Выступление на круглом столе "Роль педагогической поддержки преподавателя"
методическая разработка

Стёпина Светлана Николаевна

Для преподавателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на круглом столе 2019

Роль педагогической поддержки преподавателя

Стёпина С.Н.

1 слайд

В современной педагогической науке термин «педагогическая поддержка» стал употребляться довольно часто, но недостаточно раскрывается и даже не до конца осознается потенциал, особенности и роль этого процесса в образовании обучающегося.

2 слайд

Франсоу де Ларошфуко говорил:

«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать»

3 слайд

В толковом словаре С.И. Ожегова значение глагола «поддержать имеет несколько значений: придержав, не дать упасть, оказать помощь, содействие; выступить в защиту кого-нибудь и другие

4 слайд

Исторические корни идей педагогической поддержки детей в образовании содержатся в работах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Э. Кей, К. Н. Вентцеля и других.

5 слайд

Инициатором, пропагандистом и разработчиком основ педагогической поддержки ещё в 70-е г был Олег Семёнович Газман - известный педагог, крупнейший теоретик и практик в области воспитания. Создатель концепции Педагогики свободы и педагогической поддержки.

6 слайд

Педагогическая поддержка - ϶то особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия студента и взрослого и предполагает его самоопределение в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.

7 слайд

Целью педагогической поддержки является оказание помощи студентам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией и жизненным самоопределением

8 слайд

Педагогическая поддержка основывается на обращении к внутренним силам и способностям подростка и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание, САМОнаблюдение, САМОлюбие, САМОразвитие, САМОкритика, САМОпрогноз, САМОорганизация, САМОуправление, и другие.

9 слайд

Предметом этой деятельности становится процесс совместного со студентом определения его интересов, целей возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, общении, самовоспитании, образе жизни.

10 слайд

Педагогическая поддержка предполагает отказ от авторитарной педагогики воздействия, которая опирается на:

  • наказание;
  • понуждение;
  • прямое принуждение;
  • нетерпимость к недостаткам и ошибкам;
  • публичной проработке;
  • вызов родителей;
  • манипулирование мнением друзей обучающегося;
  • требование беспрекословного повиновения.

11 слайд

Условиями обеспечения педагогической  оддержки являются:

  • согласие студента на помощь и поддержку,
  • опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них;
  • ориентация на способность студента самостоятельно преодолевать препятствия;
  • совместность, сотрудничество, содействие;
  • конфиденциальность (анонимность);
  • доброжелательность и безоценочность;
  • безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
  • реализация принципа не навреди;
  • рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

12 слайд

Технология осуществления педагогической поддержки состоит из пяти этапов: диагностического (фиксация факта, проговаривание проблемы самим студентом), поискового (поиск причин возникновения проблемы, поиск способов решения), договорного (разделение функций и ответственности по решению проблемы; налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме; совместное решение о том как дальше действовать совместно для решения проблемы), деятельностного (действует сам студент и действует преподаватель, одобрение действий ребёнка, стимулирование его инициативы и его действий) и рефлексивного (совместное обсуждение успехов и неудач; осмысление студентом и преподавателем нового опыта жизнедеятельности).

13 слайд

Основные тактики (виды) педагогической поддержки:

  • тактика защиты;
  • тактика помощи;
  • тактика содействия;
  • тактика взаимодействия

14 слайд

Тактика защиты

Преподаватель, защищающий студента, занимает позицию «педагогической адвокатуры». Преподаватель - адвокат защищает право ребёнка: быть успешным; не уметь делать то, что умеют делать все; право на поиск, пробу и ошибку; право отстаивать своё достоинство; право на защиту своих прав.

15 слайд

Тактика помощи

Тактика помощи выбирается в случаях, когда студент не верит в себя. Она направлена на создание условий, при которых он получает возможность действовать в атмосфере эмоционального комфорта.

16 слайд

Тактика содействия выбирается в случае, если студент переоценивает себя, не в состоянии анализировать и выбирать оптимальное решение. Эта тактика возможна только после того, как студент, благодаря защите и помощи, избавится от реальных и мнимых страхов, а также - разблокирует свою активность для поиска и выбора путей выхода из проблемы. Тактика инициирует процессы рефлексии и готовности к выбору.

17 слайд

Тактика взаимодействия используется тогда, когда студент готов решать свою проблему, и активно к этому стремится. При этом он обретает опыт проектирования совместной деятельности.

