Открытый урок-конференция "Исследование смешанных моделей экономих развитых стран мира"
план-конспект урока на тему

Чиркина Наталья Ефимовна

Внеклассный урок-конференция с использованием ЦОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_55_1_1.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«САМАРСКИЙ ТОРГОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ »

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА-КОНФЕРЕНЦИИ

По дисциплине «Основы экономическая теории»

ТЕМА: «Исследование смешанных моделей экономических систем и перспективы развития Российской модели экономики»

Специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.07  Банковское дело

 Самара, 2016

 

Рассмотрено на заседании                                     УТВЕРЖДАЮ

ПЦК Экономики  и сервиса                            Директор ГБПОУ «СТЭК»

Протокол                                                                 ___________ Н.А.Изотова

От «___» _____ 2016 г                                           От «___» _____ 2016г

__________ Н.И.Бондаренко

         Методическая разработка открытого урока-конференции профессионального учебного цикла разработана на основе федерального государственного  образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности  38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) (приказ Минобрнауки России  от 28.07.2014 № 836); 38.02.07 Банковское дело (приказ Минобрнауки России  от 28 июля 2014 г. N 837)

Организация - разработчик: ГБПОУ «СТЭК»

Разработчик:  Чиркина Н.Е., преподаватель ГБПОУ  «СТЭК»

Урок – клеточка педагогического процесса.

В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.

Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

Скаткин М.

Тема: «Исследование смешанных моделей экономических систем и перспективы развития Российской модели экономики».

 

Урок – конференция – учебное занятие, ориентированное на актуализацию знаний студентов; обобщение и систематизацию знаний по пройденным темам учебной дисциплины, создающее условия для организации исследовательской деятельности учащихся.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, урок-конференция.

Цель урока-конференции:

Образовательные:

  • сформировать у студентов навыки исследовательской работы;
  • систематизировать знания учащихся об экономической деятельности;
  • изучить типы смешанных экономических систем, применяемые в разных странах;
  • анализировать преимущества и недостатки смешанных типов экономических систем применительно к российским условиям;
  • способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности студентов;

Развивающие: 

  • развить навыки исследовательской деятельности;
  • навыки планирования своей деятельности;
  • навыки работы в группах;
  • навыки самостоятельной работы с различным источниками;
  • способствовать развитию экономического мышления студентов.

Воспитывающие:

  • воспитание способности к самоорганизации, целеустремленности, волевых качеств личности, чувство патриотизма;
  • приобретение опыта работы в команде.

Тип урока-конференции:

Урок, основанный на имитации деятельности научной организации: конференция по результатам исследований в области макроэкономики. Модульный урок с доминирующей деятельностью студентов  и с использованием ИКТ. Основными методами урока является исследование студентов; синтез и анализ учебного материала; создание собственных презентаций на основе ЦОР.

Оборудование урока-конференции:

  • ПК, мультимедийный проектор;
  • Нетбуки на столах;
  • Презентации студентов;
  • Блокноты, ручки;
  • Доска, мел.

Литература:

Основная:

      1.Кудина М.В. Основы экономики:  учебник. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2008. – 352с.

      2.  Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория. М., 2009г.

  1. Бухарин Н.И. Избранные произведения / Предисл., коммент. С.Л. Леонова. М.: Экономика, 2010.
  2. Булатов А.С. Экономика. /  А.С. Булатов.- Изд-во: Экономистъ, М., 2012г. -734 с.

Дополнительная:

ЦОР, ресурсы Интернет.

Ожидаемые результаты.

В результате урока у студентов должно сформироваться представление:

  • об основных типах смешанных экономических систем;
  • об основных характеристиках этих систем;
  • о заимствовании отдельных элементов со шведской, американской, японской модели экономик для российской экономической системы.

Дальнейшее развитие:

  • навыков исследовательской деятельности;
  • умения планировать свою деятельность;
  • работа в группах;
  • навыков самостоятельной работы с различным источниками;
  • умения выделять главное, находить причинно-следственные связи;
  • навыков сравнительного анализа;
  • самостоятельности в формулировки, делать выводы.

Воспитание:

  • волевых качеств личности;
  • усердия и усидчивости;
  • способности к самоорганизации;
  • целеустремленности

Краткий ход урока-конференции:

  1. Организационный момент (3 мин)
  2. Актуализация  через постановку проблемного вопроса (10 мин).
  3. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся (1мин)
  4. Показ презентационных материалов  (60 мин).
  5. Закрепление (6 мин).
  6. Рефлексия (4 мин).
  7. Заключительная часть  (6 мин).

Развернутый  ход урока-конференции: 

  1. Организационный момент.

