ВКЛАД КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА.
статья

Амзина Анна Николаевна

В статье дается определение здоровья, приводиться статистика по состоянию здоровья поступающих в техникум обучающихся. Приводится несколько возможных способов сохранения и укрепления здоровья обучающихся техникума, на примере работы руководителей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВКЛАД КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА.

«Забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»             

    В.А.Сухомлинский

В современном мире проблема сохранения здоровья обучающихся   чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых подростков. К моменту поступления, в среднее профессиональное образовательное учреждение обучающиеся имеют различные функциональные отклонения, а именно нарушение осанки, нервно-психические расстройства, близорукость, хронические заболевания.

Причинами этого служат:

- малоподвижный образ жизни;

- несбалансированное питание;

- отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;

- неблагополучная экологическая ситуация;

- неблагополучная социальная среда;

- ослабление инфраструктуры здравоохранения;

-  возрастание учебной нагрузки;

- отсутствие культуры здоровья в обществе.

Состояние здоровья подростков в последние годы неуклонно ухудшается. Отсутствие знаний о культуре здоровья, пренебрежение здоровьем являются причинами того, что 40% обучающихся не имеют представления о теории здорового образа жизни, около 50%  из них пробовали наркотики, 70% вступали в половые отношения. Заболеваемость сифилисом среди подростков, юношей и девушек, возросла за последние годы в 45 раз. Эти данные говорят о том, что сохранение и укрепление здоровья подростков - это, прежде всего нравственная и педагогическая проблема. 

Перед профессиональным образованием стоит задача воспитывать у молодых людей устойчивую жизненную позицию и здоровый образ жизни. Особую актуальность для педагогики представляет проблема здоровья обучающихся. От состояния здоровья подростков зависит благополучие молодой семьи, производственный потенциал и обороноспособность страны. Ситуация усугубляется тем, что сами подростки, как правило, не осознают значимость здоровья, как необходимого условия жизни и часто пренебрегают элементарными нормами заботы о нем, что в свою очередь ведет к росту соматических заболеваний, функциональных отклонений, психических и сексуальных расстройств.  

Эффективность воспитания и обучения подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития организма. Еще древние греки говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». 

Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни».

 Согласно заключению экспертов, если принять уровень здоровья за  100%, то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на            20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные  50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Известно, что индивидуальный образ жизни активно формируется в подростковом возрасте. Это связано с развитием у подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание, самооценка. Эти новообразования обусловливают столь важную для подростков возможность самим определять свой образ жизни. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъектность в сбережении и укреплении здоровья. Реализация этих задач, как правило, ложиться на классных руководителей в образовательных учреждениях.

Я, являюсь классным руководителем группы 2 курса отделения ППКРС, работаю на этой группе  совместно  с мастером производственного обучения.  Одной из поставленных задач воспитательной работы руководителей группы является формирование здорового образа жизни обучающихся.

 Это непростая задача, так как от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

 По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

 - отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

 - оптимальный двигательный режим;

 - рациональное питание;

 - закаливание;

 - личная гигиена;

 - положительные эмоции.

Для того чтобы реализовать поставленную задачу, необходимо проводить работу по этим направлениям.

В нашем техникуме есть все предпосылки для успешного результата в становлении здоровой и успешной личности, поэтому руководителям группы необходимо, прежде всего, правильно сориентировать и направить обучающихся.

Начиная, с начала учебного года, мы, совместно с мастером ПО проводим агитацию студентов посещать различные секции, а именно:

    - секция по волейболу;

- секция по баскетболу;

    - секция по конному спорту;

  -  секция по мини футболу и т.д.

Обучающиеся группы активно посещают эти секции, предпочтения отдают мини футболу, но и остальные секции также пользуются успехом.

В нашем техникуме проводятся различные спортивно-развлекательные мероприятия. Наша группа активно принимает участие в них, например, на первом курсе в рамках «Посвящения в студенты» студенты соревновались как в спортивных эстафетах, так и интеллектуальных викторинах; проходили различные квесты. По результатам этого мероприятия мы получили диплом за 3 место.

Кроме этого они принимают участия во  внутритехникумовских и городских соревнованиях по различным видам спорта. Обучающиеся всегда с большой охотой вовлекаются в данные мероприятия.

https://sun4-12.userapi.com/WjLPGLlYXtlUIfOhgU2tyP1fMlLhfFcoqja4WA/lqoupu_3S9o.jpg             https://sun9-51.userapi.com/c205616/v205616621/5a8fd/0FVqkSoKXf4.jpg

  https://sun9-24.userapi.com/c855124/v855124085/1efc37/zt0ddZW5Ya0.jpg   https://sun9-32.userapi.com/impg/i-bOi2vR9FJ3oaTN1VHFeElkcHazIWEkJkhwGQ/j7KMwnBadwk.jpg?size=1280x590&quality=96&sign=b3873332246972c4d012e25920667a0d&type=album

   

Активно привлекая ребят в такие мероприятия, мы с мастером ПО  стараемся им привить сразу несколько составляющих ЗОЖ, это и активная двигательная активность, и закаливание, и позитивные эмоции.

Но остается еще одна из самых острых проблем, с которой труднее всего бороться. Речь идет об отказе от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. Очень сложно замотивировать подростков на отказ от этих вредных привычек. Они ведь знают о том, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие обучающие уже подвержены этим привычкам.

В данном направлении также проводятся различные мероприятия, начиная с лекций о вреде курения, алкоголя и наркотиков, классных часов, просмотра социальных видео роликов, заканчивая акциями «Поменяй сигарету на конфету» или конкурсами стенд газет.  И вовлекая во все эти мероприятия помаленьку, потихоньку ребята начинают задумываться о правильном, здоровом образе жизни. Не менее важен и личный пример для подростков, я сама не подвержена вредным привычкам и мои студенты, конечно же, об этом знают.

Подводя итог, хотелось бы сказать о том, что работа в данном направлении должна вестись постоянно и непрерывно. Подростковый возраст сложный, но в то же время интересный и познавательный. Важно в этот период найти подход к молодым людям, суметь войти к ним в доверие и тогда можно достичь любых результатов. В свой профессиональной деятельности, я стремлюсь именно к этому, стараюсь не останавливаться на достигнутом, каждый раз изобретая более новые способы воздействия на обучающихся в области здорового образа жизни.

Список литературы:

  1. Колмогорова С.Н. Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников. – 2018. – Мультиурок  [Электронный ресурс] – Режим доступа. -  https://multiurok.ru/index.php/files/vklad-klassnogo-rukovoditelia-v-sokhranenie-i-ukre.html 

2. Охрана репродуктивного здоровья и планирование семьи : учебник / О.В. Сивочалова, О.И. Линева, М.А. Фесенко, Е.Ю. Громова ; под ред. О.В. Сивочаловой. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 328 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: https://new.znanium.com]. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-104620-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/946466 

3. Орехова, И. Л. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебно-методическое пособие / И.Л. Орехова, Н.Н. Щелчкова, Е.А. Романова. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 179 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-108382-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1077328


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...

Сохранение и укрепление здоровья студентов

Одной из важных составляющих комфортного существования человека, движущей силой его жизнедеятельности, личностного роста, успешности как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни является х...

предоставление опыта работы на тему: «Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих технологии

Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегаю...

Здоровый человек и его окружение. Лекция 1. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья

Лекция 1.  Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья..Демографическая ситуация в России, регионе.Проведение оценки демографической ситуации в России, районе профессиональной ...

Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни

Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни...

Доклад на тему: " Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья обучающихся»

Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её национальной безопасности является образование. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, явл...