Презентация по ОП.07 Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем. Тема - традиционный женский костюм Белгородской области
презентация к уроку

Презентация по ОП.07  Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем. Тема - традиционный женский костюм Белгородской области 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Традиционный женский костюм Белгородской области ОП.07 Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) Департамент образования Белгородской области ОГАПОУ « Старооскольский педагогический колледж» преподаватель Ефремова Н.А.

Слайд 2

Цель и задачи занятия Цель: расширить представления обучающихся о традиционном женском костюме Белгородской области Задачи: Развить интерес к истории образования и развития родного края, представления о культуре и быте предков на примере женского народного костюма Воспитать любовь к малой Родине, гордость и уважение к т радициям предков Познакомить с элементами традиционного женского костюма Белгородской области.

Слайд 3

Русский народный костюм Русский народный костюм — явление уникальное в истории мировой культуры не только по высокой художественности, но и по удивительной многовариантности , не имеющей аналогов в мире. Формируясь на обширной территории на протяжении длительного времени и подвергаясь влиянию таких факторов, как географическая среда, соседство славянских и неславянских народов, социально-экономические условия, традиционная русская одежда утвердилась во множестве форм, сохраняя при этом некоторые общие черты.

Слайд 4

Тематика занятия 1. Из истории женского костюма Белгородской области. 2. Этнографических подрегионы (локусы) костюмов Белгородчины и соответствующие им комплексы одежды: - Курско Белгородский- сарафанный комплекс. - Приосколье – юбочный комплекс. - Воронежско Белгородский – понёвный комплекс. 3. Виды и символика орнамента. Символизм цвета. 4.Творческие задания для учащихся на материале панёвного и сарафанного комплексов.

Слайд 5

Из истории костюма Белгородской области. В Белгородской области, образовавшейся в результате соединения юго-восточной части Курской области и нескольких западных районов Воронежской области, оказался практически весь спектр видов костюма, сложившегося в России.

Слайд 6

Из истории Средоточие на Белгородчине многообразных форм народной одежды обусловлено прежде всего историческими особенностями заселения края. При всем разнообразии традиционно-бытовой культуры Белгородчины в ней проявлялись сходные черты, характерные как для общеславянской, так и для общерусской и южнорусской культур.

Слайд 7

Сарафан Победному шествию сарафана по России помогла « внесословность » этого вида одежды в допетровской Руси. Появившийся гораздо позже понёвы (и, в первую очередь, в городах), сарафан оттеснил ее в разряд сельской, менее престижной одежды. На Белгородчину сарафаны попали вместе с выходцами из московских и других среднерусских земель, в то время как понёву носили тульские, орловские, рязанские переселенцы, а также потомки коренного населения края.

Слайд 8

Виды сарафанов На территории области существовали практически все типы сарафанов: глухой туникообразный , косоклинный во множестве разновидностей, прямой (круглый), а также сарафан-платье из фабричной ткани, который обычно называли « саяном ». Туникообразный сарафан в качестве девичьей одежды бытовал в воронежских селах с поневным комплексом.

Слайд 9

Виды сарафанов Косоклинные и туникообразные сарафаны на Белгородчине шили из черной домотканой «волосени». Их редко украшали вышивкой, основными элементами декора были атласные и тканые узорчатые ленты, позумент, парча, тесьма. В некоторых селах на сарафан надевался передник, короткий или длинный.

Слайд 10

Юбочный комплекс Факт появления в южнорусском костюме юбочного комплекса исследователи связывают с переселением в южные края служилого сословия с польско-литовских рубежей и датируют XVII веком. Рубаха с большим отложным воротником, домотканая полосатая, клетчатая или однотонная юбка, жилетка и фартук — одежда, практически ничего общего с русским костюмом не имеющая. Однако она смогла укорениться на довольно обширной территории и даже оказать влияние на районы с поневным комплексом, где встречаются иногда как полосатая юбка, так и жилетка Юбочный комплекс Юбочный комплекс: чёрноузорная рубаха,жилет , завеска , пояс. Новооскольский район.

Слайд 11

Понёвный комплекс

Слайд 13

Понёва Понёва — одна из самых древних деталей русского костюма.Это подтверждается и археологическими материалами, и наличием форм, сходных с понёвой, у других славянских народов. Когда-то широко распространенная на Руси (кроме северных районов), к XIX веку понёва сохранилась лишь в южнорусском костюме, часто сосуществуя с сарафаном и с юбкой. В древности понёва представляла собой несшитые куски шерстяной ткани, закрепленные на талии поясом. Эволюция понёвы привела к появлению нескольких ее видов, самыми распространенными из которых была распашная (несшитая спереди) и «глухая», бытовавшая на Белгородчине . «Глухая» понёва шилась из трех полотнищ клетчатой домотканой шерсти и одного узкого, чаще черного полотнища — прошвы.

