Коррекционной-педагогическая работа по развитию коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с РДА.
статья

Рубахина Елена Аркадьевна

 В статье освещены вопросы о необходимости организации коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с ранним детским аутизмом. Развитие  коммуникативных умений у детей данной категории является необходимым условием социализации и самореализации ребенка с расстройством аутистического спектра. Развитие коммуникативных навыков является важнейшей составляющей развития  личности ребенка и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию дошкольника с синдромом раннего детского аутизма в окружающем его мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рубахина Е.А., преподаватель

ГБПОУ Пермский профессионально-педагогический колледж,

Г. Пермь rubahina-elena@mail.ru

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА  ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

 Аннотация. В статье освещены вопросы о необходимости организации коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с ранним детским аутизмом. Развитие  коммуникативных умений у детей данной категории является необходимым условием социализации и самореализации ребенка с расстройством аутистического спектра. Развитие коммуникативных навыков является важнейшей составляющей развития  личности ребенка и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию дошкольника с синдромом раннего детского аутизма в окружающем его мире.

 Ключевые слова: коррекционно-педагогическая работа, ранний детский аутизм, коммуникативные навыки, младший дошкольный возраст.

  В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, в том числе и детей с аутизмом. Расстройство аутистического спектра является самым частым нарушением психического развития детей дошкольного возраста. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения отмечается, что частота встречаемости различных форм аутизма в 65 случаях на 10 000 рождений.

  Ранний детский аутизм (далее РДА) – особая форма аномалии психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, а также эмоционального контакта ребенка с окружающим миром .  

  В наибольшей степени при раннем детском аутизме нарушаются речевые и коммуникативные навыки. Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, резким снижением психического тонуса, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности. Необходимо отличать речевые умения от коммуникативных навыков. Часто для невербальных детей младшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра ставят задачу обучить их говорить как самую важную. Но, на самом деле, главной проблемой для детей данной категории является именно нарушение коммуникативных навыков.

  Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с аутизмом независимо от состояния интеллекта и развития речи: им трудно войти в контакт с другими людьми, они не понимают, когда и как необходимо использовать коммуникацию. Даже если ребенок с аутизмом может построить простую фразу, имеет хороший словарный запас в соответствии с возрастом, это не означает, что процесс общения не будет вызывать у него затруднений.

 Стремление понять ребенка младшего дошкольного возраста с аутизмом во всех тонкостях его проявлений — одна из главных задач коррекционной работы. Ведь такое понимание даст возможность не только объяснить некоторые особенности ребенка, но и предсказать возможные негативные реакции на разнообразные стимулы окружающей среды, спровоцировать нужные реакции для развития соответствующих умений и навыков, индивидуально подобрать действенные задания с образовательным, воспитательным и коррекционным наполнением.

 Согласно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (от 14.11.2013 № 30384), одной из ведущих стратегий образовательного процесса является речевое развитие ребенка, которое включает: во-первых, овладение речью как средством общения и культуры. Во-вторых, формирование коммуникативно-целесообразной речи, способности пользоваться коммуникативными навыками с целью налаживания отношений с другими людьми, обмена информацией и сотрудничества.

 В основе коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с ранним детским аутизмом рассматриваются группы коммуникативных навыков, наиболее полно отражающих специфические особенности развития этих детей:

− проявление интереса к партнеру (выполнение наглядных или словесных указаний, простых инструкций, произнесение слов или фраз в ответ на речь партнера, отклик на собственное имя);

− владение невербальными навыками коммуникации (установление визуального контакта, обмен взглядами, длительный контакт глаз, использование жестов, мимических комплексов, пантомимики);

− владение вербальными навыками коммуникации (построение фразы, обмен репликами, обращениями, задавание вопросов и ответы на вопрос, выражение просьб словами).

 На основе выделенных компонентов речи, требуется реализация поэтапного процесса, включающего деятельность всех специалистов, участвующих в комплексном сопровождении развития ребенка младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

 В настоящее время имеют место противоречия: между необходимостью формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников с РДА и недостаточной разработанностью коррекционно-педагогических помощи детям с расстройством аутистического спектра.

 Выявленные противоречия позволили обозначить проблему, состоящую в разработке содержания коррекционно-педагогической работы по  развитию коммуникационных навыков у детей третьего года жизни с ранним детским аутизмом.

 Без своевременной   и адекватной педагогической коррекции, большинство таких детей испытывают значительные трудности в установлении контактов с окружающими людьми, усвоении программного материала, и в дальнейшей социализации в обществе.