При этом используется четыре вида договора:

  • договор на условиях студента;
  • договор на условиях преподавателя
  • договор-компромисс
  • договор-сотрудничество.

18 слайд

И в заключении хочется сказать словами педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского:

«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать» (Франсуа де Ларошфуко)

Слайд 3

Значение глагола «поддержать» придержав, не дать упасть; оказать помощь, содействие; выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь. «Толковый словарь» С.И. Ожегова

Слайд 4

Ян Амос Коменский Иоганн Генрих Песталоцци Эллен Кей Константин Николаевич Вентцель

Слайд 5

Учёный, педагог, общественный деятель-реформатор. Создатель концепции Педагогики свободы и педагогической поддержки. Олег Семенович Газман

Слайд 6

Педагогическая поддержка

Слайд 7

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ СТУДЕНТАМ В РЕШЕНИИ: индивидуальных проблем успешного обучения эффективного общения жизненного самоопределения Цель педагогической поддержки

Слайд 9

Предмет педагогической поддержки СОВМЕСТНЫЙ ПРОЦЕСС ОПРЕДЕЛЕНИЯ: ИНТЕРЕСОВ ЦЕЛЕЙ ПУТЕЙ ТРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Слайд 10

наказание; понуждение; прямое принуждение; нетерпимость к недостаткам и ошибкам; публичной проработке; вызов родителей; манипулирование мнением друзей обучающегося; требование беспрекословного повиновения . Отказ от авторитарной педагогики

Слайд 11

Условия обеспечения педагогической поддержки СОГЛАСИЕ ВЕРА В ЛИЧНЫЕ СИЛЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ СОТРУДНИЧЕСТВО И СОДЕЙСТВИЕ АНОНИМНОСТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ БЕЗОЦЕНОЧНОСТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ «НЕ НАВРЕДИ» РЕФЛЕКСИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ « НЕ НАВРЕДИ »

Слайд 12

I этап - диагностический II этап - поисковый III этап - договорный IV этап - деятельностный V этап - рефлексивный Технология осуществления педагогической поддержки

Слайд 13

Педагогика поддержки Взаимодействие Помощь Содействие Защита Тактики поддержки

Слайд 14

позиция «педагогической адвокатуры»; позиция «буфера»; развивает в студенте способности избавляться от страха перед обстоятельствами. Тактика "защита"

Слайд 15

Доброжелательность Мотивация Скрытое инструктирование» Выделение персональной исключительности Педагогическое внушение Тактика "помощь"

Слайд 16

позиция «слушающего» и «вопрошающего», избегая позиций «советчика» и «эксперта»; интересуется мнением студента и отношением к происходящему; расширяет возможности выбора за счет «вбрасывания» новых вариантов, которые были студенту не известны . Тактика "содействие"

Слайд 17

Тактика "взаимодействие" договор на условиях студента; договор на условиях преподавателя; договор-компромисс; договор-сотрудничество.

Слайд 18

«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть» (В. А. Сухомлинский )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т Е З И С Ы для беседы за круглым столом с начинающими преподавателями ОЗПЭК им.Саввы Морозова по обмену опытом классного руководства группой 11 сп. 080110 «Банковское дело».

Первое знакомство и собрание в группе. Это самый главный этап в становлении коллектива!!!а) Ознакомление с Правилами поведения в ОЗПЭК и рассказ о традициях в колледже. Цель — настроить ребят к тому, ...

ТЕЗИСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ЛИНГВИСТИКИ

В работе рассматривается актуальная для современной педагогики  проблема педагогической поддержки в процессе обучения основам лингвистики. Разработанная модель осуществления педагогической поддер...

Статья "Психолого-педагогическая поддержка студентов-первокурсников в адаптационный период в ССУЗе"

Адаптация личности студентов в динамично развивающейся социокультурной среде ССУЗа приводит к необходимости активизации самой личности в образовательном процессе, актуализации возможностей личности в ...

Конкурс «Педагогическое мастерство преподавателя на занятиях в НПО, СПО» Номинация: Презентация совместного проекта Тема: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ»

Конкурсная работа  «Педагогическое мастерство  преподавателя на занятиях в НПО, СПО»Номинация: Презентация совместного проектаТема: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕ...

Особенности сетевого взаимодействия при организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки тяжелобольных детей

В статье представлен опыт сетевого взаимодействия учреждения здравоохранения и учреждения дополнительного образования по организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки ...