Мастер ракетки
методическая разработка

Мастер ракетки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_raketki.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа физкультурно–спортивной направленности

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дворец детского (юношеского) творчества

Кировского района

 Принято:

на Педагогическом совете

протокол №______ от __________

Утверждаю:

директор _____________________

Шумова М.В.

Образовательная программа

Мастер ракетки

возраст учащихся:  12 - 17  лет

срок реализации: 2 года

                                                          Автор: Храмов Руслан Равилевич

                                                           педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2008

Структура программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ        6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        9

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ        15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        17


Пояснительная записка

Направленность программы «Мастер ракетки» - физкультурно-спортивная.

Новизна программы состоит в том, что занимающиеся в игровой форме осваивают несколько  спортивных игр, в которых применяется ракетка (теннис и бадминтон).

Актуальность программы состоит в том, что она позволяет приобщить детей к здоровому образу жизни через спортивные занятия.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что полученные знания и умения способствуют формированию физически развитой личности. Программа помогает учащимся получить основы вероятной будущей профессии.

Цель программы – сформировать устойчивый интерес к спортивным занятиям у учащихся, приобщив их стремиться к здоровому образу жизни.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с игровыми видами спорта, в которых применяется ракетка;
  • познакомить с правилами игры;
  • овладеть навыками игры с ракеткой.

Развивающие:

  • развить познавательные, физические, нравственные способности обучающихся путём использования их потенциальных возможностей, способствующих формирование личности ребёнка;
  • привитие интереса к занятиям;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развить умение творчески подходить к решению возникающих проблем, как во время занятий и соревнований.

Воспитательные:

  • воспитывать настойчивость, выдержку, волю к победе;
  • воспитывать стойкий характер.
  • воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, морально–волевых качеств.

Отличие данной программы от существующих программ в том, что во время занятий большое внимание уделяется игровым моментам и играм.

Программа ежегодно корректируется в рамках учебно-тематического плана и содержания и утверждается на Педагогическом совете.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 12-17 лет. Формируется группа разного возраста, т.к. основными принципами освоения этой программы является взаимопомощь, передача навыка от старших младшим, при работе в парах, а также в связи с индивидуальными возможностями ребят.

Сроки реализации программы  2 года (288 часов):

1-ый год обучения – 144 часа;

2-ой год обучения – 144 часа.

Формы и режимы занятий: занятия групповые, численностью 15 человек – первый год обучения; 12 человек – 2 ой год обучения; 2 раза в неделю, по 2 часа. Дополнительный набор в группы 2-ого года обучения осуществляется по собеседованию и наблюдению на первых занятиях.

Ожидаемые результаты освоения данной программы:

после первого года обучения учащиеся знают правила игры с ракеткой; стремятся проверить свои знания и умения на практике, развивают физические качества, приобретают дух коллективизма; навыки соблюдения личной гигиены;

после второго года обучения учащиеся знают особенности построения коллективной игры, полученные знания применяют на практике, воспитывают волевые качества характера, умеют тактически грамотно выстроить игру, произвести мелкий ремонт снаряжения. Результат освоения программы проверяется сдачей, товарищеских игр, турниров.

Формы подведения итогов: участие в городских соревнованиях.


Учебно-тематический план образовательной программы

Сводный учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

1-ый год

2-ой год

I. Теоретическая подготовка.

22

18

1

Вводное занятие

2

2

2

История развития игр.

4

2

3

Одежда и снаряжение.

2

2

4

Основы гигиены. ПМП.

6

4

5

Простейшие положения правил, необходимых при игре.

4

2

6

Тактическая подготовка.

4

6

II. Практическая подготовка.

122

126

1

Общая физическая подготовка.

44

30

2

Специальная физическая подготовка.

28

34

3

Техническая подготовка.

30

36

4

Участие в соревнованиях.

20

26

Итого

144

144

Дополнение. В зависимости от условий реализации данной программы количество часов, отведенное на отдельные темы, может варьироваться в рамках общего количества часов программы.

Учебно-тематический план первого года обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

итого

1

Вводное занятие

2

2

2

История развития игр.

4

4

3

Одежда и снаряжение.

2

2

4

Основы гигиены. ПМП.

6

6

5

Простейшие положения правил, необходимых при игре.

4

4

6

Тактическая подготовка.

4

4

7

Общая физическая подготовка.

44

44

8

Специальная физическая подготовка.

28

28

9

Техническая подготовка.

