МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАТИКА
учебно-методическое пособие

Акопян Эльза Владимировна

В рекомендациях содержится перечень знаний и умений, которыми должны овладеть студенты в процессе выполнения практической работы, а также  содержание практической работы студентов, методические рекомендации по ее выполнению, рекомендуемая литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_informatika.docx177.93 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет»

Гуманитарно-педагогический колледж

C:\Documents and Settings\УМЦ-1\Мои документы\1.bmp

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ   ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ  

ПД.02 ИНФОРМАТИКА

Специальность среднего профессионального образования

46.02.01  Документационное обеспечение управления и архивоведение.

Форма обучения: заочная

Орехово – Зуево

2020  

УДК 372.016:004

ББК 32.97я723+74.263.2

Данные методические рекомендации по учебной дисциплине ПД.02 Информатика  предназначены для студентов, обучающихся по  специальности: 46.02.04. Документационное обеспечение управления и архивоведение заочной формы обучения и направлены на оказание методической помощи при организации практической работы.

В рекомендациях содержится перечень знаний и умений, которыми должны овладеть студенты в процессе выполнения практической работы, а также  содержание практической работы студентов, методические рекомендации по ее выполнению, рекомендуемая литература.

Организация-разработчик: ГПК ГГТУ

Разработчик: Акопян Эльза Владимировна, преподаватель общеобразовательных дисциплин.

Печатается по решению предметно-цикловой  комиссии преподавателей  общеобразовательных  дисциплин ГПК ГГТУ

Протокол № 4   от « 14  » января  2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………….

4

ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ,  УМЕНИЙ………………………………

4

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………………………………………………

8

СОДЕРЖАНИЕ  ПРАКТИЧЕСКИХ  РАБОТ ПО  ТЕМАМ………………………………….

9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….

23

Пояснительная записка

Данное методическое пособие разработано на основе:

  1. Рекомендации ФИРО по формированию оценочных средств для государственной (итоговой) аттестации выпускников учреждений СПО и  НПО.
  2. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика». Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением«Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»

ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ,  УМЕНИЙ

Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
  • осознание своего места в информационном обществе;
  • готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
  • умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
  • готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
  • метапредметных
  • умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
  • использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
  • использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
  • умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных на компьютере в различных видах;
  • умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

  • сформированность представлений о роли информации и информационных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
  • использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю электронных таблицах;
  • сформированность представлений о базах данных и простейших средствахуправления ими;
  • сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
  • владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
  • сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
  • понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
  • применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.

        В результате выполнения представленных практических работ обучающийся научится:

  • Проводить поиск сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах.
  • Классифицировать информационные процессы по принятому основанию.
  • Выделять основные информационные процессы в реальных системах.
  • Проводить исследование с помощью информационных моделей структуры и поведения объекта в соответствии с поставленной задачей.
  • Выявлять проблемы жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения.
  • Использовать ссылки и цитирования источников информации.
  • Владеть нормами информационной этики и права.
  • Соблюдать принципы обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
  • Проводить оценку информации с позиций ее свойств (достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. п.).
  • Владеть компьютерными средствами представления и анализа данных.
  • Отличать представление информации в различных системах счисления.
  • Владеть навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов.
  • Понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня.
  • Анализировать алгоритмы с использованием таблиц.
  • Проводить реализацию технологии решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства выбирать метод ее решения.
  • Разбивать процесс решения задачи на этапы.
  • Определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм.
  • Проводить оценку адекватности модели и моделируемого объекта, целей моделирования.
  • Выделять в исследуемой ситуации объекта, субъекта, модели.
  • Выделять среди свойств данного объекта существенных свойств с точки зрения целей моделирования.
  • Проводить оценку и организацию информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью.
  • Владеть базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.
  • Анализировать и сопоставлять различные источники информации.
  • Анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных и программных средств.
  • Анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации.
  • Определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач.
  • Анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов.
  • Выделять и определять назначения элементов окна программы.
  • Выполнять реализацию антивирусной защиты компьютера.
  • Работать с библиотеками программ.
  • Использовать компьютерные средства представления и анализа данных.
  • Осуществлять обработку статистической информации с помощью компьютера.
  • Пользоваться базами данных и справочными системами
  • Использовать почтовые сервисы для передачи информации.
  • Планировать индивидуальную и коллективную деятельность с использованием программных инструментов поддержки управления проектом.
  • Анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.

