открытый урок 2023
методическая разработка

Андреева-Стрельченко Елена Витальевна

открытый урок 2023

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2023.docx43.74 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

"ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"

(ГБПОУ Юридический колледж)

ОТКРЫТЫЙ УРОК

«Классификация и особенности применения специальных средств сотрудниками органов внутренних дел»

по междисциплинарному курсу

МДК. 01.04. Специальная техника

профессионального модуля

ПМ.01. Оперативно-служебная деятельность

специальности

40.02.02 Правоохранительная деятельность

(базовая подготовка)

Москва 2023


Разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования спец. 40.02.02 Правоохранительная деятельность

от 12.05.2014 № 509

Рецензенты: И.В Коршунов, профессор кафедры пожарно-строевой и газодымозащитной подготовки Академии ГПС МЧС России ,полковник внутренней службы, доцент к.т.н.

О.Л.Болотаев,инспектор отдела по ПСиФП ОМОН «Зубр»ЦСН СР Росгвардии ,капитан полиции.

Составители (авторы):

Е.В.Андреева, преподаватель ГБПОУ Юридический колледж, высшая квалификационная категория 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………....…………….3

1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА:        6

1.1 Применение сотрудником полиции специальных средств их виды и значение         6

1.2 Тактико-технические характеристики специальных средств индивидуальной защиты         ………………………………10

2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ        16

2.1 Основы применения специальных средств         .16

2.2 Уголовная ответственность за неправомерное применение сотрудником полиции специальных средств и физической силы ……. ….……………..……..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНО -ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………………...…28

ВВЕДЕНИЕ

Специальные средства, предусмотренные законами Российской Федерации, по характеру воздействия занимают промежуточное положение между применением физической силы и огнестрельного оружия. Под словосочетанием «специальные средства» многие ученые понимают достаточно опасные технические устройства, средства, которые могут серьёзно травмировать человека. Такое разделение достаточно условно и исходит из теоретических предположений, хотя и закреплено действующим законом. Ведь неправильное применение ряда специальных средств тоже может привести к смертельному исходу, при этом могут пострадать посторонние люди.

Поэтому для сотрудников ОВД очень важным элементом является практическая работа со всеми видами изделий на учебном полигоне, специально приспособленном для этих целей. Практические занятия помогают, с одной стороны, не переоценивать возможности спецсредств, а, с другой стороны, максимально полно реализовывать заложенный в них потенциал. Некоторые сотрудники, просто не знают - какие средства имеются и как ими пользоваться. Тот сотрудник, который знает, видел, а еще лучше, на себе испытал воздействие специальных средств, более подготовлен психологически и будет действовать более грамотно и чётко, чем тот, кто обучался только теоретически.

Кроме спецсредств, способных активно воздействовать на людей, есть еще средства защиты сотрудников и охраны помещений, зданий, участков местности, средства доставки личного состава и т.п., знание которых и умение действовать с ними помогает решать задачи борьбы с правонарушениями.

К сожалению, сегодня в системе органов внутренних дел нет полноценного обучения квалифицированному применению спецсредств.

Во-первых, отсутствуют многие средства, особенно современные.

Во-вторых, не достаточно налажено информационное обеспечение, нет достаточной информации о ряде видов специальных средств.

В-третьих, нуждается в совершенствовании правовое обеспечение данного процесса.

Сотрудник должен не только знать, что существует определенная процедура применения специальных средств, которая устанавливается нормативными правовыми актами, но и отработать этот алгоритм в различных ситуациях. Поэтому немаловажное значение имеет глубокое знание правовой основы применения конкретных изделий, принятых на вооружение ОВД, их технических характеристик и особенностей.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступают умения и навыки сотрудников ОВД в использовании специальных средств. Предметом  исследования являются нормативные правовые акты, регламентирующие условия и порядок применения специальных средств сотрудниками органов внутренних дел.

Цель и задачи. Основная цель курсовой работы заключается в формирование знаний об специальных средствах индивидуальной защиты и активной обороны. Средством реализации указанной цели является решение следующих задач:

Образовательные:

1. Показать роль и значение специальных средств, в повышении эффективности работы ОВД.

2. Рассмотреть правовые нормы применения специальных средств.

3. Дать тактико-технические характеристики специальных средств индивидуальной защиты.

4. Рассмотреть тактико-технические характеристики специальных средств активной обороны.

Развивающие:

1. Развивать у обучаемых память, умение анализировать предложенный на лекции материал, синтезировать его и выделять главное, делать выводы.

2. Формировать умение конспектировать излагаемый преподавателем материал.

Воспитательные:

1. Формировать у обучаемых чувство нетерпимости ко всем проявлениям преступности и правонарушениям.

2. Формировать у обучаемых осознание необходимости изучения специальных средств, для будущей практической деятельности, чувство ответственности и гордости за избранную профессию.

Методология исследования. В ходе исследования применены статистический, сравнительный, аналитический методы.

В качестве нормативно-правовой базы использованы следующие источники: Конституция РФ, КоАП РФ, ФЗ РФ и др.

  1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

1.1 Применение сотрудником полиции специальных средств их виды и значение  

Специальные средства - это состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных Законом, технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, основным назначением которых является оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты.

Обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации специальными средствами, порядок выдачи, применения, учета, хранения, транспортирования и уничтожения специальных средств, а также сроки проведения их опытной эксплуатации определяются министром внутренних дел Российской Федерации. 

Сотрудники ОВД располагают комплексом специальных средств защиты. Необходимость этого обусловлена разнообразными ситуациями, в которых они выполняют свои служебные обязанности.

К примеру, задержание вооруженного преступника, укрывшегося в помещении, требует таких специальных средств, которые обеспечили бы безопасность сотрудников, участвующих в данной операции, и вместе с тем позволили бы вынудить преступника покинуть помещение. Другие средства необходимы в случае пресечения хулиганских проявлений. Ликвидация массовых беспорядков также требует применения комплекса разнообразных специальных средств.

Все специальные средства в зависимости от своего назначения делятся на три вида. 

Средства индивидуальной защиты – предназначены для защиты личного состава от воздействия огнестрельного и холодного оружия, ударов металлическими предметами, палками, металлическими прутами и т.д.

К данному виду специальных средств относится:

- шлемы (стальные армейские, "Сфера", каска защитная пластмассовая);

- бронежилеты, пулезащитные куртки (ЖЗТ-71М, ЖЗЛ-74, Мираж);

- противоударные и броневые щиты (Витраж, БЗТ-75, БЩ-82, «Забор»). 

Средства активной обороны – предназначены для отражения нападения правонарушителей, пресечение их неповиновения, ограничение физического сопротивления, активного воздействия на правонарушителей путем кратковременного психофизического или болевого воздействия без нанесения травм или других телесных повреждений.

К данному виду специальных средств относится:

           – палка резиновая специальная (ПР-73, ПР-73М, ПР-89, ПР-90, ПР-Тонфа, ПР-Таран и др.);

– наручники (БР, БР-С, БКС-1, БОС);

– ручные газовые гранаты ("Черемуха-1", "Черемуха-6", "Черемуха-12");

– патроны с газовыми гранатами ("Черемуха-4", "Черемуха-7");

– аэрозольная упаковка ("Черемуха-10");

– карабин специальный (КС-23);

– электрошоковые устройства. 

Средства обеспечения специальных операций – предназначены для активного воздействия на правонарушителей путем болезненного раздражения слизистой оболочки глаз и верхних дыхательных путей, психологического воздействия на правонарушителей мощным световым и акустическим импульсами, экстренного открывания дверей и разрушения других преград, принудительной остановки автотранспортных средств малой и средней грузоподъемности, имеющих пневматические шины.

К данному виду специальных средств относится:

- ранцевые аппараты ("Облако");

- свето-шумовые гранаты и устройства ("Заря", "Пламя");

- малогабаритные взрывные устройства ("Ключ", "Импульс");

- автоцистерна пожарная (АЦ-40/З75Н);

- бронетехника (БТР, БМД, БРДМ, БМП);

- устройство для принудительной остановки автотранспорта (Еж, Диана). 

Средства индивидуальной защиты предназначены для непосредственной защиты жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел.

Основной же особенностью средств активной обороны является не только защита сотрудников ОВД, но и активное воздействие на правонарушителей с целью пресечения противоправных действий. Применение средств активной обороны призваны защитить сотрудников полиции и кратковременно лишить правонарушителя возможности сопротивляться. Эти средства являются оружием особого назначения, т.к. не преследуют целей физического уничтожения, или же телесного повреждения лицам. Средства активной обороны должны применяться только в тех случаях, когда иные средства и методы не обеспечили пресечения правонарушений. К их применению нужно прибегать только в случаях злостного нарушения общественного порядка, а также совершения тяжких преступлений.