Преподаватель: Сегодня мы собрались на уроке-конференции по теме «Исследование моделей экономических систем и перспективы развития Российской модели экономики». Вы знаете, что в России действует  экономика переходного типа. Поэтому Российская экономика находится в процессе формирования. Задача нашего урока-конференции, проанализировав преимущества и недостатки трех ведущих и успешно-функционирующих западноевропейских моделей экономики, предложить внедрить в российскую модель экономики наиболее оптимальные элементы из американской, шведской, японской моделей экономики.

2. Актуализация через постановку проблемного вопроса.

            Проблемный вопрос преподавателя.

Один отечественный сатирик задал своим слушателям проблемный вопрос: «Что вы выберите: полный карман денег и пустые прилавки магазинов или полные прилавки магазинов и пустой карман?» Отчего это зависит? Исследованием этого вопроса мы займемся на сегодняшнем уроке.
Студенты высказывают свои точки зрения.

Студент:  Основываясь на знаниях, полученных на предыдущих уроках по экономике, могут предположить, что зависит от типа экономической системы страны.

Преподаватель: Скажите, пожалуйста, «пустые прилавки магазинов» характерны для какого периода российской действительности? Какой тип экономики был в тот период в нашей стране.

Студент: «Пустые прилавки» магазинов характерны для нашей страны, когда действовала административно-плановая экономическая система.

Преподаватель: Административно-плановую экономику какой тип экономики сменил в нашей стране?

Студент: В нашей стране на данный момент действует экономика переходного смешанного типа. Переходный характер экономики заключается в том, что страна, начиная с начала 90-х годов, осуществляет переход от административно-плановой экономики к рыночной. Смешанный тип экономики выражается в том, что в нашей стране основой функционирования экономики является рыночная конкуренция с одновременным существованием сильного государственного регулирования; существует как государственная, так и частная собственность.

  1. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Презентационный материал является оценкой готовности студентов к самостоятельной исследовательской деятельности.

  1. Показ презентационных материалов. Основная часть урока-конференции.

Три группы студентов по очереди представляют свои исследовательские работы в виде презентаций.

Методические рекомендации по оформлению последовательности слайдов презентации.

  1. слайд: Представлена тема конференции: «Исследование смешанных моделей экономических систем и практические рекомендации повышения  эффективности функционирования российской модели экономики».

Исследовательская группа: ФИО студентов-исследователей.

Руководитель группу: ФИО преподавателя.

         2слайд: Представить эмблему группы и название темы работы.

         3 слайд: План презентации:

1.История развития (шведской, американской, японской) модели экономики

  1. Краткая характеристика экономической модели
  2. Налогообложение в экономической модели
  3. Социальная позиция модели
  4. Ведущие предприятия страны – достижения модели
  5. Достоинства модели
  6. Недостатки модели

4слайд: Указать проблему, на решение которой нацелена исследовательская деятельность.

5слайд: Решение, которое планирует предложить наша группа исследователей.

6слайд:  Актуальность темы и новизна идеи.

7слайд: Цели исследования (проекта).

8слайд: Задачи исследования (проекта).

9слайд:  Описание экономической модели: История развития (шведской, американской, японской) модели экономики.

10слайд: Краткая характеристика экономической модели

           11слайд: Налогообложение в экономической модели.

           12слайд: Социальная позиция модели.

13слайд: Ведущие предприятия страны – достижения модели.

14слайд: Основные преимущества модели.

15слайд: Недостатки модели.

16слайд: Практические рекомендации для российской модели экономики.

17слайд: Целесообразность применения в Российской экономике.

18слайд: Социальная значимость рекомендаций для Российской экономики.

20слайд: Заключение

21слайд: Команда исследователей.

22слайд: Спасибо за внимание.

После представления своих проектов, студенты отвечают на дополнительные вопросы.

Рассказ преподавателя: Итак, мы пришли к выводу, что тип экономической системы определяет уровень социально-экономического развития страны. В нашей стране действует смешанный тип экономической системы. Поэтому на сегодняшнем уроке мы будем разбирать именно этот тип экономики.  Рассмотрим модели смешанных экономических систем в тех странах, в которых данный тип экономической модели сложился гораздо раньше, чем в нашей стране. Заслушаем наших исследователей по шведской, американской, японской экономических систем. Проведя анализ сильных и слабых сторон этих экономических систем, мы сделаем вывод о возможной экстраполяции каждой из этих экономических систем в нашу экономику.

Сейчас мы заслушаем в порядке очередности результаты исследования трех экономических школ.  Первой заслушаем представителей американской модели экономики. Американская модель – исторически первый тип смешанной экономической системы.

Уважаемые представители американской модели экономики расскажите о своей деятельности и представьте наглядно результаты своих исследований.

Преподаватель  сообщает, что выступают и делают презентацию представители американской модели экономики.

Презентация американской модели экономики.