узнает:

  • Систему базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира.
  • Общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений.
  • Способы создания и сопровождения сайта.
  • Возможности сетевого программного обеспечения.
  • Технические и программные средства телекоммуникационных технологий.
  • Способы подключения к сети Интернет.
  • Компьютерные сети и их роли в современном мире.
  • Ключевые слова, фразы для поиска информации.
  • Способы хранения и простейшие способы обработки данных.
  • Основные сведения о базах данных и средствах доступа к ним; умение работать с ними.
  • Типологию компьютерных сетей.
  • Определение программного и аппаратного обеспечения компьютерной сети.
  • Возможности разграничения прав доступа в сеть
  • Основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
  • Компьютерные модели.
  • Математические объекты информатики.
  • Математические объекты информатики, в том числе о логических формулах
  • Дискретную форму представления информации.
  • Способы кодирования и декодирования информации.
  • Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.
  • Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей.

Тематический план

Практической работы

Тема

Количество часов

1

Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.

4

2

Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление

4

3

Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет

1

4

Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Практическая работа №1

Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.

Цель: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; овладеть методами работы с программным обеспечением.

Теоретические сведения к практической работе

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».

«Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.

Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.

ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.

Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

  • тематика хранящейся в них информации;
  • форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
  • доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
  • принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической;
  • источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;
  • назначение и характер использования информации – массовое региональное, ведомственное;
  • форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
  • вид носителя информации – бумажный, электронный.

Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Классификацию субъектов информационной деятельности произведем следующим образом:

  • субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы- преподаватель, студент);
  • субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);
  • субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);
  • субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

К образовательным электронным ресурсам можно отнести:

  • учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),
  • учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),
  • научно-методические (диссертации, кандидатские работы),
  • дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),
  • системы тестирования (тесты– электронная проверка знаний),
  • электронные полнотекстовые библиотеки;
  • электронные периодические издания сферы образования;
  • электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,
  • электронные архивы выпусков.

Содержание работы:

Задание №1

  1. Загрузите Интернет.
  2. В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».
  3. Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.
  1. Охарактеризуйте любые три.

Название

Характеристика

Задание №2

С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

Вопрос

Ответ

1) укажите время утверждения григорианского календаря

2) каков диаметр пылинки

3) укажите смертельный уровень звука

4) какова температура кипения железа

5) какова температура плавления йода

6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца

7) какова масса Земли

8) какая гора в Австралии является самой высокой

9) дайте характеристику народа кампа

10) укажите годы правления Ивана III

11) укажите годы правления Екатерины II

12) укажите годы правления Ивана IV

13) укажите годы правления Хрущева Н.С.

14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед

Задание №3. Ответьте на вопросы:

  1. Что Вы понимаете под информационными ресурсами?

  1. Перечислите параметры для классификации информационных ресурсов.

  1. Что понимают под образовательными информационными ресурсами?

  1. Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам?

Задание №4. Сделайте вывод о проделанной практической работе:

Практическая работа № 2

Тема: Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление

Цель:научиться правильно и корректно устанавливать программы в операционной системе Windows, сформировать целостное представление о работе программного обеспечения компьютера, взаимодействия установленных программ с операционной системой, прогнозировать возможные ошибки в работе программного обеспечения.

Ход работы:

Каждому пользователю компьютера приходится сталкиваться с этим вопросом, поэтому

вы должны уметь грамотно инсталлировать программы. Не забывайте, любая игра также

является программой, а их вы пытаетесь устанавливать на свои компьютеры, наверное,

каждый день».

1. Установка программного обеспечения

Без подходящего, хорошо настроенного программного обеспечения даже самый мощный и современный компьютер не будет работать в полную силу, а его реальные возможности останутся не использованными.

Настройка разнообразных программ непосредственно под задачи каждого пользователя является залогом комфортной и уверенной работы на компьютере. Установка программ - широчайшее поле деятельности: количество приложений настолько велико, что сориентироваться в новинках и системных требованиях бывает порой весьма затруднительно.

Запишите в тетрадь:

Установка или инсталляция — процесс установки программного обеспечения на компьютер конечного пользователя.

Рассмотрим понятия:

  • Что такое дистрибутив.
  • Типы инсталляции программного обеспечения.
  • Лицензионное соглашение

Дистрибутив (англ. distribute — распространять) — это форма распространения программного обеспечения.

Например, дистрибутив операционной системы обычно содержит программы для начальной инициализации — инициализация аппаратной части, загрузка урезанной версии системы и запуск программы-установщика), программу-установщик (для выбора режимов и параметров установки) и набор специальных файлов, содержащих отдельные части системы (так называемые пакеты).

Запишите в тетрадь:

Дистрибутив - это пакет, сборка, изготовленная специально для удобства инсталляции программы в достаточно произвольный компьютер.

Дистрибутив также может содержатьREADME-файл (от англ.readme — «прочти меня») — текстовый файл, содержащий информацию о других файлах.

2. Инсталляция программного обеспечения

Дистрибутив (ПО) - это комплект (как правило, набор файлов), приспособленный для распространения ПО. Может включать вспомогательные инструменты для автоматической или автоматизированной начальной настройки ПО (установщик).

