"Роль практических занятий в формировании структурирования и систематизации учебного материала"
статья

Биличенко Наталья Анатольевна

В статье приведены примеры 2 практических занятий  по астрономии по струтурированию и систематизации учебного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_prakticheskih_zanyatiy_v_formirovanii_umeniy_st.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Роль практических занятий в формировании умений структурирования и систематизации учебного материала.

Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя   практической  работы.

Дидактическая цель практических занятий - формирование у студентов профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных дисциплин.

Задачами  практических занятий является:

- закрепление изученного теоретического материала;

- более глубокое его усвоение;

- формирование умения применять полученные знания на практике;

- формирование навыков самостоятельной работы;

- формирование умения переносить знания в новые ситуации.

 Практические задания могут носить:

  1. репродуктивный характер: в этом случае при их выполнении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература; 
  2.  частично - поисковый характер: отличаются тем, что студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий. Они должны самостоятельно выбрать способы выполнения работы по материалам инструктивной, справочной и другой литературы; 
  3.  поисковый характер: такие семинары характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся теоретические знания.

                Сегодня в системе образования большое внимание уделяется формированию у обучающихся умений и навыков структурирования и систематизации учебного материала.

             Структурирование учебного материала - это процесс организации информации для её запоминания, в результате которого элементы изучаемого материала связываются по смыслу в целостную группу или несколько таких групп.

             Суть процесса структурирования - выявить систему смысловых связей между элементами содержания (знания) крупной дидактической единицы (учебной дисциплины, раздела, темы) и расположить учебный материал в последовательности, которая вытекает из этой системы связей.

            Практика показывает, что структурирование содержания обучения значительно повышает эффективность его усвоения, содействует долговременному запоминанию, активизирует мыслительную деятельность обучающихся.

            При этом структурирование изучаемой информации имеет множество целей:

  1.  преобразование рассматриваемой информации с целью её более эффективного использования, изучения и усвоения;
  2.  получение новой информации, нового содержания знаний;
  3.  использование  готовой формы структурированного материала для анализа и поиска ответов на поставленные вопросы;
  4.  изменение формы представления информации без изменения её содержания;
  5.  использование выявленной информации для конструирования модели системы изучаемого объекта;
  6.  развитие рассматриваемой информации с точки зрения достижения поставленной цели.

             Ниже приведены два практических занятия по предмету «Астрономия», в которых обучающимся необходимо  структурировать и систематизировать  учебный материал по изучаемым темам.

Практическое занятие  №1

  Тема: Малые тела Солнечной системы.

Цель работы: систематизировать учебный материал и провести сравнительный анализ  малых тел Солнечной системы.

Порядок проведения работы: 

1. Используя учебную литературу по астрономии на бумажном носителе и Интернет-ресурсы, изучите материал по теме «Малые тела Солнечной системы».

2. Проведите сравнительную характеристику малых тел и заполните таблицу:

Сравнительные параметры

Кометы

Астероиды

Метеориты

1

Определение

2

Место в Солнечной системе

3

Классификация

4

Строение, форма

5

Размеры

6

Химический состав

7

Наиболее известные

8

Важнейшие исследования

9

Интересные факты

3. Ответьте на вопросы:

 - Разъясните следующие понятия: «метеороид», «метеорит», «метеор», «болид», «радиант», «хондриты»

 - Что такое «царапающие» Солнце кометы?

 - В какую сторону и почему направлены хвосты комет?

 - Почему большинство метеороидов не достигают поверхности Земли?

Система оценивания:

По заданиям 2 и 3 всего 13 вопросов.

1 вопрос – 1 балл

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

баллы

12-13

9-11

6-8

1-5

Практическое занятие  №2

Тема: Астрономические исследования.

Цель работы: систематизировать учебный материал, раскрыть возможности астрономических «устройств» для изучения объектов Вселенной.  

Порядок проведения работы: 

1. Используя учебную литературу по астрономии на бумажном носителе и Интернет-ресурсы, изучите материал по теме «Астрономические исследования».

2. Представьте изученный материал в виде таблицы:

Инструменты исследования

Характеристики

Примеры крупнейших в мире приборов исследования

1

Наземные телескопы

2

Космические телескопы

3

Радиотелескопы

4

«Подземные» обсерватории

        5

Компьютерное моделирование

  По заданиям   всего 5 вопросов.

1 вопрос – 1 балл

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

баллы

5

4

3

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль совместного музицирования в формировании устойчивого интереса к музыкальным занятиям у учащихся ДШИ»

В методическом сообщении рассматривается проблема формирования  устойчивого интереса детей к занятиям в музыкальной школе. Обозначены пути к решению данной проблемы....

Роль научно-практических конференций в формировании общих и профессиональных компетенций у обучающихся в медицинском училище

Роль научно-практических конференций в формировании общих и профессиональных компетенций у обучающихся в медицинском училище...

Роль практического обучения в формировании компетентного специалиста.

Основная  цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей пр...

Учебно-методический материал по практическому занятию по учебной дисциплине ОБЖ по теме: "Экспресс-диагностические методы оценки здоровья"

УММ занятия предназначен для изучения учебной дисциплины ОБЖ  и проведению практического занятия по теме «Экспресс-диагностические методы оценки здоровья»." для студента все...

Презентация "Обработка документального материала для практического занятия "Обработка документального материала в сценарии""

Презентация для проведения занятия по дисциплине МДК 02.01 Организация досуговых мероприятий. Обработка документального материала в сценарии....