 И, наоборот, при ранней комплексной коррекционно-педагогической работе большинство  детей  дошкольного возраста можно успешно социализировать , подготовить к дальнейшему обучению в общеобразовательной школе, а нередко и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.

При оказании комплексной помощи детям с РДА, при организации соответствующих коррекционно-педагогических условий будет целесообразно следовать следующим принципам [1]:

– осуществление комплексного психолого-педагогического и медика - социального подхода к коррекции;

– интегративная направленность коррекционно-педагогического процесса в сочетании со специализированным характером оказываемой помощи;

– учет интересов аутичного ребенка при выборе педагогами методологического подхода;

– индивидуальный характер развития на начальных ее этапах с постепенным переходом к групповым формам работы;

– систематическая активная работа с семьей  ребенка с расстройством аутистического спектра.

 Построение педагогической работы с детьми с РДА  в соответствии с указанными принципами обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития детей младшего дошкольного возраста с синдромом раннего детского аутизма.

 Центральное место в формировании речевых и коммуникативных навыков младших дошкольников с ранним детским аутизмом занимает игровая деятельность. Использование игр позволяет усилить у ребенка социально-коммуникативную мотивацию, благодаря которой у него появляется потребность использовать формирующийся коммуникативный навык

 В ходе коррекционно-педагогической  работы с детьми младшего дошкольного возраста применяются разнообразные виды игр: имитационные, хороводные, ритмические, музыкальные игры и т.д. [5].

 Организация образовательной деятельности, общения в игровой форме с детьми младшего дошкольного возраста осуществляется на всех этапах и направлениях психолого-педагогического развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.

 Наиболее сложные для аутичных детей игры — это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. В групповые игры, привлекают детей с РДА после проведения индивидуальной подготовительной работы и при желании самого ребенка.

 Помогает наладить коммуникацию педагогу, работающему с аутичным ребенком, улучшить взаимодействие с детьми младшего дошкольного возраста  -  музыка. Она способна заменить вербальное общение между воспитателем и ребенком на этапе формирования установления контакта. Например, игры с ритмами и мелодиями способны помочь  развить подражание, вызвать двигательную активность, положительные эмоции и тем самым «растормозить» речь ребенка.

 Разнообразные упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках, работа с карточками и т.д.) используются в ситуации образовательной деятельности с целью формирования умения комментировать, отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о своих чувствах, для формирования диалоговых навыков.

  Таким образом, с целью формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с РДА в процессе коррекционно-педагогической работы используются различные коммуникативные системы: вербальная, пиктографическая, жестовая и т.д.

 Комбинированное использование речи и различных невербальных альтернативных коммуникативных систем предоставляет детям дополнительную визуальную поддержку и способствует формированию вербальных и невербальных средств коммуникации.

 Одной из эффективных средств развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста является методика альтернативной системы коммуникации и развития речи с помощью карточек (PECS) [3]. Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет).

 Использование РЕСS ускоряет развитие разговорной речи детей младшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра – благодаря отражению словесного и визуального стимула в процессе обмена информации, тем самым способствует развитию коммуникативных навыков.

  Применяемые в коррекционно-педагогической работе с аутичными детьми различные методы и средства, создают особую «развивающую среду» помогающую поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, формирующую устойчивую совместную деятельность взрослого с ребенком, стимулирующую развитие его личности, способствующую формированию его речевых, коммуникативных и социальных навыков.

Библиографический список

  1. Логунова Т.В., Методы и средства развития коммуникативных навыков у детей с РДА / Т.В. Логунова Н.В. Федотова, Е.А Ковалева. В сборнике: Психология и педагогика: методологические и методические проблемы и пути их решения. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2021. С.46.
  2. Рубан, О.В. Коррекция коммуникативных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра методом «хороводные игры» [Текст] / О.В. Рубан // V Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально – психологического здоровья». – М.: МГППУ, - 2017. - С. 283 .
  3. Фрост Лори. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. Издательство: Теревинф, 2011 г. - 416 с.
  4. Швед М.В. Особенности коммуникативной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра / М.В. Швед, В.А. Куксенок. В сборнике: Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки. Сборник научных трудов. Отв. редактор Л.М. Кобрина. Санкт-Петербург, 2020. С. 391-395.
  5. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004.— 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"

центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр)  Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...

Статья: «Использование сказки в развитии правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста»

С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказки – это кладезь мудростей, в них дети ч...

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков общения детей дошкольного возраста

Для студентов и для педагогов работающих в сфере дошкольного образования...

Презентация "Использование дидактических игр для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Презентация к мастер-классу "Использование дидактических игр для развития комуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"...

Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.

Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста....