Доклад. Тема: Формирование начальных навыков пения a cappella в младшем хоре.
методическая разработка

Галиченко Наталья Петровна

В докладе разбираются приемы и упражнения работы в младшем хоре для выработки вокально-хоровых навыков, способствующих лучшему исполнению произведений a cappella.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: Формирование начальных навыков пения a cappella

в младшем хоре.

Хор…Хоровой коллектив. Очень сложный организм, единое целое из множества личностей. Что объединяет их? Как из этих разных личностей складывается живой инструмент? Для этого, самого древнего инструмента, создано огромное количество разнообразнейших произведений! Как этот инструмент настроить и научить исполнять эти произведения?

Слово «хор» и «культура» теснейшим образом связаны между собой. В древней Греции считалось, что некультурный человек тот, кто не умеет петь в хоре. Известный венгерский педагог и музыкант Золтан Кодай отмечал, что хоровое пение способствует развитию сознания коллектива, в котором люди нуждаются во взаимной поддержке, ибо ошибка одного – единственного человека может испортить работу всех. В хоре каждый себя чувствует частицей целого, а личная ответственность в общем, деле воспитывает человека в духе коллективизма. Прилагая много усилий для преодоления трудностей, связанных с воплощением художественных образов в звучании, дети формируют свою волю и характер. Они познают окружающий мир, знакомятся с историей, исполняя разнообразные по тематике произведения.

Процесс всестороннего музыкального воспитания учащихся средствами хорового искусства многогранен и сложен. В его основе лежит развитие слуха и голоса. Руководитель, конечно, должен понимать, что лишь систематическая, целенаправленная работа в коллективе даст детям возможность проявить и постепенно развить музыкальные способности, овладеть вокально-хоровыми навыками, а также избавиться от некоторых природных недостатков (плохого слуха, невыразительной дикции и т.д.).

Наукой доказано, что голосовой аппарат человека кроме своей основной функции – издавать звук, принимает участие и в восприятии музыки. Этот факт свидетельствует о том, что воспитание у детей вокальных данных в то же время способствует их общему музыкальному развитию. Результаты вокальной работы с детьми положительно влияют и на усвоение учащимися других предметов общеобразовательного цикла, таких, как языки, литература.

Усвоение правил постановки во время пения помогает детям выработать красивую осанку, а это связано с требованиями физического воспитания. Работа над овладением навыками певческого дыхания положительно влияет на развитие всего дыхательного аппарата.

Исходя, из всего сказанного репетиционный процесс следует строить так, чтобы изучение мелодии и текста произведения было органически связано с вокально-хоровой работой. Наилучших результатов легче достигнуть при условии, если хористы имеют одинаковый уровень вокально-хоровой подготовки, что не всегда возможно в нашей современной жизни в районах крайнего севера. Зачастую мы не можем набирать детей лишь с идеальными природными данными. Поэтому развиваются в коллективе они неравномерно: кому-то дается легко, кто-то запаздывает в развитии. Как же при этом научить их петь произведения a cappella, исполнение которых является признаком достаточного мастерства коллектива? Умение это сразу не приходит и дается упорным систематическим трудом. Очень важен при этом хороший уровень преподавания сольфеджио. Без этого условия не будет высоких результатов.

Великолепных результатов можно было бы достичь, если прежде освоения репертуарных произведений дети имели бы возможность в течении двух лет заниматься сольфеджио пять раз в неделю по системе относительной сольмизации. В этом случае у них развивается великолепное ладовое мышление, не вызывают затруднений хроматизмы и скачки в мелодии, ритм текста читается легко, и дети свободно могут транспонировать любую мелодию. Такому развитию поддаются почти все дети.

К курсу сольфеджио со временем добавить занятия хора (сначала дважды в неделю). При этом разучивать песни нужно только по слуху. Произведения, конечно, подбирать яркие, интересные – с аккомпанементом и без него. На этом материале руководителю нужно стремиться привить учащимся определенные вокально-хоровые навыки, без владения которыми невозможно продвижение вперед.

Основой развития вокальных навыков является пение гласных звуков, поэтому выработка единой манеры их образования и ясного произношения является залогом красивого, выразительного вокального звучания. Чтобы дети поняли и сами ощутили это, им нужно давать послушать запись хоровых произведений в исполнении лучших детских коллективов, акцентируя внимание на чистом, легком, выразительном звучании.

