Вокально-хоровые навыки в младшем хоре
методическая разработка

Назаренко Людмила Ивановна

...Но чтобы добиться высокого уровня вокально-хорового исполнения, необходима большая педагогическая работа с исполнителями, певцов надо воспитывать с раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр  развития творчества и научно-технических инициатив детей и молодёжи»

Калининского    района   Санкт-Петербурга

Методическая разработка «Вокально-хоровые навыки в младшем хоре»

Педагог дополнительного образования Назаренко Л.И.

Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.

Но чтобы добиться высокого уровня вокально-хорового исполнения, необходима большая педагогическая работа с исполнителями, певцов надо воспитывать с раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки.

   Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. В этом возрасте он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка и требует бережного отношения и охраны от негативных факторов.

 Чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся:

1. Певческая установка

Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.    

 2.    Дирижёрский жест

Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:

  • внимание
  • дыхание
  • начало пения
  • окончание пения
  • менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи.

3. Дыхание

Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.

4. Звукообразование

Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую  атаку звука  рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.

5. Дикция

Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.

6. Строй, ансамбль

Работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение a cappella.

В хоровом пении понятие «ансамбль» - единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить юных певцов прислушиваться к звучащим рядом голосам.

Певческое дыхание.

По мнению многих хоровых деятелей, дети должны пользоваться грудобрюшным дыханием (формирование как у взрослых). Мы непременно контролируем и проверяем каждого ученика, насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показываем на себе. Маленькие певцы должны брать воздух, не поднимая плеч, при совершенно опущенных и свободных руках. При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается. Закрепляем эти навыки упражнением дыхания без звука:

  • маленький вдох - произвольный выдох;
  • маленький вдох - медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати;
  • вдох со счётом на распев в медленном темпе;
  • короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.

Хоровое занятие, как правило, начинают с распевания, здесь можно выделить 2-е функции:

  • Разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе.
  • Развитие вокально-хоровых навыков, достижения качественного и красивого звучания в исполнении произведений.

Наиболее распространенные недостатки пения у детей, по нашим наблюдениям, неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные) плохая дикция, короткое и шумное дыхание.

Распевание хора организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных и согласных).

На распевание отводится в начале 10-15 минут, причём лучше петь стоя. Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться систематически. При распевании (пусть и кратковременном) мы даем различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, потому как, дети должны понимать, на выработку какого навыка  дано это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться. Целесообразно брать для распевки изучаемый материал (трудные места).

Чтобы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние мы начинаем распевание как бы с «настройки», просим детей петь в унисон закрытым ртом. Это упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном, непрерывном (цепном) дыхании,  губы мягкие, не плотно сомкнутые. Начало звука и его окончание должны быть определёнными. В дальнейшем, это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности.

Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

  • вслушивание в показ учителя, с целью последующего анализа услышанного;
  •  сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
  • введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;
  •  пение «по цепочке»;
  • моделирование высоты звука движениями руки;
  •  отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
  • настройка на тональность перед началом пения;
  • устные диктанты;
  •  выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;
  • в процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом.

               Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:
  • вокализация певческого материала  (применяя штрих staccato) на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсированного звучания;
  • вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;
  • при пении восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих интервалов, напротив, нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;
  • целенаправленное управление дыхательными движениями;
  • произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
  • беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;
  • проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка повышенным тоном по отношению к диапазону речевого голоса;
  • внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса;
  • вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. Практический опыт показывает, что при интегрированном подходе, изучая народный и современный фольклор, духовную и классическую музыку, воспитанники проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих, научаются высокой нравственности и красоте человеческого общения. Развивают певческие навыки: учатся естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения, что является высшей трудностью и высшей степенью вокального мастерства; развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру речи.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СВЯЗЬ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ С РАБОТОЙ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО.

СВЯЗЬ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ С РАБОТОЙ В КЛАССЕ  ФОРТЕПИАНО....

РАСПЕВАНИЯ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕ

Определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто гре...

Научно - исследовательский доклад "Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки посредством вокального–хорового искусства"

Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки на лучших  образцах вокально - хорового искусства....

Презентация. Методы и приемы формирования вокально-хоровых навыков, их соответствие особенностям возрастной группы

Презентация к уроку.Дисциплина:  02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом.Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование.Тема урока: "Цель  и задачи певческой деят...

Методическая разработка для старшего хора в детской школе искусств на тему: "Работа над вокально-хоровой техникой в старшем хоре"

Методическая работа на тему: "Работа над вокально-хоровой техникой в старшем хоре" реализуется в рамках  дополнительной предпрофессиональной образовательной программы по учебному предме...

Проект занятия на тему: "Формирование вокально-хоровых навыков у подростков, закрепление знания элементов музыкальной речи"

Проект занятия на тему: "Формирование вокально-хоровых навыков у подростков, закрепление знания элементов музыкальной речи", реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на ос...

Доклад. Тема: Формирование начальных навыков пения a cappella в младшем хоре.

В докладе разбираются приемы и упражнения работы в младшем хоре для выработки вокально-хоровых навыков, способствующих лучшему исполнению произведений a cappella....