Методическая разработка по организации и проведении профессиональных проб "Эко-ландшафт Земли"
методическая разработка

Лифанова Анна Валерьевна

В настоящее время формирование умных, грамотных  и воспитанных  граждан  зависит от того, чем будут заниматься и где работать будущее поколение. Экологическое воспитание – одно из самых актуальных проблем  не только современности, но и   будущего Земли. В будущем  профессия эколог не умрет, а будет только развиваться и трансформироваться в другие области. Через профессиональные пробы можно привить детям  любовь к природе и к всему окружающему миру. Программа рассчитана на детей в возрасте 14-16 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образование Иркутской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Иркутской области

«Иркутский гидрометеорологический техникум»

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ

«ЭКО-ЛАНДШАФТ ЗЕМЛИ»

Объем часов: 8

Возраст обучающихся: 14-16 лет

Автор(ы) программы: Долбилина Наталья Серафимовна, заместитель директора по МР, Коноплева Наталия Петровна, преподаватель высшей категории, Лифанова Анна Валерьевна, преподаватель первой категории

 

Иркутск, 2020г.

  1. Пояснительная записка

Актуальность программы: в настоящее время формирование умных, грамотных  и воспитанных  граждан  зависит от того, чем будут заниматься и где работать будущее поколение. Экологическое воспитание – одно из самых актуальных проблем не только современности, но и   будущего Земли. В будущем профессия эколог не умрет, а будет только развиваться и трансформироваться в другие области.

Новизна программы: в основе программы лежит конкретная  экологическая проблема, которую дети решают через исследовательскую работу. Дети самостоятельно выполняют химические опыты под руководством  преподавателя.  По результатам исследования делают выводы о состоянии окружающей среды и учатся находить  пути решения поставленной проблемы.

Цель: профессиональная ориентация школьников в выборе будущей профессии связанной с сохранением окружающего мира

Задачи программы:

исследование учащимися  своих способностей и возможностей в выборе экологической профессии;

формирование умений и навыков в оценке состояния окружающей среды;

Возраст обучающихся: 14-16 лет

Психолого-педагогические особенности возраста: дети в данном возрасте переполнены энергией,  очень подвижные.  Шумные, учатся в активной  деятельности, очень критичны, особенно ко взрослым, хотят делать все хорошо, но теряют интерес, если на них  оказывается давление, сильно чувство команды, Для поддержания интереса на уроке нуждаются в полной занятости.

Объем часов: 8

Формы и режим занятий: применяемые формы занятий: обучающая игра, экскурсия, мастер-классы.  

Продолжительность занятий: 1акдеммичский  час- 45 минут.

Планируемые результаты: к концу обучения учащийся должен понимать суть будущей профессии «Эко-ландшафт Земли»,

знать:

состав атмосферного воздуха, основные экологические проблемы окружающей среды, возможные последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека;

уметь: анализировать сложившуюся экологическую ситуацию, оценивать уровни антропогенного воздействия на окружающую природную среду и человека;

иметь практический опыт:  проведения  химических опытов в различных средах: воздуха, воды и почвы, проводить дозиметрический контроль.

2. Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название раздела, тем

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1 Эко-ландшафт Земли

8

2

6

1.1

Тема 1.1.

 Эко-ландшафт  профессия будущего

2

1

1

Заполненная карточка

1.2

Тема 1.2. Химия окружающей природной среды. Воздух

2

1

1

Результаты опыта

1.3

Тема 1.3 Химия окружающей природной среды. Вода

2

1

1

Результаты опыта

1.4

Тема 1.4 Химия окружающей природной среды. Почва

2

1

1

Результаты опыта

Итого

8

5

3

Содержание  ученого плана

Раздел 1. Эко-ландшафт Земли

Тема 1.1 Эко-ландшафт – профессия будущего

Выбор профессии напрямую зависит от интересов человека. Профессия эколог подойдет тем, кто любит приносить пользу окружающим и много путешествовать. Кроме того, эколог должен обладать определенными качествами характера, такими как: дипломатичность, стрессоустойчивость, аккуратность, самостоятельность, умение работать в команде, трудолюбие, аналитический склад ума.

Практическая работ (мозговой штурм)

«Что главное в профессии эколог?»

Тема 1.2. Химия окружающей природной среды. Воздух

Химический состав атмосферы. Природные и антропогенные источники атмосферных примесей. Химические реакции в атмосфере и ее защитные свойства. Глобальные экологические проблемы атмосферы.

Практическая работа (экскурсия)

Радиоактивное загрязнение атмосферы

Тема 1.3. Химия окружающей  среды. Вода.

Химические реакции в гидросфере и ее защитные свойства. Организация и проведение гидрохимических работ на водном объекте. Виды гидрохимических работ у водного объекта. Классификация гидрохимических проб.

Практическая работа (мастер-класс )

«Тайна воды» (Определение химического состава проб воды)

Тема 1.4  Химия окружающей  среды. Почва.

Химические процессы в литосфере. Понятие о почве. Отличительные способности почвы от горной породы. Происхождение почв. Сущность процесса почвообразования. Факторы почвообразования, их взаимосвязь Определение типов почв и их свойств в полевых условиях, взятие образцов.

Практическая работа (мастер-класс)

«Соль земли» (Определение механического и химического  состава почвы)

3.Календарно-учебный график  обучения

Дата

Тема занятия

Кол-во

час

Форма проведения

занятия

Методы проведения

Место проведения

1

1 день

Эко-ландшафт - профессия будущего

2

Обучающая игра

Словесный-рассказ

Кабинет информатики

2

1 день

Химия окружающей  среды. Воздух

2

Экскурсия на метеоплощадку

Наглядный

Метеоплощадка

2

2 день

Химия окружающей  среды. Вода

2

Мастер-класс

«Тайна воды»

Демонстра-

ционный

Река Иркут

Химическая лаборатория

4

2 день

Химия окружающей  среды. Почва

2

Мастер-класс «Соль земли»

Демонстра-

ционный

Полигон

Химическая лаборатория

4.Условия реализации программы

4.1 Материально-техническое обеспечение

Реализация  программы «Эко-ландшафт Земли» предполагает наличие: учебных лабораторий  «Лаборатории химического анализа», метеоплощадки, учебного полигона, гидропост.

         

4.2 Информационное обеспечение

персональный компьютер (доступ в Интернет, наушники, микрофон), оборудование для видеоконференций, мультимедийный проектор.

4.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса

Педагогический состав:  – преподаватели  курсов с высшим образованием, по профилю специальности.

Список литературы

  1.  РД 52.04.186-89 Руководство по контролю загрязнения атмосферного воздуха.-
  2. РД 52.24.353-2012 «Отбор проб поверхностных вод суши и очищенных сточных вод».
  3. Временные методические рекомендации по контролю загрязнения почв. – под. ред. С.Г. Малахова, М.,  Гидрометеоиздат, 1984.
  4. Руководство по химическому анализу поверхностных вод суши. –под ред. А.Д.Семенова., Л., Гидрометеоиздат, 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК В РАМКАХ МОДУЛЕЙ ПМ.02 «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И ПМ.03 «УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ, ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАНЯЕМОСТИ ТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОмендациипо ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ производственных практик В РАМКАХ МОДУЛЕЙ ПМ.02 «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» и пм.03 «управление ассортиме...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОЛИМПИАДЫ ПО КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Методическая разработка олимпиады в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для проверки у студентов приобретенных профессиональных компетенций по двум дисциплине "Контроль качества лека...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

В современных условиях рациональное использование трудовых ресурсов является необходимым фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности. Причины неэффе...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЛАН – КОНСПЕКТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01.01 «Тактико-специальная подготовка» Тема: "Организация и проведение специальной операции по пресечению угона транспортных средств"

Вопросы:1. Правовые основы проведения специальной операции2. Силы и средства применяемые в спец операции по пресечению угона транспортных средств3 Порядок составления графических служебных документов ...