Календарно-обрядовый фольклор как основа репертуара для детского фольклорного ансамбля.
учебно-методический материал

Учанина Людмила Юрьевна

Формирование репертуара детского фольклорного ансамбля является одной из актуальных тем на сегодняшний день. Основу репертуара должны составлять произведения детского музыкального фольклора, так как они хорошо знакомы детям, а их мелодика легко запоминается и лучше всего развивает детский голос в естественной позиции, укрепляет его. При этом народные песни, предназначенные для детей, могут быть очень разнообразны по содержанию, жанру и музыкальному материалу. Поэтому при работе с ансамблем необходимо учитывать возрастные и вокальные возможности участников ансамбля. «Через умело составленный репертуар детское исполнение может приобрести индивидуальный характер, свою особенную манеру и стиль, а также поможет успешно овладеть навыками многоголосного пения и пения без сопровождения» [5, с.43]. Необходимо помнить, что дети любят играть. Это всегда захватывает их, доставляет радость. Поэтому начинать поиск репертуара следует с песен, включающих в себя элементы игры, шутки, пляски, танца. Тогда при пении можно будет разыграть действия, описывающиеся в сюжете, что только больше увлечёт детей, разнообразит творческий и учебный процесс. Здесь и приходит на помощь целый пласт календарно-обрядовых песен. Многие имеют тексты, близкие по содержанию закличкам, дразнилкам, прибауткам, игровым песенным припевам. В сочетании с несложной мелодикой они без труда запоминаются детьми. По мнению Ореховой Н.А. не менее важную роль играет тесная связь календарных песен с живыми речевыми интонациями,

что является характерной особенностью формирования народной манеры пения у детей.

Календарно-обрядовые песни так или иначе связаны с образами природы. Поэтому исполнение таких песен поможет детям подмечать красоту природы в разное время года. А также календарно-обрядовые песни тесно связаны со старинными праздниками. Давно позабытый, их утраченный магический смысл отошёл на второй план, выделяя игровой момент. Творчески подходя к задуманному, играючи, можно превратить масленичную или купальскую песни в яркий игровой номер, который не оставит равнодушными зрителей и участников ансамбля.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена важностью воспитания нравственно целостной личности посредством её приобщения к изучению традиционной культуры народа при помощи календарно-обрядового фольклора, опирающегося на игровые элементы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchanina_dodelat_zaklyuchenie_i_literaturu.docx53.92 КБ

Предварительный просмотр:

 ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова»

Факультет довузовского образования

Цикловая комиссия сольного и хорового народного пения

Курсовая работа

на тему 

Календарно-обрядовый фольклор как основа репертуара для детского фольклорного ансамбля

по МДК.02.02. Методика преподавания хоровых дисциплин

специальности 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение

(Хоровое народное пение)

Студентки IV курса

специальности:

Сольное и хоровое народное

пение

(по виду Хоровое народное

пение)

Учаниной Людмилы Юрьевны

Руководитель:

преподаватель Е. А. Иванова

Тамбов 2018


Содержание

Введение.…………………………………………………………………..…...….3

1.Жанровое многообразие календарно-обрядового фольклора………..………5

2.Основные принципы и методы работы с детским фольклорным ансамблем……...…………………………………………………………………13

3.Теоретические основы исследований формирования репертуара для детского фольклорного ансамбля………………………………………………17

Заключение ……………………………………………...……………………….22

Список литературы ...............................................................................................24

Введение

В настоящее время интерес к традиционной народной культуре стремительно растёт. Всё больше людей обращаются к богатствам песенного фольклора, чтобы на его основе эстетически воспитать растущее поколение. Без сомненья, фольклор положительно влияет на развитие личности, так как закладывает знания народно-художественных традиций, прививает музыкальный вкус, расширяет творческую деятельность.

Актуальность исследования:

Формирование репертуара детского фольклорного ансамбля является одной из актуальных тем на сегодняшний день. Основу репертуара должны составлять произведения детского музыкального фольклора, так как они хорошо знакомы детям, а их мелодика легко запоминается и лучше всего развивает детский голос в естественной позиции, укрепляет его. При этом народные песни, предназначенные для детей, могут быть очень разнообразны по содержанию, жанру и музыкальному материалу. Поэтому при работе с ансамблем необходимо учитывать возрастные и вокальные возможности участников ансамбля. «Через умело составленный репертуар детское исполнение может приобрести индивидуальный характер, свою особенную манеру и стиль, а также поможет успешно овладеть навыками многоголосного пения и пения без сопровождения» [5, с.43]. Необходимо помнить, что дети любят играть. Это всегда захватывает их, доставляет радость. Поэтому начинать поиск репертуара следует с песен, включающих в себя элементы игры, шутки, пляски, танца. Тогда при пении можно будет разыграть действия, описывающиеся в сюжете, что только больше увлечёт детей, разнообразит творческий и учебный процесс. Здесь и приходит на помощь целый пласт календарно-обрядовых песен. Многие имеют тексты, близкие по содержанию закличкам, дразнилкам, прибауткам, игровым песенным припевам. В сочетании с несложной мелодикой они без труда запоминаются детьми. По мнению Ореховой Н.А. не менее важную роль играет тесная связь календарных песен с живыми речевыми интонациями, что является характерной особенностью формирования народной манеры пения у детей.

