Формы правления (государственного устройства) стран мира. Содружество стран, возглавляемое Великобританией. Реферат.
проект на тему
Рассмотрение форм правления в различных государствах Мира с точки зрения науки политической гоеграфии. Характеристика монархии и республики. Характерные черты каждой из форм государственного правления.
Рассмотрение Содружества Наций, как особого института политческой географии. Формы правления в государствах, входящих в Содружество Наций. Исключительные особенности организации Содружество Наций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
123.docx | 51.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«География»
По теме:
«Формы правления (государственного устройства) стран мира. Содружество стран, возглавляемое Великобританией»
Исполнитель:
Матвеева Диана Викторовна
Кандалакша 2016год
Введение
Форма правления играет основополагающую роль в изучении конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не абстрактная категория науки, а то средство, с помощью которого мы можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией конкретного государства.
Устанавливая структуру и правовое положение высших органов власти, Конституция регулирует сферу отношений между этими органами, а также между ними и народом, который осуществляет через органы государственной власти свою власть в соответствии со своей суверенной волей и коренными интересами. Тем самым и определяется форма правления.
Данная тема выбрана для исследования в связи с тем, что форма правления давно является объектом изучения, но в разных национальных политологических традициях она обозначена неодинаково. В частности, во Франции в данном отношении используется термин «политический режим».[1]
В научной литературе существуют различные подходы к понятию формы правления. Существует как узкая, так и широкая трактовка данного определения. Сторонники узкой трактовки этого понятия связывают форму правления толькос правовым положением главы государства, приверженцы же широкой трактовки включают также отношения высших органов государственной власти с центрами экономического и политического
Важным аспектом изучения является выявление наиболее приемлемого правления: того, при котором все решения, закрыто, хотя и быстро, принимает правящая группа либо того, где важнейшие политические решения принимаются представителями народа в процессе длительного согласования. В этой связи необходимо рассмотреть, к каким институтам государственной власти может быть больше доверия со стороны общества: к органам, избранными народом или к тем органам, сформированным помимо свободного волеизъявления населения.
В различные исторические эпохи выдающиеся мыслители пытались предложить наилучшую форму государства, которая идеальным образом регулирует жизнь народа. Многие из них (Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, М. Падуанский, Дж. Локк, И.А. Ильин, И.Л. Солоневич, Л.А. Тихомиров, и др.) видели выход в усовершенствовании единоличных моделей публичного управления.
Целью данной работы является сравнительный анализ существующих видов форм правления.
1. Понятие «форма правления»
Понятие «форма правления» (реже – «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилия 1988 г., Иордании 1952 г., Казахстана 1995 г., и др.) Почти всегда говорится и о том, является ли государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа 1993 г., где использовалась просто название «государство», например «Государство Израиль»), но в конституциях развернутого понятия формы правления не содержится. Оно вырабатывается доктринальным путём в работах ученых.[2]
Форма правления представляет собой наиболее устойчивый компонент организации государственной власти, так как отношения населения к власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на представления, ценности, традиции, превалирующие в обществе. Возможно, этим и объясняется сохранение института монархии в таких развитых европейских странах, как Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Норвегия, Испания и т.д.[3]
Форма правления определяет важнейшие характеристики государства:
- организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;
- взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;
-компетенцию этих органов.
Форма правления показывает правителя государства, а также тех, кто осуществляет верховную власть.
Итак, форма правления – это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками; она определяет структуру государственных органов и их взаимоотношений.[4]
Типология современных форм правления представлена на рис. 1
Рис. 1 – Типология современных форм правления
2. Современные формы правления
2.1. Монархическая форма правления
2.1.1. Понятие монархии. Виды монархии
Монархия – это исторически сложившаяся форма правления, при которой во главе государства стоит, как правило, единоличный монарх (король, царь, император, шах, калиф, герцог, султан и т.д.).Монарх является источником высшей власти. Монарх занимает престол в соответствии с наследственным или выборным принципом, юридически не отвечает за свои действия и осуществляет функции государственного управления в рамках и на основе монархического правосознания народа.[5]
Вмонархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.
Монархия – древнейшая форма правления, берущая свое начало с эпохи египетских фараонов и шумерских правителей (III –II тысячелетие до н.э.). Это подтверждает еёспособность существовать в различных исторических, экономических и политических условиях развития общества.
Монархии нашего времени делятся на два вида – абсолютные и конституционные (ограниченные)[6] .
