  мире.  Техническое  и  профессиональное  образование  в  целях удовлетворения  потребностей и устремлений граждан должно:

  • обеспечивать  гармоничное  развитие  личности,  духовных  и человеческих  ценностей,  самовыражения  и  способности  понимать  и объективно оценивать действительность, критически мыслить;
  • способствовать  развитию  системы  образования  в  течение всей  жизни  путем  формирования  соответствующих  профессиональных  и  технических  навыков,  предприимчивости,  соответствующих психологических установок и отношений;
  • развивать способности принимать решения, работать в «команде», руководить,  вырабатывать  качества,  необходимые для  активного  и осмысленного участия в трудовом процессе и общественной жизни;
  • формировать способность адаптироваться к стремительному развитию информационных и коммуникационных технологий.

        Анализ  систем  организации  профессионального  образования  в странах с развитой рыночной экономикой позволил сделать вывод, что дословно сам  термин  «среднее  профессиональное  образование»  не  используется в научных публикациях и литературе, в целом наблюдается отсутствие единообразия в терминологии,  которой пользуются различные  страны  и даже  страны,  принадлежащие  к  общим  языковым  группам,  по  вопросам организации  профессионального  образования.  В  интерпретации ЮНЕСКО все уровни образования, носящие преимущественно практико-ориентированную прикладную направленность, относят к  техническому  и  профессиональному  образованию.  В  странах  Европейского  союза начальное  и  среднее  профессиональное  образование, включая дополнительное, обозначается аббревиатурой ѴЕТ.

        В  ситуации  формирования  единой  Европы  по  Маастрихтскому договору  за  системами  образования  признается  неотъемлемое  право на сохранение собственных традиций и специфики в рамках отдельно взятой страны. Тем не менее существует ряд общих тенденций в развитии систем профессионального образования, в частности, в подходе к  совершенствованию  сети  образовательных  учреждений:  создание многопрофильных учебных заведений; разработка форм непрерывного  профессионального  образования,  позволяющих  проходить  курс обучения не сразу, а по частям и в различных учебных заведениях при зачете  накапливаемых  баллов  (кредитов)  или  единиц  квалификации; возможность получения среднего образования, если человек не сумел этого сделать в «положенное» время, и т.д.

        В целом зарубежную среднюю профессиональную школу всегда отличал плюрализм форм и учреждений. В настоящее время многообразие  учебных  заведений  намеренно  воспроизводится  самими  государственными  органами.  Консьюмеристская  концепция  профессионального образования, рожденная буквально в последние годы, является логическим  результатом прагматического духа и  интересов бизнеса,  которые  втянули  в  «свободный  рынок»  профессиональные учебные  заведения,  где  получение  образования  рассматривается  как товар,  предлагаемый  для  продажи.  Профессиональная  школа  постепенно превращается в полноправный субъект  рыночных  отношений, что  стимулирует трансформацию  ее  структуры,  изменение  функций, обретение  новых источников  финансирования,  поиск  новых методов обучения и контроля знаний.

        Основными принципами  отбора и  формирования  содержания  среднего  профессионального  образования  в  зарубежных  странах  являются  стандарты  профессионального образования и  обучения.  Подход к формированию стандартов  на Западе отличен от российского, поскольку там лидирующую роль играет профессиональный стандарт, т.е. требования, которые предъявляют к  выпускнику  отрасль,  работодатель  и  конкретная  область  трудовой деятельности. Именно на этих требованиях к умениям строится образовательный стандарт и обучение в системе профессионального образования.

        Следует  отметить,  что  аналоги  российской  системы  среднего профессионального образования как по содержанию образования, так и по типам образовательных учреждений существуют в образовательных системах всех экономически развитых стран.

        В зарубежной практике можно выделить два основных типа реализации  среднего  профессионального  образования:  самостоятельный образовательный уровень (Германия, США, Великобритания, Япония) или  подуровень  (ступень)  высшего  (в  широком  смысле)  образования (Франция),  возможна  смешанная  система  реализации   практикоориентированного послешкольного образования (Италия).  Программы этого уровня образования реализуются в таких образовательных учреждениях, как специальные училища, школы техников, профессиональные  и  специальные  академии  в  Германии,  двухгодичные  колледжи  в США, колледжи системы дальнейшего образования в Великобритании, младшие и технические колледжи в Японии, а также специальные отделения в высших учебных заведениях во многих странах.