Преподаватель  предлагает представителям 2 других школ определить те элементы, которые могут быть заимствованы для российской экономической системы.

Студент: Наша школа считает, что для России целесообразно перенять из американской системы приоритет государственной стимуляции предпринимательской деятельности, высокой производительности труда, массовую ориентацию на личный успех.

Преподаватель сообщает, что сейчас выступают представителя шведской модели экономики.

Выступают представителя шведской модели экономки.

Преподаватель   предлагает представителям японской и американской экономических школ сделать вывод  о возможном заимствовании отдельных элементов из японской модели экономики.  

Студент: Мы считаем, что в шведской модели замечательным является то, что все функционирование данной экономической модели направлено на успешное развитие социального сектора экономики, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

Преподаватель сообщает, что выступают представители японской модели  экономики.

Выступают представители японской экономической школы.

Преподаватель предлагает студентам сделать вывод  о возможном заимствовании отдельных элементов из японской модели экономики.

Студент. В России, как и в Японии, основным двигателем экономического развития должно стать национальное самосознание.  За годы перестройки наша страна значительно снизила уровень национального самосознания. Воспитание национального самосознания прежде всего должно стать приоритетом  у подрастающего поколения.

5. Закрепление.

Преподаватель предлагает участникам конференции провести мозговую атаку и применяя метод синтеза обобщить результаты исследований трех разных школ экономики применительно к российским условиям.

Студент: Для российской экономики целесообразно из американской модели взять приоритет развития предпринимательства, высокой производительности труда, личностного успех; из шведской модели – высокую социальную ориентированность государственных расходов; из японской – развитие национального самосознания как основы успеха макроэкономического успеха.

Преподаватель результаты мозгового штурма фиксирует на доске.

6. Рефлексия.

Преподаватель предлагает для реализации рефлексии на уроке заполнить преподавателям  и администрации колледжа Приложение 1.

Преподаватель зачитывает вслух средние результаты данных в заполненном Приложения 1.  

Преподаватель предлагает студентам для осуществления рефлексии на уроке заполнить Приложение 2. Преподаватель зачитывает вслух результаты данных в заполненном Приложении 2.

7. Заключение.

В заключении урока преподаватель делает вывод о том, что мы живём с вами в век конкуренции и рынка и прекрасно понимаем, что главное для всех стран, а для России особенно, найти своё место в этом мире и развиваться всё лучше и качественней. А это невозможно без гармоничной и эффективно функционирующей экономической системы.

                                                                                                             


     

Приложение 1

Оценочный бланк презентации

№ п/п

Критерий

Количество баллов

1

2

3

4

5

1

Представление презентации

2

Выявлена проблема, на решение которой нацелена исследовательская деятельность.

3

Актуальность темы и новизна идеи.

4

Определены цели проекта и задачи проекта соответствуют цели.

5

В полном объёме описана экономическая модель:

- История развития (шведской, американской, японской) модели экономики;

- Дана характеристика экономической модели;

- Представлено налогообложение в экономической модели;

- Социальная позиция модели;

- Ведущие предприятия страны – достижения модели.

6

Выявлены преимущества и недостатки модели

7

Представлены практические рекомендации для российской модели экономики и целесообразность применения в Российской экономике.

8

Определён социальный эффект исследуемой модели для Российской экономики.

9

Оформление презентации

10

Оценка компетентности поведения группы исследователей

Итого: общее количество баллов


Приложение 2

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА __________________________________________________

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале

Листы самооценки

1

Как был нашей школой проанализирован материал 2х других школ?

Успешно был проанализирован весь материал-9-10 баллов

Представленный материал был проанализирован частично-7-8 баллов

Мало, что проанализировано было нашей школой, надо ещё поработать над их материалами -4-5 баллов

2

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов

Допустил ошибки-7-8 баллов

Не справился 4-5 баллов

3

Какого уровня была презентация нашей школы

Высокого -9-10 баллов

Среднего-7-8 баллов

Низкого – 5-6 баллов

4

Как в целом выступила моя школа?

Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов

Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов

5

Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы правления (государственного устройства) стран мира. Содружество стран, возглавляемое Великобританией. Реферат.

Рассмотрение форм правления в различных государствах Мира с точки зрения науки политической гоеграфии. Характеристика монархии и республики. Характерные черты каждой из форм государственного правления...

Презентация на тему "Что такое Новый год" о праздновании в разных странах мира.

Презентация на тему "Что такое Новый год" о праздновании в разных странах мира....

План - конспект учебного занятия по теме "Государственный строй стран мира. Геополитика."

План- конспект учебного занятия по теме "Государственный строй стран мира. Геополитика."...

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...

Презентации "Страны мира"

Презентации по географии подготовлены обучающимися 2 курса...