Календарно-обрядовые песни так или иначе связаны с образами природы. Поэтому исполнение таких песен поможет детям подмечать красоту природы в разное время года. А также календарно-обрядовые песни тесно связаны со старинными праздниками. Давно позабытый, их утраченный магический смысл отошёл на второй план, выделяя игровой момент. Творчески подходя к задуманному, играючи, можно превратить масленичную или купальскую песни в яркий игровой номер, который не оставит равнодушными зрителей и участников ансамбля.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена важностью воспитания нравственно целостной личности посредством её приобщения к изучению традиционной культуры народа при помощи календарно-обрядового фольклора, опирающегося на игровые элементы.

Цель - выявить общие принципы формирования репертуара детского ансамбля на основе календарно-обрядового фольклора;

Задачи:

  • Проанализировать жанровое многообразие календарно-обрядового фольклора;
  • Обозначить основные принципы и методы работы с детским фольклорным ансамблем;
  • Обобщить теоретические основы исследований формирования репертуара для детского фольклорного ансамбля.

Для решения этих задач были использованы теоретические методы исследования: изучение психологической, педагогической литературы, обобщение и анализ литературы по проблеме и теме исследования.


1. Жанровое многообразие календарно – обрядового фольклора

У каждого народа сложилась своя система обрядов, с помощью которых люди стремились отпугнуть враждебные силы, добиться личного благополучия, излечения от болезней, создания благоприятных условий для получения хорошего урожая. Обрядом, как правило, называют традиционный порядок определенных действий, совершаемых во время коллективных праздников, таких как Рождество, масленица, свадьба и т.д. Обычно они проводились в соответствующее время года, складываясь в своеобразный народный календарь, в котором выделялось три сезона, определяемые отношения человека с землёй: зимний, весенний и летне-осенний.

К зимнему календарно-обрядовому циклу относились следующие праздники:

1. «Коляда». Этот праздник отмечали в народе 25 декабря. В канун этого праздника существовала традиция обхода дворов. Молодые люди и дети собирались небольшими певческими группами и ходили по домам односельчан, пели песни, которые назывались колядками. Они исполнялись на протяжении всех святых вечеров (с 25 декабря по 1 января – святые вечера, с 1- 6 января – страстные вечера). В своих текстах колядки могли содержать благопожелания, за которые колядующие получали праздничные угощения. А также тексты могли содержать в себе шуточные угрозы в том случае, если хозяева откажутся угощать певцов. В разных регионах такие песни могли называть по-разному. На западе – колядки, на севере – виноградия, на юге они назывались щедровки, а в центральных регионах – авсень или таусень. Тексты песен часто имели евангельские сюжеты и куплетную форму.  В текстах припевов могли быть такие слова, как «Святый вечер, добрый вечер», «Радуйся земля», «Христос народился». Символом колядовщиков стала вифлеемская звезда, а также знаковым элементом являлся вертеп (маленький кукольный театр) [12].

2. «Васильев день». Этот праздник отмечался славянами 1 января. У восточных славян в этот день было принято ходить обсыпать дома зерном. Это имело магический смысл, связанный с земледельческой направленностью. Основными исполнителями обряда чаще всего были небольшие группы детей, преимущественно мальчики. Они обходили дома, где, войдя в горницу, имитировали сев или просто обсыпали хозяев, комнату и особенно красный угол зерном. «Посевание» сопровождалось произнесением коротких приговоров и заклинаний, поздравлений и благопожеланий. С 1 по 6 января проходили страстные вечера. В этот период люди совершали обходы дворов в масках или костюмах, так называемые ряженые. Их образы, как правило, соответствовали ликам языческих богов-оборотней (Велес, Семаргл). Также в этот период времени весьма активны были гадания. Существовали их песенные формы – «подблюдные песни». В блюдо, наполненное водой, девушки опускали свои украшения. Под песню их поочередно доставали, предсказывая судьбу её владелице. Сам смысл предсказания содержался в тексте куплета, который исполняла одна девушка, проводившая гадание. Текст припева содержал слова, утверждающие выше предсказанную судьбу: «Слава! Кому вынется, тому сбудется!». Примечательно, что до 18 века гадания были только на урожай.

3. «Масленица» - праздник, соединивший языческое и христианское начала. С давних времен она трактовалась как проводы зимы и встреча весны. Масленица – это восьмая неделя перед Пасхой, она всегда была сытным праздником. Готовилась масса ритуальных блюд, например, блины (символ солнца). Проводилось множество различных игр и забав, которые носили аграрно-магический смысл. Традиционным было катание на лошадях и санях, движение которого производилось по солнцу. Его целью было активизировать солнечное тепло. В происходящем могли принимать участие не только дети и молодёжь, но и взрослые. Так же в этот праздник активно использовался игровой фольклор, например, одной из любимых детских забав было возведение снежных горок, крепостей. Важным персонажем праздника было чучело масленицы, которое изготавливалось коллективно. До четверга масленицу величали и называли по имени и отчеству, а с разгула ее называли обманщицей и предательницей. На масленицу звучали песни, по складу напоминавшие заклички. Также звучали величальные и корильные песни, содержавшие в своих текстах много юмора [12].

К весеннему календарно-обрядовому циклу могли относиться такие праздники, как:

1. Обряды, посвященные встрече весны. 1 марта – Евдокия Капельница, 4 марта – день Герасима Грачевника, 22 марта – день весеннего равноденствия. Традиционно обряды в эти дни проводились на открытом воздухе на возвышенных местах следующим образом: под исполнение песен-закличек весны в воздух подбрасывались фигурки птиц из пресного теста, с целью привлечения «пернатых». Заклички исполнялись девушками и детьми. Также на всём протяжении весны были долго слышны песни-веснянки, имеющие диалоговую форму. Исполнительницы делились на группы, одна из которых своей песней задавала вопрос, а другая группа, подхватывая их, давала на него ответ. Такие песни звучали громко, зычно. Характерными для песен-веснянок были юмор и смех. Чаще всего объектом юмора были представители противоположного пола. Веснянки, заклички в народе трактовались не как развлечения, а как деятельность, направленная на нужды хозяйства. Они также могли исполняться на праздник Средокрестия и всегда начинались со слов «Кресты-бересты». Их исполняли дети, которые с печёными из пресного теста крестиками ходили по домам и величали хозяев.

2. «Егорьевский обряд» проводился 23 апреля. Он был посвящен первому выгону скота на пастбище. Так как домашние животные имели особую ценность для крестьян, праздник Святого Егория имел особую значимость. Святой Егорий в понимании современного языка – Святой Георгий Победоносец. Хотя в иконописи он был запечатлён как всадник, народ сравнивал его с пастухом. Поэтому можно сказать, что данный праздник синтезирует в себе языческие и христианские представления. В обряде принимали участие все – от мала до велика. Первое стадо наступившего года собирало в себя всех животных деревни. Его трижды обходили с иконой Георгия, обсыпая животных крупными злаковыми зёрнами. Пастуха в этот день щедро одаривали крашеными яйцами, разламывали хлеб над его головой и обливали водой, чтобы коровы давали больше молока. После чего стадо трижды обходили с замком, символически его запирали и выбрасывали ключ в реку. Перед выходом из деревни пастух трижды крестился на солнце. Данный обряд сопровождался песнями и инструментальными наигрышам. Исполнительская традиция принадлежала мужчинам. В текстах Егорьевских песен содержались обращения к святым Егорию и Макарию, а также просьбы о спасении скотины от различных бед.

3. Главным праздником весеннего календарно-обрядового цикла является Пасха. В этот день люди разговлялись обрядовым хлебом (пасхальным куличом) и крашеными яйцами. Хлеб был освещён многими ритуалами, так как являлся символом достатка и богатства. А яйцо символизировало плодородие, новую жизнь, пробуждение природы, солнца и земли. Существовали даже игры, связанные с катанием яиц с горки или со специально сделанных для этого лотков. В первые дни Пасхи совершались обходы дворов волочебниками – группами мужчин, которые исполняли праздничные песни о воскрешении Иисуса Христа. В текстах песен могли содержаться рассказы о народно-православных праздниках. Признаками волочебников была привязанная за верёвку палка. Интересно, что только с укоренением хриастианства волочебные песни исполняются в канун пасхи, а в древности такие песни относили к трудовым, так как весной для проволакивания земли мужчины использовали бревно. Отсюда и само название – волочебники. За исполнение песен поющих щедро угощали праздничными угощениями [12].

К летне-осеннему календарно-обрядовому циклу относились следующие праздники:

1. Троицко-семицкий обряд. Изначально языческий праздник «семик» (название от корня «смык») означал встречу-смыкание весны и лета. В древние времена он имел закреплённую дату, а с принятием хриастианства праздник укрупнился, став началом зелёных святок. С четверга до воскресенья (на Троицу) проводились обряды, направленные на усиление плодородности земли, привлечения дождя, а так же обряды кумления и гадания. В таких обрядах принимали участие только девушки старшего возраста. Обязательным «участником» обряда была молодая берёзка. Для неё пелись песни, её величали, украшали и приносили дары. Такой обряд сохранился и до наших дней. Особую символичность имело «завивание» берёзы. На семик дома украшались её ветками, полы устилались травой. Для гаданий и обряда кумления девушки плели венки. Бросая их в воду, по движению определяли судьбу. А во время кумления, обмениваясь венками и личными вещами, объединялись в клан кумушек-сестриц. Эти обряды не допускали присутствия мужчин. Песни исполнялись только женским составом. На Троицу девицы раскумлялись, берёзку развивали и только после этого момента к девушкам могли присоединиться молодые люди.