В хоровом помещении хорошо бы художественно оформить плакат, на котором выписаны важнейшие советы юным певцам:

- при пении сидя держись ровно, не сгибайся, дыхание бери спокойно, пой легко, без напряжения;

- во время пения не кричи, добивайся красивого, выразительного звучания;

- четко произноси слова;

- рот открывай свободно, не пой сквозь зубы;

- начинай и заканчивай пение одновременно со всеми по руке дирижера;

- долгий звук выпевай полностью, сохраняя его интонационную точность;

- для достижения слаженного ансамбля внимательно прислушивайся к пению товарищей, сидящих рядом;

- стремись слить свой голос с общим звучанием хора;

В процессе практической работы следует постоянно напоминать детям все эти правила, добиваясь сознательного их выполнения.

Сложный и важный момент в работе с детским хоровым коллективом выработка правильного певческого дыхания, ибо от этого зависит качество звучания, чистота интонирования, характер атаки, четкость артикуляции.

Установлено, что строго разграниченных типов дыхания в пении нет. Речь может идти лишь о преимущественном участии в процессе певческого дыхания того или иного участка дыхательного аппарата. При преобладании нижнереберного диафрагмального дыхания создаются наилучшие условия для более эластичного выхода, медленного и постепенного расходования заключенного в легких воздуха, что чрезвычайно важно. Качество дыхания зависит не от количества вдыхаемого воздуха, а от правильного выдоха, от умения его регулировать в соответствии с характером музыкальной фразы, тесситуры и эмоционального содержания.

В связи с этим педагог должен следить за тем, чтобы вдох ребенка был свободным, естественным, непременно носом, а не ртом, не сопровождался поднятием груди и плеч, что вызывает излишнюю напряженность языка и требует больших усилий при артикуляции. Ни в коем случае нельзя набирать воздуха слишком много, т.к. излишнее воздушное давление в трахее вызывает расслабление мягкого неба, имеющее своим результатом гнусавый оттенок голоса. Брюшной пресс не следует слишком зажимать, потому что это может привести к напряженному положению нижней челюсти.

На конкретных музыкальных примерах нужно объяснять детям, что характер вдоха зависит от характера и темпа произведения. При быстром темпе и энергичном характере музыки вдох должен быть коротким, быстрым, а в произведениях лирических, напевных-мягким и спокойным.

Самым распространенным недостатком начинающего хора является манера брать первый звук интонационно неточно, как бы «с подъездом» к нему. Причина этого кроется в отсутствии навыка правильного певческого дыхания. Устранить этот недостаток можно, если с самого начала приучить детей после вдоха делать мгновенную задержку дыхания перед атакой звука.

Воспитание навыков певческого дыхания связано с не менее важной задачей-научить певцов правильному звукообразованию. Учащиеся узнают, что момент образования звука называется атакой. Атака бывает мягкая, твердая и придыхательная. При мягкой атаке голосовые связки смыкаются в момент начала звука, а при твердой они тесно смыкаются до начала звука, т.е. звук возникает немного позже. Твердую атаку применяют чаще всего как исполнительский прием. При придыхательной атаке голосовые связки смыкаются не полностью, что отражается на качестве звука. Этот вид атаки используется весьма редко.

В работе с детьми применяют мягкую атаку, способствующую ненапряженному, мягкому собранному, напевному звучанию. Первоочередная задача каждого руководителя хора-предостеречь детей от крикливого, форсированного звука, ибо это не только производит неприятное впечатление, но и вредит самому голосу, портя его естественную красоту.

Для правильного звукообразования особенно важно пение гласных звуков: «а», «о», «и», «е», «у». Каждая гласная требует определенного артикуляционного оформления, для каждой гласной характерна определенная форма рта, которую следует сохранить до конца звучания. Выработка единой манеры формирования гласных, их прикрытого, собранного звучания является основой для достижения одно - тембрового ансамбля.

Важным художественным средством, способствующим выразительности хорового пения, является так называемое цепное дыхание. Суть его состоит в том, что хористы берут дыхание не одновременно, а по очереди. «цепочкой», поддерживая непрерывность звучания. Дети должны знать, что при цепном дыхании нельзя менять его в конце слова, лучше это делать в середине слова, передыхая на гласном звуке. Снимать или продолжать звучание следует почти незаметно.

К применению приема цепного дыхания нужно переходить тогда, когда дети уже владеют определенными вокально - хоровыми навыками, когда у них сформировалось правильное певческое дыхание, и коллектив приобрел навыки устойчивого унисона и одно-тембрового ансамбля.

Наряду с выработкой у детей певческого дыхания и правильного звукообразования, необходимо заниматься развитием артикуляционного аппарата и четкой, выразительной дикции. Дети должны знать, что интонационно четкое и выразительное произношение текста во время пения является необходимым условием художественного исполнителя и свидетельством высокого исполнительского мастерства коллектива.

В работе над дикцией основное внимание следует уделить произношению согласных. Активное, четкое, а в некоторых случаях и подчеркнутое произнесение согласных вместе с максимальным протягиванием гласных – основная задача.