30

30

10

Участие в соревнованиях.

20

20

Итого

22

122

144

По итогам первого года обучения учащиеся будут

знать:

  • основы гигиены человека;
  • снаряжение игрока;
  • основные правила игры в теннис и бадминтон.

уметь:

  • владеть различными видами ракеток;
  • набивать простейшие удары ракеткой;
  • оказать первую медицинскую помощь.

Учебо-тематический план второго года обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

итого

1

Вводное занятие

2

2

История развития игр.

2

3

Одежда и снаряжение.

2

4

Основы гигиены. ПМП.

4

5

Простейшие положения правил, необходимых при игре.

2

6

Тактическая подготовка.

6

7

Общая физическая подготовка.

30

8

Специальная физическая подготовка.

34

9

Техническая подготовка.

36

10

Участие в соревнованиях.

26

Итого

18

126

144

По итогам обучения учащиеся будут

знать:

  • правила соревнований игр с ракетками;
  • основы техники и тактики игры;
  • выдающихся личностей и их вклад в развитие игр с ракетками.

уметь:

  • играть в паре;
  • играть левой и правой рукой;
  • тактически грамотно выстраивать игру;
  • произвести мелкий ремонт снаряжения.

Содержание программы

Первый год обучения

1. Вводное занятие.

Теория. Знакомство с программой: цели и задачи, основное содержание, обзор литературы. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях.

2. История развития игр.

Теория. История развития игр с ракеткой: б/теннис, н/теннис, бадминтон. Истоки тенниса и бадминтона в России.

3. Одежда и снаряжение.

Теория. Основное снаряжение теннисиста и бадминтониста. Различные виды ракеток. Одежда и обувь игрока.

4. Основы гигиены. ПМП.

Теория. Строение и функции организма человека. Понятие о гигиене, гигиена физических упражнений. Питание. Значение питания как фактора сохранения и укрепления здоровья. Режим дня. Содержимое аптечки, характеристика средств. Наиболее часто встречающиеся травмы во время практических занятий. Оказание первой доврачебной помощи.

5. Простейшие положения правил, необходимых при игре.

Теория. Изучение правил игры в б/теннис, н/теннис, бадминтон.

6. Тактическая подготовка.

Теория. Общие понятия о стратегии, тактики. Понятия об индивидуальной, групповой и командной тактике. Планирование игры. Использование соперника при игре. Раскладка сил во время игры.

6. Общая физическая подготовка.

Практика. Техника безопасности при проведении занятий. Повторение и закрепление основ ПМП (первая медицинская помощь). Общеразвивающие упражнения, направленные по своему преимущественному воздействию на укрепление мышц и связок, совершенствование координации движений. Ходьба на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, спиной. Бег вперед и спиной, с изменением направления и скорости. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса: сгибание и разгибание рук, вращения. Упражнения для ног: поднимание на носках, приседания, махи в лицевой и боковой плоскостях, выпады, подскоки. Прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки. Упражнения для шеи и туловища: наклоны, вращения и повороты головы; наклоны туловища вперед, назад, в стороны, круговые вращения; в положении лежа - поднимание и опускание ног. Различные упражнения с партнером. Подвижные игры и эстафеты: на внимание, сообразительность, координацию.

7. Специальная физическая подготовка.

Практика. Техника безопасности при проведении занятий. Повторение и закрепление основ ПМП (первая медицинская помощь). Правила выполнения упражнений и игр. Упражнения и игры для развития выносливости. Упражнения и игры на развитие быстроты. Бег с высокого и низкого старта. Челночный бег. Бег на месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра. Упражнения и игры на развитие ловкости. Прыжки в высоту, с одной и двух ног. Прыжки со скакалкой. Упражнения и игры на равновесие. Упражнения для развития силы и силовой выносливости. Поднимание туловища из положения лежа. Приседания на двух ногах. Прыжки и многоскоки на одной и двух ногах. Упражнения для мышц рук, плечевого пояса. Упражнения без предметов и предметами. Упражнения, выполняемые в различных положениях: стоя, сидя, лежа, на месте и в движении, в прыжке, самостоятельно и с партнером. Упражнения и игры на развитие способностей приспосабливаться к изменяющейся ситуации.

8. Техническая подготовка.

