Роль практического обучения в формировании компетентного специалиста.
материал

Ганеева Лейсан Римовна

Основная  цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, иностранным языком,  способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту и мобильности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Участие в декаде ПЦК с мероприятием на тему:

Роль практического обучения в формировании компетентного специалиста.

Подготовила:

преподаватель английского языка

ГБПОУ Стерлитамакский

политехнический колледж

 Ганеева Л.Р.

г. Стерлитамак.

                                                        Содержание

1.Для чего нужно изучение иностранного языка? с.3-4

2.Чем отличается компетентный специалист от квалифицированного .с. 5

3.Классификация компетенций.с.5-6

4.Факторы,обуславливающие изучение иностранного языка.с.7

5.Эффективные технологии обучения. Игра-как развитие социальной компетенции.с.8

6.Список источников.с.9

7.Игры

      С развитием международных деловых контактов, освоением новых зарубежных технологий и расширением профессионального сотрудничества с иностранными специалистами возросла потребность отдельных регионов России в специалистах, владеющих иностранными языками. Владение иностранными языками, особенно английским как языком международного общения, актуально для всей российской молодежи, желающей найти хорошую работу, соприкоснуться с внешним миром, улучшить свои культурологические знания. Большинство  россиян считают, что изучение иностранных языков помогает познанию другой культуры, развивает память, а также является важнейшей составляющей при их трудоустройстве, поэтому знать иностранный язык, по их мнению, обязательно. Необходимо отметить, что, помимо европейских языков, спрос вырос и на китайский язык – сотрудничество российских компаний с крупнейшей страной Азии с каждым годом набирает обороты.

Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Федерации, в том числе в учебных заведениях среднего профессионального образования. Возрастание роли английского языка в формировании ключевых компетенций студентов средних специальных учебных заведений обуславливается расширением международных экономических связей, увеличением числа совместных предприятий, фирм, развитием глобальных компьютерных сетей, все большим использованием в практике предприятий импортного оборудования и зарубежных технологий. Все это приводит к повышенной потребности в специалистах, владеющих английским языком способных осуществлять иноязычное языковое общение.

   Владение английским языком необходимо так же, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. В связи с этим возникает необходимость в формировании профессионально — коммуникативной компетенции в сфере среднего профессионального образования. После введения ФГОС в сферу профессионального образования появилась необходимость в применении компетентностного подхода. Такой подход акцентирует внимание на результатах образования, которые понимаются не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Основная  цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, иностранным языком,  способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту и мобильности.

  В наше время изучение иностранных языков является важным аспектом жизни современного человека. Оно способствует не только знакомству с культурой и традициями других стран, но и дает возможность для развития мышления, воображения и памяти. Его знание необходимо для эффективного взаимодействия государств друг с другом во многих сферах жизни (науке, политике, культуре, искусстве и т. д.). Владение иностранным языком в наши дни – одно из условий профессиональной компетенции.

      Четко обозначим факторы, обуславливающие изучение иностранных языков [1] :

1) работа – знание иностранного языка поможет найти более перспективную работу, получить повышение по службе, отправиться в командировку в другую страну и т. д.;

наука – без знания учеными иностранных языков невозможно ознакомление с зарубежными источниками и взаимодействие с иностранными коллегами;

2) учеба – для обучения в других странах и изучения их культуры и искусства;

3) эмиграция;

4) путешествия;

5) религия – проповедование религии в разных странах мира;

6) личные мотивы – интернациональные браки, общение с друзьями-иностранцами, хобби.

 Сейчас в мире наблюдается процесс глобализации – возникновения гибридной мировой культуры, смешения национальных традиций, усиления сотрудничества между нациями. Данный процесс провел к бурному росту межкультурных контактов во всех сферах нашей жизни. В нее прочно вошли такие ситуации межкультурного общения, как учеба в школе и в вузе по обмену, стажировки ученых, международные конференции, совместные предприятия, туристические поездки, выставки, гастроли, спортивные соревнования и т. д. Таким образом, одним из условий успешной адаптации в социальном пространстве становится владение иностранными языками[3;11].

