Тема самообразования
опыты и эксперименты

Веткина Анастасия Игоревна

"Экономическое воспитание младших школьников на уроках математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx58.23 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя  школа №15» города Смоленска

(МБОУ «СШ №15»)

ПАПКА

ПО  САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя начальных классов

Веткиной Анастасии Игоревны

Тема самообразования:

«Экономическое воспитание младших школьников на уроках математики в рамкам реализации ФГОС

2020-2025 учебный год

Содержание

1. Общие сведения.

2. Тема самообразования, цель, задачи.

3. План работы по самообразованию.

4. Отчёт по теме самообразования: «Экономическое воспитание младших школьников на уроках математики в рамках реализации ФГОС».

5. Результаты деятельности.

  1. Общие сведения

Ф.И.О.  Веткина Анастасия Игоревна  

Занимаемая должность: учитель начальных классов 

Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное

  учреждение «Средняя  школа №15» города Смоленска (МБОУ «СШ №15»)

Образование: высшее,  Смоленский государственный университет, специальность «Педагогика и методика начального образования», присвоена квалификация - учитель начальных классов.

Тема самообразования: «Экономическое воспитание младших школьников на уроках математики в рамкам реализации ФГОС»

Цель: определение дидактических условий экономического воспитания младших школьников, влияющих на эффективность процесса обучения решению текстовых задач в начальном курсе математики.

          Задачи:

  • проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования;
  • изучить возрастные особенности экономического воспитания младших школьников;
  • проанализировать программы различных УМК на наличие материала, способствующего экономическому воспитанию школьников;
  • проанализировать методические подходы к изучению задач в начальном курсе математики по различным программам;
  • определить формы, методы и приемы экономического воспитания младших школьников в процессе изучения текстовых задач в курсе математики начальной школы (на примере составных задач);
  • разработать задания по экономическому воспитанию младших школьников на уроках математики в начальной школе.

          Предполагаемый результат:

1. повышение качества преподавания предмета -математика;

2. овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3. умением применять математические знания в жизни, то есть производить расчёты, без которых человек не может обойтись в своей повседневной деятельности.

          Форма отчета по проделанной работе:

  • выступление на заседаниях ШМО и педсовете.

План работы по теме самообразования

«ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Этапы

Содержание работы

Сроки

1. Диагностический

1.Анализ затруднений: как внедрить элементы экономического воспитания в обучение школьников? Какова роль задачи в экономическом воспитании младших школьников?

2. Постановка проблемы. Вовлечь учеников в процесс освоения экономических понятий на уроках математики, посредством решения текстовых задач.

3. Изучение литературы, интернет-возможностей, имеющегося опыта по проблеме.

Сентябрь, 2020г.

2. Прогностический

1. Определение цели и задач работы над темой. Помочь учащимся осознать необходимость приме-нения экономических знаний в учебной и внеурочной повседневной деятельности.

2. Разработка системы упражнений, игр, тестов, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

Октябрь, 2020г.

3. Практический

1. Система мер, направленных на решение пробле-мы: внедрение в учебный процесс заданий направленных на формирование эуономических знаний и умений, создание системы упражнений.

2. Формирование методических материалов.

3.Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

Весь год

4. Обобщающий

1. Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов.

Март-апрель, 2021г.

5. Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

 

Математика является значительной и важной частью общечеловеческой культуры. Накопление математических фактов на протяжении тысячелетий развития человечества привело к возникновению математики как науки около двух с половиной тысяч лет тому назад. Математика имеет богатейшие возможности воздействия на выработку научного мировоззрения и достижение необходимого общекультурного уровня.

Изучение математики развивает логическое мышление человека, позволяет правильно устанавливать причинно-следственные связи. Владение математикой дает людям методы изучения и познания окружающего их мира, методы исследования как теоретических, так и практических проблем.

Важнейшими задачами начального математического образования согласно ФГОС являются:

  1. использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  2. овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
  3. приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  4. умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  5. приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Особое место в математической подготовке младших школьников занимает обучение умению решать текстовые задачи. Более того, посредством текстовых задач активно реализуется воспитывающая и развивающая функции обучения.

Работа по осознанию хода решения той или иной математической задачи даёт импульс к развитию мышления ребенка. Решение задач нельзя считать самоцелью, в них следует видеть средство к углублённому изучению теоретических положений, а так же средство развития мышления, путь осознания окружающей действительности, тропинку к пониманию мира.

Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Использование задач в качестве конкретной основы для ознакомления с новыми знаниями и для применения уже имеющихся у детей знаний играет исключительно важную роль в формировании у детей элементов материалистического мировоззрения. Решая задачи, ученик убеждается, что многие математические понятия, имеют корни в реальной жизни.

В различные периоды развития начального математического образования проблема обучения младших школьников решению текстовых задач оставалась одной из самых актуальных. Этой проблеме посвящены многочисленные исследования, предметом которых являются различные аспекты обучения решению текстовых задач: отбор их содержания и система подачи; функции текстовых задач в процессе обучения математике; роль задач в формировании у младших школьников математических понятий и учебной деятельности, в развитии логического мышления, воспитания подрастающего поколения.  Проблемой обучения решению задач в начальной школе занимались многие методисты - математики: М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.И. Моро, А.М. Пышкало и др. Разработкой методики изучения текстовых задач в начальной школе в настоящее время занимаются такие ученые как Н.Б. Истомина, А.В. Белошистая, С.Е. Царева, Р.Н. Шикова, Т.В. Смолеусова и др.

Главное в системе решения задач – это органическая связь с теми понятиями, которые с их помощью формируются, и с теорией, которая при этом применяется. Решение задач имеет большое практическое применение, так как оно является звеном, связующим теорию с практикой, обучение с жизнью, вооружает учащихся умением применять математические знания в жизни, то есть производить расчёты, без которых человек не может обойтись в своей повседневной деятельности. Более того, работа над задачами обогащает учащихся жизненным опытом, умением грамотно делать нравственный выбор, а так же способствует экономическому воспитанию подрастающего поколения.

Одной из важных составляющих работы над текстовыми задачами является экономическое воспитание младших школьников. Экономические данные включаются в формулировку задач. (Например, подсчитать стоимость покупки, расход материала, количество денежных средств и т.д.).

Одним из средств формирования умения решать задачи в начальной школе может выступать использование экономических терминов и понятий, которые зачастую являются основой понимания отношений, заявленных в тексте задачи.

Происходящие в настоящее время преобразования в РФ, в том числе становление рыночных отношений, обусловили необходимость воспитания школьников с учетом рыночного опыта. Поэтому одним из актуальных направлений воспитания современного школьника становится экономическое воспитание.

Экономическое воспитание – это систематическое, целенаправленное, воздействие общества на человека в интересах формирования знаний, умений и навыков, потребностей и интересов и других социально-психологических качеств, а главное – образа мышления и деятельности, в выработке определенных черт экономически воспитанной личности, соответствующих природе рынка.

Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается одной из актуальных проблем формирования личности ребенка. Еще Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский считали, что нужно очень рано приобщать ребенка к культуре и быту своего народа, его традициям и обычаям.

В истории обучения и воспитания детей организация экономического воспитания предусматривала: обеспечение единства трудового и экономического воспитания, обогащение общественно полезной работы учащихся, развитие школьного самоуправления и распространение его на вопросы экономической жизни школы, организацию популярных бесед о необходимости рационального отношения к материальным ценностям школы, проведение «уроков бережливости».

Особое место в системе экономического воспитания занимал, общественно полезный труд, постановка такого трудового обучения, которое способствовало бы овладению школьниками экономическими знаниями и навыками на уроках труда. Такая традиция была заложена еще А.С.Макаренко, который считал необходимым сделать хозяйственную работу отправной точкой воспитания.

В.А.Сухомлинский в своих работах отмечал, что большое воспитательное значение имеет индивидуальный опыт, личный заработок школьника.

Конец 80-х и начало 90-х годов - период определенного «затишья» в изучении проблем общественной жизни. Из программ воспитания детей стали исчезать задачи трудового воспитания, что вело к серьезным отрицательным последствиям. С середины 90-х годов научный интерес к проблемам ознакомления детей с социальной и экономической действительностью стал возрождаться, причем возрождался этот интерес на основе поиска нового содержания и постановки новых задач ознакомления детей с социальным миром и экономической действительностью.

Актуальность экономического воспитания школьников в наши дни обусловлена необходимостью их адаптации к динамично изменяющимся социально – экономическим условиям жизни.

Идея целенаправленного систематизированного экономического воспитания российских школьников находит все больше сторонников. Все чаще подчеркивается важность экономического воспитания учащихся начальных классов. Рыночные экономические отношения, складывающиеся в России, для детей младшего школьного возраста являются естественной средой обитания, их жизненный опыт достаточен для восприятия элементарных экономических понятий, в том числе для воспитания разумных потребностей, умений и навыков экономического анализа бюджета, экономического сознания. Именно поэтому целесообразно осуществлять целенаправленную работу по экономическому воспитанию ребенка, начиная с младшего школьного возраста.

Экономические курсы в начальной школе – для многих стран уже решенная проблема. В американских школах для учащихся 4-5 классов преподается вводный курс «Business Basics». В нашей стране экономическое воспитание школьников до сих пор представляет серьезную проблему. Необходимо отметить, что в последнее время делаются определенные шаги в этом направлении. Существуют гимназии экономического профиля, многие предметы начального курса обучения включают материал, связанный с экономическими понятиями. Однако предметов, которые целенаправленно готовили бы учащихся младшего школьного возраста к условиям жизни в современном обществе, к экономической жизни, как таковые в списке учебных дисциплин не представлены. В общеобразовательных школах РФ вводится преподавание различных экономических дисциплин: «Основы рыночной экономики», «Менеджмент», «Экономическая теория», «Введение в экономику», «Основы экономики и предпринимательства». Наиболее распространенный вариант преподавания экономики - 5-9 классы, 10-11 классы.

Решение этой проблемы не может быть отодвинуто лишь на уровень старших классов, так как рыночные отношения активно входят в жизнь учеников начальной школы – нельзя на это закрывать глаза, поэтому школа должна формировать экономические знания, экономическое мышление, экономическую культуру и этику рыночных отношений.

Одна из важнейших задач школы на начальном этапе в деле экономического воспитания учащихся: познакомить младших школьников с основными экономическими понятиями и показать ценность экономического образования, его необходимость для квалифицированного выполнения любой работы, будущего профессионального выбора и успешного участия в жизни общества. Экономическое воспитание поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Изучение основных закономерностей, достоинств и недостатков рыночной экономики, предпринимательства, менеджмента в стенах школы на уроках математики поможет учащимся справиться с экономическими задачами и трудностями, которые ожидают их в реальной «взрослой» жизни.

Как показывает практика, важное место в данном процессе отводится текстовым задачам, где отражаются рыночные отношения современного общества.

Всё сказанное выше даёт право говорить об актуальности проблемы, что и определило выбор темы: «Экономическое воспитание младших школьников на уроках математики».

Экономическое воспитание как педагогическое понятие

Исходя из темы самообразования, остановимся на трактовке понятия «экономическое воспитание». Прежде рассмотрим понятие «экономика», как составляющее понятия «экономическое воспитание».

Экономика как наука зародилась в древнем обществе, ее возникновение связано с античными учеными Рима и Древней Греции. Значение слова «экономика» в переводе с греческого «oikos» - хозяйство, дом и «nomos» - закон, правило. На начальном этапе своего развития экономика представлялась наукой о домоводстве, о том, как требуется руководить домашним хозяйством. Возникло представление об экономической науке, которая изучает создание и использование материальных благ, поиск материальных средств для существования. Экономическая наука анализирует ту сферу общественных и индивидуальных действий, которая связана с производством и применением материальных благосостояний.

