Методическая разработка по дисциплине Товароведение продовольственных товаров и продукции общественного питания по теме «Алгоритм расчета контрольного числа штрих-кода товара» для студентов СПО
методическая разработка
Требования ФГОС СПО предусматривают, что выпускник освоивший программу междисциплинарного курса (МДК 01.01) «Товароведение продовольственных товаров и продукции общественного питания», должен обладать профессиональными и общими компетенциями по обслуживанию покупателей и предоставлению достоверной информации о качестве и потребительских свойствах товаров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 52.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по дисциплине Товароведение продовольственных товаров и продукции общественного питания
по теме «Алгоритм расчета контрольного числа штрих-кода товара» для студентов СПО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Требования ФГОС СПО предусматривают, что выпускник освоивший программу междисциплинарного курса (МДК 01.01) «Товароведение продовольственных товаров и продукции общественного питания», должен обладать профессиональными и общими компетенциями по обслуживанию покупателей и предоставлению достоверной информации о качестве и потребительских свойствах товаров.
Учитывая профессиональные и общие компетенции, которыми должен обладать выпускник, в уроке используются сочетания традиционных и нетрадиционных приёмов обучения, активных методов и мультимедийных средств обучения.
данная тема способствует развитию профессиональных компетенций, познавательного интереса и интереса к выбранной профессии, расширению словарного запаса профессиональной лексики, формированию навыков самостоятельной работы и культуры учебной деятельности.
Тема «Алгоритм расчета контрольного числа штрих-кода товара»
Цели урока:
Обучающая:
-познакомить обучающихся со штриховым кодированием товаров, назначением кодов, их отличительными признаками
-научить правилам определения страны производителя товара и расшифровки составных частей штрихового кода, методике расчета подлинности товара
-добиться осознанного понимания изучаемого материала
Развивающая:
-развивать познавательный интерес обучающихся и профессиональную лексику, навыки самостоятельной работы, умения сравнивать, сопоставлять, делать самостоятельные выводы
Воспитывающая:
-создание комфортной атмосферы
-способствовать воспитанию чувства ответственности, самостоятельности, аккуратности, точности
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: смешанный
Методы обучения:
1) Словесные (рассказ, беседа)
2) Наглядные и практические (метод иллюстрации, метод демонстрации, практическая работа)
3) Репродуктивные и проблемно-поисковые (исследовательский метод)
Материально-техническое оснащение урока:
учебно-наглядные пособия:
- презентация «Штриховое кодирование товаров»
- плакат «Структура штрихового кода ЕАN-13»
- образцы упаковок товаров
раздаточный дидактический материал:
- опорные конспекты: «Список кодов стран ЕАN-13
- эталоны ответов к индивидуальным заданиям
мультимедийные средства обучения:
-компьютер
-мультимедийный проектор
-доска
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Усвоение новых знаний
3. Закрепление нового материала (рефлексия)
- Самостоятельная практическая работа
- Обсуждение выполнения заданий обучающихся
- Фронтальная беседа
5. Итог урока
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Штриховой код, или штрих-код — это машиночитаемый символ, содержащий закодированную информацию о характеристиках произведенной продукции и позволяющий осуществлять ее автоматизированную идентификацию.
Штриховой код (ШК) представляет собой системную последовательность светлых и темных вертикальных полос различной толщины и цифровых обозначений. Каждая единица товара идентифицируется с помощью штрихового и цифрового кода.
Штриховые коды подразделяются на две группы: товарные и технологические.
Товарные ШК используются для идентификации производителей товаров (например, товарный код EAN, называемый глобальным номером торговой единицы).
Технологические ШК наносятся на любые объекты для автоматизированного сбора информации об их перемещении и последующим применении потребителями. Эти коды можно использовать отдельно или вместе с товарными кодами.
Штриховой код EAN (European Article Numbering) разработан международной ассоциацией EAN (Брюссель). Это 13 - 14-разрядный или 8-разрядный цифровой код, представляющий собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины. Ассоциация EAN выдает цифровой код каждой стране централизованно, причем ряд стран имеют диапазон кодов, некоторым предоставлена возможность дополнить 2-х разрядный код третьим разрядом.
Штриховой код идентифицирует товар, потому что никакой другой товар на международном рынке не может иметь точно такой же код. Например, цифровой 13-разрядный код товара 4820000190534 включает:
Штриховой код считывается сканером (контрольное число предназначено для проверки правильности считывания кода).
Штриховое кодирование способствует повышению конкурентоспособности товара, увеличивает спрос на него, так как потребитель уверен в том, что это не фальсификат. В ряде стран без штрихового кода продукция не принимается к реализации. Он повышает престиж товара, играет роль рекламы, улучшает культуру обслуживания. Кроме того, штриховой код способствует организации эффективного контроля за товародвижением, начиная с предприятия-изготовителя до склада магазина. Он применяется также для учета и контроля товаров в пределах предприятия.
Наличие штрихового кода является обязательным условием экспорта товаров.
Существуют различные виды кодов. Наиболее распространены EAN (европейские) и ИРС (американские).
Коды EAN подразделяют на три типа: EAN-8, EAN-13, EAN-14.
Код типа EAN-8 используется для маркировки малогабаритных товаров, в нем информация сокращена, он отличается малыми размерами.
EAN-13 наносится, если позволяет площадь, на любые товары и упаковки.