Как пишет исследователь И. К. Войтович в своей монографии «Иностранные языки в контексте непрерывного образования», «политические, социально-экономические и культурные изменения в России в 90-х гг. существенно расширили функции иностранного языка. Включение России в мировой рынок, расширение сотрудничества с зарубежными странами значительно увеличили возможность контактов для представителей различных социальных и возрастных групп. Появились реальные условия для получения образования и работы за рубежом, для продвижения российских товаров и услуг на мировой рынок, для обмена студентами, школьниками, специалистами. Вследствие этого изменилась роль иностранного языка в обществе. Из простого учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности» [3; 7].

С развитием международных деловых контактов, освоением новых зарубежных технологий и расширением профессионального сотрудничества с иностранными специалистами возросла потребность отдельных регионов России в специалистах, владеющих иностранными языками [3; 8]. «Владение иностранными языками, особенно английским как языком международного общения, актуально для всей российской молодежи, желающей найти хорошую работу, соприкоснуться с внешним миром, улучшить свои культурологические знания. Согласно исследованиям, 76% россиян считают, что изучение иностранных языков помогает познанию другой культуры, развивает память, а также является важнейшей составляющей при их трудоустройстве, поэтому знать иностранный язык, по их мнению, обязательно» [4]. Необходимо отметить, что, помимо европейских языков, спрос вырос и на китайский язык – сотрудничество российских компаний с крупнейшей страной Азии с каждым годом набирает обороты. Наравне со свободным владением «традиционными» европейскими языками ценятся специалисты, знающие иврит, португальский, хинди. А в последние годы значительно вырос интерес к чешскому, польскому, словацкому, а также к языкам скандинавской группы – финскому, шведскому, норвежскому [3; 26].

Отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что он не только владеет определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и реализует их в работе; обладает внутренней мотивацией к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности и отношением к своей профессии как к ценности. Компетентный специалист способен выходить за рамки своего предмета, своей профессии, он имеет некий творческий потенциал саморазвития.

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Компетенция — это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.

Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире.

Классическая классификация компетенций предложена доктором педагогических наук А. В. Хуторским. Выделяется 7 ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащихся:

  • ценностно-смысловая компетенция;
  • общекультурная компетенция;
  • учебно-познавательная компетенция;
  • информационная компетенция;
  • коммуникативная компетенция;
  • социально-трудовая компетенция;
  • компетенция личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловая компетенция - это компетенция, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. Она формируется во время нравственных бесед, в ситуациях морального выбора поступков на уроках –дискуссиях в индивидуальной ,парной, групповой форме работы .

Общекультурная компетенция — это способность учащегося ориентироваться в пространстве англоязычной культуры, она включает составляющую знаний: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений страны изучаемого языка, представление о художественных ценностях Великобритании. Формируется путем разучивания стихов, песен, скороговорок. Эта компетенция активно развивается в начальной школе. В среднем и старшем звене реализуется путем составления расписания уроков, анкет, меню, написания писем.

Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Она формируется при использовании проектных методик, мини – исследований, проведения различных опросов. Самым удачным средством, помощником в данном деле является метод проектов. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках. На наших уроках мы пытаемся готовить проекты, что вызывает небольшие затруднения, т.к у детей в нашем учебном заведении  не хватает возможностей для создания проектов (нет постоянного доступа к компьютеру, недостаточно свободного времени для подготовки и тд). Проекты готовятся на уроках, где я помогаю им с поиском информации (картинок, фотографий).

Информационная компетенция развивается на уроках с использованием интернет - ресурсов, обучающих компьютерных программ по английскому языку.
При планировании уроков необходимо искать те информационные данные, которых действительно не хватает на уроке. Например можно устроить фотопутешествие по Великобритании, использовать аудио и видео от носителей английского языка и т.д. Все это способствует развитию информационной компетенции.