Возникновение любой науки происходит в результате решения людьми круга конкретных задач своей повседневной жизни. Человек буквально на каждом шагу сталкивается с различными экономическими проблемами: как удовлетворить свои потребности в еде, одежде, образовании, отдыхе и т.п., какой хозяйственной деятельностью заняться, купить или не купить тот или иной товар, достаточно ли дохода для приобретения нужного продукта. Все это в полной мере можно отнести к экономической науке. Рассмотрим, что же вкладывали в понятие «экономика» и историю экономики как науки.

Экономика - (от греч. éikos — дом, хозяйство и nomos — правило, закон; в совокупности — правила ведения хозяйства) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда; наука о хозяйстве, способах его ведения, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов; совокупность всех средств производства, используемых людьми в целях обеспечения своих потребностей; совокупность отношений, соответствующих данной ступени развития производственных сил общества, господствующий способ производства в обществе.

История мировой экономики как наука определяет принципы экономического развития всего мира, позволяет рассмотреть источники современных общественных и экономических проблем.

Впервые в научном труде «экономика» появляется в IV в. до н.э. у Аристотеля, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику «хрематистике» – отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды.

Еще в IV в. до н.э. Ксенофонт написал произведение под названием «Домострой», переведенное Цицероном на латынь как лат. оeconomicus. 

Всеобщее признание термин получил, после того, как был употреблен в заглавии труда известного английского мыслителя и экономиста Джона Стюарта Милля – «Принципы политической экономии».

В 1514г. во Франции издан «Трактат об ассе» Гиольма Бюде. В XVI – XVIII вв. во времена европейских буржуазных революций особое внимание стали обращать на вопросы истории финансов, торговли, сельскохозяйственного, ремесленного и промышленного производства. Это содействовало формированию и развитию экономической истории как науки.

XVIII век считается веком зарождения истории мировой экономики как науки. В XVIII -XIX вв. была создана классическая экономическая теория. Она отвечала потребностям развития индустриального общества, основанного на частной собственности и свободе экономического выбора. Ее основоположником считается Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.). В середине XIX в. эта дисциплина сформировалась в самостоятельную независимую науку.

Главная функция экономики состоит в том, «чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов».

Обычно экономику относили к наукам гуманитарным. Сегодня экономики без математики просто не существует. Математика дает возможность упорядочить поток информации.

В 70 - 80 гг. прошлого столетия в педагогической литературе появилось множество исследований, посвящённых экономическому воспитанию школьников, в которых оно рассматривалось: как часть элемента трудового воспитания (Ю. К. Васильев, Н. П. Кулакова и др.); как синтез трудового, нравственного, идейно-политического воспитания (В. К. Розов и др.); как самостоятельное направление, составная часть системы воспитания (А. Ф. Аменд, И. Б. Иткин, О. В. Плахотник и др.)

Ряд авторов в определении экономического воспитания отмечают, что его основой является формирование экономического мышления, сознания, поведения, качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности и повседневной жизни (Е.Н. Кириллова, М.И. Михайлов, Л.П. Мельникова и др.). Другие считают, что экономическое воспитание выражается, прежде всего, в осмысленном, осознанном, ответственном отношении к труду (Б.П. Шемякин, В.К. Розов). 

Результаты экономического воспитания, согласно В. Е. Ковалевой будут проявляться «в осознанном отношении детей к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровья».

При определении сущности понятия «экономическая воспитанность» ученые исходят из структуры личности и выделяют следующие компоненты: интеллект, нравственность, воля и чувства.

Экономическая воспитанность отражает степень усвоения ребенком экономической культуры. Учитывая аспекты экономической культуры и структуру личности, правомерно утверждать, что экономическая воспитанность включает следующие компоненты: экономические знания, экономические умения, нравственные качества личности.