        Независимо  от  модели  реализации  практико-ориентированного образования, содержательная специфика позволяет рассматривать его как  самостоятельный,  качественно  определенный,  завершенный  уровень  профессионального  образования,  обеспечивающий  наполнение значительного  сегмента  профессионально-квалификационной  структуры занятости. Имеющиеся в зарубежной литературе данные свидетельствуют об устойчивой востребованости кадров данного образовательного уровня экономикой всех развитых стран.

        В  соответствии  с  международной  практикой  в  условиях  развития  глобальной  автоматизации  и  информатизации  всех  сфер  человеческой  жизни  специалисты  среднего  уровня  квалификации,  владеющие  солидными  общетеоретическими  знаниями  и  многофункциональными  умениями,  становятся  ведущим  звеном  в  практической профессиональной  деятельности,  стержнем  социально-экономического развития.

2. Система среднего профессионального образования стран Западной Европы

2.1. Система среднего профессионального образования в Великобритании

2.1.1. Система образования: техническое и профессиональное образование

        Система профессионального образования (Further education) в Великобритании включает объединенные школы, колледжи, учебные центры, институты на производстве и в центрах занятости.

        Существует два вида профессиональных колледжей: колледжи дальнейшего (продолженного) образования - Colleges of Further Education и колледжи шестого класса - Colleges of Sixth Form. Они дают профессиональную подготовку и представляют собой промежуточную ступень между школой и вузом. От них надо отличать колледжи - вузы Colleges of Higher Education. Учебные программы колледжей продолженного образования и колледжей шестого класса ориентированы, прежде всего, на практическую подготовку к профессиональной деятельности.  

        Британские колледжи существуют и в частном, и в государственном секторе. Колледжи государственного и частного секторов отличаются, прежде всего, вместимостью и оснащенностью. Количество учащихся  в классе государственного колледжа может достигать 25-30 человек, в частном занятия обычно проходят в небольших группах из 10-15 человек.

        В Великобритании отсутствуют единые учебные планы и программы. Каждый колледж разрабатывает свою программу, которую должны одобрить местные органы образования и профессиональные сообщества. Это вызывает существенные различия в уровне подготовки, которую получают выпускники этих учебных заведений.

        В процессе профессионального обучения можно достичь четырех уровней профессиональной готовности. Компетентность, которая позволяет выполнять однообразную работу, соответствует первому уровню, работать самостоятельно и ответственно - второму уровню, выполнять сложные и оригинальные работы - третьему уровню, а исполнять специальные персональные задания - четвертому уровню.

        Срок обучения в профессиональном колледже может составлять от одного до пяти лет. В зависимости от продолжительности учебы и типа учебного заведения выпускникам присуждаются следующие сертификаты, дипломы и академические степени. One-Year Certificate выдается после одного года обучения на дневном отделении. После двух лет студент получает национальный сертификат (National Certificate), после трех - национальный диплом (National Diplom). Программы колледжей включают наряду с академическими занятиями, стажировки по специальности в компаниях и на предприятиях, что позволяет получить не только знания, но и навыки реальной работы.

        Свидетельства об окончании колледжей профессионального обучения признают как высшие учебные заведения, так и работодатели, и они дают право на продолжение обучения в университете.

         Право аккредитации колледжей в Великобритании имеют только две организации: Британский Совет (The British Council) и Британский Совет по аккредитации (British Accreditation Council, BAC).  

2.1.2. Управление системой технического и профессионального образования

        В управлении профессионального образования Великобритании участвуют:

  • Министерство образования и умений;
  • Совет по финансированию колледжей (неправительственная организация, финансируемая Министерством образования и умений);
  • Отраслевые советы по умениям, в состав которых входят представители работодателей, государства и работников;
  • Местные органы власти (выборные органы на местах, в ведении которых находится социальное обслуживание, транспорт и учебные заведения);
  • Региональные отделения правительства.