EAN-14 используется для транспортной тары, код имеет крупные размеры. Так как код EAN-14 не считывается сканером, на упаковке самого товара применяется код EAN-13.
Коды стран местонахождения банка данных о штриховых кодах:
США 00—09 Франция 30—37 Польша 590 Германия 400—440
Греция 520 Великобритания 50 Болгария380 Китай 690
Гон-Конг 489 Россия 460—469 Финляндия 64 Швейцария76
Бразилия 789 Швеция 73 Япония 45 и 49 Турция 869
Италия 80—83 Южная Корея 880 Испания 84 Марокко 611
Для проверки штрих-кода следует провести вычисления: код 4600104008498.
1. Сложить цифры, стоящие на четных позициях: 4600104008498
6 + 0 + 0 + 0 + 8 + 9 = 23.
2. Сумму, полученную в пункте 1, умножить на 3
23 х 3 = 69.
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях, не считая последнюю (контрольную) цифру: 4600104008498; последняя цифра 8 – контрольная цифра.
4 + 0 + 1+ 4 + 0 + 4 = 13.
4. Сложить суммы, полученные в пункте 2 и 3
69 + 13 = 82.
5. Определяется контрольное число как разность между полученной суммой и ближайшим к нему большим числом, кратным 10: 90 – это ближайшее число к 82, кратное 10.
90 - 82 = 8.
Если цифра после расчета не совпадает с контрольной (то есть с последней цифрой штрих-кода), это означает, что товар произведен незаконно и его качество не гарантируется.
По штриховому коду можно судить о подлинности товара или установить фальсификацию продукции.
Иногда код банка данных не совпадает с кодом страны изготовителя. Это может быть в нескольких случаях:
— фирма была зарегистрирована и получила код не в свое стране, а в той, куда был направлен основной экспорт продукции;
— товар мог быть изготовлен на дочернем предприятии, расположенном в другой стране;
— учредителями предприятия являются несколько фирм из разных государств;
— товар мог быть изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны.
Для считывания штриховых кодов применяют:
— лазерные сканеры, стационарные или портативные, которыми можно считывать ШК на расстоянии от 60 см до 5—6 м от товара;
— кассовые терминалы, оснащенные системами считывания ШК;
— оптические контактные считыватели в виде лазерных пистолетов, ручек, карандашей и др.
Размещают ШК на абсолютно ровной поверхности упаковки товара на задней ее стенке в правом нижнем углу на расстоянии 20 мм от краев.
В Российской Федерации единственной национальной организацией товарной нумерации (член EAN International) является Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ. Она насчитывает около 6500 предприятий-членов, всем им присвоены идентификационные номера. Приказом Госстандарта России от 30 апреля 1993 г. № 92 на базе ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ образован Технический комитет по стандартизации ГОСТ Р/ТК 355 «Автоматическая идентификация», одним из направлений деятельности которого является разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению государственных стандартов Российской Федерации в области штрихового кодирования.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. По штрих-коду определить страну - производителя и проверить подлинность товара.
1. 2.
2. Ответить на контрольные вопросы письменно:
- Что такое штрих-код?
- На какие две группы делятся штрих-коды?
- Что обозначает первая группа цифр кода?
- Для чего нужен штрих-код на товаре?
- Для каких товаров используют коды EAN-8, EAN-13, EAN-14?
- Какие коды присвоены России?
- В каких случаях код банка данных не совпадает с кодом страны изготовителя?
- Какие виды сканеров используют для считывания штрих-кодов?
- Как должен быть размещен штрих-код на товаре?
- Какая организация ведет учет идентификационных номеров Российской Федерации?
3. Сделать выводы по проделанной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по дисциплине товароведение продовольственных товаров. Тема: расчет энергетической ценности рациона
Контрольная работа на закрепление материала по теме: расчет энергетической ценности продовольственных товаров. Задание включает в себя таблицы потерь и рекомендуемые порции для потребления по раз...
Учебное пособие по дисциплине "Товароведение продовольственных товаров" Глава 2_Зерномучные товары
В учебном пособии приведено описание и дана характеристика основных групп продовольственных товаров, которые используются на предприятиях питания в качестве сырья для приготовления пищи. Даны химическ...
Методическая разработка по дисциплине ОП.05. «Гигиена и экология человека» на тему «Роль водного фактора в формировании здоровья населения. Эпидемиологическое значение воды»
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по теме «Роль водного фактора в формировании здоровья населения. Эпидемиологическое значение воды» обучающихся 2 курса, сп...
Учебно-методическое пособие по дисциплине Товароведение продовольственных товаров для студентов СПО
Требование к оформлению курсовых. Содержание разделов...
Методическое пособие по дисциплине Товароведение продовольственных товаров
В пособии представлены методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК 01.01. Товароведение продовольственных товаров и продукции общественного питания ПМ.01 Организация питания в ор...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Товароведение продовольственных товаров» на тему «Товароведная характеристика сыров» для студентов ПК-21 группы II курса по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»
Методическая разработка учебного занятия по теме «Товароведная характеристика сыров» разработана для проведения учебного занятия со студентами II курса по специальности 43.02.15 «Пов...
Методическая разработка урока производственного обучения по профессии «Продавец; контролер-кассир» на тему: «Работа на контрольно-кассовой технике»
Методическая разработкаурока производственного обученияпо профессии «Продавец; контролер-кассир»на тему:«Работа на контрольно-кассовой технике»...