2. Купальский обряд. С древности он отмечался в день летнего солнцестояния – 24 июня. В старину этот праздник трактовался как «защита от нечисти» и назывался «Купала». А вот с принятием христианства этот день стал именоваться как день Иоанна Крестителя и получил двойное название – Ивана Купала. При этом его основной смысл – защита от злых духов, земных ведьм и нечистых сил не изменился. Защита производилась путём очищения. С вечера люди мылись в банях, а в продолжение ночи гуляли от мала до велика. В этот праздник жгли костры и с горящими факелами обходили поля, чтобы изгнать нечистую силу. Также через костры прыгали по одному или попарно. Пепел от купальского костра считали священным, его просеивали над полями. Поэтому главными символами праздника являлись водоём и костёр. Люди верили, что в волшебную купальскую ночь растения приобретают максимальную лекарственную силу, цветы разговаривают между собой и на 1 минуту расцветает папоротник. Считалось, что тот, кто найдёт цветущий папоротник – тот найдёт клад.

3. Обряд жатвы. В традиции жать начинали с Ильина дня (2 августа). Данный вид деятельности осуществлялся сугубо женскими силами в несколько этапов: перед началом жатвы проводили обряд заговаривания серпа, начальным этапом являлся «зажин», а завершающим этапом обряда был «дожин». Женщины жали серпами вручную. Обряд представлял собой комплекс действий ритуально-магического свойства, направленных на благополучие настоящего урожая, сохранения здоровья жней, обеспечения урожайности поля на будущий год. Суть заговора серпа состояла в настройке жнеи на работу с травмоопасным инструментом. Обряд сопровождался коротенькими магическими попевками, в текстах которых содержались обращения к серпу и просьбы о «помощи». Важным в зажине был обряд первой пястки. Ей приписывалась магическая сила. Пястку помещали в красный угол рядом с иконами, а её зёрна использовали как посевной материал. Начинала зажин самая старшая женщина семьи. По этому случаю надевались праздничные одежды. Из зёрен зажины готовилось ритуальное кушанье. На протяжении всего дня звучали зажиночные песни, носившие торжественный характер. Окончание жатвы называли «дожин» или «ловля перепёлки» – несжатый участок окружался со всех сторон. В его центр забрасывали узелок с продуктами – «перепёлку», пожиналось всё вокруг и около этой перепёлки, оставляя на месте последнюю пястку – «боговую бороду», которую не срезали и оставляли как дань полевику. Последнюю пястку украшали и укладывали колечком в виде гнезда. Данный обрядовый комплекс завершали плясками на кострах [12].

Таким образом, мы можем сказать, что во время обрядов всегда исполнялись соответствующие песни, танцы и пляски. В связи с этим и возник календарно-обрядовый фольклор, который сопровождал народ на протяжении всей жизни. Уже с самого раннего возраста дети принимали участие в совершении различных календарных обрядов. При этом можно разделить на несколько пластов не только календарно-обрядовый, но и детский фольклор. Например, Науменко Г.М. делит его на 3 группы [5, с. 36]:

1. Календарный фольклор. Он включает в себя календарные песни и заклички. Заклички (от слова «закликать» - звать или приглашать) связаны с конкретным временем года – весной. К этой группе относятся такие песенные образцы, которые обращены к природе, временам года, птицам, насекомым и различным явлениям природы.

2. Потешный фольклор. К нему относятся прибаутки, дразнилки и небылицы, то есть такие жанры, которые могли бы рассмешить детей, позабавить их.

3. Игровой фольклор содержит в себе считалки и игры. Этот жанр занимает ведущее место в детском фольклорном творчестве, так как игра – неотъемлемая часть жизни детей. Через неё они развиваются как физически, так и духовно, а так же познают общение и дружбу.

Так же разделяет детский фольклор и выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных Н. А. Орехова. Обращаясь в своих исследованиях к этнографическим записям, трудам Г. Якуниной и М. Новицкой, автор считает, что детское музыкальное творчество сложилось как самостоятельный пласт под влиянием древнейших попевок, а также является результатом глубоко оригинального детского мировосприятия [7, с. 9-10]. В отличие от Науменко Г. М., Орехова считает, что наиболее распространённым жанром является календарный фольклор; в своём труде она даёт более мелкое деление внутри каждого из разделов (так в разделе игрового фольклора подробно разбираются такие его подвиды, как драматические, спортивные и хороводные игры); также в каждом разделе представлено большое количество нотных и текстовых примеров.

Существуют и другие виды деления музыкального детского фольклора. Так, авторы сборника «Народное музыкальное творчество» Т. Ю. и А. Ф. Камаевы делят его на две группы – приуроченные и не приуроченные песни. Например, жанр закличек они относят к группе приуроченных к обрядам, видам деятельности или сезонам песням [3, с. 18]. А игровой и потешный фольклор входит в группу не приуроченных.