Средства обеспечения специальных операций применяются только в исключительных случаях, для пресечения массовых беспорядков, блокирования возможных путей движения бесчинствующих групп правонарушителей, проделывания проходов в заграждениях, доставка в труднодоступные районы личного состава, прикрытия передвижения групп захвата в ходе проведения операций по захвату вооруженных преступников.

Вид спецсредств и интенсивность их применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения к личности правонарушителя, а также тактико-технических характеристик специальных средств. При применении средств активной обороны и обеспечения специальных операций следует проявлять сдержанность. Действия работников ОВД должны быть строго соразмерны стоящей задаче, к силе оказываемого сопротивления или противодействия и, сведены к минимуму возможности причинения ущерба здоровью граждан.

1.2 Тактико-технические характеристики специальных средств индивидуальной защиты

Бронежилет - индивидуальное защитное средство, предназначенное для обеспечения безопасности человека от воздействия на него холодного и огнестрельного оружия.

Основные требования к бронежилетам:

1. Устойчивость к огнестрельному и холодному оружию.

2. Снижение запреградных действий поражающего элемента.

3. Небольшой вес, удобство использования в движении.

4. Не должен вызывать перегрева организма.

5. Возможность хорошей маскировки под обычной одеждой.

Бронежилетов, которые бы полностью удовлетворяли всем этим требованиям, нет. Конструирование жилета - это поиск компромиссов в реализации тех или иных требований.

В правоохранительных органах России, так же как и в полиции зарубежных стран, классификация уровня защиты СИБ проводится по противопульной стойкости. Требования по противоосколочной стойкости могут оговариваться особо в соответствии со специальными условиями.

Бронежилеты как средство защиты подразделяются по степени безопасности на классы защиты.

Классификации СИБ по уровню защиты в России и за рубежом несколько отличаются, что вызвано национальными особенностями применения определенных видов поражающих средств.

Отечественная классификация включает 10 классов: 0,1, 2, 2а, 3, 4, 5, 5а, 6, 6а. Восемь классов 1, 2, 3 — 6а представляют собой уровень защиты от пистолетных и винтовочных пуль нарезного оружия. При этом защита определенного класса подразумевает защиту от средств, определяемых меньшими классами, то есть обеспечивается также защита от любой меньшей угрозы относительно той, на которую рассчитан бронежилет. Так, бронежилет 5-го класса защищает от пуль АКМ с термически упрочненным сердечником и, соответственно, от пистолетных, а также винтовочных и автоматных оболочечных пуль со стальным термически неупрочненным сердечником и от пуль калибра 5,45 мм со стальным термоупрочненным сердечником. Кроме указанных восьми классов имеются два специальных класса. Класс 0 определяет защиту от холодного оружия и класс 2а — от гладкоствольного оружия (охотничьих ружей). Необходимо отчетливо представлять, что в этих классах речь идет о разных видах угрозы. Поэтому, например, изделие по 1-му классу необязательно характеризуется защитой от холодного оружия.

Классы бронеодежды по ГОСТ Р 50744-95 определяют уровни защиты по отношению к огнестрельному оружию с обозначением номера в порядке возрастания мощности боеприпасов.

В последние годы предложенная классификация была подтверждена и уточнена в ГОСТ Р 50963-96, 50941-96, 51136-98, 51112-97. В том числе были введены два дополнительных класса защиты 5а для автомата АКМ с 7,62-мм патроном 57-БЗ-231, пулей БЗ, оснащенной специальным сердечником, и 6а для снайперской винтовки СВД с 7,62-мм патроном 7БЗ-3, пулей Б-32 со специальным сердечником.

Дополнительным, при подтверждении обеспечения уровня бронезащиты изделия, является требование по снижению заброневой (запреградной) контузионной травмы.

