Рабочая программа МДК 01.01 Медико_биологические основы_здоровья
рабочая программа

Челнакова Людмила Александровна

Рабочая программа МДК 01.01 Медико_биологические основы_здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mdk_01.01_mediko_biologicheskie_osnovy_21.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Филиал ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский  многопрофильный колледж» в городе Губкинском

Рабочая программа учебной дисциплины

44.02.01 Дошкольное образование

ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на

укрепление здоровья ребенка и его физического развития.  

МДК 01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья

УТВЕРЖДАЮ:

  Директора филиала  

____________В.Н. Шемякина

«___» _____________ 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МДК 01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья

Версия 1.0

Дата введения: 01.09.2021

СОГЛАСОВАНО:

Председатель ПЦК

 ___________Т.А. Павлова

                                                      «___» ___________ 2021г.

 

       СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

5

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

16

1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование укрупненной группы направлений подготовки специальностей укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, является общепрофессиональной.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами; 

ОК 7 ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 9.  Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий;

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей;

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей и овладению профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом;  

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима;

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня ;

ПК 2.2.  Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста ;

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание;

ПК 2.4. Организовывать общение детей;

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование);

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста;

 ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей;

 ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста;

 ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста;

 ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников;

 ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка;

 ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их заменяющих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации;

 ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями (лицами их заменяющими), корректировать процесс взаимодействия с ними;

 ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой;

уметь:

- определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;

 - организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребенка в условия образовательного учреждения;

- создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;

- проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, празд-ники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;

- проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;

 - определять способы контроля состояния здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образователь-ном учреждении;

- определять способы педагогической поддержки воспитанников;

- анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательного учреждения;

знать:

 - особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников);

- теоретические основы режима дня;

- методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с возрастом;

 - методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима;

- особенности детского травматизма и его профилактику;

- требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения;

- требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их использования;

- наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;

- особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии;

- основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей;

- особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения;

 

  1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

       максимальной учебной нагрузки студента 72 часов, в том числе:

       обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48 часов;

       самостоятельной работы студента 24 часа.


2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

В том числе:

-

Лабораторные работы

-

Практические занятия

24

Контрольные работы

-

Курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа студента (всего)

24

в том числе:

-

Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

конспектирование

2

составление схем

2

составление сравнительных таблиц

2

наблюдение (диагностика)

2

анализ проведенного наблюдения

6

составление тезисов

2

составление рекомендаций

4

разработка и оформление психолого-педагогических средств регуляции эмоций и поведения

2

составление презентаций

2

Итоговая промежуточная аттестация в форме экзамена

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины  

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

№ занятия

1

2

3

4

5

ТРЕТИЙ СЕМЕСТР – 48 ч

Раздел МДК 01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья

Тема 1.1 Медико-

биологические

основы здоровья

Содержание учебного материала:

28

1

Предмет, содержание и задачи дисциплины.

2

1,2

1

2

Инфекционные болезни.

2

2

2

3

Нарушения опорно-двигательного аппарата.

2

2

4

4

Болезни органов кровообращения.

2

2

6

5

Детский травматизм.

2

2

8

6

Первая помощь при несчастных случаях и неотложных состояниях.

2

2

9

7

Требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения.

2

2

14

Лабораторные работы

-

2

Практические занятия:

1

Эпидемиологические мероприятия в дошкольном учреждении. Роль воспитателя в предупреждении распространения воздушно-капельных инфекций.

2

3

2

Первая медицинская помощь при повреждении опорно-двигательного аппарата.

2

5

3

Первая медицинская помощь по остановке кровотечения.

2

7

4

Искусственное дыхание - первая медицинская помощь при угрожающих жизни состояниях.

2

10

5

Первая медицинская помощи при ожогах, отморожениях, тепловом ударе.

2

11

6

Организация работы по предупреждению детского травматизма.

2

12

7

Состав домашней аптечки.

2

13

Тема 1.2 Социальные основы здоровья

Содержание учебного материала:

20

1

Педагогический контроль физического благополучия детей.

2

2

15

2

Основы психического благополучия детей.

2

2

16

3

Особенности поведения ребенка в зависимости от социального благополучия.

2

2

17

4

Адаптация.

2

2

18

5

Педагогическая поддержка дошкольников.

2

2

19

Лабораторные работы

-

2

Практические занятия:

8

Рождаемость и социально-экономическое развитие.

2

20

9

Механизмы развития социальных болезней.

2

21

10

Экспресс-контроль за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии ребенка в период пребывания в образовательном учреждении.