Так как интерес к народной традиционной культуре повсеместно растёт, преподаватели детских учебных заведений всё чаще обращаются к богатству песенного музыкального фольклора, дабы привнести эстетическое воспитание в молодое растущее поколение. Детский фольклор – это кладезь удовольствия и радости общения ребят. В процессе игры весь организм ребёнка находится в состоянии творческой свободы, и такие проблемы как зажатость, эмоциональная скованность и как следствие неестественное исполнение произведений не будут являться его недостатками. Поэтому использовать игровой фольклор при работе с детьми очень полезно как начинающему преподавателю, так и преподавателю со стажем.


2. Основные принципы и методы работы с детским фольклорным ансамблем

Фольклор всегда естественным образом входил в народную педагогику. С его помощью в более понятной форме в крестьянской среде осуществлялась передача молодым поколениям сложившихся на протяжении столетий эстетических, нравственных и трудовых идеалов, понятий об окружающем мире. Именно через «народную мудрость» формировалось художественно-образное мышление детей. Педагогический опыт народа закреплялся в обычаях и обрядах, связанных с рождением и первыми шагами ребенка, с его приобщением к интересам семьи, общества. Для детей участие в календарных обрядах было своего рода школой освоения жизненного опыта старших поколений, школой освоения их традиций и обычаев, которое знакомило ребят с родной национальной культурой. Происходило постепенное накопление и усвоение значительного фольклорного материала, характерного для данной местности [6].

На занятиях с фольклорным детским ансамблем преследуются несколько приоритетных направлений воспитания и развития детей — эстетическое, нравственное, патриотическое, социальное воспитание, эмоциональное, музыкальное, творческое, речевое, физическое развитие. Решая данные воспитательные и развивающие задачи, необходимо помнить о значимости синтеза разнообразных видов деятельности. На этих занятиях учащиеся поют, танцуют, играют в русские народные игры и забавы, разучивают стихи, загадки, потешки и другие малые формы русского фольклорного творчества, а так же играют на народных шумовых музыкальных инструментах [4].

В работе с детским фольклорным ансамблем следует придерживаться общих принципов дидактики. Рассмотрим ряд разновидностей этих принципов.

Принцип воспитания и всестороннего развития. Певческий процесс – это один из важнейших факторов, влияющий на воспитание и развитие ребенка. Освоение певческого искусства – это огромный труд, который требует внимания, терпения и самое главное – волевых усилий. От направленности работы преподавателя на воспитание конкретных личностных качеств обучаемого будет зависеть эффективность развития голоса у ребёнка в процессе овладения певческих навыков, а также на развитие его мышления.

Принцип сознательности и творческой активности учащихся. Этот принцип содержит сознательное отношение к вокальной деятельности и необходимое исправление всех трудностей, возникающих во время обучения. Главное – научить детей следить за качественным звучанием своего голоса и находить в нем как достоинства, так и недостатки. Всё это формирует у ребёнка не только воспитание слуха, но чувственное восприятие к музыке.

Принцип перспективности заключается в том, что педагогу не следует ориентироваться только на тот уровень развития своего ученика, который по ряду исследований характерен в данном возрасте. Ему необходимо обеспечивать обучающемуся как общее развитие, так и певческое. При этом следует подбирать репертуар с целью развивающего обучения: высокий уровень трудности, но в зависимости от возможностей ребёнка, также быстрое освоение нового песенного материала, но без значительной спешки.

Принцип систематичности. Развитие певческого голоса происходит при постепенном увеличении сложности репертуара, вокальных упражнений, которые направлены на последовательное развитие вокальных навыков и главных качеств певческого голоса. Поэтому многие приобретенные умения и навыки следует постоянно развивать и закреплять. В этом и заключается работа принципа систематичности.

Принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся при коллективном характере обучения. Этот принцип заключается в том, что в работе с певческим коллективом при индивидуальном подходе нужно учитывать не только возрастные и индивидуальные способности учеников, а также общее развитие и личный певческий опыт [10, с. 130-132].

Принцип посильной трудности. Применяя этот принцип в своей работе, следует учитывать, что у каждого ученика есть предел своих возможностей, например, выносливость голоса, которая со временем развивается, но индивидуальная специфика голоса остаётся. Также не стоит допускать переутомления голоса, так как будет снижаться концентрация внимания учащегося, поэтому лучше петь по чуть-чуть, но чаще и систематически.

Принцип положительного фона обучения. Эмоциональное состояние является одним из ведущих факторов в процессе обучения детей пению. Так как главной задачей преподавателя – увлечь и заинтересовать ребёнка вокальной деятельностью. Заинтересованность – это основополагающая дисциплины на занятии, которая создаёт их собранность, внимание и серьёзное отношение к своему делу. Когда певческая деятельность вызывает интерес у учащегося, то вокальные навыки и умения усваиваются легко и непринуждённо.

Принцип единства художественного развития учащихся и технического совершенствования их голоса. Этот принцип подразумевает вокально-техническое развитие в гармоничном сочетании с эстетическим воспитанием учащихся творческих коллективов в период всего обучения. Осуществление данного принципа ведет к последовательному приобретению навыков глубокого понимания сути исполняемого песенного материала, навыков выразительного и сознательного пения.