Так и при использовании дистрибутива программного обеспечения - устанавливаются только необходимые файлы, при чем таким образом, чтобы их правильно видела операционная система. Также конфигурируются начальные параметры, язык, способ подключения, например, к Интернет.

Виды дистрибутивов:

  • Архив (.zip, .rar, .tar.gz и др.) - неавтоматизированный дистрибутив
  • Исполняемый файл - дистрибутив с автоматизированным установщиком, позволяет пользователю указать необходимые параметры при установке.
  • Комплект на CD/DVD - такой дистрибутив, как правило, состоит из нескольких файлов и сопровождается автоматизированным установщиком. Используется для крупных пакетов ПО и системного программного обеспечения (дистрибутивы ОС Windows, различные дистрибутивы Linux).

Большинство программ поставляются для продажи и распространения в сжатом (упакованном) виде. Для нормальной работы они должны быть распакованы, а необходимые данные правильно размещены на компьютере, учитывая различия между компьютерами и настройками пользователя. В процессе установки выполняются различные тесты на соответствие заданным требованиям, а компьютер необходимым образом конфигурируется (настраивается) для хранения файлов и данных, необходимых для правильной работы программы.

Установка включает в себя размещение всех необходимых программе файлов в

соответствующих местах файловой системы. Многие программы (включая операционные

системы) поставляются вместе с универсальным или специальным инсталлятором —

программой, которая автоматизирует большую часть работы, необходимой дляих

установки.

Запишите в тетрадь:

Инсталлятор — это компьютерная программа, которая устанавливает файлы, такие как приложения, драйверы, или другое ПО, на компьютер. Она запускается из файла SETUP.EXE или INSTALL.EXE

Дистрибутив также может содержатьREADME-файл (от англ.readme — «прочти меня») — текстовый файл, содержащий информацию о других файлах.

3. Лицензионное соглашение

Программы по их юридическому статусу можно разделить на три большие группы:

Запишите в тетрадь:

  • Лицензионные
  • условно бесплатные (shareware)
  • свободно распространяемые программы (freeware).

Дистрибутивы лицензионных программ продаются пользователям. В соответствии с лицензионным соглашением разработчики программы гарантируют ее нормальное функционирование в определенной операционной системе и несут за это ответственность.

Условно бесплатные программы предлагаются пользователям в целях их рекламы и продвижения на рынок. Пользователю предоставляется версия программы с ограниченным сроком действия (после истечения указанного срока программа перестает работать, если за нее не произведена оплата) или версия программы с ограниченными функциональными возможностями (в случае оплаты пользователю сообщается код, включающий все функции).

Производители бесплатного программного обеспечения заинтересованы в его широком распространении. К таким программным средствам можно отнести следующие:

  • новые недоработанные (бета) версии программных
  • программные продукты, являющиеся частью принципиально новых технологий
  • дополнения к ранее выпущенным программам, исправляющие найденные
  • устаревшие версии программ;
  • драйверы к новым устройствам или улучшенные драйверы к уже существующим.

Производители программного обеспечения предлагают пользователям лицензионное соглашение.

Принимая настоящее соглашение, Вы выражаете свое полное согласие со всеми его положениями и условиями. Если Вас не устраивают условия, описанные в нем, то не устанавливайте программу. Использование программы однозначно подразумевает принятие Вами всех положений и условий данного соглашения.

Принятие положений и условий настоящего соглашения не является передачей каких бы то ни было прав собственности на программы и продукты.

4. Порядок установки

Чтобы ознакомиться с процессом установки программного обеспечения, запустите видео ролик Установка антивируса Avast.mpg

Практическое задание:

Все осознают необходимость надёжной защиты компьютера от вирусов и других опасных программ. Каждый квартал по миру прокатывается очередная новая волна компьютерной инфекции, вирусы, черви, трояны постоянно ведут свою деятельность целью которой является инфицирование всё новых и новых компьютеров. Только надёжная антивирусная система в состоянии противостоять этой навале.

Как защитить свой домашний компьютер или ноутбук знают почти все - надёжная антивирусная программа. Но стоимость такого программного обеспечения (особенно его использование и обновление надёжного и качественного) довольно высока и не многие готовы платить большие деньги

за защиту домашних ПК. Правда есть выход - использовать бесплатные версии

антивирусов. Бесплатных антивирусов довольно много, но очень много нареканий наих

надёжность, если с устаревшими вирусами они ещё могут справиться, то новые инфекции

в большинстве проходят их защиту без проблем.

Основная опасность в инфицировании компьютера опасными программами - эта порча или потеря пользовательских данных, в редких случаях возможен и выход из строя компьютера или его составных частей. Поэтому защищаться обязательно необходимо. Домашняя версия антивируса AVASTHomeEdition отличается от коммерческой только типом лицензии (доступна для не коммерческого домашнего использования) и меньшим количеством настроек (что даже больше плюс чем минус). Она обеспечивает комплексную защиту вашего компьютера от различных видов инфекций распространяющихся различными путями. Кроме того антивирус AVASTHomeEdition имеет обновляемую антивирусную базу (обновление происходит автоматически при подключении к интернету) что даёт возможность защищаться и от новых вирусов. Такие возможности бывают только у платных антивирусов, но AVASTHomeEdition - это исключение.

Для бесплатного использования антивируса AVASTHomeEdition с возможностью его обновления на протяжении целого года достаточно пройти бесплатную регистрацию и скачать Avast бесплатно HomeEdition.

  • Зайдите на сайт Avast! (http://www.avast.ru)
  • Установите на свой компьютер антивирусную программу для домашнего использования, размещая пикторгаммы этого антивируса на Рабочем столе.
  • Сохраните скриншот рабочего стола с пиктограммами установочного файла антивируса и пикторгаммой самого антивируса с именемVirus.jpg.
  • Отошлите скриншотVirus.jpg преподавателю.

Задание для самостоятельной работы

Оформить отчет по ЛР № 2.

Практическая работа №3

Тема: Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет

Цель: изучить лицензионные и свободно распространяемые программные продукты; научиться осуществлять организацию обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

Теоретические сведения к практической работе

Классификация программ по их правовому статусу

Программы по их правовому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные, условно бесплатные и свободно - распространяемые.

1. Лицензионные программы. В соответствии с лицензионным соглашением разработчики программы гарантируют её нормальное функционирование в определенной операционной системе и несут за это ответственность.

Лицензионные программы разработчики обычно продают в коробочных дистрибутивов.

В коробочке находятся CD-диски, с которых производится установка программы на компьютеры пользователей, и руководство пользователей по работе с программой.

Довольно часто разработчики предоставляют существенные скидки при покупке лицензий на использовании программы на большом количестве компьютеров или учебных заведениях.

2. Условно бесплатные программы. Некоторые фирмы разработчики программного обеспечения предлагают пользователям условно бесплатные программы в целях рекламы и продвижения на рынок. Пользователю предоставляется версия программы с определённым сроком действия (после истечения указанного срока действия программы прекращает работать, если за неё не была произведена оплата) или версия программы с ограниченными функциональными возможностями (в случае оплаты пользователю сообщается код, включающий все функции программы).

3. Свободно распространяемые программы. Многие производители программного обеспечения и компьютерного оборудования заинтересованы в широком бесплатном распространении программного обеспечения. К таким программным средствам можно отнести:

  • Новые недоработанные (бета) версии программных продуктов (это позволяет провести их широкое тестирование).
  • Программные продукты, являющиеся частью принципиально новых технологий (это позволяет завоевать рынок).
  • Дополнения к ранее выпущенным программам,  исправляющие найденные ошибки или расширяющие возможности.
  • Драйверы к новым или улучшенные драйверы к уже существующим устройствам.

Но какое бы программное обеспечение вы не выбрали, существуют общие требования ко всем группам программного обеспечения:

  • Лицензионная чистота (применение программного обеспечения допустимо только в рамках лицензионного соглашения).
  • Возможность консультации и других форм сопровождения.
  • Соответствие характеристикам, комплектации, классу и типу компьютеров, а также архитектуре применяемой вычислительной техники.
  • Надежность и работоспособность в любом из предусмотренных режимов работы, как минимум, в русскоязычной среде.
  • Наличие интерфейса, поддерживающего работу с использованием русского языка. Для системного и инструментального программного обеспечения допустимо наличие интерфейса на английском языке.
  • Наличие документации, необходимой для практического применения и освоения программного обеспечения, на русском языке.
  • Возможность использования шрифтов, поддерживающих работу с кириллицей.
  • Наличие спецификации, оговаривающей все требования к аппаратным и программным средствам, необходимым для функционирования данного программного обеспечения.

Преимущества лицензионного и недостатки нелицензионного программного обеспечения

Лицензионное программное обеспечение имеет ряд преимуществ.

  1. Техническая поддержка производителя программного обеспечения.

При эксплуатации приобретенного лицензионного программного обеспечения у пользователей могут возникнуть различные вопросы. Владельцы лицензионных программ имеют право воспользоваться технической поддержкой производителя программного обеспечения, что в большинстве случаев позволяет разрешить возникшие проблемы.

  1. Обновление программ.

Производители программного обеспечения регулярно выпускают пакеты обновлений лицензионных программ (patch, service-pack). Их своевременная установка - одно из основных средств защиты персонального компьютера (особенно это касается антивирусных программ). Легальные пользователи оперативно и бесплатно получают все вышедшие обновления.

  1. Законность и престиж.

Покупая нелицензионное программное обеспечение, вы нарушаете закон, так как приобретаете "ворованные" программы. Вы подвергаете себя и свой бизнес риску юридических санкций со стороны правообладателей. У организаций, использующих нелегальное программное обеспечение, возникают проблемы при проверках лицензионной чистоты программного обеспечения, которые периодически проводят правоохранительные органы. За нарушение авторских прав в ряде случаев предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Нарушение законодательства, защищающего авторское право, может негативно отразиться на репутации компании. Нелицензионные копии программного обеспечения могут стать причиной несовместимости программ, которые в обычных условиях хорошо взаимодействуют друг с другом.

  1. В ногу с техническим прогрессом

Управление программным обеспечением поможет определить потребности компании в программном обеспечении, избежать использования устаревших программ и будет способствовать правильному выбору технологии, которая позволит компании достичь поставленных целей и преуспеть в конкурентной борьбе.

  1. Профессиональные предпродажные консультации

Преимущества приобретения лицензионного программного обеспечения пользователи ощущают уже при его покупке. Продажу лицензионных продуктов осуществляют сотрудники компаний - авторизованных партнеров ведущих мировых производителей программного обеспечения, квалифицированные специалисты. Покупатель может рассчитывать на профессиональную консультацию по выбору оптимального решения для стоящих перед ним задач.

  1. Повышение функциональности

Если у вас возникнут пожелания к функциональности продукта, вы имеете возможность передать их разработчикам; ваши пожелания будут учтены при выпуске новых версий продукта.

Приобретая  нелицензионное программное обеспечение вы очень рискуете.

Административная ответственность за нарушение авторских прав

Согласно статьи 7.12 КоАП РФ 1, ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными: влечет наложение административного штрафа: на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ с конфискацией контрафактных экземпляров, произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Согласно статьи 146 УК РФ (часть 2), незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере от 200 до 400 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

При использовании нелицензионного, то есть измененной пиратами версии, программного продукта, могут возникнуть ряд проблем.

  • Некорректная работа программы. Взломанная программа– это изменённая программа, после изменений не прошедшая цикл тестирования.
  • Нестабильная работа компьютера в целом.
  • Проблемы с подключением периферии (неполный набор драйверов устройств).
  • Отсутствие файла справки, документации, руководства.
  • Невозможность установки обновлений.
  • Отсутствие технической поддержки продукта со стороны разработчика.
  • Опасность заражения компьютерными вирусами (от частичной потери данных до полной утраты содержимого жёсткого диска) или другими вредоносными программами.

Содержание работы:

Задание №1. Найти в Интернет закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» и выделить определения понятий:

  1. информация
  2. информационные технологии
  3. информационно-телекоммуникационная сеть
  4. доступ к информации
  5. конфиденциальность информации
  6. электронное сообщение
  7. документированная информация

Задание 2. Изучив источник «Пользовательское соглашение» Яндекс ответьте на следующие вопросы:

Вопрос

Ответ

  1. По какому адресу находится страница с пользовательским соглашением Яндекс?

  1. В каких случаях Яндекс имеет право отказать пользователю в использовании своих служб?

  1. Каким образом Яндекс следит за операциями пользователей?

  1. Что подразумевается под термином «контент» в ПС?

  1. Что в ПС сказано о запрете публикации материалов, связанных с:
  • нарушением авторских прав и дискриминацией людей;
  • рассылкой спама;
  • обращением с животными;

размещением и пропагандой порнографии

  1. Какого максимального объема могут быть файлы и архивы, размещаемые пользователями при использовании службы бесплатного хостинга?

  1. Ваш почтовый ящик на Почте Яндекса будет удален, если Вы не пользовались им более

Задание 3. Изучив презентацию «Программное обеспечение компьютера» (располагается на сетевом диске), заполните таблицу:

Понятие

Значение понятия

  1. Программное обеспечение (ПО) – это

  1. Утилитарные программы предназначены для

  1. Программные продукты (ПП) предназначены для

  1. Классы программных продуктов:

  1. Системное программное обеспечение включает в себя

  1. Операционная система предназначена для

  1. Функции ОС:

  1. Пакеты прикладных программ (ППП) –это

  1. К пакетам прикладных программ относят:

Задание 4. Изучив программное обеспечение компьютера, за которым Вы работаете, заполните список:

Перечень программ Microsoft Office

Перечень стандартных программ

 Задание №5. Ответьте на вопросы:

  1. Что такое программное обеспечение компьютера?
  2. Какие программы являются условно бесплатными?
  3. Какие программные средства относят к свободно распространяемым программам?
  4. В чем преимущества лицензионного программного обеспечения?
  5. Какие проблемы могут возникнуть при использовании нелицензионного программного продукта?

Задание №6. Сделайте вывод о проделанной практической работе:

Практическая работа №4

Тема: Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации

Цель: изучить способы представления текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации, научиться записывать числа в различных системах счисления.

Теоретические сведения к практической работе

Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения.

Вся информация, которую обрабатывает компьютер должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр 0 и 1. Эти два символа принято называть двоичными цифрами или битами. С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение. Это явилось причиной того, что в компьютере обязательно должно быть организованно два важных процесса: кодирование и декодирование.

Кодирование– преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, то есть двоичный код.

Декодирование– преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.

С точки зрения технической реализации использование двоичной системы счисления для кодирования информации оказалось намного более простым, чем применение других способов. Действительно, удобно кодировать информацию в виде последовательности нулей и единиц, если представить эти значения как два возможных устойчивых состояния электронного элемента:

0 – отсутствие электрического сигнала;

1 – наличие электрического сигнала.

Эти состояния легко различать. Недостаток двоичного кодирования – длинные коды. Но в технике легче иметь дело с большим количеством простых элементов, чем с небольшим числом сложных.

Способы кодирования и декодирования информации в компьютере, в первую очередь, зависит от вида информации, а именно, что должно кодироваться: числа, текст, графические изображения или звук.

Аналоговый и дискретный способ кодирования

Человек способен воспринимать и хранить информацию в форме образов (зрительных, звуковых, осязательных, вкусовых и обонятельных). Зрительные образы могут быть сохранены в виде изображений (рисунков, фотографий и так далее), а звуковые — зафиксированы на пластинках, магнитных лентах, лазерных дисках и так далее.

Информация, в том числе графическая и звуковая, может быть представлена в аналоговой или дискретной форме. При аналоговом представлении физическая величина принимает бесконечное множество значений, причем ее значения изменяются непрерывно. При дискретном представлении физическая величина принимает конечное множество значений, причем ее величина изменяется скачкообразно.

Примером аналогового представления графической информации может служить, например, живописное полотно, цвет которого изменяется непрерывно, а дискретного– изображение, напечатанное с помощью струйного принтера и состоящее из отдельных точек разного цвета. Примером аналогового хранения звуковой информации является виниловая пластинка (звуковая дорожка изменяет свою форму непрерывно), а дискретного–аудиокомпакт-диск (звуковая дорожка которого содержит участки с различной отражающей способностью).

Преобразование графической и звуковой информации из аналоговой формы в дискретную производится путем дискретизации, то есть разбиения непрерывного графического изображения и непрерывного (аналогового) звукового сигнала на отдельные элементы. В процессе дискретизации производится кодирование, то есть присвоение каждому элементу конкретного значения в форме кода.

Дискретизация– это преобразование непрерывных изображений и звука в набор дискретных значений в форме кодов.

Кодирование изображений

Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами – как растровое или как векторное изображение. Для каждого типа изображений используется свой способ кодирования.

Кодирование растровых изображений

Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов. Пиксель – минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом.

В процессе кодирования изображения производится его пространственная дискретизация. Пространственную дискретизацию изображения можно сравнить с построением изображения из мозаики (большого количества маленьких разноцветных стекол). Изображение разбивается на отдельные маленькие фрагменты (точки), причем каждому фрагменту присваивается значение его цвета, то есть код цвета (красный, зеленый, синий и так далее).

Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту (либо черная, либо белая – либо 1, либо 0).

Для четырех цветного – 2 бита.

Для 8 цветов необходимо – 3 бита.

Для 16 цветов – 4 бита.

Для 256 цветов – 8 бит (1 байт).

Качество изображения зависит от количества точек (чем меньше размер точки и, соответственно, больше их количество, тем лучше качество) и количества используемых цветов (чем больше цветов, тем качественнее кодируется изображение).

Для представления цвета в виде числового кода используются две обратных друг другу цветовые модели: RGB или CMYK. Модель RGB используется в телевизорах, мониторах, проекторах, сканерах, цифровых фотоаппаратах… Основные цвета в этой модели: красный (Red), зеленый (Green), синий (Blue). Цветовая модель CMYK используется в полиграфии при формировании изображений, предназначенных для печати на бумаге.

Цветные изображения могут иметь различную глубину цвета, которая задается количеством битов, используемых для кодирования цвета точки.

Если кодировать цвет одной точки изображения тремя битами (по одному биту на каждый цвет RGB), то мы получим все восемь различных цветов.