Слайд 14

Сорока Сорока- головной убор замужних женщин, состоявший из нескольких не сшитых друг с другом частей, надевавшихся на голову самостоятельно. Основными предметами, образующими в совокупности этот головной убор, были кичка, собственно сорока, позатыльник , налобник, платок .

Слайд 15

Грибатка Грибатка — традиционное украшение в виде ожерелья русского народного костюма.

Слайд 16

Обувь Обувь в среде белгородских крестьян отражала этнические и социальные различия. В украинских и некоторых однодворческих селах носили исключительно кожаную обувь, в остальных однодворческих селах, хоть и использовали лапти, но преимущественно как рабочую обувь. На праздники надевали грубые кожаные туфли, изготавливаемые местными сапожниками («башмаки», «черевики»). По форме они были практически одинаковы — открытые, с круглым носом, наборным каблуком и петлей на заднике, в которую вдевалась обора для закрепления обуви на ноге. Женские сапоги встречались у русских редко и были заимствованием у украинцев, для которых они являлись привычной обувью.

Слайд 17

Обувь Во многих русских селах лапти были основной обувью. Здесь носили, за редким исключением, так называемые «московские» лапти косого плетения с круглой головкой. Праздничная разновидность — «писаные» или, как их называли белгородские крестьяне, « дробненькие », «с венчиками», «с гарусом» лапти из мелких пык , в которых головка украшалась выплетенным узором. Петом носили чуни (оборочные лапти), плетеные или вязаные из конопляных веревок.

Слайд 18

Обувь В конце XIX — начале XX века в село приходит кожаная обувь городского фасона — всевозможные «румынки», «гусары», « щиблеты ». Особенно были популярны «румынки» — высокие ботинки из мягкой кожи на шнуровке. Они береглись для самых праздничных дней, и только зажиточные сельчане могли позволить себе носить такую обувь в будни.

Слайд 19

Виды и символика орнамента Слово «орнамент» происходит от латинского глагола ornare – украшать, ornamentum — украшение. Свое понятие о мире древний человек выражал условными знаками, которые становились элементами орнамента, поэтому орнамент имел сакральный характер. Если рассмотреть древние орнаменты народов мира, то можно выделить в них одинаковые элементы — крест, круг, квадрат (ромб).

Слайд 20

Крест - центр пространства, точка пересечения верха и низа (неба и земли), правого и левого; стоящая с раскинутыми руками человеческая фигура имеет форму креста, и сам человек воспринимал себя как живую модель оси мира, соединяющей небо и землю. Круг - это вечность, круговорота бытия, это «колесо-солнце», «небо-круг» и «время года» Форма квадрата символизируется: с землёй, природными явлениями.

Слайд 21

Виды и символика орнамента


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-обрядовый фольклор как основа репертуара для детского фольклорного ансамбля.

Формирование репертуара детского фольклорного ансамбля является одной из актуальных тем на сегодняшний день. Основу репертуара должны составлять произведения детского музыкального фольклора, так как о...

Видео и презентация авторской реконструкции народного женского костюма Липецкой области РФ

Участие в онлайн арт-фестивале «Русский стиль»в номинации «Русская мода»Название конкурсной работы,перечень техник, которые использовались при изготовлении конкурсной работы...

Видео и презентация авторской реконструкции народного женского костюма Орловской области РФ

Участие в онлайн арт-фестивале «Русский стиль»в номинации «Русская мода»Название конкурсной работы,перечень техник, которые использовались при изготовлении конкурсной работыЮжн...

Методические рекомендации к выполнению практических заданий по ОП.07 Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем

Практические задания составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины ОП.07 Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного ...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по ОП.07 Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем

Данные рекомендации предназначены для использования в процессе самостоятельной работы, адресованы студентам и преподавателям колледжа.  Методические рекомендации составлены на основе рабочей прог...

Презентация по УД ОП.07 Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем. Тема - Методические особенности разучивания народной песни

Презентация по УД ОП.07  Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем. Тема - Методические особенности разучивания народной песни...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы МДК. 01.02 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности: методика работы с детским хоровым коллективом. Тема 01.02.01 Основы организации

Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой МДК.01.02 Методика преподавания по программе дополнительного образования в области музыкальной деятельности мето...