        Отраслевые советы по умениям (их более 20) принимают активное участие в разработке национальных стандартов ПОО и охватывают все отрасли экономики Великобритании. В советы входят:

  • работодатели (преимущественное большинство), как правило, представленные действующими ассоциациями работодателей;
  • работники, представленные отраслевыми профсоюзами;
  • специалисты сферы образования.

        Отраслевые советы вместе с представителями отраслей разрабатывают национальные профессиональные стандарты, утверждают национальные профессиональные стандарты квалификаций профессионального образования, сформулированные органами, присваивающими квалификации.

        Политика в области ПОО в основном формируется на местном уровне. Предприятия имеют полную свободу устанавливать объем и качество начального и непрерывного профессионального образования; государство же лишь определяет уровни квалификационных стандартов для выпускников и предоставляет на основании строгих критериев средства на обучение, тем самым осуществляя контроль за качеством обучения.

2.1.3. Социальное партнерство в области профессионального образования (участие бизнеса и работодателей в подготовке специалистов технического и обслуживающего труда)

        Индустриальные отношения в Великобритании отличаются предоставлением относительной политической свободы организациям промышленности и фрагментированность институциональных структур. Такой тип индустриального порядка, в свою очередь, предопределяет модель профессионального образования в стране, которая предполагает делегирование полномочий правительства местным органам власти и предприятиям. Следует отметить, что центральную роль в политике профессионального образования занимают работодатели, способные изнутри определять потребности рынка труда.

        Развитие социального партнерства в Великобритании неразрывно связано с созданием Отраслевых советов по вопросам умений, «органов взаимодействия социальных партнеров». Несмотря на рыночную и децентрализованную модель регулирования профессионального образования в стране, формирование вышеуказанных организаций было вызвано необходимостью консолидации работодателей по отраслям на национальном уровне. Деятельность Сети по умениям для бизнеса, объединившей Отраслевые советы по вопросам умений, координируется Агентством по формированию умений для отраслей. Толчком для создания данных Советов стал итог анализа экономической ситуации Великобритании, который продемонстрировал низкую производительность труда по сравнению с другими развитыми странами.

        Одним из основных направлений Отраслевых советов является обеспечение промышленности умениями высокого уровня, что, в свою очередь, способствует повышению экономической конкурентоспособности и профессионального роста работников. Советы разрабатывают национальные профессиональные стандарты совместно с органами, компетентными в присвоении квалификаций. Обучение безработных тоже входит в компетенцию Отраслевых советов, которые способствуют реализации программ обучения безработных, используя принцип социального партнерства (при сочетании обучения в учебном заведении с прохождением производственной практики на предприятии).        

        В дополнение, активным участником в развитии профессионального образования является Конфедерация британской промышленности, состоящая из работодателей из различных отраслей. Данная Конфедерация подготавливает Национальные цели обучения, учитывая квалификационные потребности, выявляющиеся в результате проведения анализа и прогноза развития экономики и рынка труда. Отраслевые советы, в свою очередь, руководствуются Национальными целями при планировании объемов и профилей подготовки кадров.

        Также, Советом профсоюзов Великобритании было инициировано создание Комитетов по обучению на рабочем месте, которые занимаются разработкой плана предприятия по обучению на рабочем месте и включением вопросов обучения в коллективные договора или подписания соглашений.

2.1.4. Финансовое обеспечение системы технического и профессионального образования

        Совет по финансированию колледжей (СФПО неправительственная организация, финансируемая Министерством образования) заключает контракты с колледжами на проведение обучения. Колледжи сами устанавливают объем приема и определяют программы с учетом местных и национальных приоритетов. Если колледжи не достигают поставленных целей, финансирование может быть сокращено. В системе непрерывного профессионального образования и обучения Великобритании около 90% финансирования обеспечивается предприятиями и только 10% – государством. Государство выделяет значительные средства на обучение безработных.

 

2.2. Система профессионального образования в Германии

2.2.1. Система образования: техническое и профессиональное образование

        В Германии система образования представляет собой классическую структуру с тремя ступенями обучения, состоящую из начальной, средней и высшей школы.