R

G

B

Цвет

1

1

1

Белый

1

1

0

Желтый

1

0

1

Пурпурный

1

0

0

Красный

0

1

1

Голубой

0

1

0

Зеленый

0

0

1

Синий

0

0

0

Черный

На практике же, для сохранения информации о цвете каждой точки цветного изображения в модели RGB обычно отводится 3 байта (то есть 24 бита) - по 1 байту (то есть по 8 бит) под значение цвета каждой составляющей. Таким образом, каждая RGB-составляющая может принимать значение в диапазоне от 0 до 255 (всего 28=256 значений), а каждая точка изображения, при такой системе кодирования может быть окрашена в один из 16 777 216 цветов. Такой набор цветов принято называть TrueColor (правдивые цвета), потому что человеческий глаз все равно не в состоянии различить большего разнообразия.

Для того чтобы на экране монитора формировалось изображение, информация о каждой точке (код цвета точки) должна храниться в видеопамяти компьютера. Рассчитаем необходимый объем видеопамяти для одного из графических режимов. В современных компьютерах разрешение экрана обычно составляет 1280х1024 точек. Т.е. всего 1280 * 1024 = 1310720 точек. При глубине цвета 32 бита на точку необходимый объем видеопамяти: 32 * 1310720 = 41943040 бит = 5242880 байт = 5120 Кб = 5 Мб.

Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению). При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется различимость мелких деталей изображения. При увеличении изображения увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом.

Кодирование векторных изображений

Векторное изображение представляет собой совокупность графических примитивов (точка, отрезок, эллипс…). Каждый примитив описывается математическими формулами. Кодирование зависит от прикладной среды.

Достоинством векторной графики является то, что файлы, хранящие векторные графические изображения, имеют сравнительно небольшой объем.

Важно также, что векторные графические изображения могут быть увеличены или уменьшены без потери качества.

Графические форматы файлов

Форматы графических файлов определяют способ хранения информации в файле (растровый или векторный), а также форму хранения информации (используемый алгоритм сжатия).

Наиболее популярные растровые форматы:

BMP

GIF

JPEG

TIFF

PNG

BitMaPimage (BMP)– универсальный формат растровых графических файлов, используется в операционной системе Windows. Этот формат поддерживается многими графическими редакторами, в том числе редактором Paint. Рекомендуется для хранения и обмена данными с другими приложениями.

TaggedImageFileFormat (TIFF)– формат растровых графических файлов, поддерживается всеми основными графическими редакторами и компьютерными платформами. Включает в себя алгоритм сжатия без потерь информации. Используется для обмена документами между различными программами. Рекомендуется для использования при работе с издательскими системами.

GraphicsInterchangeFormat (GIF)– формат растровых графических файлов, поддерживается приложениями для различных операционных систем. Включает алгоритм сжатия без потерь информации, позволяющий уменьшить объем файла в несколько раз. Рекомендуется для хранения изображений, создаваемых программным путем (диаграмм, графиков и так далее) и рисунков (типа аппликации) с ограниченным количеством цветов (до 256). Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

PortableNetworkGraphic (PNG)– формат растровых графических файлов, аналогичный формату GIF. Рекомендуется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

JointPhotographicExpertGroup (JPEG)– формат растровых графических файлов, который реализует эффективный алгоритм сжатия (метод JPEG) для отсканированных фотографий и иллюстраций. Алгоритм сжатия позволяет уменьшить объем файла в десятки раз, однако приводит к необратимой потере части информации. Поддерживается приложениями для различных операционных систем. Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

Двоичное кодирование звука

Использование компьютера для обработки звука началось позднее, нежели чисел, текстов и графики.

Звук – волна с непрерывно изменяющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота, тем выше тон.

Звуковые сигналы в окружающем нас мире необычайно разнообразны. Сложные непрерывные сигналы можно с достаточной точностью представлять в виде суммы некоторого числа простейших синусоидальных колебаний.

Причем каждое слагаемое, то есть каждая синусоида, может быть точно задана некоторым набором числовых параметров – амплитуды, фазы и частоты, которые можно рассматривать как код звука в некоторый момент времени.

В процессе кодирования звукового сигнала производится его временная дискретизация – непрерывная волна разбивается на отдельные маленькие временные участки и для каждого такого участка устанавливается определенная величина амплитуды.

Таким образом, непрерывная зависимость амплитуды сигнала от времени заменяется на дискретную последовательность уровней громкости.

Каждому уровню громкости присваивается его код. Чем большее количество уровней громкости будет выделено в процессе кодирования, тем большее количество информации будет нести значение каждого уровня и тем более качественным будет звучание.

Качество двоичного кодирования звука определяется глубиной кодирования и частотой дискретизации.

Частота дискретизации – количество измерений уровня сигнала в единицу времени.

Количество уровней громкости определяет глубину кодирования. Современные звуковые карты обеспечивают 16-битную глубину кодирования звука. При этом количество уровней громкости равно N = 216 = 65536.

Представление видеоинформации

В последнее время компьютер все чаще используется для работы с видеоинформацией. Простейшей такой работой является просмотр кинофильмов и видеоклипов. Следует четко представлять, что обработка видеоинформации требует очень высокого быстродействия компьютерной системы.