2

22

11

Способы педагогической поддержки воспитанников при стрессовом состоянии ребенка.

2

23

12

Способы педагогической поддержки воспитанников при стрессовом состоянии ребенка.

2

24

Промежуточная аттестация в форме экзамена

Самостоятельная работа при изучении раздела

24

Найти информацию для проведения родительского собрания на тему: «Как уберечь ребенка от ОРВИ».

Подготовить дидактический материал для игры «Безопасная прогулка».

Составить режим питания для ребенка старшей группы с пищевой аллергией (аллерген выбрать самостоятельно).

Подготовить презентацию на тему «Расстройства пищеварения и питания у детей дошкольного возраста». Составить комплекс упражнений для проведения зарядки с часто болеющими детьми.

Составить конспект на тему «Анализ условий в базовом дошкольном учреждении».

Подготовить презентацию на тему «Экспресс-диагностика состояния здоровья и самочувствия дошкольников».

Написать сообщение на тему «Расстройства пищеварения и питания у детей грудного возраста».

Найти информацию для проведения родительского собрания на тему «Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения».

Найти информацию для проведения родительского собрания на тему «Художественно-речевая и игровая среда для введения ребенка в условиях образовательного учреждения».

ВСЕГО:

72(48)

        Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.  – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

               2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

               3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

Темы консультаций

Количество времени

1

Инфекционные болезни. Нарушения опорно-двигательного аппарата.

1

2

Болезни органов кровообращения. Детский травматизм.

1

3

Первая помощь при несчастных случаях и неотложных состояниях. Педагогический контроль физического благополучия детей. Адаптация.

1

4

Педагогическая поддержка дошкольников.

1

5

Адаптация.

1

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.  

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству студентов;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-наглядных пособий.

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением;

телевизор 50'' плазма или мультимедиапроектор с экраном.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:

1.  Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / М.Н. Кузнецова. – М., 2017.

2. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] / М.Д. Маханева. – М., 2020.

3. Овчиникова  Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / Т.С. Овчиникова. – СПб. 2017.

4. Голубев В.В  Л.В. Макаров «Медико-биологические и социальные основы здоровья» -учебник-2017г.

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения проверяют у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1  Планировать мероприятия, направленные  на  укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

-определение целей, задач, содержания физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;

- целесообразность выбора форм физкультурно-оздоровительной  работы с детьми с учетом возраста;

- составление плана мероприятий двигательного режима с учетом возраста и режимом работы образовательного учреждения;

- осуществление взаимосвязи плана работы с контролем (диагностикой);

Текущий контроль:

- защита творческого проекта.

Зачет:  на  производственной практике по профессиональному модулю

ПК 1.2

Проводить  режимные

моменты  в  соответствии  с  возрастом.

- анализ проведения режимных моментов (умывание, питание, одевание, сон) с детьми дошкольного возраста воспитателем;

- создание педагогических условий проведения режимных моментов в соответствии с возрастом детей;

- организация режимных моментов в соответствии с возрастом детей;

- организация процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения;

Зачетное задание: на производственной практике

ПК 1.4.Осуществлять  педагогическое наблюдении за состоянием        здоровья каждого        ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии

- выявление первых признаков детских заболеваний;

- обоснование мер профилактики детских заболеваний;

- осуществление педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия;

Наблюдение  за  деятельностью  студента  на  практи-

ческом занятии.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

- анализ содержания примерных программ, учебно-тематических планов и других учебно-методических материалов в области организации; мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития;

- создание комплексов упражнений, сценариев мероприятий и подвижных игр, составление учебно-тематических планов и др. учебно-методических материалов  для  обеспечения  организации  и проведения  мероприятий, направленных на укрепление здоровья; ребенка и его физического развития;

Наблюдение  за  деятельностью  студента  на  практи-

ческом занятии.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

- обеспечение соблюдения санитарных требований;

- оформление и оснащение кабинета оборудованием, обеспечивающим физическое развитие детей;

- владение приемами и методами, обеспечивающими создание благоприятной психоэмоциональной среды;

Наблюдение  за  деятельностью  студента  на  практи-

ческом занятии.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

- анализ передового педагогического опыта на основе изучения литературы;

- анализ деятельности других педагогов;

Наблюдение  за  деятельностью  студента  на  практи-

ческом занятии.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

- анализ передового педагогического опыта на основе изучения литературы;

- анализ деятельности других педагогов;

Текущий контроль:

-защита рефератов,

Докладов, статей.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

- анализ передового педагогического опыта на основе изучения литературы;

- анализ деятельности других педагогов;

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

 ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Объяснение сущности и социальной значимости  профессии  учителя в деле обучения и воспитания детей,    проявление интереса к педагогической литературе и педагогическим инновациям

Оценка индивидуальных знаний студентов.  