Принцип целенаправленного управления регистровым звучанием голоса, который является основополагающим в певческом воспитании детей. Данный принцип связан с работой голосовых связок, т.е. зарождается звук как результат взаимодействия дыхания с акустическими свойствами речи при непрерывной артикуляции различных словосочетаний и фонем [10, с. 133-135].

Также существует целая система методов воспитания вокальных навыков в детских фольклорных ансамблях. Непродуктивной считается та работа, основанная на каком-либо одном методе. Руководителю необходимо владеть всеми методами и применять на занятиях с творческим коллективом.

Рассмотрим систему методов вокальной работы с детьми:

1.Концентрический метод заключается в постепенном расширении диапазона голоса. Этот метод считают универсальным, т.к. он является основой методик разных авторов и используется в работе с детьми.

2.Фонетический метод помогает настроить голос на нужный тип тембрового звучания. Данный метод используется для правильного звукообразования и исправления различных недостатков. Этот метод применяется не только в упражнениях, но и при разучивании песен.

3.Объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным – способ творческого развития детей. Вокальные способности учащихся будут изменяться: от подражания к осмысленному образу и способу исполнения.

4. Мысленное пение – это метод вокально-слуховых представлений. В его основе лежит способ обучения и усвоения вокальных навыков с наименьшими затратами голоса.

5. Сравнительный анализ. При помощи этого метода учащиеся усваивают не только пение разных исполнителей, но и учатся оценивать своё исполнение.

Таким образом, все выше приведённые принципы и методы работы с детским фольклорным ансамблем не исключают, а дополняют друг друга. Каждый метод и принцип собран в определённую систему приёмов, которые объединены общностью проблем и подходов к их решению [10, с. 149-161].


3. Теоретические основы исследований формирования репертуара для детского фольклорного ансамбля

В последнее время у молодежи возник неизменный интерес к традиционной народной культуре. Во многих областях нашей страны ведут успешную работу фольклорные ансамбли, выполняющие важную роль в эстетическом и нравственно-патриотическом воспитании детей, сохраняя и восстанавливая традиции народа. Любые традиционные песни, причитания, хороводы и другие жанры фольклора служили для человека средством достижения разнообразных жизненно важных целей. Каждое исполнение имело определенную направленность, а различные обстоятельства обыденной жизни могли побуждать человека к исполнительской деятельности.

На начальном этапе становления любого фольклорного коллектива, одна из важнейших задач заключена в выявлении потенциальных вокально-творческих возможностей каждого из участников коллектива. «Хормейстеру следует, прежде всего, достаточно точно оценить исполнительские возможности участников коллектива, свои качества руководителя, количество репетиционного времени и ряд других аспектов с тем, чтобы предлагаемый к постановке номер не потерял своей художественной значимости в результате такого переноса. Рассчитанный автором на определенный состав артистов, их технические, профессиональные возможности, песня обрела целостность, и изменение грозит потерей художественности», – пишет Асафьев Б.В. [1, с.5].

Одним из основных принципов работы с детским фольклорным коллективом является подбор репертуара. Репертуар – «сокровищница» творческой деятельности фольклорного ансамбля. Хорошо подобранный и высококачественный, он одновременно способствует росту профессионализма каждого из участников творческого коллектива и развитию эстетического вкуса зрителей. Следует наиболее точно отбирать произведения, сочетающие в себе интересный сюжет с оригинальными и разнообразными средствами выразительности, которые могут не только завлечь публику, но и раскрыть артистические данные исполнителей.

При подборе репертуара руководитель должен опираться на соответствие подготовленности коллектива с условиями того или иного произведения, так как одним их главных принципов при определении репертуара является учёт исполнительских способностей участников ансамбля. Поэтому важно соотносить их со сложностью песен, которые руководитель может позаимствовать из репертуара профессиональных коллективов. Главным источником составления репертуара считается, безусловно – творческая фантазия хормейстера. Его педагогическая цель – формирование индивидуальности участников коллектива. Следовательно, с одной стороны, развитие репертуара должно быть связано единым течением, формирующим «лицо» коллектива, с другой же – с возможностями творческого роста участников.

Рассмотрим, какие же фольклорные произведения наиболее приемлемы для исполнения детьми. Это могут быть песни различных жанров: календарные, шуточные и свадебные, хороводные и плясовые, лирические – почти все они подходят детям, так как доступны для их мышления и дают возможность «сыграть» их. Это влияет на качество хорового звучания и способствует развитию вокально-хоровых навыков. Дети увереннее интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция, воспитывается чувство ансамбля, умение красиво двигаться. Песни с движением или игрой охотно исполняют дети разных возрастов, что представляет большую педагогическую ценность. Работа над игровыми песнями способствует активному проявлению индивидуальных творческих задатков, развивает воображение. Каждый ребенок вносит в игру что-то свое. Такие песни следует вводить в репертуар уже на первых занятиях. Примером такой песни может служить традиционный хоровод – игра «А мы просо сеяли». Для ее исполнения участники делятся на две «команды» (две партии), выстраиваются рядами друг против друга и, поочередно двигаясь «стенка на стенку», передают содержание песни: сеют просо, выпускают коней и так далее.

