Портфолио участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС
статья

 Салыгина  Елена   Владимировна

Предварительный просмотр:

Конкурсная работа:

международного конкурса

«Портфолио участников образовательного процесса в

условиях внедрения ФГОС»

«Всероссийского сайта педагога»

«Портфолио участников образовательного процесса

в условиях внедрения ФГОС»

Разработал:

методист ФКП ОУ №117

Салыгина Е.В.

        На первый взгляд может показаться, что понятие «портфолио» достаточно молодое, но это не так. Оно имеет значительную историю и широкую сферу употребления. Впервые слово «портфолио» стало использоваться в Западной Европе на рубеже XV и XVI веков.

        Современное образование нуждается в новом типе педагога (творчески думающем, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат), у которого должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.        

        В педагогической литературе отечественными учеными также представлены различные подходы к определению данного понятия.

        «Педагогическое портфолио» – собрание различных материалов, документов и иных свидетельств достижений и прогресса в профессиональной педагогической деятельности

        «Педагогическое портфолио» – это набор материалов, демонстрирующий умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности.

        «Профессиональное портфолио» — это авторские материалы, хранятся они у педагога и используются им в работе по своему усмотрению.

        Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога за отдельно взятый период его профессиональной деятельности.

        Именно такой подход дает возможность рассматривать «Портфолио» как педагогическую технологию.

        Технология «Портфолио» помогает успешно решить следующие задачи, стоящие перед образовательным учреждением и педагогом:

        Поддержание у педагога высокого уровня мотивации в образовательном процессе.

        Формирование у педагога навыков продуктивной учебной деятельности – от постановки целей, планирования и организации процесса освоения предметной области знаний, до самостоятельного оценивания результатов.

        Поощрение активности и самостоятельности педагога, расширение возможности образования и самообразования.

        Развитие способностей к оцениванию собственной деятельности педагогом, формирование адекватной самооценки.

        Содействие индивидуализации образования.

        Определение качественных и количественных личных достижений педагога.

        Максимально возможное развитие мыслительных функций и творческих способности педагогов, реализация их познавательных интересов.

        Сегодня технология «Портфолио» достаточно широко и успешно применяется в образовательном процессе, как в отечественных, так и в зарубежных образовательных учреждениях, поскольку позволяет ориентироваться на достижение результата.

        При помощи данной технологии можно эффективно отследить степень формирования у педагога ключевых компетенций и умений, характеризующих их как человека XXI века.

        Классификация портфолио: обязательные структурные элементы, типы и виды портфолио

        В современном образовании существует множество подходов к созданию портфолио, как основного критерия оценки качества и успешности в образовательной деятельности. Поэтому опытные педагоги, стремясь расширить диапазон возможностей применения технологии «Портфолио», дают рекомендации не только относительно содержания, но и относительно структуры и особенностей защиты портфолио.

        Как любая другая технология, технология «Портфолио» характеризуется наличием специфической связи ее главных структурных компонентов: целевого и содержательного, организационного и экспертно-оценочного. Эти отдельные элементы и образуют, в конечном итоге, целостную систему.

        Именно поэтому, рассматривать данную технологию можно только комплексно, в тесной взаимосвязи с каждым из указанных выше компонентов. Кроме того, необходимо учитывать тип, вид, цель и результат будущего портфолио, ведь соотношение цели и результата дают возможность увидеть реальную, целостную картину при оценке педагогических качеств, а также всего образовательного учреждения в целом.

        Большое разнообразие видов портфолио диктуется несколькими факторами, определяющими необходимость его создания. К ним относят:

-цель создания самого портфолио;

-возраст исполнителей и участников, которым предстоит его создать;

-тип образовательного учреждения, которое представляет обществу свой результат предметного и/или профессионального образования.

        Одним из факторов, определяющих успешное создание портфолио, является разработка индивидуальной программы деятельности его составителя, с определением конкретных этапов и графика их реализации. В зависимости от целей она может быть: практической или стратегической. Во временном отношении – долгосрочной или краткосрочной.

Типы и виды портфолио педагогов:

        в зависимости от ведущего субъекта образования:

портфолио преподавателя, мастера производственного обучения методиста;

        в зависимости от вида деятельности данного субъекта:

портфолио обучающегося с определенной профильной направленностью;

портфолио преподавателя, преподающего отдельный предмет;

портфолио мастера производственного обучения;

портфолио педагога дополнительного образования;

портфолио педагога-организатора;

портфолио социального педагога;

портфолио методиста,

портфолио специалиста-исследователя;

портфолио по работе учителя с одаренными детьми и другие.

        в зависимости от главных целей обучения:

портфолио, содержащее документы;

портфолио, фиксирующее достижения;

портфолио-рефлексия;

портфолио, направленные на достижение конкретной цели (проблемно-исследовательское, портфолио-антология, презентация.)

        После того, как определена цель создания портфолио, необходимо решить каковы будут его основные и специфические компоненты, как будет организован процесс его оценки, каким образом оно будет оформлено, как будет выглядеть обсуждение результатов.

        Очевидно, что структура портфолио обязана быть логичной, содержательной, целесообразной, включать в себя несколько разделов, и при этом оставаться простой для восприятия и осознания достижений субъекта любого возраста. Портфолио обязательно должно включать в себя четыре важных компонента:

        Сопроводительная записка автора портфолио с определением цели, предназначения и краткого описания данного документа.        

        Содержание портфолио с перечнем его основных структурных элементов.

        Анализ предполагаемой деятельности и прогноз (или план) на будущее. Это необходимо для определенной упорядоченности портфолио и удобства при пользовании всеми заинтересованными лицами: педагогами, администрацией образовательного учреждения и другими людьми.

        Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в условиях современной экономической ситуации, которая диктует рынку труда иные требования по отношению к человеку, его профессиональным качествам и характеристикам, качественно меняется содержание профессиональной деятельности. Приоритетными морально-психологическими качествами успешного работника становятся инициативность и самостоятельность, креативность, способность к сотрудничеству, высокая мотивация к повышению квалификации и карьерному росту. Именно они обеспечивают мобильность и конкурентоспособность работника. Технология «Портфолио» выступает в данных условиях как эффективный инструмент для оценки успешности, позволяющий создать целостную картину сформированности личности как успешного специалиста, делового человека и компетентного работника.

Структура портфолио педагога

Портфолио может иметь следующую структуру:

  1. Титульный лист (название учреждения образования, в котором работает педагог; адрес рабочий телефон; фамилия, имя, отчество педагога; специальность и специализация — преподаваемый предмет).
  2. Портрет педагога (образование педагога, общий трудовой и педагогический стаж работы, категория, профессиональные интересы, профессионально-педагогическое кредо, цели и задачи профессиональной деятельности, тема по самообразованию и др.).
  3. Опыт педагога (государственные и локальные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность педагога; инструктивно-методические материалы; указания, распоряжения региональных управленческих структур; программа и план по самообразованию критерии и показатели оценки уровня профессиональной деятельности за педагога и личностного развития учащихся и др.).
  4. Достижения педагога (организация образовательного процесса) и ее результативность (материалы данного раздела дают представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период):
  • авторские материалы, результативность которых апробирована на практике (разноуровневые учебные материалы, наглядно-иллюстративные материалы, рекомендации для обучающихся по организации самостоятельной работы, наличие авторской дидактической системы и др.);
  • материалы, характеризующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по данной учебной дисциплине;
  • сравнительный анализ деятельности педагога на основании итогов контрольных срезов знаний обучающихся;
  • внеурочная деятельность; профориентационная работа и др.
  1. Отзывы — оценка профессиональной деятельности педагога (рефлексивные материалы, материалы, характеризующие уровень и результаты деятельности педагога):
  • документальная оценка (сертификаты, свидетельства, грамоты, дипломы, благодарственные письма, отзывы, рецензии и др.);
  • материалы внутренних (ВШК) и внешних проверок (справки по итогам проверки, приказы, распоряжения);
  • работы педагога, отражающие его профессиональный уровень (проектные, исследовательские, наиболее значимые методические разработки, публикации из опыта работы, фото- и видеоматериалы и др.);
  • отзывы членов администрации образовательного учреждения, коллег, обучающихся об уровне профессиональной деятельности педагога, его авторитетность.
  1. Профессиональный рост (в этом разделе помещаются материалы, свидетельствующие об уровне научно-методической подготовки педагога, о результатах его исследовательско-экспериментальной работы, научно-исследовательской работы обучающихся, других видах деятельности):
  • используемые образовательные технологии, методики (среди них авторские) с обоснованием их выбора;
  • используемые средства педагогической диагностики для оценки образовательного процесса и его результатов;
  • проведение исследовательско-экспериментальной работы, руководство исследовательской работой обучающихся;
  • участие в семинарах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня;
  • участие в  инновационных проектах, реализация авторского проекта;
  • реализация темы по самообразованию;
  • участие в работе методического формирования (творческой группе, Школе  педагогического мастерства, методическом объединении,  и др.) и ее результативность;
  • обобщение либо самообобщение опыта работы;
  • формирование авторской методической системы и др.

Составляя портфолио педагог должен придерживаться системности, достоверности, объективность и др.

        Данные критерии будут востребованы не только при оценке авторских материалов педагогов руководством учреждения образования, но и при организации публичной презентации портфолио лучшими специалистами перед коллегами. Это, в свою очередь, обеспечит гласность итогов профессиональной деятельности и будет служить образцом творческого роста для начинающих педагогов.

        Таким образом, использование технологии портфолио поможет администрации образовательного учреждения целенаправленно и системно осуществлять мониторинг индивидуального профессионального совершенствования и развития личности каждого педагога, иметь полную информацию о результатах деятельности специалиста, выявлять ценный опыт с целью его распространения среди коллег, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом педагога, координировать коллегиальные усилия по повышению результативности работы образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-конкурсы как источник инновационных идей для преподавателей иностранного языка в условиях внедрения ФГОС СПО 3 поколения

Для стимулирования процесса развития и совершенствования инновационного образования и активизации профессиональной деятельности преподавателей и учителей иностранных языков в условиях внедрения станда...

Интернет-конкурсы как источник инновационных идей для преподавателей иностранного языка в условиях внедрения ФГОС СПО 3 поколения

Для стимулирования процесса развития и совершенствования инновационного образования и активизации профессиональной деятельности преподавателей и учителей иностранных языков в условиях внедрения станда...

Разработка урока физики по технологии "Активные методы обучения" в условиях внедрения ФГОС.

Способы и средства активации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики. Для общеобразовательных дисциплин....

«Мониторинг уровня формированности универсальных учебных действий (УУД) учащихся 5/9 класса в условиях внедрения ФГОС»

Современное общество требует от системы образования компетентностного подхода к процессу и результатам учебно-воспитательной деятельности. От выпускников профессиональных учебных заведений требуется н...

ОБЩЕСТВЕННО - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

При переходе на реализацию ФГОС в профессиональном образовании динамика  изменений была  определена  и структурирована по 3 направлениям:Содержание образования – это компетентност...

ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)

УДК 373.31    ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.   ЧООДУ (ЧАШ...

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Выдержки из ФГОС8.3Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средс...