Существенная особенность экономического воспитания детей младшего школьного возраста – интегративный подход к организации учебно-воспитательного процесса, т.е. экономические знания, рассматриваются как компонент учебных дисциплин «Мир вокруг нас», «Математика» и др.

В младшем школьном возрасте закладываются основы экономической культуры.

Экономическая культура - система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению.

Экономическая культура является одним из компонентов личностного развития, который отвечает социальному заказу российского общества. Известно, что уровень овладения человеком экономической культурой предопределяет условия его бытия, а уровень экономической культуры совокупности людей обусловливает успех проводимых в обществе экономических реформ.

Как правило, есть три уровня экономических знаний: общенаучный, отраслевой и профессиональный. В младшем школьном возрасте учащиеся усваивают экономические знания на общенаучном уровне, т.е. в виде представлений, которые при определенных условиях переходят в понятия.

В процессе экономического воспитания у младших школьников вырабатываются умения, присущие любому виду деятельности. Это приемы деятельности. Сущность этих умений проявляется в самоорганизации и в саморегуляции деятельности. Именно умения дают школьнику возможность осознавать свои силы, целесообразно ими пользоваться, ускорять процесс достижения цели.

Существует множество трактовок понятия «экономическое воспитание». Представим некоторые из них.

Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность, специально разработанная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. 

В данном случае экономическое воспитание рассматривается как процесс формирования у школьников суммы понятий и представлений об экономике.

Экономическое воспитание должно быть всеобщим, охватывать все категории и социальные группы населения, с акцентом на формирование у учащихся способности к самостоятельному, творческому мышлению, развитию экономического сознания, в соответствии с экономическими законами современной жизни общества.

Данное определение трактует экономическое воспитание, как необходимость подготовки учащихся к условиям современной жизни, формирование и развитие у них способности экономически мыслить.

Экономическое воспитание следует начинать еще в начальной школе. Бережливость, организованность, и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания школьников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической готовности к этому. Основная цель экономического воспитания – раскрыть окружающий предметный мир материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры. 

Исходя из этого определения, экономическое воспитание направлено на формирование значимых качеств личности таких как: бережливость, организованность, целенаправленность, развитие умения рационально использовать свое время и материальные ценности.

Проанализировав вышесказанное можно сделать вывод о том, что экономическое воспитание школьников представляет собой организованную педагогическую деятельность, направленную на формирование элементов экономического сознания посредством передачи основ экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности, развитие экономического мышления на уровне доступному школьнику.

Благодаря экономическому воспитанию, младшие школьники познают значение природных ресурсов для человека, получают элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества, учебников, расходов на ремонт здания школы, ее оборудования и т. п.

Учитывая вышеизложенное, уже в начальных классах школы целесообразно начинать освоение основных экономических терминов, таких как: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др.

В процессе экономического воспитания у школьников формируется экономическое мышление, а последнее способствует осмысливанию явлении экономической жизни, усвоению экономических понятий и теории в их логической взаимосвязи, разумному оперированию знаниями.

Необходимость экономического воспитания связана еще и с тем, что младший школьник участвует в экономических процессах. Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники. Младший школьник должен уметь соизмерять свои потребности и возможности: осознавать, что деньги «растут» если их хранить не в копилке, а в «Банке»; что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их сократить. Поэтому задача педагога заключается о том, чтобы дать школьнику объем экономических знаний, а так же научить правильно ими распоряжаться. Дать понятие о том, что экономика это решение двух вопросов: откуда берутся средства и как ими распорядиться.

Таким образом, задача школы познакомит учащихся с основными экономическими понятиями, и показать образования, его необходимость для квалифицированного выполнения любой работы, будущего профессионального выбора и успешного участия в жизни общества.

Основными задачами экономического воспитания являются:

  1. в сфере обучения – освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования, умений экономической деятельности;
  2. в сфере самосознания – осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;
  3. в сфере мотивации – развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией детей к будущей жизни в рыночных условиях.