        После окончания начальной школы родители в соответствии со школьной рекомендацией и  желанием ребенка самостоятельно выбирают, в какой школе продолжить образование в Германии.

        В основной школе особое внимание уделяется выбору будущей профессии, упор делается на такие предметы как труд, черчение, домоводство. После окончания основной школы выпускники обычно поступают в профессиональное училище.

        В отличие от основной, реальная школа ориентируется на специальные дисциплины, предметы имеют профильный уклон, например технический, лингвистический, социальный, художественный.

        Гимназии специализируются на трех профилях: общественный, гуманитарный и технический. После окончания ученик получает диплом Abitur, по которому он может быть зачислен в ВУЗ без экзаменов. Для получения этого диплома выпускникам школ необходимо сдать экзамены по четырем основным предметам.

        Комплексная (общая) школа сочетает в себе основы реальной школы и гимназии.

        В Германии существуют несколько типов ВУЗов:

  • университеты и институты;
  • высшие школы;
  • профессиональные академии.

        Профессиональные академии готовят специалистов более 120 профилей: инженеров, экономистов, дизайнеров и профессионалов в других областях.  

2.2.2. Управление системой технического и профессионального образования

        В Германии закон о профессиональном образовании              (The Vocational Training Act) 1969 года, который установил Федеральный институт профессионального образования (BIBB), заложил основу для современной дуальной системы, которая стала частью государственной системы образования.

        В настоящее время институт обеспечивает научные исследования, профессиональный персонал и платформу для социальных партнеров и федерального правительства для совместной разработки и обновления профессиональных стандартов.

        Организации, ответственные за разработку и издание национальных профессиональных стандартов в соответствии с Национальной и Европейской Квалификационной Системой:

        Федеральное правительство, представленное его отраслевыми министерствами, которые ответственны за цели обучения и содержание стандартов, и Министерством образования и науки, ответственным за руководящие принципы политики профессионального образования, принимает решения о профессиональных стандартах и присваивает им юридическую силу путем издания их в соответствии с Национальной и Европейской Квалификационной Системой;

        Социальные партнеры – работодатели и профсоюзы, являются главными заинтересованными сторонами в дуальной системе, а также «драйверами» касательно профессиональных стандартов. Без их согласия федеральное правительство с трудом инициирует, разрабатывает и издает профессиональные стандарты. Обе стороны организовали свою политику в области профессионального образования на высшем уровне (от управляющей компании и цеха для  объединения на федеральном уровне), позволяющей им

обрисовать огромный практический опыт.  Работодатели и профсоюзы имеют около ста экспертов по каждой области, по крайней мере, по одному - два на каждый профессиональный стандарт, которых они могут делегировать в Федеральный институт профессионального образования для разработки, оценивания и модернизации стандарта.

        Для того чтобы облегчить и ускорить процесс разработки стандартов социальные партнеры определили спикеров для каждого сектора и создали свои собственные организации для сотрудничества с BIBB: от работодателей – Агентство профессионального образования; от профсоюзов – Департамент профессионального образования.

        Федеральный институт профессионального образования (BIBB), созданный в 1970 году согласно Закону о профессиональном образовании, с внесенными в 2005 году поправками, в которых перечислены его основные задачи:

  • Исследования в области технического и профессионального образования (ТиПО);
  • Задачи по заказу федерального правительства:
  1. разработка национальных профессиональных стандартов для начального и дальнейшего профессионального образования;
  2. подготовка ежегодного отчета «Статус ТиПО»;
  3. содействие пилотным проектам ТиПО в компаниях;
  4. участие в международном сотрудничестве ТиПО;
  5. ежегодная подготовка и публикация списка профессиональных стандартов;
  6. содействие планированию и проведению межфирменных семинаров для поддержки малых и средних предприятий;
  7. содействие дистанционному обучению.

        Традиционная структура профессиональных стандартов в дуальной системе к середине 90-ых годов предлагала три различных типа:

  • Моно-структурированный стандарт, три года обучения без специализации, типичного для бизнеса и административных профессий
  • Профиль-структурированный стандарт, например, механик с различными профессиональными профилями, как автомеханик, индустриальный механик и т.д.
  • Двухуровневый-структурированный стандарт, первый уровень и квалификация после двух лет, второй уровень и квалификация после трех лет обучения, например строительная промышленность.

        С 1995 года в процесс стандартизации был введен широкий спектр возможностей структурирования: обязательные и факультативные модули, дополнительные модули, например, иностранные языки или учебные модули дальнейшего образования.

        Большинство из этих новых структур являются частью последнего третьего периода обучения в контексте повышения профессиональных результатов и, следовательно, возможности трудоустройства.  

2.2.3. Социальное партнерство в области профессионального образования (участие бизнеса и работодателей в подготовке специалистов технического и обслуживающего труда)

        В Германии социальное партнерство является одним из важнейших элементов дуальной системы профессионального образования и обучения в рамках федеральной структуры государственного устройства, которая предполагает четкое и законодательно закрепленное распределение обязанностей между федеральным правительством и землями в сфере образования.

        Так, процедура разработки, внедрения образовательных стандартов и оценки осуществляются совместно работодателями, профсоюзами, федеральными и региональными правительствами, палатами и учебными учреждениями в рамках существующего законодательства и включает четыре стадии: проведение научных исследований; определение профессиональных характеристик; разработка и согласование учебного плана; подготовка публикаций и осуществление выпуска.

        Обучение основано на  контракте государственно-частного профессионального обучения между учебными предприятиями и молодыми людьми (дуальная система).

        Предприятия несут расходы обучения  в компании и платят вознаграждение стажеру, что регулируется коллективным договором между сторонами.

        Оценка стажеров в дуальной системе основана на трех типах сертификации: сертификат в конце периода обучения после успешной сдачи национального выпускного экзамена, который все стажеры должны сдать, независимо от промышленного сектора; сертификат от учебного предприятия; и оценка профессиональной школой.

        Комбинация этих трех внешних и внутренних оценок помогает гарантировать, что стандарты компетентности поддерживаются и не оставлены исключительно под контролем фирмы, где обучение имеет место. Эти три сертификации составляют ―систему сертификации,  компоненты которой независимы и дополнительны, но не скоординированные.

2.2.4. Управление системой технического и профессионального образования

        В Германии развитие системы профессионального обучения определяется на основе группового консенсуса по вопросам содержания и итоговой аттестации, финансирование профессионального образования и обучения там осуществляется по либеральной модели.

        За развитие профессионального обучения традиционно отвечает целый ряд структур и институтов, таких как:

  • «Компетентные организации» (корпоративные государственные структуры, отвечающие за обучение на предприятиях), представленные промышленными, торговыми и отраслевыми палатами и различными федеральными и земельными органами управления государственного сектора;
  • Комитеты по профессиональному обучению вышеуказанных организаций;
  • Земельные комитеты по профессиональному обучению;
  • Земельные министерства (Министерства труда, финансов и, реже, культуры), которые осуществляют контроль за «компетентными организациями» и принимают решения о предоставлении финансовой поддержки обучения на предприятии земельными правительствами;
  • Федеральный институт профессионального образования и обучения;
  • Федеральная служба по вопросам труда.

        Основная ответственность за законодательный процесс и управление, так называемый культурный суверенитет, лежит на землях.

        Земли имеют законодательные полномочия и права в области среднего и высшего образования, обучения взрослого населения и непрерывного обучения. Земельное законодательство касается образования в учебных заведениях, включая профессиональные училища и частные школы.

        При этом некоторые полномочия в сфере образования переданы на федеральный уровень, такие как: гарантии свободы преподавания, выбора профессии и места обучения.

        Федеральное правительство отвечает за регулирование начального и непрерывного профессионального обучения на предприятиях, приема на обучение, выработку образовательных требований по медицинским специальностям, проведение исследований в области рынка труда и разработки новых специальностей.

        Государство старается помогать частным фирмам, принимающим учеников, посредством дотаций и льгот.

