Методическая разработка литературного вечера-портрета «Я оставлю свой след на земле…», посвященного алексеевскому поэту Ю.И. Бондаренко
методическая разработка

Литературный вечер-портрет «Я оставлю свой след на земле…», посвященный алексеевскому поэту Ю.И. Бондаренко, формирует ценностный ряд «от малой Родины – к большой», воспитывает у студентов интерес к творчеству поэтов Белгородчины, формирует эстетическое восприятие студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка литературного

вечера-портрета «Я оставлю свой след на земле…», посвященного алексеевскому поэту Ю.И. Бондаренко

Гетманова Валентина Леонидовна,

преподаватель русского языка и литературы

ОГАПОУ «Алексеевский колледж»  

Введение

Алексеевка богата своей историей, прекрасна своей природой, щедрой на урожай землёй. Здесь жили и живут талантливые люди.

Нашим земляком является такой замечательный человек, как поэт Юрий Иванович Бондаренко. Он родился и вырос на алексеевской земле. Его творчество пронизано одной большой любовью к Родине, в особенности к малой родине.

Не может человек жить без родины, не может забыть тех мест, где родился и вырос. Отчизна для человека всегда будет милее и роднее, потому что Родина – это отчий дом, домашнее тепло, первые книги, сказки, песни. Это лес и трава, облака в небе.

В стихах Ю.И. Бондаренко живет прекрасная душа русского народа. Юрий Иванович получает многочисленные благодарные отзывы о своих стихах от людей различных профессий, разных возрастов. И это не случайно, так как его поэзия понятна и близка простым людям. Любовь к природе, земле, малой и большой Родине – это основные этапы его творчества.

Литературный вечер-портрет «Я оставлю свой след на земле…», посвященный алексеевскому поэту Ю.И. Бондаренко, формирует ценностный ряд «от малой Родины – к большой», воспитывает у студентов интерес к творчеству поэтов Белгородчины, формирует эстетическое восприятие студентов.

Цель методической разработки:

Создание условий для формирования исследовательских умений студентов для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.

Цели и задачи литературного вечера-портрета «Я оставлю свой след на земле…», посвященного алексеевскому поэту Ю.И. Бондаренко

Целью педагогической деятельности является приобщение студентов к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности средствами литературы, расширению кругозора обучающихся, обеспечение общего культурного, литературного развития.

Задачи:

  • обучающая:

способствовать совершенствованию монологической и диалогической речи, активизации творческого и духовного потенциала студентов, создать, благоприятный психологический фон на внеучебном занятии.

  • развивающая:

обеспечить условия для развития навыков выразительного чтения, исследовательской работы обучающихся.

  • воспитательные:

создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к творчеству поэтов Белгородчины;

содействовать формированию эстетического воспитания студентов.

Формируемые компетенции:

  • формирование у студентов ценностно-смысловой компетенции (умения формулировать собственные ценностные ориентиры для своих действий и поступков);
  • формирование общекультурной компетенции (владение культурными нормами и традициями; представление о системах этических норм и культурных ценностей в России; иметь осознанный опыт жизни в многокультурном обществе; владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя);
  • формирование учебно-познавательной компетенции (умение ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
  • формирование информационной компетенции (владение навыками работы с различными источниками информации - книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять для решения учебных задач современные информационные технологии;
  • формирование коммуникативной компетенции (владение навыками работы в группе, коллективе, приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо, устное сообщение, уметь задать вопрос, корректно вести диалог и пр.);
  • формирование компетенции личностного совершенствования (освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения).

Место проведения: учебная аудитория

Форма проведения: литературный вечер

Время проведения: 60 минут

Участники мероприятия: студенты 1-4 курса всех специальностей ОГАПОУ «Алексеевский колледж», (учащиеся школ г. Алексеевка и Алексеевского района).

Формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтально-коллективная, групповая.

Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.

Методы: словесные, наглядные, практические, эвристический.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, выставка книг поэтов-алексеевцев «Алексеевская лира», слайдовая презентация, раздаточный материал для написания буриме.

Ход внеучебного занятия:

СЛАЙД 1

Звучит музыка.

Вступительное слово преподавателя. 

Здравствуйте! Я рада видеть вас на нашем мероприятии, название которого «Я оставлю свой след на земле…» Сегодня у нас будет не просто занятие, а литературный вечер-портрет, посвященный алексеевскому поэту Ю. И. Бондаренко.