Основными материалами для современных противопульных бронежилетов, в зависимости от применяемого оружия, является следующие:

- высокопрочные параамидные волокна (марки «Kevlar» концерна «DuPont», марки «Twaron» европейского концерна «AKZO Nobel» и российские волокна марки СВМ) для защиты от свинцовых пуль с незаостренным оголовьем калибра 9 мм и более;

- сталь броневых марок для защиты от простых стальных пуль с острым оголовьем (для этой цели иногда используются высокопрочные титановые сплавы);

- блоки, сочетающие в себе специальную керамику (дробящий слой) и современные композиционные материалы (задерживающий слой).

Отечественные и зарубежные фирмы выпускают различные универсальные защитные комплекты для специальных подразделений защиты правопорядка и охранных служб, а также защитные жилеты «гражданского» пользования, выполненные, как правило, в скрыто-носимом исполнении.

Из всего многообразия бронежилетов выделим те из них, которые наиболее часто применяются сотрудниками охранных предприятий и служб безопасности.

Универсальный бронежилет «КОРУНД». Обеспечивает круговую защиту туловища, плеч и шеи по 2 классу. Состоит из спинки, грудки и кокетки с воротником, фартука для защиты живота и паха. Защитные бронепанели выполнены из арамидной ткани типа «Кевлар». В карманах тканевой части спинки и грудки предусмотрено размещение дополнительных стальных бронепанелей (2 мм или 4 мм), обеспечивающих защиту жизненно важных органов по 3-4 и 5 классам.

Пулезащитная куртка "Мираж" защищает грудь и спину от пуль пистолетов, револьверов, обрезов и гладкоствольных ружей, руки от пистолетов типа ПМ и холодного оружия. Масса 12 кг, площадь защиты 60 кв. дм. Время ношения 4 часа.

Бронежилет ЖЗЛ-74 от колюще-режущих предметов. Масса 3,5кг, площадь защиты 43 кв. дм, время ношения 8 часов, жилет состоит из титановых дисков, склепанных попарно и соединенных между собой в виде рыбьей чешуи.

В практике ОВД используются противоударные и противопульные защитные шлемы. Противоударные шлемы предназначены для защиты от ударов различными тупыми и острыми предметами (камнями, палками и т.д.). Бронешлемы наряду с требованиями по защите к ударным воздействиям должны обеспечивать и баллистическую защиту. Все зарубежные и отечественные бронешлемы предусматривают защиту различного уровня от пуль короткоствольного оружия, высокоскоростных осколков и ударного воздействия тупых и острых предметов. Защиту от винтовочных и автоматных пуль существующие бронешлемы, к сожалению, не обеспечивают. Однако их применение может сохранить жизнь при обстреле из длинноствольного оружия на значительном расстоянии и ударе пули по касательной. 

"Маска-3-1", "Маска-3-2"

Пулестойкие шлемы «Маска-3» обеспечивают защиту от пуль пистолетов Макарова (Маска-3-1 – 1-й класс защиты) или Токарева (Маска-3-2 – 2-й класс). Материал защитной оболочки – высокопрочный полиэтилен. Конструкция изделия предусматривает применение средств связи и защиты органов дыхания, а также ношение утепляющего подшлемника.

Палки резиновые специальные ПР-73, ПР-73М, – наиболее известны, изготовлены из эластичной резины, не армированы – предназначены для воздействия на правонарушителей, находящихся на дальности до 1,5 м.

ПР-73 (ПР-73М отличается наличием в верхней части рукояти гарды – предохранительного утолщения - для защиты руки от поражения холодным оружием) –Длина – 650 (600) мм, диаметр – 32 (34) мм, масса – 730 (820) г.

Палки универсальные ПУ, ПУС-2,– предназначение аналогично.

ПУ и ПУС-2 представляют собой монолитную конструкцию из полиуретана с основным стержнем и дополнительной перпендикулярной рукояткой. Длина - 610 мм, диаметр - 30 мм, масса - до 700 г.

Изделие «БР – С». Наручники предназначены для ограничения физических возможностей человека, совершающего противоправные действия. Габаритные размеры – 245х86х13 мм, масса 500 г, усилие разрыва 150 кг, количество срабатываний 5 000 раз.

Слезоточивый газ (специальные средства раздражающего действия):

Слезоточивые (раздражающие) вещества, как правило, применяются в виде: порошка, жидкости или газообразном. На правонарушителя они могут воздействовать при непосредственном контакте или доставляются на расстояние при помощи специальных боеприпасов.

В зависимости от избирательности поражения чувствительных нервных окончаний и местных специфических реакций их принято делить на две группы:

- вещества, раздражающие преимущественно слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей (раздражающие или стерниты – дифенилхлорарсин, дифенилцианарсин, адамсит и др.);

- вещества, раздражающие преимущественно слизистую глаз (слезоточивые или так называемые лакриматоры – хлорацетофенон, бромбензилцианид и др.).

Использование во всем мире допускаются ирританты:

хлорацетофенон (CN)

хлорбензилденмалононитрил (CS)

Чем они различаются? Если CN действует главным образом на слезные железы (это, по сути, та же «Черемуха», которая уже давно применяется отечественной милицией), то CS, кроме того, раздражает слизистые оболочки, дыхательные пути и кожу. На патронах для обозначения раздражающих веществ применяются цветовые коды: желтый для CS, голубой для CN.

Ручная газовая граната "Черемуха-1". Масса 200 г. длина 135 мм, диаметр 47 мм, время газовыделения 40 с, размер облака 25х250 м. При применении снять бумажный колпачок и воспламенить запальный стержень специальной теркой или спичечным коробком.

Патрон "Черемуха-4" для сигнального пистолета калибра 26мм. Объем облака газа 50 куб м или 8-10х50 м, масса 49 г, максимальная дальность полета гранаты 165 м. Запрещена прицельная стрельба по людям.

Патрон "Черемуха-7" для прицельного отстрела из карабинов КС-23 в помещение. Облако газа 30 куб м, калибр 23 мм, масса гранаты 38 г, время газовыделения 5-7с.

"Черемуха-10" аэрозоль, массой 100-130 г, минимально допустимый вес баллончика 50 г, гарантийный срок хранения 1 год, дальность действия 30-90 см, достаточное время воздействия на нарушителя 2-3 с, сохраняет свое действие ни человека в течении 7-15 мин.

Карабин КС-23 имеет калибр 23 мм, нарезной ствол, подствольный магазин на 3 патрона "Черемуха-7", масса карабина 4 кг, максимальная дальность полета гранаты 650 м. На расстоянии 150 м граната пробивает 2 оконных стекла, на расстоянии 40-50- м - деревянную преграду толщиной 3 см или стальной лист 1 мм (борт легкового автомобиля). Прицельная стрельба по людям запрещена. Заряжать "Черемухой-4,7,8" можно только перед применением после команды.

  1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

2.1 Основы применения специальных средств

Правовую основу применения специальных средств сотрудниками органов внутренних дел составляют:

1. Конституция РФ.

2. Уголовный кодекс РФ.

3. Федеральный Закон РФ "О полиции".

4. ФЗ РФ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

5. ФЗ РФ "Об оружии".

Ряд ведомственных нормативных актов, регламентирующих вопросы применения некоторых спецсредств ОВД и обращения с ними:

-приказ МВД РФ от 17.10.1999 г. № 938 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел РФ на постоянное хранение и ношение",

-приказ МВД, ФСБ, Минздрава РФ от 10.12.1996г. № 647/541/406 "О создании межведомственной экспертной комиссии по образцам вооружения и специальным средствам",

-приказ МВД РФ от 25.09.1996 г. № 525 "Об утверждении Наставления по служебному собаководству в ОВД" (в основном – инспекторы-кинологи).

Статья 21 ФЗ «О полиции» определяет условия и пределы применения спецсредств, а также описывает порядок их использования. Под условиями применения понимаются законодательно установленные обстоятельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника перед, в момент и после использования спецсредств. Пределы применения – это нормативно установленные границы применения спецсредств, выход за которые влечёт за собой материальную, дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудника ОВД. Порядок применения – это предусмотренная законом и иными актами процедура, которой обязан придерживаться сотрудник милиции, при возникновении ситуации, позволяющей воспользоваться спецсредствами. 

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении у полиции, в следующих случаях: 

  1. Отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
  2. Пресечения преступления или административного правонарушения;
  3. Пресечения сопротивления, оказываемого, сотруднику полиции;

4. Задержании лица, застигнутого при совершении преступления или пытающегося скрыться;

5. Задержании лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6. Доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7. Освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8. Пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9. Остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10. Выявление лиц, совершающих или совершивших преступления или административное правонарушение;

11. Защита охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Согласно ст. 22 Федерального закона « О полиции» запрещается применять специальные средства против:

1. Женщин с видимыми признаками беременности;

2. Лиц с явными признаками инвалидности;

3. Малолетних.[1]

Исключение составляют случаи:

1. Оказания указанным лицам вооруженного сопротивления;

2. Совершение группового либо иного нападения, угрожающего жизни  здоровью людей.