Что представляет собой фильм с точки зрения информатики? Прежде всего, это сочетание звуковой и графической информации. Кроме того, для создания на экране эффекта движения используется дискретная по своей сути технология быстрой смены статических картинок. Исследования показали, что если за одну секунду сменяется более 10-12 кадров, то человеческий глаз воспринимает изменения на них как непрерывные.

Казалось бы, если проблемы кодирования статической графики и звука решены, то сохранить видеоизображение уже не составит труда. Но это только на первый взгляд, поскольку, как показывает разобранный выше пример, при использовании традиционных методов сохранения информации электронная версия фильма получится слишком большой. Достаточно очевидное усовершенствование состоит в том, чтобы первый кадр запомнить целиком (в литературе его принято называть ключевым), а в следующих сохранять лишь отличия от начального кадра (разностные кадры).

Существует множество различных форматов представления видеоданных.

В среде Windows, например, уже более 10 лет (начиная с версии 3.1) применяется формат VideoforWindows, базирующийся на универсальных файлах с расширением AVI (AudioVideoInterleave – чередование аудио и видео).

Более универсальным является мультимедийный формат QuickTime, первоначально возникший на компьютерах Apple.

Содержание работы:

Вариант №__

Задание №1. Используя таблицу символов, записать последовательность десятичных числовых кодов в кодировке Windows для своих ФИО, названия улицы, по которой проживаете. Таблица символов отображается в редакторе MSWord с помощью команды: вкладка Вставка→Символ→Другие символы

В поле Шрифт выбираете TimesNewRoman, в поле из выбираете кириллица. Например, для буквы «А» (русской заглавной) код знака– 192.

Пример:

И

В

А

Н

О

В

А

Р

Т

Е

М

200

194

192

205

206

194

192

208

210

197

204

П

Е

Т

Р

О

В

И

Ч

207

197

210

208

206

194

200

215

Выполнение задания №1

Задание №2. Используя стандартную программу БЛОКНОТ, определить, какая фраза в кодировке Windows задана последовательностью числовых кодов и продолжить код. Запустить БЛОКНОТ. С помощью дополнительной цифровой клавиатуры при нажатой клавише ALT ввести код, отпустить клавишу ALT. В документе появиться соответствующий символ.

Выполнение задания №2

0255

0243

0247

0243

0241

0252

0226

0225

0232

0234

0239

0238

0241

0239

0229

0246

0232

0235

0224

0252

0237

0238

0241

0242

0232

Задание №3. Заполнить пропуски числами:

Кбайт

=

байт

=

бит

Кбайт

=

байт

=

бит

Кбайт

=

байт

=

бит

Задание №4. Перевести десятичное число в двоичную систему счисления и сделать проверку:

Задание №5. Записать в развернутой форме восьмеричное число и, произведя вычисления, выразить в десятичной системе счисления:

Задание №6. Ответить на вопросы:

  1. Что такое информация?        
  2. Перечислить свойства информации.        
  3. Какие виды информации Вы знаете?        
  4. Приведите примеры аналогового представления графической информации.        
  5. Что такое пиксель?        
  6. Что такое система счисления?        
  7. Напишите правило перевода десятичных чисел в двоичный код.        
  8. Перечислите единицы измерения информации.        

Задание №7. Сделать вывод о проделанной практической работе:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2016
  2. Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ :учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. —М., 2015.
  3. Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2016
  4. Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.
  5. Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для выполнения практической работы учебная дисциплина: экономическая статистика тема: Ранжирование и выборочное обследование статистических показателей

Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Экономическая статистика», на те...

Методическая разработка для выполнения практической работы учебная дисциплина: статистика тема: Относительные и средние величины

Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Статистика», на тему «Относитель...

Методическая разработка для выполнения практической работы учебная дисциплина: экономическая статистика тема: Индексы цен в статистике внешней торговли.

Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Экономическая статистика», на те...

Методические указания по выполнению практических работ учебной дисциплины "Технология изготовления швейных изделий"

Методические указания по выполнению практических работ учебной дисциплины "Технология изготовления швейных изделий"...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по выполнению практических заданий учебной дисциплины «Техническая механика»

Аннотация   Методическое пособие по выполнению практических работ, которые предусмотрены рабочей программой   по дисциплине «Техническая механика», по специальности «Механизация се...

Методические рекомендации по выполнению практических работ учебной дисциплины ПОПД для специальности 43.02.10 Туризм

Данное методическое пособие предназначено для обучающихся третьего курса, изучающих дисциплину правовое обеспечение профессиональной деятельности....

Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ учебной дисциплины "История и культура Санкт-Петербурга"

Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ учебной дисциплины "История и культура Санкт-Петербурга" предназначено для студентов, проходящих обучение по специальности "...