Цель нашего вечера – узнать, как можно больше о Юрии Ивановиче, познакомиться с его стихами, пообщаться лично. Мы позволим коснуться некоторых биографических моментов его жизни, так как все сознательное творчество и индивидуальное философское кредо Юрия Ивановича неразрывно связано с его биографией, с тем, что было и есть для него в разное время жизненно и насущно. Он никогда не задавался целью быть писателем. Просто этот человек – живет, и то, что происходит в его духовном мире, находит потом свое выражение.

1 ведущий.  

Добрый день, дорогие друзья!

2 ведущий.

         Добрый день, дорогие любители поэзии!

1 ведущий.

Мы рады приветствовать Вас.

2 ведущий.

Представьте нашу жизнь без стихов... Без поздравлений к праздникам, без песен, без Пушкина и Лермонтова, Шекспира и современных авторов….

1 ведущий.

Это будет скучная жизнь: без взрыва эмоций, выраженных простыми буквами на бумаге, без той небольшой мистики, когда одни и те же слова, но написанные в определенном порядке, могут тронуть до слез или оставить абсолютно равнодушным.

СЛАЙД 2

2 ведущий.

Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение. Поэтому, чтобы привлечь внимание общества к поэзии, как к искусству, необходимому человечеству, на 30-й сессии ЮНЕСКО в 1999 году было принято решение 21 марта каждого года отмечать Всемирный день поэзии.

1 ведущий.

В этот день по всему миру проходят поэтические встречи, авторские чтения, представление новых стихов и авторов.

СЛАЙД 3

2 ведущий.

Поздравим всех, кто говорит стихами,
Поздравим, кто в поэзию влюблен,
А может, сочиним стихи и сами,
Ведь жизнь прекрасна, если со стихом!
1 ведущий.

Смотрите в будни и слагайте строки
Во славу жизни, счастья и любви,
Хвала поэтам, что стихом высоким
Всю нашу жизнь украсили они! 

2 ведущий.

С днём поэзии, дорогие друзья!

СЛАЙД 4

Ведущий 1.

А сейчас нам хочется предоставить слово работникам центральной районной библиотеки.

Рассказчик 1.

У Андерсена есть сказка, которая начинается так: «Жил – был поэт, настоящий, хороший старый поэт…». Так вот, жил–был настоящий хороший поэт, не старый ещё, но прочно, стихами, а не выслугой лет, завоевавший право не называться поэтом молодым.

СЛАЙД 5

Рассказчик 2.

         Юрий Иванович Бондаренко. Возможно, кто-то сегодня впервые услышал это имя. Но для тех, кто любит стихи, интересуется поэзией своего края, регулярно следит за творчеством авторов–земляков, имя поэта Бондаренко хорошо известно.  Юрий Иванович много и часто печатался на страницах межрайонной газеты «Заря», в литературном альманахе «Удеревский листопад», является лауреатом первой премии журналистского конкурса «Энергетика Белгородчины – 2001», лауреат Воронежского музыкально-поэтического фестиваля «Калитвянский Причал-2009», дипломант Первого Всероссийского фестиваля русской словесности и культуры «Во славу Бориса и Глеба» в г. Борисоглебск Воронежской области. Лауреат первой премии конкурса сайта СТИХИ.РУ «Родина моя», 2011. [2;24].

Рассказчик 1.

Кроме этого, Юрий Иванович является заместителем председателя городского поэтического клуба «Крыло». По его инициативе выходит литературный вестник «Крыло», и он же является одновременно и редактором, и оформителем, и его издателем.

СЛАЙД 6

Рассказчик 2.

Юрий Иванович ещё занимается сбором материала, и заинтересованности в нём даже больше, чем у самих поэтов, чьи стихи выходят на страницах вестника. Это очень великий труд, требующий не только физических и душевных усилий, но и материальных. Но скажу самое главное, - издание вестника «Крыло» - это сохранение и продолжение литературных традиций алексеевского края, а эта работа необходима нам и, в первую очередь, для наших потомков.

Рассказчик 1.

Поэтому, уважаемый Юрий Иванович, от имени всех алексеевских поэтов, и тех, кто ценит литературу нашего края, разрешите поблагодарить Вас за издание поэтического вестника.

Большому кораблю - большого плавания!

Попутного ветра вам в паруса в океане творчества!

СЛАЙД 7

Рассказчик 2.