Реализация поставленных задач может идти путем интеграции экономического воспитания с математикой, где экономические знания будут находить практический выход.

Пространством, в котором каждый человек реализует себя как личность, производитель и потребитель, является общество. Учителю необходимо показать учащимся, как расширяется понятие «общество» от группы конкретных людей до населения города, страны и мира.

Содержательная часть курсов по экономике основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я – личность и гражданин, я – собственник, я – участник финансового рынка, я – потребитель, я – производитель и др.).

Рис.1. Экономические и социальные роли человека

В результате можно сделать вывод, что экономическое воспитание дает возможность понять, какую роль играет каждый человек в экономических отношениях.

Особенность формирования нового типа экономического мышления – отказ от устаревших стереотипов, творческое восприятие всего нового, перестройка мышления и психологии – это важная задача на современном этапе ускорения социально-экономического и духовного развития нашего общества. Для осуществления этого надо отказаться от устаревших и выработать новые методы и формы экономического воспитания.

В оценке экономической подготовленности младших школьников выделены три критерия:

  1. овладение комплексом экономических понятий, категорий, законов, доступных младшему школьнику;
  2. степень овладения экономическими умениями, направленными на совершенствование производства и труда, на получение более высоких показателей в учебе (умение планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы, анализировать ход и результаты работы);
  3. уровень сформированности значимых качеств личности (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость и др.).

Экономические знания положительно влияют на учебно-воспитательный процесс. Появляется стойкая заинтересованность у учащихся в получении знаний, развивается речь, мышление, коммуникативные способности, ответственность за принятые решения. Ученики становятся более дисциплинированными, бережливыми, целеустремленными. Введение экономических знаний имеет образовательное, развивающее и воспитывающее значение

Экономическое воспитание в школе осуществляется на уроках по всем предметам. Это обеспечивает усвоение детьми основных понятий экономики. Экономическое воспитание осуществляется и на уроках окружающего мира.

Так, например, по программе А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» мы встречаем темы экономического содержания. В учебнике 2 класса в разделе «Жизнь города и села» выделяются следующие темы: «Что такое экономика?», «Как построить новый дом?», «За покупками», «Все профессии важны». Если в учебнике 2 класса выделяются отдельные темы, связанные с познанием экономики, то в 3 классе выделяется целый раздел «Экономика». Он включает следующие темы: «Для чего нужна экономика?», «Три кита» экономики», «Что такое деньги?», «Государственный бюджет», «Семейный бюджет», «Экономика и экология».

На уроках математики учащиеся решают задачи экономического содержания.

Таким образом, экономические понятия и термины в большей или меньшей степени пронизывают учебные предметы начального курса обучения.

Важное место в экономическом воспитании отводится текстовым задачам. Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует экономическому воспитанию младших школьников. Содержание текстовых задач включает экономические данные, знание которых необходимо младшему школьнику, чтобы существовать в качестве полноправного члена общества.

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: Самообразование-самовоспитание мастера производственного обучения.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал....

Методическая тема самообразования:

Методическая тема, над которой  я работаю....

Положение о работе педагогических работников над темами самообразования

Положение Цикловой комиссии  экономики и перевозок   ОГБ ПОУ "Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г.Трубицына"...

Тема самообразования

Формирование познавательных действий в процессе организации экспериментирования в аспекте познавательно-исследовательского развития детей дошкольного возраста...

Доклад на заседании ПЦК по теме: "Самообразование преподавателя СПО"

Доклад  содержит материал о значении  и способах самообразования педагога...

Тема самообразования: «Развитие познавательных способностей обучающихся на уроках истории».

На уроках истории осуществляется познавательная деятельность обучающихся с помощью различных видов работы с историческими источниками, которые были представлены мною в данной методической разработке. ...

Выступление по теме самообразования на методическом объединении.

Тема самообразования: «Коррекционная работа по устранению зрительно-пространственной дисграфии»....