Своеобразный правовой статус имеют сотрудники ИВС, также являющиеся сотрудниками полиции. В отношении задержанных они обязаны применять спецсредства согласно статей 43 и 45 Федерального Закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а как полицейские должны действовать в соответствии с ФЗ «О полиции». В то же время упомянутые статьи, устанавливают, что специальные средства могут быть использованы сотрудниками мест содержания под стражей либо иными сотрудниками органов внутренних дел, привлекаемыми для обеспечения правопорядка.

Не ставя своей целью описание особенностей деятельности сотрудников ОВД в ИВС, подробно останавливаться на этом не будем. Меня в первую очередь интересовали вопросы правомерного применения спецсредств, всеми сотрудниками ОВД России.

Очень важным условием является специальная подготовка личного состава подразделений ОВД, а также периодическая проверка на пригодность к действиям со спецсредствами. Специальная подготовка должна состоять из двух этапов: теоретического и практического. Как известно, сегодня система профессиональной подготовки сотрудников ОВД не даёт необходимой практической тренировки по применению спецсредств. Особенно это касается молодых сотрудников, ранее не соприкасавшихся с деятельностью правоохранительных органов. Теоретическая подготовка важна, но никогда не заменит практической. В то же время нельзя забывать, что, руководители подразделений и органов внутренних дел должны постоянно проводить работу по обеспечению законности при применении специальных средств. Они несут ответственность и за привлечение к ответственности лиц, допустивших их неправомерное использование. Следовательно, знание правовых документов сотрудниками не заменит их умения обращаться с конкретными средствами.

          Правила применения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации специальных средств (далее – Правила) более точно устанавливают, что сотрудники ОВД имеют право применять специальные средства только в случаях, предусмотренных Федеральным Законом "О полиции" и Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". При использовании специальных средств сотрудники ОВД обязаны выполнять правила их эксплуатации, а при использовании светозвуковых средств отвлекающего воздействия и средств разрушения преград также единые правила безопасности при взрывных работах, утвержденные Федеральным горным и промышленным надзором России[2].

       Право на применение специальных средств имеют сотрудники ОВД, прошедшие соответствующую специальную подготовку в порядке, определяемом Министром внутренних дел РФ, и выдержавшие проверку, как правило, при аттестации, но не реже 1 раза в 5 лет, на профессиональную пригодность к действиям в ситуациях, связанных с применением специальных средств. Конкретизирована и форма допуска – сдача зачета по правилам применения специальных средств. Ежегодно обязаны подтверждаться только имеющиеся допуски на производство взрывных работ и на работу со светозвуковыми средствами отвлекающего воздействия и средствами разрушения преград. Организация ежегодных проверок сотрудников на профессиональную пригодность к действиям в ситуациях, связанных с применением специальных средств, возложена на соответствующих руководителей ОВД. Они несут персональную ответственность за организацию работы по обеспечению соблюдения законности при применении специальных средств и привлечение согласно законодательству России к ответственности лиц, допустивших неправомерное использование специальных средств, в т.ч. их применение с нарушением Правил. Действия, запрещаемые всеми нормативными актами, будут рассмотрены ниже.

       Порядок проведения проверок Правилами и принятыми в соответствии с ними приказами МВД РФ не установлены. Однако аналогичные проверки в виде зачетов регламентированы ранее утвержденной Министром Инструкцией о порядке выдачи табельного боевого ручного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на постоянное хранение и ношение. Принятие зачетов производится комиссией, назначаемой начальником органа (подразделения) внутренних дел в составе председателя (один из его заместителей), зам. председателя (обычно ответственный за организацию огневой подготовки) и секретаря комиссии. В состав комиссии могут включаться руководители служб и подразделений ОВД, ответственные за вооружение сотрудники, психолог. В ходе сдачи зачета проверяется знание материальной части, тактико-технических характеристик (ТТХ) специальных средств, мер безопасности при обращении с ними, а также знание законодательных и иных нормативных правовых актов (правил, инструкций), регламентирующих порядок применения специальных средств ОВД.