И сегодня мы рады приветствовать Юрия Ивановича Бондаренко в нашем зале. (Аплодисменты)

Поэт в России должен долго жить,

Глотать её туманы, воздух пить,

Водою родниковой умываться…

Он должен долго жить, чтобы успеть

Не только песню до конца допеть,

Но долгим эхом в душах отозваться.

СЛАЙД 8

Рассказчик 1.

Юрий Бондаренко родился в 1952 году в Алексеевке. Учился в Алексеевской средней школе №1. Затем окончил Харьковский строительный техникум по специальности «Монтаж электрооборудования промышленных предприятий», Ростовскую высшую партийную школу. [1; 2]

СЛАЙД 9

Рассказчик 2.

Работал электромонтёром, диспетчером, а затем начальником Алексеевских районных электрических сетей. За большой вклад в развитие энергетики ему присвоено звание «Заслуженный работник ЕЭС России». Юрий Иванович трудился в учебном центре ЭФКО. Передавал свой опыт молодым энергетикам. В настоящее время находится на заслуженном отдыхе. [1; 2]

СЛАЙД 10

Рассказчик 1.

Поэтическим творчеством Юрий Иванович Бондаренко увлекается давно. И это его жизненное увлечение вылилось и сформировалось в книгу замечательных стихов, которая называется «Для жизни новой», в которых отражается взгляд поэта на современную жизнь, явления природы, человеческие отношения. [1; 3].

Давайте послушаем некоторые стихи из неё.

СЛАЙД 11

Ведущий 2.

Поэта нельзя представить без любви к родной земле. Любовь к Родине начинается с любви к матери и отчему дому, краю, где ты родился и вырос.      Сейчас прозвучит стихотворение «Сердце жаворонка» [1;12]. из воспоминаний матери поэта Пелагеи Федоровны, читает студент(ка).

В поле чистом лето, полуденный зной,

По тропинке девочка торопится домой,

В небе песня жаворонка стихла как-то вдруг,

Коршун над добычей сделал страшный круг.

Заметалась пташка, скрыться негде её,

Нет кустов, деревьев. К путнице скорей!

Тепленьким комочком, трепеща от страха,

Ткнулась в руки девочки загнанная птаха.

Тень от крыльев коршуна мимо промелькнула,

Пташка к телу девочки, трепеща, прильнула.

Бьётся сердце жаворонка в сердце – ой, как часто!..

Ясно ей впервые, что такое счастье.

В поле чистом лето, полуденный зной.

По тропинке девочка вновь идет домой.

Ей теперь известно, для чего живет:

Жаворонок в небе песни ей поет.

СЛАЙД 12

Ведущий 1.

Поэтически воспел свой родной город Алексеевку Юрий Иванович Бондаренко. Стихотворение «Город Алексеевка» [1; 30] читает студент(ка).

Город Алексеевка известен

И на Белогорье, и в России.

Здесь источник задушевных песен,

Горы меловые, небо синее.

И цветок подсолнуха на гербе,

Бокареву памятник Даниле,

Где сережки у реки на вербе:

Масло здесь всегда производили.

За три века слава не угасла,

Всем известна наша «Слобода».

Родину подсолнечного масла

Не забудут люди никогда.

Тихая Сосна неспешно к Дону

Медленно течет вдоль берегов,

Лидеров рождая, чемпионов

И умелых в деле мастеров.

Город Алексеевка – край песен,

Родина поэтов и певцов.

Каждый житель очень интересен

И на подвиг-труд всегда готов.

СЛАЙД 13

Ведущий 2. Стихотворение «Закат над рекой» [1; 24] читает студент(ка).

День январский уже на исходе,

Мы любуемся зимним закатом.

И спускается солнышко вроде

За рекою, где хутор Игнатов.

Берег Тихой Сосны пологий.

На упавшем стволе вдвоем

Посидим мы с тобой немного,

Погрустим и тихонько споем.

Летом луг был такой зелёный,

Ветки верб над рекой, кувшинки…

Солнце падало с небосклона

Только там, за селом Ильинка.

Волны вдруг на реке зашептали,

Поднялся небольшой ветерок.

Вы, наверное, сразу узнали

Красный (Западный) наш Хуторок?

На восток вода устремляется.

Берег, вербы, закат, река…

Время года только меняется,

Беспрерывно бегут века.

СЛАЙД 14

Ведущий 1. Стихотворение «Я оставлю свой след на земле» [1; 74] читает студент(ка).

