Учебно-методическое пособие
учебно-методическое пособие

Орлова Яна Юрьевна

Учебно- методическое  пособие: методические указания для преподавателей по разработке и использованию тестовых заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учебно-методическое пособие34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно- методическое  пособие: методические указания для преподавателей по разработке и использованию тестовых заданий

ВВЕДЕНИЕ

Тесты стали неотъемлемым атрибутом процесса профессионального обучения. Тесты как эффективный и надежный способ проверки усвоения знаний используются  на различных этапах определения уровня усвоения знаний , как в конце урока, так и в конце раздела или курса. а также как вспомогательный элемент собственно процесса обучения.

Цель учебного пособия "Методика составления тестовых заданий" - изложение практических основ использования тестов, знание которых позволит грамотно и эффективно применять тесты в профессиональном обучении. Предлагаемое пособие имеет сугубо прикладной  характер.

Задачи учебного пособия: •

дать общее представление о понятии "тестирование"; •

раскрыть возможности его использования в профессиональном обучении;

 • сформировать и развить навыки и умения конструирования тестов усвоения знаний.

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕСТАХ .

 Понятие тестирования

Существует много методов оценки эффективности и качества обучения. Тестирование - лишь один из них. Каждый из существующих методов оценки имеет свои плюсы и минусы. Использование тестовых заданий, в частности, позволяет оперировать количественными характеристиками, что дает возможность:

• обеспечить объективность в оценке знания студента , исключить субъективный  подход преподавателя;

• добиться относительной точности оценки знания студентов , как в количественном, так и в качественном аспектах;

• отделить материалы и темы, хорошо усвоенные  студентом , от тех, что еще недостаточно усвоены.

Можно выделить следующие три основные сферы применения тестов в педагогике:

1) проверка и оценка уровня развития и уровня  по различным видам знания и деятельности

 2)проверка усвоения знаний учащимися в процессе обучения, в том числе:

 • по итогам одного занятия;

 • по теме;

• по курсу (или части курса).

А также проверка стабильности усвоения знаний, т.е. продолжительности сохранения в памяти студентов  полученных ими знаний;

3) оценка степени овладения  знаниями и профессиональными навыками, необходимыми ему для работы в рамках данной профессии

Виды тестов в педагогике.

  1. Тесты достижений (или тесты объективного контроля успешности: школьной, профессиональной, спортивной и т.д.):
  2.  • тесты развития (готовность ребенка к школе, дошкольное развитие ребенка и т.д.);
  3.  • тесты интеллекта - на память, внимание, логическое мышление;
  4.  • тесты общей результативности (например, тест GRE);
  5. тесты успеваемости, или усвоения знаний (успеваемость по конкретному предмету или курсу);
  6. • специальные тесты, определяющие профессиональную пригодность и функциональные возможности.
  7. психометрические личностные тесты, нацеленные на определение психических качеств человека:
  8. • личностные структурные - для определения индивидуально-психологических особенностей личности);
  9. • тесты на интересы и установки (тест на профессиональную мотивацию);
  10.   социометрические тесты, ориентированные на изучение межличностных отношений в группе и семье на основе матрицы выбора (предпочтений)

К критерии  оценки тестовых заданий :

  1. Стандартизация. Стандартизация означает единообразие процедуры проведения и оценки результатов теста. Стандартизация включает в себя:

 • разработку точных инструкций по использованию тестовых материалов;

• ограничение времени на проведение тестирования;

• установление нормы (нормативно - ориентированные тесты) или эталона (критериально - ориентированные тесты).

  1. Норма - это показатель нормального или среднего выполнения. Норма или эталон нужны для того, чтобы можно было быстро и легко дать оценку знаниям респондента.
  2.   Простота теста. Это требование означает, что тестовые задания должны формулироваться как можно более четко и просто.
  3. Однозначность теста. Данное требование означает, что качество выполнения теста должно оцениваться идентично различными экспертами.

Для того чтобы используемое тестовое задание обеспечивало объективные оценки, необходимо выполнить ряд требований к самому процессу тестирования. В противном случае оценки будут искажены.

 Процесс тестирования должен удовлетворять следующим требованиям:

• все респонденты должны отвечать на одни и те же вопросы (задания) с одинаковым набором альтернативных ответов;

• указания и инструкции необходимо доводить до сведения опрашиваемых одинаковым образом, как правило письменно;

 • ни одному респонденту нельзя давать никаких преимуществ перед другими;

• заранее разработанная система оценки результатов тестирования должна применяться ко всем одинаково;

• тестирование различных групп респондентов следует проводить в одинаковое, по возможности, время дня, в схожих условиях;

 • в процессе тестирования желательно отсутствие посторонних лиц;

• тот, кто проводит тестирование, не должен давать дополнительных пояснений и консультаций в процессе тестового опроса;

 • инструкция к тесту и смысл каждого утверждения должны быть понятны каждому респонденту.

