«Декоративно – прикладное искусство».
методическая разработка

Конспект НОД с детьми в подготовительной группе на тему: «Декоративно – прикладное искусство». Цели: 1.познакомить детей с понятием декоративно – прикладное искусство 2. познакомить с народными промыслами. Задачи: 1) развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству; 2) воспитывать уважение к труду; 3) познакомить с историей развития декоративно - прикладного искусства. 4) рассказать об использовании изделий декоративно – прикладного искусства в современном мире. Материал: презентация, игрушки глиняные, матрёшки, предметы с хохломской и гжельской росписью, краски, кисточки, изображение матрёшки на листе бумаги. Метод: наглядный. Приём: словесный. Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята! Давайте поприветствуем дуг друга и подарим прекрасное настроение на целый день. Молодцы! А теперь давайте перейдём к нашему занятию. Сегодня мы с вами будем говорить об декоративно – прикладном искусстве. Как вы считаете, что означает данное понятие? На ваш взгляд, что это такое? (ответы детей) Молодцы. А теперь давайте знакомиться с видами декоративно-прикладного искусства. 1) Матрёшка. Первая матрёшка (русская деревянная кукла) появилась в 1890-х годах Василий Звёздочкин – токарь по дереву, а росписью занимался Сергей Малютин, который активно продвигал «русский стиль в искусстве». (слайды с портретами создателей) Русская кукла, изготовленная Василием Звездочкиным, а расписанная Сергеем Малютиным представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком, в руках у который был чёрный петух. (слайд с портретом матрёшки) Весь процесс изготовления матрёшки занимает около 20 дней. В одной матрёшке может находиться около 20 различных видов и размеров матрёшек. Матрёшку обычно режут из берёзы, липы или ольхи. Самым лучшим материалом изготовления является липа. Дерево, из которого будут изготавливать матрешку, заготавливают весной в месяце апреле, когда древесина находиться в соку. Самой первой вытачивают маленькую неразъёмную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу зачищают, грунтуют для того чтобы поверхность стала гладкой. После грунтовки матрёшка готова к росписи. (слайд с картинкой матрёшки) 2. Гжельский промысел. Является одним из выдающихся народных промыслов. Во гжели создают фарфоровую посуду и разные фигурки животных. Основоположником современного гжельского ремесла поставив в первую очередь плавность, утончённость и скромность в творчестве стала Н.И.Бессарабова. (слайд с портретом создателя). Она делала на изделиях «широкий мазок с тональными переходами цвета от тёмно синего до светло голубого, почти белого». Например, на кружках можно было увидеть изображение сельского труда, людей с граблями, которые собирали скошенную траву в стога, цветы, бабочки, деревья (показ слайдов). 1) Физкультминутка «Это лёгкая забава» Это лёгкая забава — Повороты влево-вправо. Нам всем известно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.) 2) Все ребята дружно встали И на месте зашаги На носочках потянулись. Как пружинки мы присели И тихонько разом сели. 3.Хохлома – старинный русский народный промысел, появившийся в 17 веке в селе Хохлома Костромской губернии. Она была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, откуда и пошло название. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону. Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются красный, жёлтый, оранжевый, тёмно зелёный и голубой цвета. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. А также часто встречаются птицы, рыбы, звери. 4. Дымковская игрушка – один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник данный промысел в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Киров) Возникновение игрушки связывают с весенним праздником «Свистунья», к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, уток и других животных. Красили фигуры в яркие разные цвета. Дымковская игрушка – изделие ручной работы. Изготовление игрушки от лепки и до росписи – процесс творческий и неповторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Наиболее распространенными сюжетами являются: няньки с детьми, петухи, водоноски, бараны с золотыми рогами, олени. Народный дымковский стиль» использовался в детских и художественных произведениях. Данные виды творчества используются и в современном мире. Давайте с вами побудем художниками и мастерами, распишем с вами нашу русскую матрёшку. Итог занятия: И так дорогие ребята давайте с вами подведём итоги нашего занятия. Вам было интересно узнать о декоративно-прикладном искусстве? Дети: Да было интересно. А о каких видах данного творчества вы узнали? Ответы детей: Мы сегодня узнали о русской матрёшке, дымковской игрушки и гжели. Что для вас было интересным узнать о декоративно-прикладном искусстве? Ответы детей. А в чём отличие, например хохломы от гжели? Отличие состоит в основных материалах и цветовой гамме. Хохломские сувениры изготавливаются из дерева, роспись выполняется в красном, золотом цветах на чёрном фоне. Гжель как символ русской зимы отличается холодной палитрой, и предметы изготавливаются из фарфора, керамики. Ответы детей. Какой промысел для вас оказался наиболее интересным? Ответы детей. Воспитатель: Изделия русских народных мастеров известны и за пределами России. Это наша гордость! Мы гордимся с вами нашими великими мастерами и их умением создавать удивительно прекрасные вещи, которые несут людям восхищение, радость и красоту. Вы все сегодня молодцы. На этом наше занятие окончено.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине СД 01. Композиция и МДК 01.01 Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства для специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные

Настоящие Методические рекомендации устанавливают общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ в соответствии с «Рекомендациями по организации выполнения и защиты курсовой работы (прое...

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине СД 01. Композиция и МДК 01.01 Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства для специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные

Настоящие Методические рекомендации устанавливают общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ в соответствии с «Рекомендациями по организации выполнения и защиты курсовой работы (прое...

Методические указания по организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

Данные методические указания помогут студентам выполнять самостоятельную работу на основе деятельностного и компетентностного подходов, что соответствует требованиям ФГОС по специальности...

введение в мир декоративно-прикладного искусства

Определение народно-художественных промыслов как одной из форм организации художественного труда, основанной на коллективном творчестве и торговых отношениях, развивающих местную этнокультурную традиц...

Методическая работа "Живопись на стекле" предмет ( декоративно-прикладное искусство).

В метод.работе  я разработала методику обучения учащихся приёмам живописи на стекле. Она построена на подробном и последовательном объяснении технических тонкостей этой техники по нарастающей: от...

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Декоративно прикладное искусство, 1-11 классы, 2016-2017 уч.г.

Предосавлен методический материал - Рабочие программы по предметам:  Изобразительное искусство, Живопись, Декоративно-прикладное искусство для классов с углубленным изучением предметов художестве...

Рабочая прОграмма учебной дисциплины ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК по специальности 29.02.09 декоративно прикладное искусство. Декоративная вышивка.

Рабочая прОграмма учебной дисциплины ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК по специальности 29.02.09 декоративно прикладное искусство. Декоративная вышивка. ...