        Работодателям выгодно сотрудничать с образовательными учреждениями и на своих мощностях готовить молодые кадры, несмотря на то, что компании тратят собственные средства. Непосредственная связь учебы и профессиональной деятельности многократно усиливает мотивацию ученика-рабочего, помогает сознательно совершенствоваться по выбранной специальности.

        Получив профессию, ученик может поступить в вуз либо на курсы повышения квалификации при предприятии.

2.2.5. Финансовое обеспечение системы технического и профессионального образования

        Государственное финансирование учебных заведений регулируется «Законом о бюджете», который предусматривает для учебных заведений определенные ограничения на сроки и характер распоряжения государственными средствами.

        Взносы работодателей покрывают все затраты на производственное обучение, а государственные средства оплачивают обучение в училищах, причем работодатели несут на себе основное бремя расходов.

        На федеральном уровне выделяются средства для федерального Министерства образования и науки и федерального института профессионального обучения.

        Правительство предоставляет льготы работодателям, вычитая расходы на обучение из налогооблагаемой прибыли. Большая часть средств работодателей расходуется на выплаты пособий обучаемым по программе «Ученичество», оплату их обучения в профессиональных училищах, выплату зарплат инструкторам и содержание помещений. При заключении контракта на обучение компании обязуются выплачивать обучаемому пособие на период обучения, что отражено в коллективном договоре, а также бесплатно предоставлять материалы и инструменты, необходимые при обучении.

        За незначительными исключениями, профессиональные училища финансируются государством и управляются местным правительством. Частные профессиональные училища (неполная форма обучения) получают различные формы финансовой поддержки со стороны государства. Регулярное финансирование осуществляется в форме субсидий на текущие расходы и оплату персонала.

        Государство может финансировать непрерывное обучение и предоставлять субсидии частным лицам и структурам.  

        Финансовая поддержка частных лиц осуществляется в форме займов и кредитов, а также снижения налогов.  

        Земли оказывают поддержку структурам, осуществляющим обучение, в случае, если последние предоставляют требуемые услуги достаточно большому количеству граждан (охват), с учетом масштабов общего вклада в финансирование всех участвующих структур.

        Прямыми источниками финансирования начального и непрерывного обучения безработных служат страховые взносы работников и работодателей в фонд страхования на случай безработицы и субсидии федерального правительства в ФУТ (если у последнего не хватает собственных средств).

        Финансирование системы профессионального образования и обучения в Германии осуществляется в рамках различных моделей из разных источников финансирования. Все большее развитие получает кооперативное финансирование (обучающие кооперативы).

        Государство сохраняет свою роль в финансировании НПО.

2.3. Система профессионального образования в КНР

2.3.1. Система образования: техническое и профессиональное образование

        В "Законе КНР о профессиональном образовании", принятом в 1996 году, четко регламентированы значение, структура, основные задачи, управленческий аппарат и финансовые источники профессионального образования. Принятие этого документа означает, что профессиональное образование в Китае поставлено на правовую основу.

        Система образования в Китае включает в себя базисное образование (дошкольное, общее начальное и среднее), среднее профессионально-техническое, общее высшее образование и образование для взрослых.

        В систему профессионального образования Китая входят высшие и средние профессиональные школы, средние техникумы, средние школы профессиональной ориентации, центры профессиональной подготовки, школы технической подготовки для взрослых и другие подобные заведения, созданные на силы общественности. Они относятся к высшей, средней и начальной ступеням и тесно связаны друг с другом.

        Высшее профессиональное образование, осуществляющееся на базе среднего образования высшей ступни и являющееся важной частью высшего образования, пока находится в первоначальной стадии развития. Оно ведется главным образом в 87 профессионально-технических институтах, краткосрочных профессиональных университетах, специальных техникумах; десятках высших специальных учебных заведениях, претерпевающих перестройку; 133 вузах для взрослых, где в опытном порядке дается высшее профессиональное образование по 188 специальностям. Более того, в 18 средних техникумах учреждены группы высшего профессионального образования. Все эти высшие профессиональные учебные заведения готовят квалифицированных технических работников прикладного и технологического назначения. Согласно программе развития профессионального образование, в ближайшее время Китай ускорит реформу системы высшего профессионального образования, упорядочит свои высшие профессиональные школы, с тем чтобы превратить их в нормальные профессиональные институты.