Нарушение хотя бы одного из этих правил ведет к уменьшению надежности тестирования, т.е. само тестирование теряет смысл, а его результаты могут быть неправильно истолкованы.

Программа, план и структура тестового задания

В процессе конструирования тестов выполняются следующие виды работ:

  1. Составляется программа методического исследования по созданию тестового задания.

В программе определяются цели, которые должны быть достигнуты при помощи теста, вводится понятийный аппарат, определяются критерии качества теста.

Например, целями тестового задания может быть оценка промежуточных знаний студентов за второе полугодие.

 В качестве понятийного аппарата могут быть рассмотрены основные термины и определения понятий, необходимые для понимания сущности, структуры* взаимосвязей и закономерностей развития изучаемого предмета

  1.  Составляется план теста. В плане определяется примерное число эмпирических индикаторов к каждому понятию, общее количество  заданий), их типовая и видовая принадлежность. План должен содержать следующие позиции:

 • учебные материалы, которые необходимо проверять;

• количество вопросов (заданий), которые будут посвящены проверке каждого конкретного учебного материала;

• число вопросов (заданий), из которых будет состоять тест;

• тип и вид тестовых заданий.

  1.  Определяется структура теста. Каждый тест помимо набора заданий включает в себя следующие элементы:

 • стандартную инструкцию для испытуемого о цели и правилах выполнения тестового задания;

• ключ оценки , предназначенный для соотнесения отдельных тестовых заданий со шкалами оцениваемых знаний; с помощью ключа уточняется, какое задание к какому разделу знаний   относится;

• кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов в шкалу вносит тот или иной вариант ответа; при помощи кодировочного ключа мы можем начислять разное число баллов за то или иное задание в зависимости от степени важности последнего;

• ключ интерпретации полученного результата, представляющий собой показатели нормы (или эталона), с которыми соотносится полученный результат. При помощи ключа интерпретации устанавливается соответствие между числом полученных баллов и оценкой, которую получает испытуемый. Тем самым исключается субъективность оценок, а учащиеся заранее знают, сколько им необходимо набрать баллов, чтобы получить, к примеру, оценку "отлично".

  1. Каждый тест должен иметь инструкцию по его заполнению. Результаты тестирования во многом зависят от качества инструкции. Последняя должна удовлетворять следующим требованиям:

• быть по возможности краткой;

• понятным языком сообщать о цели тестирования;

• указывать правила работы с тестом (правила его заполнения);

• быть стандартной, т.е. не меняться от одного тестового испытания к другому.

Типы и виды тестовых заданий

 Существует два обобщенных типа тестовых заданий:

• 1-й тип - задания объективного плана, в которых требуется или выбрать правильный ответ из предложенных альтернатив, или одним словом (фразой) ответить на вопрос, или дополнить суждение, т.е. дать правильный ответ, который подразумевается заранее;

• 2-й тип - задания субъективного плана, в которых испытуемым разрешается давать оригинальный (свободный) ответ. Задания объективного плана включают в себя следующие виды тестовых испытаний:

• выбор правильного ответа из нескольких предложенных альтернатив;

• оценку суждения по типу "верно-неверно";

• тестовые задания на соответствие;

• тестовые задания на дополнение суждения или вопроса.

К числу заданий субъективного плана относятся:

• эссе (краткое и развернутое);

 • тестовые задания по решению проблемы;

• тестовые задания по применению знаний (на практике).

Выбор типа  тестовых заданий при их составлении зависит от конкретной педагогической задачи. Рекомендуем учесть следующие моменты по использованию тестовых заданий данных двух типов.

Тесты объективного плана наиболее продуктивны в ситуации, когда:

• тестируемая группа - большая по численности и тест может быть повторен через некоторое время в этой же аудитории;

• требуется высокая точность полученной оценки знаний (оценка играет очень важное значение);

• важны полная объективность оценки, абсолютное беспристрастие и желательно получить результат теста без влияния на него таких факторов, как усталость, утомление и пр.;

• необходимо быстро подсчитать результаты теста.

Тесты субъективного плана оказываются полезными в тех случаях, когда:

• тестируемая группа - небольшая по численности и тест не нужно будет повторять через какое-то время в этой же группе;

• преподаватель желает стимулировать развитие способностей студентов к письменному изложению своих мыслей;

• преподавателя в большей степени интересует не оценка точного уровня знаний учащихся (студентов), а получение иных данных (например, наличие творческого потенциала учащихся);

• преподаватель полагает, что он обладает способностью беспристрастно и критически оценивать эссе, и считает, что тесты объективного плана могут быть заполнены недобросовестно (списаны, угаданы и т.п.);

• преподаватель ставит перед собой задачу оценить умение студентов нетрадиционно мыслить, выявить глубину понимания сущности явления.