Я оставлю свой след на земле,

Бросив в души вам семя добра.

От вина судьбы навеселе

Буду петь я в иных мирах.

Будоражу я вас, тереблю,

За живое задеть вас хочу,

Беспредельно, безмерно люблю,

Строчки искрами вам мечу.

Навернулась вдруг если слеза

Иль по коже мороз пробежал,

Вы не против. Со мною вы, за.

Значит, вам я не зря писал.

Я оставлю свой след на земле,

Бросив в души вам семя добра.

От вина судьбы навеселе

Буду петь я в иных мирах.

Ведущий 2.

Хочется отметить, что Юрий Иванович очень общительный и жизнелюбивый человек, обладающий здоровым чувством юмора, поэтому у него есть басни и стихи, в которых присутствует задор, добрый смех и тонкая ирония.

СЛАЙД 15

Давайте послушаем басню «Ворона и ЛЭП» [1; 178] в исполнении студента(ки).

Уж сколько раз твердили миру,

Что линии электропередач опасны и вредны,

Но только всё не впрок.

И жизнь преподает всегда

Невеждам свой урок.

Вороне Бог послал опять съестное.

И на опору ЛЭП Ворона, взгромоздясь,

Почистить клюв было уж собралась,

Да не подумала и фазы перемкнула.

Тут линия, конечно, коротнула,

Ток электрический Ворону поразил,

Под куст на снег её свалил.

А потребители диспетчеру звонили,

Электриков и РЭС опять бранили.

Но где же тут мораль?

А дело, дорогой читатель, в том:

Всё повторялось много раз потом,

А вороньё над линиями кружит,

Хотя, быть может, о погибших тужит,

Но фазы коротит.

Ну, кто им это запретит?

Подумай хорошенько, инженер.

Подай рацпредложенье, например.

Как дальше будем жить?

Как прежде будем мы ворон ловить?

СЛАЙД 16

Ведущий 1.

Открытость души, богатство чувств, многообразие мыслей, веская позиция гражданина Отечества – так характеризуют поэта Бондаренко его друзья, знакомые, коллеги.

Ведущий 2.

Ну, а теперь подошло время послушать нашего гостя и пообщаться с ним.

         И мы просим Юрия Ивановича рассказать о себе, о своём творчестве, ответить на вопросы.

Выступление поэта.

Ведущий. Большое спасибо, Юрий Иванович, за очень интересный и познавательный рассказ.

Предоставляет слово желающим выступить, высказать своё мнение, пожелания, поздравления.

Вопросы, заданные поэту студентами:

  1. Легко ли писать стихи?
  2. Какого поэта или поэтессу Вы посоветуете человеку малознакомому с поэзией для того, чтобы не отбить желание познавать дальше?
  3. Когда вы написали свое первое стихотворение?
  4. Какие поэты-классики Вам нравятся?
  5. Ваш любимый поэт и любимое стихотворение?
  6. Кто или что вдохновляет Вас на написание стихов?
  7. Мечта поэта, какая она?
  8. Поэт должен быть нищим?
  9. Поэт должен выражать переживая или переживать выражая?
  10.  Почему поэтов и писателей больше, чем поэтесс и писательниц?
  11.                          Вопрос поэту

На вопросы у жизни не находишь ответ,
Почему же стихи сочиняет поэт,
Что его заставляет, садиться писать,
И ночами в тиши, что-то думать, не спать.

Открывать свою душу на общий обзор,
Поднимать те вопросы, где диспут и спор,
Описать недостатки, среды катаклизмы,
Не растрачивать время на мелочи жизни.

И притом, что у каждого в жизни проблемы,
Но не входят они, ни в стихи и не в темы,
Их отдельно приходится как-то решать,
Чтобы жить было лучше и жизнь украшать.

И какие-то к творчеству двигают силы,
Пишут люди стихи иногда до могилы,
Но и те, кто ушли не смогли так понять,
Что же всё-таки их заставляло писать. [4]

СЛАЙД 17

Преподаватель.

Рефлексия. 

Буриме - (в переводе с французского - рифмованные концы), жанр стихосложения из заданных рифм. Суть задания сводится к тому, что, используя данные рифмы, нужно придумать осмысленное стихотворение.

Поэт-портрет

Пожелание-настроение

СЛАЙД 18

Ведущий 1.

Наш мир большой и разнообразный, и в нём огромную часть занимает поэзия, потому что только она возвышает человеческую душу, дарит радость бытия и озаряет жизнь чувством сопричастности ко всему прекрасному и чистому, что есть в ней.

Ведущий 2.

Стихов на свете не счесть, но всю жизнь человек ищет поэтические строки, созвучные его мыслям, душе, характеру. Человек ищет своего поэта, именно своего - близкого по сердцу.

Ведущий 1.

Он ищет такого поэта, слова которого помогут ему понять самого себя, связать себя со всем окружающим миром, разглядеть, что же в этом мире делается.

Ведущий 2.

Мы познакомились с поэтическим творчеством   Юрия Бондаренко. И, возможно, сегодня кто–то открыл для себя   удивительные поэтические строки, созвучные своему мироощущению.

Ведущий 1.

Так давайте же пожелаем Юрию Ивановичу творческих успехов, а его стихам умных и добрых читателей.

Ведущий 2.

До новых встреч, дорогие друзья!

Заключение

Данное мероприятие построено в форме литературного вечера-портрета, состоящего из выступления ведущих о Международном дне поэзии с использованием мультимедийной презентации, сообщения работников центральной районной библиотеки о биографии и творческой деятельности алексеевского поэта, выразительным чтением стихотворений поэта Ю.И. Бондаренко студентами ОГАПОУ «Алексеевский колледж», выступлением Ю.И. Бондаренко с последующими ответами на вопросы студентов.

 В начале мероприятия объясняется форма проведения, цели и задачи. Эстетическому воспитанию способствует мультимедийная презентация с использованием фотографий Ю.И. Бондаренко.

Заключительный, рефлексивный этап - написание буриме, что позволит составить впечатления, полученные после проведенного поэтического вечера.

На данном литературном вечере-портрете могут быть реализованы современные подходы к внеаудиторному мероприятию по литературе:

текстоориентированный: монологическая речь, работа с поэтическими и публицистическими текстами.

функциональный: совершенствование собственной устной речи студентов.

коммуникативно-деятельностный: работа со стихотворениями поэта.

интегрированный: связь с историей через изучение биографических сведений поэта-земляка. Формирование гуманистического мировоззрения студентов посредством высказывания собственной жизненной позиции при создании буриме.

Такая работа позволяет воспитывать у обучающихся любовь к литературе, краеведению; дисциплинированность и ответственность за проведение мероприятий.

Список литературы

  1. Бондаренко, Юрий. Для жизни новой: стихи/ Ю.И. Бондаренко. - Белгород: «Бел.Ру», 2008. -192 с.
  2. Полевые цветы Cлобожанщины: сборник стихотворений алексеевских поэтов. 2013 г. -190 с.
  3. https://www.stihi.ru/
  4. http://www.my-works.org/text_104997.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Человек отражается в своих поступках"

Классный час "Человек отражается в своих поступках" ставит следующие воспитательные задачи:·  развивать умения «входить в положение других людей», понимать их чувства, мотивы поведения;·...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Ода чувашской женщине - матери"

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции: «Ода чувашской женщине – матери» - составлена с целью развития уважения, толерантного отношения к женскому полу и предназначена для нравстве...

Методическая разработка на тему «Дидактическая игра-конкурс «Своя игра»

Проведение соревновательного командного мероприятия, позволяющего принять в нем участие наиболее большему количеству обучающихся, в занимательной форме проверяющее знания по предмету «Математика»....

Методическая разработка к уроку географии 5 класса по теме «Природа Земли»

Данная методическая разработка может использоваться на уроках географии в 5 классе по теме "Природа Земли". Разработка содержит тесты ....

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Н.Ф. Ватутин – великий сын земли Белгородской»

Методическая разработка  представлена для проведения открытого внеклассного мероприятия по истории по теме: « Н.Ф. Ватутин – великий сын земли  Белгородской», посвящённого ...

методическая разработка занятия по биологии: :«Происхождение и развитие жизни на Земле».

Как возникла жизнь на Земле?Какие существуют взгляды и гипотезы о происхождении жизни на Земле?Какая из них наиболее убедительна?Постараемся решить несколько проблемных вопросов???...

Методическая разработка по организации и проведении профессиональных проб "Эко-ландшафт Земли"

В настоящее время формирование умных, грамотных  и воспитанных  граждан  зависит от того, чем будут заниматься и где работать будущее поколение. Экологическое воспитание – одно из...