        Среднее профессиональное образование - главная часть профессионального образования Китая, включает средние профессионально-технические школы, полные средние школы профессиональной ориентации и средние техникумы. Они готовят для производства технических и управленческих работников среднего уровня. К настоящему времени в стране насчитывается 3026 средних профессиональных школ.

        Полные средние школы профессиональной ориентации восстановлены в начале 80-х гг. и, глубоко отвечая требованиям подъема национальной экономики и структурной реформы системы среднего образования, получили стремительное развитие. Сегодня в 8500 таких школах учатся 4 млн. человек. Задача полных средних школ профессиональной ориентации сводится к подготовке работников широкого профиля, имеющих полное среднее образование и владеющих определенными профессиональными знаниями и навыками. Если в 80-х гг. школы такой категории часто испытывали дефицит в преподавателях-предметниках, учебных пособиях, лабораториях и производственных базах, то теперь все они преодолели эти узкие места, превратившись в школы нового типа с определенным масштабом, качество обучения в них значительно повысилось.

        Средние технические училища (техникумы), появившиеся впервые в Китае в 1949 г., предназначены для подготовки рабочих высокой квалификации. Их насчитывается 4467, в них учатся 1,863 млн. человек по более чем 400 специальностям. В настоящее время в стране открыто более 17 тыс. профессиональных учебных заведений разного типа и разных ступеней, 2090 центров профессиональной подготовки, более 400 тыс. центров повышение квалификации рабочих и служащих, курсов технической подготовки для взрослых и т.п. Ежегодно несколько десятков миллионов человек проходят подготовку в них. Все это говорит о том, что в Китае в основном сформировалась система профессионального образования, включающая высший, средний и начальный уровни и охватывающие широкие направление и профили.

2.3.2. Управление системой технического и профессионального образования

        К общим тенденциям модернизации системы профессионального образования в Китае относится:

  • формирование нормативно-правового обеспечения реформирования профессионального образования;
  • децентрализация управления профессиональным образованием;
  • повышение социального имиджа профессионального образования;
  • развитие социального партнерства профессиональной школы с производством;
  • повышение уровня подготовки специалистов в соответствии с требованиями рынка труда;
  • формирование современной системы подготовки педагогических кадров для системы профессионального образования;
  • укрепление материально-технической базы учебных заведений профобразования и создание системы финансовой поддержки учащихся и педагогов;
  • дифференциация учреждений профессионального образования по типам и видам.

2.3.3. Финансовое обеспечение системы технического и профессионального образования

        В Китае удачно работает система образовательных кредитов с низкой процентной ставкой. Государство гасит 50% кредита. Поэтому в Китае кредитом пользуются около 12% студентов.

        По прогнозам экспертов, к 2020 г. для эффективного управления быстрорастущей экономикой Китаю понадобится в 15 раз больше управленцев, чем сейчас. Для исполнительных китайцев это не просто информация к размышлению, а прямое руководство к действию.

        Согласно данным, совокупный объем расходов Китая на образование (без учета затрат на развитие инфраструктуры) в 2009 году составил $155-160 млрд., что вывело страну в число мировых лидеров по объемам финансирования образовательной деятельности. С учетом затрат на строительство школ, институтов и их модернизацию объем инвестиций удваивается.

        Модернизация системы профессионального образования в Китае это - развитие многоуровневых, многопрофильных и многофункциональных средних профессиональных учебных заведений; повышение социального имиджа системы профессионального образования; повышение квалификации педагогических кадров; развитие социального партнерства профессиональной школы с производством; нормативно-правовое обеспечение повышения социального статуса преподавателей профессионального образования и поддержки малообеспеченных учащихся, обучающихся в системе профессионального образования, увеличение доли практика ориентированной подготовки за счет создания при учебных заведения профобразования собственной базы практик; введение профессиональных стандартов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Из указанного выше можно сделать вывод, что зарубежный опыт развития среднего профессионального  образования  -   отнюдь  не  единый,  собранный  в  целостный комплекс и универсальный опыт. Он очень разнообразен и многолик.