Певческая дикция зависит от характера исполняемого произведения. Песни героические, бодрые, решительные требуют более подчеркнутого, твердого произношения, а лирические, спокойные и нежные – мягкой дикции. Важные моменты – единая манера заукообразования, одновременность и четкость произношения согласных всем коллективом. Лучше всего работать над произношением согласных в сочетании с гласными.

Наиболее удобны для пения согласные: «л», «д», «м», «н». Согласная «л» активизирует кончик языка. Пение упражнений на слоги «ля», «ле», «ди», «зи» помогает добиться легкого, светлого звучания. Согласная «м» активизирует работу губ. Согласные «м» и «н» в слогах «ми», «ме», «ма», «мо», «му» и «ни», «не», «на», «но», «ну» способствуют лучшему резонированию, выработке высокой певческой позиции. Согласные «к» и «г» в сочетании с гласными «а», «у», «о» помогают выработать прикрытый, собранный звук и чистоту интонирования. Упражнения с использованием слогов «да», «дай» активизируют нижнюю челюсть. Согласная «р» всегда требует четкого, подчеркнутого произношения.

Согласную, которой заканчивается слог или слово, следует присоединять при пении к последующему слогу или слову.

Если в рядом стоящих словах совпадают конечная и начальная гласные их нужно отделить в произношении.

Конечные согласные в словах надо произносить четко и всем одновременно. Безударные окончания слов исполнять мягко.

Сочетание согласных «чт» в русских словах произносится, как «шт» (что – што, чтобы – штобы). Глагольные окончания « - тся», « - ться» следует произносить « - цца» (резвятся – резвяцца).

Кроме отдельных упражнений, большую пользу для развития артикуляционного аппарата приносят скороговорки. Например, такие:

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Один двор, два двора, три двора.

Купи кипу пик.

Для облегчения произношения скороговорок можно применить метод С.Малининой. Известно, что в первой из приведенных скороговорок, произносимой в быстром темпе, согласные «р» и «в» в слове «дрова» часто меняются местами. Во избежание этого следует на доске или на отдельном плакате нарисовать большую букву «р» (лучше сделать ее цветной), чтобы дети зафиксировали на ней свое внимание. После этого учащиеся начинают произносить скороговорку в медленном темпе, а потом быстрее, все время глядя на нарисованную букву «р» и уже почти не ошибаясь.

Способ ведения звука стаккато в детской хоровой литературе используется не очень часто. Между тем выработка у детей такого навыка дает возможность избежать вялого звукообразования, добиться легкости звучания и точности интонирования.

Все перечисленные элементы вокально-хоровых навыков в совокупности очень важны для того, чтобы коллектив мог претендовать, на умение исполнять произведения a cappella. Для этого и нужен первоначальный подготовительный этап, в течении которого дети воспитываются на доступных им песнях с аккомпанементом, соответствующих их возрасту и навыкам. Параллельно с этим грамотное преподавание сольфеджио вносит неоценимый вклад в развитие учащихся. С первых хоровых занятий нужно учить детей чисто интонировать, точно воспроизводить звук и удерживать его высоту. Важно, чтобы они ощущали полутоновые звуковые соотношения. Овладение динамикой расширяет арсенал средств музыкальной выразительности и повышает исполнительское мастерство коллектива.

Очень большую пользу для перехода к многоголосию может принести регулярное использование в педагогической практике канонов. Пение канонов помогает в формировании певческого ансамбля и строя. Кроме того, они знакомят учащихся с принципами имитационной полифонии и одновременно открывают интересные страницы истории, дают представление об интонационных особенностях бытовой музыкальной культуры народов разных стран.

Пение канонов представляет собой прекрасную форму общения, позволяющую каждому полнее раскрыть и эффективнее развивать свои музыкальные способности. Особенную радость и наибольшую пользу приносит оно участникам, когда они слышат не только свой голос, но воспринимают все разнообразные интонационные связи, смысловые переклички голосов. Поэтому важно добиваться пения канонов наизусть, глядя в глаза партнеров, принимая тему от одних и передовая ее другим, слыша в их партиях отклик на свои интонации и одновременно контролируя гармоническую координацию линий. Сразу это не приходит. Руководителю нужно постоянно направлять детей, уча их творческому подходу в пении, ставя перед ними задачи, обращая их внимание на особенности произведения.

Педагог должен непременно сообщать и разъяснять ученикам необходимый минимум понятий, касающихся полифонической техники. Так, им следует знать, что канон представляет многоголосную музыку, основанную на точной имитации всеми голосами материала начального голоса. Музыкальный материал, с которого начинается канон, называется пропостой (от латинского языка – «послание»). Имитирующие этот материал голоса называются риспостами («ответ»). Слово «канон» по – гречески обозначает «правило», «порядок», «норма».