При абсолютной монархии монарху принадлежит вся полнота законодательной и исполнительной власти. Сущность абсолютной монархии ясно сформулировал знаменитый французский «король-солнце», Людовик XIV: «Государство – это Я!».[7] Но это не означает, что власть в монархии всегда осуществляется во вред человеку. Абсолютные монархии часто характеризуются высоким уровнем развития общества, мирной внешней политикой и т.п. Данная форма правления превалирует в странах, в которых во многом сохраняются докапиталистические, традиционные политические отношения (Саудовская Аравия, Бруней и др.).
В конституционной монархии полномочия главы государства ограничены. По степени ограничения они бывают дуалистическими и парламентскими .[8]
В дуалистических монархияхсуществует парламент, который издает законы, утверждает бюджет (в отдельных из них наличествует институт парламентской ответственности правительства). Монарх же обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительских и внешнеполитических функций (Марокко, Иорданияи пр.).
В парламентских монархиях реальная власть монарха очень мала. В одних государствах функции монарха сведены только к представительству (в Японии – по конституции 1947 г., в Швеции – по конституции 1974 г.). В других государствах (например, в Великобритании, Бельгии, Дании, Нидерландах, Испании и пр.) за монархом сохраняются определенные полномочия, но он использует их только в результате инициативы правительства, иного органа или вообще не прибегает к ним, так что эти полномочия предусмотрены в качестве резервных на случай какого-либо политического кризиса. В частности, право налагать вето на законодательные акты парламента (там, где оно формально имеется у монарха), на практике, как правило, не применяется.
Данный вид монархии сохраняется благодаря сложившимся историческим традициям. Показателен пример Испании, где после сорокалетнего срока диктатуры Франко в 1975 г. народ Испании высказался за восстановление монархии.[9]
Монархия является одной из самых эффективных систем организации власти. Она построена на патерналистском понимании государства и личности монарха. Монарх является отцом огромной семьи – государства, и каждый из подданных находится под его покровительством и защитой.
Одним из главных достоинств монархии, как абсолютной, так и конституционной, является способность сохранять не формальность отношений монарха и подданного. В силу этого монархия является действенным символом сплочённости. Монархия может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту важную миссию – миссию символа и инструмента единства.
Главным недостатком абсолютной монархии является то, что при наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Часто династические наследники являли собой резкую противоположность своим родителям.
2.2. Республиканская форма правления
2.2.1. Республика и ее виды
Республика – такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.[10]
Республиканской форме правления присущи следующие признаки:
- единоличный и коллегиальный глава государства;
- выборность на определенный срок главы государства и других органов государственной власти;
- осуществление государственной власти по поручению народа;
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
- обязательность решений высшей государственной власти.[11]
Республики существуют с древнейших времен. Еще в месопотамских городах-государствах (IV – III вв. до н.э.) сформировались основные признаки этой формы правления.[12] Греческие республики –города-полисы вошли в историю в качестве классического примера демократических способов управления делами общества и государства.
Но наибольшее распространение эта форма правления получила в периоды Новой и Новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.[13]
В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами.
Республика – самая распространенная на сегодняшнее время форма правления – существует в трёх формах:парламентская, президентская и полупрезидентская (смешанная). [14] В основу этой классификации заложена структура отношений между исполнительной и законодательной властями.
В парламентской республике руководящий орган государственной власти – парламент. Правительство формируется на основе парламента и несет перед ним ответственность.
Роль главы государства в парламентской республике невелика. Формально ему принадлежит право назначения правительства, но осуществляет он это только исходя из расстановки политических сил в парламенте. Избирается глава государства (президент), как правило, парламентским путем, т.е. членами парламента или коллегией выборщиков, не менее половины которой составляют депутаты (есть и исключения – в Австрии президент избирается всеобщим голосованием). Типичные примеры парламентских республик – Италия, ФРГ, Ирландия.
В президентской республике самым строгим образом претворяется в жизнь принцип разделения властей, каждая из которых обособленно выполняет соответствующую функцию. Чёткое разделение властей позволяет обеспечить их взаимный противовес. (Исторический прототип президентства закреплен в конституции США 1787 г.; президентскими республиками являются также Аргентина, Бразилия и др.).[15]
Современный институт президентства при некотором разнообразии в принципах разделения властей и их функциях обладает общими характеристиками:
- в конституционном порядке разграничены полномочия и обязанности институтов президента, парламента, суда;
- исполнительная власть полностью принадлежит президенту, который является главой государства и правительства;
- президент и парламент избираются отдельно, потому они независимы друг от друга;
- президент ответствен перед народом, а правительство – перед президентом;
- парламент не имеет права отзыва правительства и президента (исключая импичмент), но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия;
- при классической форме (США) президент не вправе распустить парламент, у него нет возможностей для законодательной инициативы, но есть право вето, которое преодолевается двумя третями парламента;
- исключено совмещение правительственной должности и парламентского мандата (однако, в США вице-президент – председатель сената).[16]
Президент не несет парламентской ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона с использованием процедуры импичмента. Президента избирают всеобщим прямым голосованием граждан либо специальной коллегией выборщиков, избранных на всеобщем голосовании (этот непрямой порядок избрания принят в США).