Практика. Техника безопасности при проведении занятий. Повторение и закрепление основ ПМП (первая медицинская помощь). Основные виды захватов ракеток. Основные виды ударов, передвижение на площадке. Подачи, прием подачи. Характеристика основных технических приемов. Индивидуализация техники. Упражнения и игры с ракетками.

9. Тактическая подготовка.

Практика. Техника безопасности при проведении занятий. Повторение и закрепление основ ПМП (первая медицинская помощь). Использование соперника при игре. Раскладка сил во время игры.

10. Участие в соревнованиях.

Практика. Техника безопасности при выезде на соревнования, Правила поведения на соревнованиях. Повторение и закрепление основ ПМП (первая медицинская помощь).

Второй год обучения

1. Вводное занятие.

Практика. Знакомство с программой второго года обучения: цели и задачи, основное содержание, обзор литературы. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях.

2. История развития игр.

Теория. Повторение изученного ранее: история развития игр с ракеткой: б/теннис, н/теннис, бадминтон; истоки тенниса и бадминтона в России. Выдающиеся личности в развитии игр. Многообразие спортивных командных игр.

3. Одежда и снаряжение.

Теория. Повторение и закрепление пройденного материала: основное снаряжение теннисиста и бадминтониста, виды ракеток, одежда и обувь игрока. Основные факторы, влияющие на поломку инвентаря, мелкий ремонт.

4. Основы гигиены. ПМП.

Теория. Повторение и обобщение знаний первого года обучения. Более углубленные знания в этой теме. Строение и функции организма человека. Понятие о гигиене, гигиена физических упражнений. Питание. Значение питания как фактора сохранения и укрепления здоровья. Режим дня. Содержимое аптечки, характеристика средств. Наиболее часто встречающиеся травмы во время практических занятий. Первой доврачебная помощь. Личная гигиена занимающегося: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, купание). Особое значение закаливания. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности и сопротивляемости организма к простудным заболеваниям.

5. Простейшие положения правил, необходимых при игре.

Теория. Повторение и обобщение знаний первого года обучения. Более углубленные знания в этой теме. Изучение правил игры в б/теннис, н/теннис, бадминтон. Спорные вопросы и их разрешение. Правила игры: командные и личные. Форма розыгрыша: круговая, смешенная, с выбыванием.

6. Тактическая подготовка.

Теория. Повторение и обобщение знаний первого года обучения. Более углубленные знания в этой теме. Общие понятия о стратегии, тактики. Понятия об индивидуальной, групповой и командной тактике. Планирование игры. Использование соперника при игре. Раскладка сил во время игры.

7. Общая физическая подготовка.

Практика. Техника безопасности при проведении занятий. Повторение и закрепление основ ПМП (первая медицинская помощь). Общеразвивающие упражнения направленные по своему преимущественному воздействию на развитие и воспитание основных физических качеств, укрепление мышц и связок, совершенствование координации движений. Ходьба на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе. Бег вперед и спиной вперед. Бег на носках. Бег с изменением направления и скорости. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание рук, вращения. Упражнения для ног. Поднимание на носках, приседания, махи в лицевой и боковой плоскостях, выпады, подскоки. Прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки. Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения и повороты головы. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны, круговые вращения. В положении лежа - поднимание и опускание ног. Упражнения с партнером. Подвижные игры и эстафеты. Игры на внимание, сообразительность, координацию.

8. Специальная физическая подготовка.

Практика. Техника безопасности при проведении занятий. Повторение и закрепление основ ПМП (первая медицинская помощь). Отработка навыков, полученных на первом году обучения. Правила выполнения упражнений и игр. Упражнения и игры для развития выносливости. Упражнения и игры на развитие быстроты. Бег с высокого и низкого старта. Челночный бег. Бег на месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра. Упражнения и игры на развитие ловкости. Прыжки в высоту, с одной и двух ног. Прыжки со скакалкой. Упражнения и игры на равновесие. Упражнения для развития силы и силовой выносливости. Отжимания. Поднимание туловища из положения лежа. Приседания на двух ногах. Прыжки и многоскоки на одной и двух ногах. Упражнения для мышц рук, плечевого пояса. Упражнения без предметов и предметами. Упражнения, выполняемые в различных положениях: стоя, сидя, лежа, на месте и в движении, в прыжке, самостоятельно и с партнером. Упражнения и игры на развитие способностей приспосабливаться к изменяющейся ситуации.

9. Техническая подготовка.