Бывает, что после разучивания и исполнения нескольких канонов учащиеся по собственной инициативе принимаются за сочинение канонов. Педагогу необходимо приветствовать такую инициативу, помочь найти подходящий текст, сюжет, музыкальную идею канона. Такая работа способствует формированию основ профессионального музыкального слуха, которому под силу одновременно оценивать и звучание вертикали, и выразительность линий.

Да, пение канонов развивает слух, музыкальную память, внимание, способствует выработке звукового и ритмического ансамбля. Однако, прежде чем приступить к простейшим из них желательно уделить внимание упражнениям, развивающим внутренний слух детей. Полезно петь несложные медленные песни «цепочкой», предварительно разделив хор на группы. Учитель указывает, какую музыкальную фразу произведения исполняет та или другая группа. Хорошо усвоив такой прием, можно выполнять более сложные задания. Например, одной группе поручается пропеть фразу внутренним слухом, а другой – следующую фразу вслух. Возможны самые разнообразные варианты исполнения этого упражнения: чередование групп, поющих внутренним слухом и вслух; вступление их на разных тактах или фразах; пение одной фразы про себя и вслух по знаку учителя и др. Хороша игра «Эхо». Она построена на повторении детьми за учителем отдельных звуков, коротких мотивов, небольших музыкальных фраз, с постепенно усложняющимися мелодией, ритмом и размером.

Полезны для учащихся следующие упражнения: один голос основан на несложном мотиве или фразе, повторяющейся без изменения от начала до конца на протяжении всего упражнения. Этот голос поют все дети. Второй голос исполняется учителем или группой лучших учеников, хорошо его усвоивших. Первый голос не должен заглушать голоса учителя. Подобные упражнения активизируют внимание детей, способствуют чистоте интонирования при повторении одного и того же музыкального материала, развивают слуховые ощущения.

Также необходимо работать с детьми над принципом цепного дыхания, что позволит исполнять более сложные хоровые партитуры.

Особое внимание надо уделить выработке чистого интонирования терцовых и секундовых звукосочетаний в двухголосном изложении. Это послужит хорошим подспорьем в выработке навыков трехголосного пения.

Все перечисленные выше примеры могут дать представление о том, как воспитывать хоровой коллектив, чтобы он был способен исполнять чудесные образцы произведений a cappella, которыми изобилует хоровая литература, отечественная в особенности. Исполнение их требует большого мастерства. Достигнуть этого мастерства – цель каждого хормейстера. Первый этап работы в этом направлении дети проходят во время занятий в хоре младших классов. Пение отдельных упражнений, канонов, исполнение песен с элементами двухголосия несколько развили гармонический слух и слуховое внимание участников хора. Дальше – умение слышать и петь интервалы и аккордовые сочетания, способность начать пение точно в заданном тоне и выдерживать отдельные звуки на фоне звучания других мелодических линий. Это является признаком наличия развитого гармонического слуха.

Каждый руководитель хора должен овладеть методикой работы с детским коллективом, изучить физиологию детского голосового аппарата, а также возрастную психологию детей. Но процесс становления коллектива не односторонний. Занятия в хоровом коллективе требуют от его участников упорной работы, терпения, требовательности к себе. Лишь при таких условиях можно достигнуть высокого уровня исполнительского мастерства, воспитать художественный вкус, донести до слушателя образцы прекрасного хорового искусства. Процесс этот сложен и требует многолетних усилий. Руководителю доставляет радость наблюдать, как неуклюжий неоперившийся птенец (хор в начале пути) постепенно вырастает в красивую сильную птицу. И так, инструмент настроен! Волшебный взмах дирижера, и вот она – живая музыка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Формирование навыков ЗОЖ"

Доклад  на тему "Формирование навыков ЗОЖ"...

Проблемы формирования музыкальных навыков и эстетических чувств у обучающихся с синдромом Дауна на уроках музыки и пения.

Уроки музыки и пения являются самыми приятными для детей способами обучения. Именно, занятия музыкой формируют эстетические чувства, музыкальные навыки, развивают и закрепляют навыки счета и письма, ...

Статья с презентацией на тему "Формирование учебных умений, самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Важность формирования учебных умений, самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС и пути их достижения....

Курсовая работа по теме: "Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с задержанным психическим развитием"

Курсовая работа по теме: "Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с задержанным психическим развитием"...

Вокально-хоровые навыки в младшем хоре

...Но чтобы добиться высокого уровня вокально-хорового исполнения, необходима большая педагогическая работа с исполнителями, певцов надо воспитывать с раннего возраста, развивая у них необходимые вока...