Социально-трудовая компетенция тесно связана с коммуникативной компетенцией. Она направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности: умение вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями, овладение навыками социальной активности и функциональной грамотности. Основной способ – ролевая игра.Она предполагает готовность и желание взаимодействовать с другими людьми, уверенность в себе, умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложной ситуацией. Очень важно сформировать чувство толерантности или терпимости к точке зрения, отличной от вашей.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Размышляя над целями урока, нужно продумывать такие варианты деятельности, которые давали бы детям возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение. К примеру, работая над темой «Спорт» , студенты имеют возможность пропустить через себя информацию и мнения других о нездоровой конкуренции и нечестности в спорте, тяжелых перегрузок, задуматься над своими ощущениями и определить своё отношение к обсуждаемым проблемам.

Но основной целью обучения иностранным языкам является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции.

Владея коммуникативной компетенцией, учащийся должен:

уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

уметь представлять свою группу, учебное заведение, страну в ситуациях межкультурного общения ,в режиме диалога культур;

владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; уметь искать и находить компромиссы;

иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом  обществе.

   Под определением понятия «профессионально-коммуникативная компетенция» для студентов понимается модель поведения человека, которая включает личностные качества, знания, умения и навыки использовать специальный язык, характерный для той или иной сферы профессиональной деятельности, умение спрогнозировать сценарий, составить план общения и провести презентацию с учетом индивидуальных особенностей собеседников, на основе соблюдения определенной скорости речи, адекватного стиля и объема высказывания. Общение состоит главным образом не из речевых действий, а из речевых коммуникативных задач, которые выходят на коммуникативную деятельность, составляют собственно общение. Цель обучения — это не только то, что и как нужно передать обучаемому, чтобы он смог воспринять и усвоить, но и то, чтобы добиться определенного уровня владения им иностранным языком.

    Практическое владение языком специальности предполагает также умение самостоятельно работать со специальной литературой на иностранном языке с целью получения профессиональной информации. В речи допустимо наличие таких ошибок, которые не искажают смысла и не препятствуют пониманию.

  Компетентность в иностранных языках требует знания словаря и грамматики, а также осведомленности об основных типах вербального взаимодействия и языковых стилей. Так, студенты знакомятся с основными темами повседневного общения, предусмотренными Рабочей Программой: «Знакомство. Описание людей. Характер», «Повседневная жизнь. Досуг», «Россия. Культура и традиции», «Страны изучаемого языка», «Человек. Здоровье. Спорт» «Межличностные отношения», «Общественная жизнь. Профессия, карьера», «Отдых. Туризм», «Государственное устройство и правовые институты», «Культурные и национальные традиции нашей страны и стран изучаемого языка» и другие. В рамках данных тем студенты учатся рассуждать на основные темы обиходного общения,  у них формируются представления о здоровом образе жизни, о культуре родной страны и стран изучаемого языка, а также их политическом и правовом устройстве, о будущей профессии, о  глобальных проблемах человечества и прочее.

  На занятиях по дисциплине  «Английский язык» прорабатываются такие ситуации как, например, покупка билета на поезд или самолет в международном аэропорту,  резервирование комнаты в гостинице, а также основные ситуации межличностного общения (приветствие, прощание, светская беседа, например, беседа-обсуждение планов на выходные или предстоящего путешествия, рассказ о своей семье или друге, о традициях своей страны и стран изучаемого языка, о профессии своей мечты), написание личного письма на разные темы и официального письма (например, резюме или заполнение карты прибытия в другую стану).

  В целом можно сказать, что изучение иностранного языка делает духовный мир людей богаче, учит их выражать свои мысли кратко и четко. Мышление не просто зависит от языка, но обусловлено каждым языком, и каждый язык - это орган оригинального мышления народа. В языке представлена интерпретация мира человеком, и в нем представлено видение мира.

  Таким образом, изучение иностранного языка дает возможность общения с людьми с другим мировоззрением и ментальностью, что в итоге способствует духовному обогащению, разрушению стереотипов, культурному развитию. Также, изучение иностранных языков помогает лучше понять культуру родной страны, взаимосвязь исторических процессов в родной стране и странах изучаемого языка и в мире в целом. Изучение иностранных языков позволяет глубже понимать родной язык и значение слов родного языка, проследить влияние одного языка на другой.

Также оно открывает перед людьми возможность более легких путешествий по разным странам мира общения в них.

 В современном мире язык выступает как:

 механизм межкультурной коммуникации;

 средство взаимопонимания и толерантности народов;

 средство саморазвития и обогащения внутреннего мира;

  средство непосредственного знакомства с достижениями зарубежной литературы, культуры и техники.

  Таким образом, в современном мире знания иностранного языка необходимы для формирования разносторонне развитой и активной личности и успешного специалиста.

  Однако, небольшой объём учебных часов, отводимых на дисциплину иностранный язык является серьёзной проблемой, препятствующей формированию профессионально-коммуникативной компетенции студентов на достаточно высоком уровне. Способом решения этой проблемы может быть использование на занятиях современных методических приёмов, а также хорошо продуманная и организованная внеаудиторная деятельность студентов. Эффективно показали себя такие технологии обучения как: метатехнологии, макротехнологии,мезотехнологии,микротехнологии.
                                       Эффективные технологии обучения [6] :

1.  Метатехнологии: технологии личностно ориентированного образования(В. В. Сериков, И. С. Якиманская); развивающего образования(В. В. Давыдов,Э. Ф. Зеер,А. А. Леонтьев, Б. Д. Эльконини др.);информационно-коммуникационные технологии.                          
2. Макротехнологии: технологии модульного обучения; проектные технологии и технологии критериального оценивания;

 3. Мезотехнологии: технологии реализации отдельных частей (модулей) образовательного процесса, направленные на решение частных дидактических, методических или воспитательных задач: проведение занятия по определенной теме, усвоение, повторение, контроль знаний (кейс-стади метод, метод проблемных заданий, моделирование педагогических ситуаций и др.).

 4.Микротехнологии или технологии, целью применения которых в учебном процессе является решение узких задач на контактно-личностном уровне (взаимодействие субъектов образовательного процесса), например, технологии обучения чтению, письму, говорению, аудированию.

   Использование вышеперечисленных приемов работы совершенно оправдано при обучении студентов, поскольку позволяет интенсифицировать учебный процесс и, тем самым, обеспечить овладение студентами профессионально-коммуникативной компетенцией, а также способностями самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, активно и творчески участвовать в обсуждении и анализе изучаемого материала и активно применять полученные знания и умения на практике.
   Именно практика является системообразующим элементом профессиональной подготовки будущего специалиста. В условиях педагогической практики обеспечивается переход теоретических знаний в элемент практической деятельности, где осуществляется и реализуется  сущностная способность к созиданию другого. Практика — одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет студенту практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях.

Практика показывает, что использование игры помогает осуществлять целенаправленное формирование и развитие коммуникативной компетенции у учащихся, и, следовательно, способно ориентировать на достижение практического результата в овладении языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Игра - это деятельность, в которой учащийся сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Учебная игра, как наиболее не стесненная условностями и различного рода рамками форма общения дает неограниченные возможности для реализации творческого потенциала, как учителя, так и учащихся. 
Как показывает опыт атмосфера увлеченности, чувство равенства, ощущение посильности заданий – все это помогает преодолевать стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Парная и групповая формы работы, организованные в виде игры способствуют как более осознанному усвоению школьниками учебного материала, так и формированию адекватной самооценки, умению работать в коллективе и с коллективом, развитию творчества, речемыслительной деятельности и снижению боязни допустить ошибку. Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в пределах группы, возражать, соглашаться, высказывать свое мнение служит базой для развития речевых умений и стратегий общения, что необходимо для инициации и поддержания диалога. Условная природа игры, использование драматических приемов, реалий, костюмов – все это способствует формированию иллюзии реальности.

Практика убеждает в том, что использование игр на уроках английского языка способствует повышению мотивации к изучению предмета, развитию социальной компетентности.

Игра – главная сфера общения учащихся. Применение игр оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей учащихся, овладение иноязычным общением в единстве всех его функций. У учащихся развиваются компенсаторные умения, они учатся действовать в коллективе, находить подходы к другим людям. 

 

                                                  Список источников

  1. Балезин Д. Зачем изучать иностранные языки? 2007. [Электронный ресурс] // URL: http://www.yourfreedom.ru/zachem-izuchatinostrannye-yazyki/
  2. Барлыбаев Х. А. Глобализация: вопросы теории и практики // Век глобализации. Вып. № 2. 2008. [Электронный ресурс] URL: http://www.socionauki.ru/journal/articles/129849/
  3. Войтович И. К.Иностранные языки в контексте непрерывного образования: монография / под ред. Т. И. Зелениной. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. – 212 с.
  4. «Знание иностранных языков открывает большие возможности», – убеждены россияне // Корпоративная культура. 2008. URL: http://www.superjob.ru/community/life/19100/
  5. Тилене Л. П. Дополнительное лингвистическое образование должно развиваться на качественно новом уровне // Босс. 2011. № 2. URL: http://www.bossmag.ru/view.php?id=4915
  6. Аитов, В. Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов: на примере неязыковых факультетов педагогических вузов [Текст]/В. Ф. Аитов:автореф.дис...д-рапед.наук/13.00.01. —СПб.,2007. —c.48

                                                    Игры.

                                               “Neighbours”

Игра подходит для тренировки прилагательных, времен Present Perfect, Pr. Simple, для выражения раздражения в Pr.Continuous. Учитель дает установку, что все являются соседями в съемной квартире. У каждого есть свои недостатки и вредные привычки. Соседи собираются на совет для принятия решения, кто лишний. Ученики самостоятельно пишут предложения-характеристики на каждого. Затем в ходе дискуссия решается, кто самый невыносимый сосед.

                                                “Balloon debates”

Учащиеся получают социальные роли. Учитель делает установку: «все находятся на воздушном шаре, и ситуация складывается так, что кто-то лишний». Нужно доказать почему именно твой персонаж должен остаться. Места: остров, тонущий корабль, соседи.

                                     “Magic box” (коробка ситуаций)

Используется в качестве разминки в начале урока. Желающий вытягивает ситуацию и выбирает себе партнера для ее разыгрывания. Ученики определяют социальные роли и ведут диалог по теме. Например: бытовые ситуации – «за столом» (гость-хозяин), «в магазине» (продавец-покупатель),турист-местный житель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения активных методов обучения в формировании компетентности студентов при изучении дисциплин «Управленческая психология», «Управление персоналом»

Данная статья - это опыт применения деловых игр на учебных занятиях по дисциплинам "Управленческая психология" и "Управление персоналом"...

Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов....

статья "РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"

Стремительность и неопределенность становятся характерными для всех сторон нашей жизни, проявляется на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые усло...

Социальное партнерство в сфере профессионального образования как путь к формированию компетентного специалиста

Опыт организации самостоятельной работы студентов Тольяттинского медицинского колледжа при прохождении производственной практики....

«Использование деятельностных технологий при обучении трактористов с целью формирования компетентного специалиста»

Использование деятельностных технологий при обучении трактористов с целью флрмирования компетентного специалиста...

"Роль практических занятий в формировании структурирования и систематизации учебного материала"

В статье приведены примеры 2 практических занятий  по астрономии по струтурированию и систематизации учебного материала...

Результаты городского конкурса методических разработок «Роль воспитательной работы в формировании будущих специалистов системы здравоохранения" 2021

РЕЗУЛЬТАТЫ ГОРОДСКОГО КОНКУРСА МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»29 апреля – 20 мая 2021 г...