       При применении специальных средств, в крупномасштабных операциях для оказания медицинской помощи должны быть задействованы сотрудники и работники медицинских подразделений и учреждений ОВД РФ, а по письменному обращению ОВД также могут привлекаться работники других медицинских учреждений.

       По окончании операции обязательно производится осмотр помещений и местности в целях обнаружения пострадавших, сбора или уничтожения не сработавших специальных средств, выявления возможных очагов возгорания и повреждений объектов жизнеобеспечения (энергетики, электросвязи, жилищного, коммунального хозяйства и других объектов) и других объектов, а также установления и устранения иных негативных последствий. В случае ранения или смерти, связанных с применением специальных средств, сотрудники ОВД обязаны уведомить об этом прокурора в течение 24 часов с момента применения. Порядок обеспечения сотрудников ОВД России специальными средствами, порядок выдачи, применения, учета, хранения, транспортирования и уничтожения специальных средств, а также порядок и сроки проведения их опытной эксплуатации определяются Министром внутренних дел России. 

        Сотрудникам полиции необходимо помнить также о существовании строгого запрета на применение всех видов специальных средств, при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, организаций.

 

2. 2 Уголовная ответственность за неправомерное применение сотрудником полиции специальных средств и физической силы

         В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

         Для выполнения стоящих перед сотрудниками полиции задач они наделены правом применения государственного принуждения, осуществляемого от имени государства. Применение физической силы, специальных средств является достаточно распространенным средством принуждения, применяемым сотрудниками полиции для защиты личности, интересов общества и государства от противоправных посягательств. С одной стороны, при их применении сотрудники полиции глубоко вторгаются в сферу основных, закрепленных Конституцией Российской Федерации прав граждан, т.к. это сопряжено с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни. С другой стороны, это действенные средства защиты законных интересов правопослушных граждан и сотрудников органов внутренних дел от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон. Поэтому применение данных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом. Несоблюдение сотрудниками полиции соответствующих нормативных правовых предписаний в ряде случаев может повлечь уголовную ответственность.

         Как свидетельствует судебная практика, в преимущественном большинстве случаев применению подлежит ч. 3 ст. 286 УК РФ, предусматривающая ответственность за превышение должностных полномочий, совершенное:

         - с применением насилия или с угрозой его применения (п. «а»);

         - с применением оружия или специальных средств (п. «б»);

         - с причинением тяжких последствий (п. «в»).

         В соответствии с диспозицией ст. 286 УК РФ под превышением должностных полномочий понимается совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

         Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» к случаям превышения лицом своих должностных полномочий в том числе относит совершение им при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

         - могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, где отсутствовали правовые основания для этого);

         - никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (например, нанесение побоев или причинение вреда здоровью задержанному лицу).

         Данная форма превышения может составлять самостоятельную форму только при условии, что оно допущено в момент наличия властных отношений между сотрудником полиции и потерпевшим.

         При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, которые закрепляются в различных нормативных правовых и иных актах.

         В п. 22 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по этому поводу отмечается, что при рассмотрении уголовного дела о превышении лицом должностных полномочий необходимо выяснить, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности этого должностного лица, с приведением их в приговоре и указывать, превышение каких из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

         Кроме того, применительно к п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что отграничивая превышение должностных полномочий, совершенное с применением оружия, специальных средств от правомерных действий должностных лиц, следует учитывать, что основания, условия и пределы применения специальных средств определены

в соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в ФЗ «О полиции»).

         Превышение должностных полномочий имеет место только в том случае, когда совершаемые лицом неправомерные действия связаны с осуществлением им своей служебной деятельности, когда в отношениях с потерпевшими лицами сотрудник полиции выступает именно как должностное (официальное) лицо. В иных случаях он может нести ответственность по другим статьям УК РФ, но не за должностное преступление.

         Так, например, сотрудник полиции, незаконно применивший вверенные ему специальные средства или огнестрельное оружие в конфликте, который возник на почве личных неприязненных отношений, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностями, несет уголовную ответственность на общих основаниях в зависимости от причиненного вреда - по ст. 116 УК РФ «Побои», ст. 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ст. 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», ст. 105 УК РФ «Убийство».

         Следует отметить, что не во всех случаях неправомерного применения сотрудниками полиции физической силы и специальных средств подлежит применению ст. 286 УК РФ. Если превышение должностным лицом своих полномочий было выражено в принуждении к даче показаний со стороны следователя или лица, производящего дознание, а равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание, соединенном с применением насилия, издевательств или пытки, вменяется норма об ответственности за принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ).

         В то же время ст. 286 УК РФ в ряде случаев является специальной нормой по отношению к нормам, имеющим общий характер.

         Например, Президиум Верховного Суда РФ исключил из приговора указание на осуждение лица по п. «г», «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ, поскольку ответственность за незаконное лишение человека свободы, совершенное должностным лицом, установлена п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ, и дополнительной квалификации по ст. 127 УК РФ не требуется.

         Отдельное внимание следует уделить вопросам уголовно-правовой оценки применения сотрудником полиции физической силы и специальных средств я в состоянии необходимой обороны, то есть при защите своих интересов или интересов других лиц от общественно опасных посягательств, а также при задержании лица, совершившего преступление.

         Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской

         Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление», на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, которые в связи с исполнением своих служебных обязанностей могут принимать участие в пресечении общественно опасных посягательств или в задержании лица, совершившего преступление, распространяются положения ст. 37 и 38 УК РФ, предусматривающие условия правомерности причинения вреда в состоянии необходимой обороны и при задержании лица, совершившего преступление. Причем следует акцентировать внимание на том, что правила вышеуказанных статей УК РФ применяются и в том случае, если сотрудник полиции действует в нарушение требований иных нормативных правовых актов, предусматривающих запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств.

        При этом если в результате превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, указанные лица совершат убийство или умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, содеянное ими при наличии соответствующих признаков подлежит квалификации по ст. 108 или 114 УК РФ.

        Не влечет уголовной ответственности умышленное причинение посягавшему лицу средней тяжести или легкого вреда здоровью либо нанесение побоев, а также причинение любого вреда по неосторожности, если это явилось следствием действий оборонявшегося лица при отражении общественно опасного посягательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время органам внутренних дел все чаще приходится сталкиваться с организованной преступностью, хорошо оснащенной средствами нападения (различные виды огнестрельного и холодного оружия). Наибольшую опасность, представляет применяемое преступниками огнестрельное оружие отечественного и зарубежного производства: автоматы, пистолеты, револьверы, ружья.

Анализ практической деятельности органов внутренних дел по пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах, местах содержания под стражей, при задержании вооруженных преступников в различных условиях, ликвидации бандитских формирований, освобождении заложников и при пресечении захвата воздушных судов свидетельствует, что успешное выполнение задач достигается высоким знанием личным составом своих обязанностей и прав, строгим соблюдением законов и других нормативных актов, владением основными тактическими способами действий в различных ситуациях, высокой моральнопсихологической подготовкой, полным и своевременным материальнотехническим обеспечением, знанием тактико-технических характеристик вооружения и специальных средств.

Задача органов внутренних дел сводится к пресечению преступных действий путем подавления их сопротивления, а в крайних случаях - уничтожения. Поэтому охрана правопорядка, защита конституционных прав граждан постоянно сопряжена с риском для жизни сотрудников органов внутренних дел. Одним из важных направлений успешного выполнения служебных задач является правильное, умелое использование и применение средств индивидуальной защиты и активной обороны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНО -ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Основная: 

1. Конституция РФ. Ст. 21, 22, 31, 38, 41, 42, 52, 53.

2. Кодекс об административных правонарушениях РФ. Ст. 2.7, 19.3.

3. ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ

4. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон РФ от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ

5. Об оружии: Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ

6. Постановление Правительства России от 3 августа 2001 г. № 578 «Об утверждении перечня видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации»

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 731 «Об утверждении перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, и Правил применения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации специальных средств» 

Дополнительная:

1. Ведомственные нормативные акты МВД России; 


[1] Малолетними в соответствии со ст. 28 ГК РФ признается лицо, не достигшее 14 лет.

[2]2Указом Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314 Федеральный горный и промышленный надзор преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору, входящему в Министерство промышленности и энергетики, а его функции по принятию нормативных правовых актов переданы этому Министерству. - Российская газета, 2004, 11 марта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...

открытый урок 2023

открытый урок 2023...

Открытый урок 2023 г.

Открытый урок 2023 г....

План открытого урока Социальное партнерство 2023

План открытого урока Социальное партнерство 2023...