Этапы и методические приёмы формирования каллиграфических навыков письма
презентация к уроку

Нечепаева Светлана Анатольевна

Презентационные материалы к лекции на занятиях по каллиграфии для студентов педагогического колледжа

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нечепаева Светлана Анатольевна Этапы и методические приёмы формирования каллиграфических навыков письма

Слайд 2

Каллиграфия - это искусство (умение) писать красиво и четко . Каллиграфия как предмет

Слайд 3

Психологи о проблеме формирования каллиграфических навыков Л.С. Выгодский «Мышление и речь»; П.Я. Гальперин «Теория поэтапного формирования умственной деятельности Д.Б. Эльконин «Психология обучения младших школьников»

Слайд 4

Психологи о проблеме формирования каллиграфических навыков Каракули и небрежный почерк в тетрадях чаще всего не от нежелания постараться, не от невнимательности и лени, а от несоответствия наших требований и возможностей ребёнка.

Слайд 5

несоблюдение интервала между буквами в словах; соединение элементов букв; буквы написаны слишком размашисто или слишком узко; чрезмерный наклон вправо или влево; слова выходят за пределы строки; не выдержана нужная высота букв (слишком крупно, слишком мелко); Каллиграфические ошибки детей

Слайд 6

несовершенная координация движения рук; маленький опыт выполнения графических заданий, рисования; низкий уровень зрительно-моторных координаций, пространственного восприятия, зрительной памяти; не знают и не соблюдают основных правил : неправильно держат ручку, тетрадь, не умеют правильно сидеть, высокая утомляемость. Основные трудности первоклассников:

Слайд 7

« Навык – это действие, сформированное путем повторения…» (Краткий психологический словарь). Первый этап – аналитический , основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия. Второй этап условно назван синтетическим . Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие. Третий этап – автоматизация – этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость . Навык письма. Этапы формирования навыка

Слайд 8

Методы формирования каллиграфического навыка Копировальный Линейный Генетический Ритмический или тактический Метод Карстера (прописывание специальных упражнений для исправления подчерка)

Слайд 9

Приёмы обучения каллиграфическому навыку Показ Копирование Списывание с готового образца Воображаемое письмо или письмо в воздухе Письмо под счёт или в такт счёту (под классическую музыку) Показ ошибочного написания

Слайд 10

1. Приём: показ 1. Учитель показывает процесс письма и объясняет способы написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Показ сопровождается объяснением: где начинаю писать букву, куда веду руку, в какую сторону делаю закругление, указываю на величину элемента.

Слайд 11

2. Приём: копирование Этот способ применяется ограниченно в связи с тем, что дети обводят образец без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Но ученик упражняется в выполнении правильного движения: размах, размер, направление, форма.

Слайд 12

3. Приём: списывание с готового образца Прием основан на подражании , воспроизводстве образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика.

Слайд 13

4. Приём: прописывание в воздухе Прием опирается на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы. Анализ формы буквы может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы, например, а состоит из овала и маленькой прямой наклонной с закруглением вправо. Некоторые буквы пишутся одним неделимым движением, например, буквы в и б .

Слайд 14

5. Приём: письмо под счёт или в такт счёту Он способствует выработке плавного ритмичного письма определённого темпа. Счёт ведётся так: основной элемент движения – на себя пишем под счёт «раз - два - три», соединительное движение – под счёт «и», которое произносим то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути.

Слайд 15

6. Приём: показ ошибочного написания Спорным является приём показа ошибочного написания. Применяется для того, чтобы дети сами увидели, в чём ошибка и нашли ответ, как не допускать таких ошибок. При этом пример ошибочного написания на доску не выносится , а через документ-камеру на доске показывается карточка (не работа конкретного ученика) !!!

Слайд 16

Этапы формирования каллиграфического навыка Штриховка Развитие тактильной памяти Подготовка к письму и обучение графическим навыкам (посадка, положение принадлежностей письма на рабочем месте) Прописывание элементов букв Прописывание букв Прописывание соединений букв, слов Прописывание предложений и текстов

Слайд 17

Этапы формирования 1. штриховка Развитие мускульной памяти Формирование границы письма

Слайд 18

1. Штриховка и закрашивание

Слайд 19

1. штриховка: Соедини по точкам . Данного вида задания хорошо помогают в развитии мелкой моторики рук у младших школьников, развивают внимательность, аккуратность, усидчивость,

Слайд 20

Самостоятельное воспроизведение образца рисунка 1. штриховка: Повтори рисунок

Слайд 21

1. штриховка: Продолжи узор Универсальные задания для развития зрительного внимания и мелкой моторики рук, которые направлены на тренировку концентрации внимания.

Слайд 22

Этапы формирования 2. развитие тактильной памяти Понятие у ребёнка образуется, когда сформировано ощущение . Понятию и образу буквы целесообразно учить через осязание. (Система М. Монтессори ) Делается это так. На картон наклеиваются две буквы (заглавная и строчная и соединение их). Выполняются буквы из бархатной бумаги. Ощупывая букву, ребёнок проговаривает себе весь путь пальчика. Часто используется игра «Угадай букву»: дети, закрыв глазки, находят начало буквы и называют её.

Слайд 23

Методики по формированию каллиграфического письма Федосова Н.А. «Особенности обучения письму шестилетних первоклассников» Безруких , М.М. «Обучение первоначальному письму: Система Д.Б. Эльконина » Илюхина В.А. «Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме» Илюхина В.А. «Новые подходы к формированию графических навыков. Письмо с секретом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ для формирования лексических навыков на начальном этапе обучения

В статье описан процесс формирования лексических навыков при помощи информационно-коммуникационных технологий, в частностипрограммы Smart notebook. Предложенные задания рассчитаны на младших школьнико...

Методическая разработка Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся в процессе освоения профессии «Сварщик»

Материалы методической разработки могут быть полезны  как преподавателям, так и мастерам производственного обучения вне зависимости от профессиональной направленности для использования в урочной ...

Методическая разработка «Сонористические приёмы, как элемент доречевой коммуникации, в формировании звукообразовательных навыков на начальном этапе обучения в хоровом классе»

Человеческий голос – самый древний уникальный музыкальный инструмент. История возникновения вокальных навыков лежит в далёком прошлом, в первобытном обществе. Если истоки развития музыкальных ин...

Этапы и методические приёмы формирования каллиграфических навыков письма

Презентационные материалы к лекции на занятиях по каллиграфии для студентов педагогического колледжа...

Этапы и методические приёмы формирования каллиграфических навыков письма

Презентационные материалы к лекции на занятиях по каллиграфии для студентов педагогического колледжа...