        Не вызывает сомнения тот факт,  что одной из  особенностей современного  этапа  реформирования  профессионального  образования является  тенденция  его  глобализации  и  интернационализации,  все расширяющийся «общий подход» к обеспечению и защите интересов и прав личности,  а через них -  интересов общества и государства.  С этих  позиций  представляется  важным  и  необходимым  всесторонний анализ  и  учет  как возрастающих требований  общества к  профессиональному образованию и  социальному становлению молодежи, так и международного опыта в данной области.

        Сегодня сравнительные педагогические исследования представляют  особый  интерес  и  ценность,  ибо  изучение  и  анализ  различных явлений в области воспитания молодежи развитых стран мира становятся  ныне  фактически нормой  нашей  жизни  и научного  взаимодействия. Чтобы стать равноправными партнерами, вписаться в мировое сообщество  и  развиваться  в  едином  потоке  общечеловеческой  цивилизации, мы должны знать принципы и законы развития этой цивилизации, которые нужно не только пристально и серьезно изучать и анализировать, но и внедрять многие конструктивные идеи в отечественную систему образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Профессиональное  образование  и  формирование  личности специалиста: Науч.-метод, сб. М., 2002.

2. Содержание  и  технологии  профессиональной  подготовки специалистов  в  России  и  за  рубежом:  Материалы  респ.  науч.-практ. конф. / Под ред. Т.М. Трегубовой. Казань, 2003.

3. Техническое и  профессиональное образование и обучение в XXI в.: Рекомендации ЮНЕСКО и МОТ 2002 г. М., 2003.

4. Лощилова М. А. Профессиональное и высшее образование в Великобритании // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 10. — С. 55–59.

5. Федеральный институт профессионального образования, «Дуальная система профессионального образования в Германии», выступление Ж. Дубовски, директора департамента исследования и развития на Международной конференции по дуальному обучению в Тайване, 2005 год.

6. Лю Чжиянь. О вопросах интернационализации профессионального образования в некоторых регионах Китая / Лю Чжиянь // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2015. № 5. С. 95–99 (0,3 п. л.).

7. Лю Чжиянь. О региональной составляющей профессионального образования в Китае / Лю Чжиянь, С. З. Кимова // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2015. № 6. С. 61–65 (0,3 п. л.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы правления (государственного устройства) стран мира. Содружество стран, возглавляемое Великобританией. Реферат.

Рассмотрение форм правления в различных государствах Мира с точки зрения науки политической гоеграфии. Характеристика монархии и республики. Характерные черты каждой из форм государственного правления...

Урок географии в 11 классе Тема урока: «Путешествие по странам Зарубежной Европы»

ЦЕЛЬ УРОКА: ИЗУЧИТЬ И РАССМОТРЕТЬ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА В ИСТОРИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ. уЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПОДОБРАН С ОБШИРНЫМИ МЕЖПРЕДМЕТНЫМИ СВЯЗЯМИ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ОБЗОРНО РА...

Методическое пособие Нетрадиционная форма обобщающих уроков в курсе «Экономической и социальной географии зарубежных стран».

Данное методическое пособие может быть рекомендовано школьным учителям географии , преподавателям географии средних специальных и высших педагогических учебных заведений, для педагогов-организаторов, ...

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика зарубежной Азии. Новые индустриальные страны (НИС) Азии.»

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика зарубежной Азии. Новые индустриальные страны (НИС) Азии.»...

«СПО зарубежных стран»

Российская система среднего образования будет коренным образом реформироваться в ближайшие годы. Обсуждение этой реформы — самый популярный сюжет российской повестки дня с конца 2010 года, попул...

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине разработан для оценки зачета дисциплины общего гуманитарного и социально - экономического цикла ОГСЭ. 06 «Социально-экономическая география зарубежных стран мира» для социально-экономического профиля пр

Комплект контрольно-оценочных средств содержит материалы для проверки уровня сформированности у обучающихся знаний и умений по освоению компетенций, формируемых при изучении дисциплины общего гуманита...