Практика. Техника безопасности при проведении занятий. Повторение и закрепление основ ПМП (первая медицинская помощь). Отработка навыков, полученных на первом году обучения. Основные виды захватов ракеток. Игра двумя руками. Основные виды ударов, передвижение на площадке. Подачи, прием подачи. Характеристика основных технических приемов. Индивидуализация техники. Упражнения и игры с ракетками.

10. Участие в соревнованиях.

Практика. Техника безопасности при выезде на соревнования, Правила поведения на соревнованиях. Повторение и закрепление основ ПМП (первая медицинская помощь).


Методическое обеспечение образовательной программы

Методическое обеспечение по основным формам занятий в учебной деятельности.

Темы

Формы занятий

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое

оснащение занятий

Формы подведения итогов

Вводное занятие.

Беседа

Словесный

Литература

Инструкции и правила по охране труда

беседа

История развития игр.

Беседа

Словесный

Объяснит.-иллюстратив.

коллективный

Плакаты, фото, книги

Представление творческих проектов

Одежда и снаряжение.

Беседа

Словесный

Объяснит.-иллюстратив.

Иллюстраци, ракетки, мячи, валаны

Беседа

Основы гигиены. ПМП.

Беседа

Словесный

Объяснит.-иллюстратив.

коллективный

Иллюстрации

Медицинская аптечка Карточки с заданиями

Викторина, опрос

Простейшие положения правил, необходимых при игре.

Беседа

Словесный

Объяснит.-иллюстратив.

коллективный

Положения игр, памятки

Беседа

Тактическая подготовка.

Беседа

Наглядный

Работа в парах, группах

Индивидуальный

Карточки с заданиями

Соревнование в группе

Общая физическая подготовка.

практические занятия

игровые моменты

Наглядный

Работа в парах, группах Индивидуальный

скакалки, секундомер

Наблюдение


Специальная физическая подготовка.

практические занятия

игровые моменты

Наглядный

Работа в парах, группах Индивидуальный

Мячи, ракетки, воланы, скакалки, секундомер

Соревнование в группе

Техническая подготовка.

практические занятия

Наглядный

Работа в парах, группах Индивидуальный

Мячи, ракетки, воланы, секундомер

Наблюдение

Соревнования  

На последнем итоговом занятии проходит подведение итогов работы группы в течение года, на котором возможно присутствие родителей.

Материально – техническое оснащение: классная доска, мячи, скакалки, медицинская аптечка, ракетки, воланы, секундомер.


Список литературы

  1. Васнецова Н.Ю. Теннис для начинающих / Н.Ю. Васнецов. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. – 160с., ил.
  2. Власов А.А. Физическая культура и спорт: краткий терминологический словарь / А.А. Власов. – М.: Советский спорт, 2005. – 64с.
  3. Днепров Э.Д.  Сборник нормативных документов. Физическая культура / Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006. – 75с., ил.
  4. Железняка Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения / Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова, В.П. Савин, А.В. Лексакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 520с., ил.
  5. Таймазов В.А. Биоэнергетика спорта / В.А. Таймазов, А.Т. Марьянович. – СПб.: Шатон, 2002. – 122с., ил.
  6. Тафернер В. Теннис для начинающих / В. Тафернер, С. Тафернер. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 208с., ил.
  7. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю.Ф. Курамщин. – М.: Советский спорт, 2004. – 464с., ил.

Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района г. Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

В статье описываются особенности применения различных видов проектирования, которые рассматриваются как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельности:- пр...

Самопрезентация мастера производственного обучения на конкурс "Мастер года"

Самопрезентация мастера производственного обучения по профессии "Повар, кондитер" на конкурс "Мастер года - 2013"...

Презентация мастер - класса (приложение к структуре мастер - класса) Тема: «Профессиональная и инфекционная безопасность медицинского персонала. Применение медицинских перчаток. Техника надевания стерильных перчаток»

Мастер - класс или обучающий тренинг предназначен для отработки практического навыка "Техника надевания стерильных перчаток" с целью повышения профессионального уровня и обмена опытом участн...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ПРОФЕССИИ 08.01.07 «МАСТЕР ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ» КВАЛИФИКАЦИЯ: «КАМЕНЩИК»

Мастер-класс по теме "Кладка арочной перемычки", профессия 08.01.07 Мастер общестроительных работ (каменщик). ...

Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной игры «Ракетка и мяч» в среде программирования «Scratch»

Занятие на тему «Создание компьютерной игры «Ракетка и мяч»в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей програ...