Хорошо иметь в репертуаре хороводные песни, различающиеся по типу, характеру и темпу исполнения. Детям нравятся песни с интересным хореографическим рисунком, с движением хоровода не только по кругу или рядами, но и «змейкой», а так же с «подковкой». Например в таких песнях, как «Заплетися, плетень», «Вейся, вейся, капустка» участники ансамбля, взявшись за руки, двигаются то «сплетаясь», то «расплетаясь». Подобные песни служат украшением программы.

Для детских фольклорных ансамблей удачным материалом для репертуара являются календарные песни, которые связаны с обычаями старших поколений, прививавшие трудолюбие, любовь к природе и оптимизм русского народа. Данный жанр выделяется красотой поэтического текста, яркостью образов. Календарные песни удобны по диапазону, строятся такие песни как правило на чередовании небольших попевок, им также свойственны напевы-формулы, которые легко запомнить, удобные интонационные ходы, например, квартовые скачки и т.д. Данные произведения фольклора особенно ценны для выработки первоначальных вокальных навыков, таких, как распевное произношение гласных, естественный, полётный открытый звук, основанный на природных резонаторах. Календарный фольклор весьма разнообразен. Среди календарных песен встречаются как одноголосные, так и двух-трехголосные. Поэтому данные песни можно включать в репертуар не только с начинающими исполнителями, но и с более подготовленными, обладающими уже определенным багажом певческих навыков и вокальных приёмов.

Также удачны для детского репертуара шуточные песни и скоморошины, в которых рассказываются веселые необычные истории или высмеиваются человеческие недостатки: «Комара женить мы будем», «Пряла Дуня лен», «Во зеленом во бору», «Ай, чу-чу» и др. Мальчики с удовольствием поют строевые, походные песни, например «А как наши вот крестьяне», «Если хочешь быть военным», сопровождая свое пение маршировкой и игрой на барабане. Существует мнение, что для детского исполнения подходят только веселые, скорые произведения. Но эмоциональный отклик вызывают у детей и спокойные, распевные песни, отличающиеся мягким задушевным характером, а также протяжные с драматическим содержанием. Например: «Ой, да ты Калинушка», «Вянули цветики», «Уж ты, степь». Картинки природы в таких песнях созвучны настроению и чувствам человека.

По мере занятий в детском фольклорном ансамбле, его участники осваивают более сложный репертуар. В дальнейшем он усложняется и в музыкальном и в вокально-техническом отношении. Но музыкально-исполнительские трудности должны возрастать постепенно. Иногда бывает полезно на некоторое время оставить работу над новым произведением, дать ему «отлежаться», после чего его освоение пойдет значительно быстрее. Песни, составляющие репертуар детского фольклорного коллектива, исполняются как без музыкального сопровождения, так и в сопровождении народных инструментов. Пение, a'cappella, должно стать ведущим способом исполнения. Это особенность русской народно-хоровой культуры. Некоторые жанры, например частушки, плясовые, требуют инструментального сопровождения. Оно вносит в звучание музыкального произведения дополнительные краски. Практика показывает, что дети могут успешно освоить приемы игры на гуслях, ударных шумовых инструментах (деревянные ложки, бубен, барабаны).

Поэтому правильное формирование репертуара является одним из важных моментов в жизни детского фольклорного ансамбля. Он развивает эстетический вкус учащихся и расширяет их культурный кругозор. При формировании репертуара в детском коллективе нужно учитывать, что все ансамбли индивидуальны по своему творческому развитию. Разнообразный возраст его участников обладает определенными техническими и художественными особенностями, согласно которым руководитель составляет концертную программу. Каждый творческий коллектив имеет свою направленность, уровень подготовки участников к пониманию данных произведений и работе над ними. Репертуар детского ансамбля должен отличаться от репертуара взрослого ансамбля. Именно поэтому руководитель коллектива должен видеть перспективы своей цельной и последовательной педагогической работы, в которой каждое звено, и каждый фактор будут дополнять друг друга, создавая решение целостных воспитательных и творческих проблем. Только хорошо подобранный репертуар влияет на творческий рост коллектива и способствует развитию его исполнительского профессионализма.


Заключение

Изучив труды Г. Науменко, Т. и А. Камаевых, можно сказать, что календарно-обрядовый фольклор сопровождал народ всю жизнь. Поэтому дети принимали участие в обрядах уже с самого малого возраста, в связи с чем можно разделить детский фольклор на несколько групп – календарный, потешный и игровой, а также приуроченный или не приуроченный к календарю. Поэтому в репертуаре детского ансамбля особое место занимают календарные песни, при исполнении которых дети вырабатывают свои первоначальные певческие навыки: развитие голоса и певческого дыхания, звукообразования, полётности звука, высокого резонирования, пение естественным, светлым звуком, без напряжения и крика и т.д. Именно календарные обряды приобщали ребёнка с ранних лет к интересам семьи и общества. А в процессе игры организм ребёнка находится в состоянии творческой свободы, следовательно и такие проблемы как зажатость, эмоциональная скованность и неестественное исполнение произведений не будут являться его недостатками. Поэтому использовать игровой фольклор при работе с детским фольклорным ансамблем очень полезно для его целостного развития.

Проанализировав работу Г.П. Стуловой можно выявить, что использование методов и принципов в работе с детским фольклорным ансамблем может повлиять не только на эстетическое воспитание, но и на всестороннее развитие ребёнка. Руководитель, опираясь в своей работе с детским фольклорным ансамблем на принципы и методы, рассмотренные Стуловой, сможет привить любовь к народному пению, приблизив к обрядам и обычаям старших поколений. Также научить не только слушать, но и слышать со стороны, замечая как достоинства, так и недостатки исполнителя песни. Все приведённые выше методы дополняют друг друга и заставляют вокально-техническое развитие не стоять на месте, а только двигаться вперёд.

Опираясь на теоретические основы Б. Асафьева, Т. Стенюшкиной, следует помнить о важности репертуара при работе с детским певческим коллективом. Основным принципом работы должен стать постоянный контакт с фольклором и носителями традиций. Участники ансамбля должны умело использовать диалект различных областей, для более красочной передачи традиционного пения. При подборе репертуара важно понимать творческие возможности и профессиональные способности участников коллектива, так как не каждое произведение подходит для разучивания и исполнения его коллективом. В силу возрастных особенностей и певческих возможностей дети не могут исполнять сложные произведения наравне со взрослыми, поэтому следует тщательно отбирать материал, который будет понятен, доступен и интересен не только для участников ансамбля, но и для зрителей.  Правильное формирование репертуара способствует развитию эстетического вкуса учащихся и расширяет их культурный кругозор.


Список используемой литературы:

  1. Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. М., 1980г. - 217с.;
  2. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором [текст]: учебно-методическое пособие / Н.В. Калугина. – Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных, Кафедра хорового дирижирования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Музыка, 1977. 255 с.: нот., нот. ил.; 27 см.
  3. Камаевы Т. Ю. и А. Ф. Народное музыкальное творчество. М., издательство "ACADEMA" 2005г.- 48 с.;
  4. Кузьмина Г. Е., Чиркова Т. М. Синтез деятельности на занятиях фольклорным ансамблем в процессе обучения детей дошкольного возраста в детской школе искусств. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5065
  5. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Методика обучения детей народному пению // М.: Издательство «Современная музыка», 2013, 138 с., илл., нот.
  6. Никулина Л. А., Мирошникова Т. А. Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании личности [электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/63/9776
  7. Орехова Н. А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем. Тольятти, 2002г. – 80с.;
  8. Сорокин П.А. Формирование репертуара детского фольклорного коллектива: Учебно-методическое пособие / Ред. Богуславская Л.А. – М.: ФГБУК «Государственный Российский дом народного творчества», 2012. – 76 с.
  9. Стенюшкина Т.С. Методика работы с народно-певческим коллективом: учебно-методическое пособие для студентов по направлению подготовки 53.03.04 (073700.62) «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение». [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Кемерово : КемГИК, 2014. — 112 с.
  10. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учаб. Пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002г. – 176 с.
  11. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М., издательство "Музыка" 1981г. - 165 с.;
  12. Щуров В.М. Жанры русского музыкального фольклора: уч. пособие для муз. ВУЗов и училищ в 2-х ч. Том I. М., издательство “Музыка” 2007г. – 401 с.,
  13. ОМО управления культуры и молодежной политики администрации Грайворонского района. Методические рекомендации по формированию репертуара детских творческих коллективов в художественной направленности в КДУ. 1998г. – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский ансамбль русских фольклорных музыкальных инструментов, как один из видов работы в сфере эстетического воспитания младших школьников

статья, посвященная работе с детьми младшего школьного возраста, на примере детского ансамбля ложкарей...

Роль концертмейстера в классе детского вокального ансамбля при подготовке конкурсной программы

Данная методическая разработка описывает  весь процесс подготовки вокального ансамбя младшего школьного возраста к районному конкурсу "ДеТвоРа"....

МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья Тема: «Детские болезни»

Ребенок постоянно растет и развивается. На каждом возрастном этапе своей жизни он предстает в своем морфологическом, физическом и психологическом качестве. В процессе человеческого онтогенеза выделяет...

Методические рекомендации к выполнению практических заданий по ОП.07 Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем

Практические задания составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины ОП.07 Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного ...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по ОП.07 Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем

Данные рекомендации предназначены для использования в процессе самостоятельной работы, адресованы студентам и преподавателям колледжа.  Методические рекомендации составлены на основе рабочей прог...

Презентация по УД ОП.07 Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем. Тема - Методические особенности разучивания народной песни

Презентация по УД ОП.07  Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем. Тема - Методические особенности разучивания народной песни...

Презентация по ОП.07 Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем. Тема - традиционный женский костюм Белгородской области

Презентация по ОП.07  Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем. Тема - традиционный женский костюм Белгородской области...