Известная американская система сдержек и противовесов дополняет разделение властей и позволяет их механизмам функционировать как единое целое. Такая система включает: право отлагательного вето президента в отношении законов; парламентский импичмент со смещением президента; принцип, в соответствии с которым суды должны руководствоваться в своей деятельности актами, издаваемыми парламентом, но обладают правом проверки их конституционности и т.д.
Полупрезидентская, или смешанная, форма правления соединяет отдельные характеристики парламентской и президентской республик, однако их совокупность создаёт определённо новое качество. Роль президента здесь особенно велика. Подобная форма правления существует во Франции, Португалии, Финляндии, ряде стран Южной Америки, Африки и в других регионах. [17]
Для смешанной республики характерны следующие черты:
- глава государства – президент – избирается на всеобщих прямых выборах;
- президент назначает правительство, опирающееся на парламентское большинство, и премьер-министра, который ответственен перед ним;
- правительство не только зависит от президента, но и ответственноперед парламентом и может быть распущено им после вынесения вотума недоверия;
- партийная принадлежность президента, премьер-министра и парламентского большинства не всегда совпадают (так нередко бывает в современной Франции);
- президент имеет право распустить парламент (чаще всего нижнюю палату) и назначить новые выборы;
- у главы государства есть права отлагательного вето на акты парламента и законодательной инициативы;
- у президента и парламента, как правило, разные сроки деятельности.
В определенных случаях президент председательствует на заседаниях правительства, решения которого он утверждает. Во Франции, например, парламент может принимать законы только в строго установленных конституцией сферах, а все остальные регулируются актами правительства. Таким образом, значение президента в этой стране оказывается еще выше.
Полупрезидентской формой правления охвачено 42 государства мира.
В современном политическом мире существуют и другие, более спефические разновидности президентских республик: с коллегиальной главой государства; с институтом капитан-регентства; так называемыесуперпрезидентские .
В ряде стран имеется коллегиальный, а не индивидуальны глава государства. Например, в Швейцарии функции главы государства и правительства осуществляются коллегиальным органом – Федеральным (Союзным) советом, выбираемым парламентом в составе семи членов на относительно широкой коалиционной основе. Председательствует в Совете президент, который избирается сроком на один год поочередно из состава его членов и выполняет чисто представительские функции. Принцип парламентской ответственности в этой стране отсутствует. То есть форма правления в Швейцарии обладает чертами президентской республики, за исключением того, что глава государства не единоличный. Коллегиальный глава государства действует также в Гвинее-Бисау.[18]
3. Содружество Наций
Содружество наций является объединением независимых государств, в которое входит Великобритания и многие её бывшие колонии и протектораты. Государства, входящие в этот союз, не имеют политической власти друг над другом.
Начало ему было положено ещё в 1887 году, в 1926-м была принята Декларация Бальфура, а закреплен статус Содружества 11 декабря 1931 года Вестминстерским статутом. После этого, Содружество напоминало союз стран, объединённых с Великобританией.
Согласно документу 1931 года, монарх Великобритании является главой каждой страны, признавшей Вестминстерский статут и входящей в Британское Содружество наций. Одновременно документ устанавливал правовое положение доминионов, а также ввел в действие решения конференций 1926 и 1930 годов. В итоге доминионы признавались фактически независимыми государствами, полностью равными с Британией, законы Англии также не могли распространяться на них без их согласия. В 1947 году ситуация изменилась: Индиястала республикой. Исходя из этого, пришлось кардинально пересмотреть основы объединения, т.к. признавать главой государства монарха было бы неприемлемым. Изменилось название, а также цели организации - приоритетными стали гуманитарные миссии, образовательные проекты и т. д. На сегодняшний день входящие в Содружество наций страны (53) демонстрируют различный подход к управлению государством. Из них только 16 – Королевства Содружества, признающие королеву Великобритании Елизавету II как главу государства. Государства присоединялись и выходили из союза, приостанавливали членство и восстанавливали его (показателен здесь пример Фиджи, членство которого было приостановлено союзом ввиду проблем с политической ситуацией в стране).
Список стран дан согласно информации на официальном сайте: Антигуа и Барбуда; Бангладеш; Ботсвана; Канада; Фиджи (восстановлены в качестве полноправного члена с 26 сентября 2014 года); Гайана; Кения; Малави; Мальта; Намибия; Нигерия; Руанда; Сейшельские острова; Соломоновы острова; Сент-Китс и Невис; Тонга; Уганда; Вануату; Австралия; Барбадос; Бруней; Кипр; Гана; Индия; Кирибати; Малайзия; Маврикий; Науру; Пакистан; Сент-Лючия; Сьерра-Леоне; Южная Африка; Сент-Винсент и Гренадины; Тринидад и Тобаго; Великобритания; Замбия; Багамы; Белиз; Камерун; Доминика; Гренада; Ямайка; Лесото; Мальдивы; Мозамбик; Новая Зеландия; Папуа Новая Гвинея; Самоа; Сингапур; Шри Ланка; Свазиленд; Тувалу; Танзания.
Входящие в Содружество наций страны объединены не только договорами и актами, но также и культурно и лингвистически: в 11 странах английский является одним из официальных языков, а в других 11 - единственным официальным языком.
Как указывается на официальном сайте, это объединение (на добровольных началах) стран с совместными ценностями. Королева Елизавета II формально возглавляет Британское Содружество наций (список стран-членов этой организации один из крупнейших в мире), текущее же административное руководство осуществляет Секретариат. По форме управления внутри союза распределение следующее: 32 государства являются республиками, 5 – национальные монархии, и 16 признают главой британскую королеву, представленную в каждой стране генерал-губернатором. При этом она не выполняет никаких формальных функций или обязанностей.
Заключение
Таким образом, форма правления – это организация высших органов государственной власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. В понятие «форма правления» есть все основания включить отношения между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой реализуются все эти отношения.
Оценивая ту или иную форму правления, помимо структуры взаимоотношений трех традиционных для определения этого понятия органов, следует учитывать роль других органов государства, которым по конституциям принадлежит государственная власть (например, Военный комитет развития на Мадагаскаре) или которые осуществляют ее на практике (армия в Индонезии в соответствии с концепцией о политической роли армии), формы прямых и обратных связей органов государственной власти с населением.
Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.
Форму правления нельзя отождествлять с управлением государством. Последнее – гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Например, Великобритания или Япония – монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не управляет государством.
В настоящее время идет переосмысление понимания формы правления, поскольку появляются модели организации высших органов государственной власти, которые нельзя отнести ни к одной из описанных выше моделей. В современном мире появляются выборные монархии и вместес тем пожизненные президенты.
Список литературы
1. Мельвиль А.Ю. (и др.) Политология: Учебник – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Проспект, 2009.
2. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – М.: «Юристъ», 2005.
3. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. – М.: «ЮНИТИ-ДАТА», 2005.
4. Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2009.
5. Смоленский А.Б. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.
6. Теория государства и права. / Под ред. Л.В. Смирнова. – М.: «Книжный мир», 2004.
[1] Мельвиль А.Ю. (и др.) Политология: Учебник – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Проспект, 2009. С. 252.
[2] Смоленский А.Б. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007. С. 112.
[3] Мухаев Р.Т. Теория государства и права. – М.: «ЮНИТИ-ДАТА», 2005. С. 151.
[4] Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2009. С. 273.
[5] Теория государства и права. / Под ред. Л.В. Смирнова. – М.: «Книжный мир», 2004. С.59.
[6] Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – М.: «Юристъ», 2005. С. 76.
[7] Мельвиль А.Ю. (и др.) Политология: Учебник – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Проспект, 2009. С. 253.
[8] Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – М.: «Юристъ», 2005. С. 76.
[9] Мельвиль А.Ю. (и др.) Политология: Учебник – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Проспект, 2009. С. 254.
[10] Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – М.: «Юристъ», 2005. С. 77.
[11] Там же.
[12] Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – М.: «Юристъ», 2005. С. 77.
[13] Мельвиль А.Ю. (и др.) Политология: Учебник – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Проспект, 2009. С. 254.
[14] Там же.
[15] Мельвиль А.Ю. (и др.) Политология: Учебник – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Проспект, 2009. С. 256.
[16] Мельвиль А.Ю. (и др.) Политология: Учебник – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Проспект, 2009. С. 257
[17] Там же. С. 258.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Что такое Новый год" о праздновании в разных странах мира.
Презентация на тему "Что такое Новый год" о праздновании в разных странах мира....
Открытый урок-конференция "Исследование смешанных моделей экономих развитых стран мира"
Внеклассный урок-конференция с использованием ЦОР...
Форма правления
презентация...
Формы правления государством (методическая разработка)
Технологическая карта урока...
План- конспект учебного занятия по теме "Страны на современной политической карте мира. Типология стран."
План- конспект учебного занятия по теме "Страны на современной политической карте мира. Типология стран."...
План - конспект учебного занятия по теме "Государственный строй стран мира. Геополитика."
План- конспект учебного занятия по теме "Государственный строй стран мира. Геополитика."...
План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."
План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...