Наблюдение, контроль и  оценка результатов лабораторных, практических и самостоятельных работ.

Оценка анализа роли педагога в устных ответах, по результатам практических и самостоятельных работ.

 ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Рациональные организация и выбор методов и способов выполнения профессиональных задач. Обоснованность постановки целей, выбора и применения методов и форм  решения профессиональных задач в области различных видов деятельности воспитателя      

Наблюдение, контроль и оценка результатов  решения ситуационных задач при выполнении  лабораторных, практических и самостоятельных работ, во время производственной практики.    

Оценка анализа роли педагога в устных ответах, по результатам практических и самостоятельных работ.

ОК. 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Самооценка возможностей принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях.

Наблюдение, контроль и оценка действий студентов при выполнении практических и самостоятельных работ и  в процессе производственной практики.

ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Поиск, отбор и использование необходимой информации для эффективного решения задач преподавателя и  личностного развития.

Наблюдение, контроль и оценка самостоятель-ого подбора и использования необходимой информации при выполнении лабораторных, практических и самостоятельных работ в ходе изучения тем МДК.      

 ОК.5.Использовать информационно коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Использование информационно-коммуникационных технологий   в работе преподавателя для получения дополнительной информации в Интернете и для работ со студентами.    

Наблюдение, контроль и оценка самостоятельных работ по созданию презентаций по темам МДК.

ОК. 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Умение ставить цели, выбирать методы и формы, направленные на достижение результатов воспитательной и учебной работы;  

умение планировать организацию и контроль деятельности обучающихся;

проявление ответственности за качество образовательного процесса (достижения студентов)

Наблюдение, контроль и оценка результатов практических и самостоятельных работ, и результатов практики.

 ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Ориентация в современных целях, содержании и технологиях воспитательной работы.  

Оценка использования современных подходов выборе форм и методов воспитательной работы, новых технологий диагностики на практических занятиях и в процессе производственной практики.

 ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

Планирование  профилактики травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья детей во время учебной деятельности и при проведении внеклассных мероприятий  

Оценка анализа подбора методов и форм при планировании, организации и проведении уроков и внеклассных мероприятий

 ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

Соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при выполнении обязанностей преподавателя

Наблюдение, контроль и оценка результатов выполнения лабораторных,  практических и самостоятельных работ в ходе изучения МДК модуля с учетом соблюдения правовых норм  

 

5 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Номер

Номера листов

Расшифровка

Дата

Основание для внесения изменений

Подпись

Дата

введения

изменения

замененных

новых

аннулированных

подписи

изменения

Версия: 1.0

Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки.

Дата и время распечатки: 01.09.2021 08.00

Стр. из 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочные средства по МДК.01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья

Контрольно-оценочные средства   по  МДК.01.01  Медико-биологические и социальные основы здоровья разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по про...

МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья Тема: «Детские болезни»

Ребенок постоянно растет и развивается. На каждом возрастном этапе своей жизни он предстает в своем морфологическом, физическом и психологическом качестве. В процессе человеческого онтогенеза выделяет...

Методическое пособие для студентов СПО специальности 44.02.01. «Дошкольное образование» по МДК 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья

Раздел 1. Формирование основ здорового образа жизни ребенка.Тема 1.1 Понятие "здоровый образ жизни". Здоровье как состояние и свойство организма.Образ жизни это система устойчивых...

Методические материалы по учебной дисциплине "Медико-биологические о социальные основы здоровья"

Данные материалы разработаны для учебной дисциплины "Медико-биологические о социальные основы здоровья" специальности 44.02.01 Дошкольное образование...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯИЕЛЬНЫХ РАБОТ МДК. 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья для студентов, обучающихся по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование

Методические рекомендации к самостоятельным работам по междисциплинарному курсу МДК. 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья предназначены для организации эффективной самостоятельной ...

Технологическая карта учебного занятия по МДК 01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья "Режимные процессы 1 половины дня"

Тема занятия: Проведение режимных моментов в первую половину дня  в младшем и старшем дошкольном возрасте.Цель:Демонстрация умения проводить  режимные моменты в  1 половину дня на ...

Методическая разработка заданий к проведению практики по МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья

В разработке представлены задания для прохождения учебной и производственной практики: вопросы для анализа проведения режимных процессов в ДОУ, организации оздоровительной работы, формирования культур...