Тестовые задания   по специальности 43.02.01 « Организация обслуживания в общественном питании».

МДК 02.02 Психология и этика профессиональной деятельности

Тест. Невербальные средства коммуникации.

1.Чтобы беседа была эффективной, необходимо смотреть собеседнику в глаза:
А) все время разговора;
Б) 2/3 времени разговора;
В) половину времени разговора;
Г) иногда.

2. Если во время разговора Ваш собеседник, сидящий напротив, откинулся на спинку стула и скрестил руки на груди, значит:
А) он готов внимательно Вас слушать;
Б) ему приятно с Вами общаться, он заинтересован;
В) ему не интересна тема беседы, он не согласен с Вами;
Г)ему просто некуда девать руки.

3. Известно, что эмоциональное состояние влияет на походку человека. Самый широкий шаг человек делает, когда испытывает:
А) скуку;
Б) гордость;
В) печаль;
Г) досаду.

4. Какой из жестов говорит о превосходстве партнера, его доминировании?
А) постукивание по столу пальцами;
Б) потирание ладоней;
В) руки в боки на пояснице;
Г) почесывание шеи.

5. Если человек во время разговора касается Вас рукой, он показывает Вам:
А) свою неприязнь;
Б) свое желание Вас ударить;
В) свою неуверенность;
Г) свое расположение к Вам.

6. Если человек непроизвольно в разговоре с Вами повторяет Вашу позу, жесты, слова, мимику, то он, очевидно:
А) неуверенный в себе человек, все копирует;
Б) нервничает, взволнован;
В) хочет поскорее расстаться с Вами;
Г) расположен к Вам, согласен с Вами.

7. Если Ваш собеседник откинулся на стуле, закинул ногу за ногу и руки за голову:
А) он устал, хочет расслабиться;
Б) он демонстрирует свое превосходство, всезнайство;
В) он открыт для равноправного диалога;
Г) он сосредоточен, всецело поглощен темой разговора.

8. Если во время разговора собеседник начинает собирать с одежды несуществующие ворсинки, значит:
А) он хочет произвести впечатление человека аккуратного, щепетильного;
Б) он выигрывает время для раздумий;
В) он сдерживает свою реакцию неодобрения;
Г) он неуверен в себе, замкнут.

9. Верхом на стуле обычно сидит человек:
А) замкнутый, необщительный;
Б) показывающий свое превосходство;
В) с низким уровнем культуры;
Г) испытывающий нехватку времени.

10. Если человек свел руки за спиной и одна сжимает другую, это означает , что:
А) он пытается себя сдерживать, контролировать;
Б) он чувствует свое превосходство;
В) он доволен ситуацией, расслаблен, искренен;
Г) он оценивает Ваши слова.

Эталоны ответов
1Б 2В 3Б 4В 5Г 6Г 7Б 8В 9Б 10А

МДК 04.01. Стандартизация , метрология и подтверждение соответствия.

Вариант 1.

Блок А

1.Объектами стандартизации может быть:        

а) технологический процесс

б) отдельная страна

в) научно-технический прогресс

г) технический регламент

2. Комплекс стандартов – это

а) документ принятый органами власти

б) документ, в котором устанавливаются характеристики продукции

в) деятельность по установлению норм, требований, характеристик

г) совокупность взаимосвязанных стандартов

3. Стандарт – это

а) документ принятый органами власти

б) совокупность взаимосвязанных стандартов

в) деятельность по установлению норм, требований, характеристик

г) документ,  в котором устанавливаются характеристики продукции

4. Нормативный документ, который утверждается межгосударственной организацией по стандартизации:

а) международный стандарт

б) региональный стандарт

в) межгосударственный стандарт

г) национальный стандарт

5. Организация по стандартизации , в которую входят все желающие страны:

а) международная стандартизация

б) региональная стандартизация

в) межгосударственная стандартизация

г) национальная стандартизация

6. Нормативный документ, разрабатываемый на продукцию , которая может оказывать влияние на состояние здоровья человека и окружающей среды, и утверждаемый правительством или президентом:

а) международная стандартизация

б) региональная стандартизация

в) межгосударственная стандартизация

г) национальная стандартизация

7. Укажите в условном обозначении ТУ номер группы цифр указывающий код предприятия по классификатору предприятий:

а) 1115

б) 017

в) 38576343

г) 93

8. Обозначение требований:

а) СТО

б) ТУ

в) ПР

г) ТР

9. Продукция выпускаемая на предприятии и предназначенная для собственных нужд:

а) изделия основного производства

б) изделия вспомогательного производства

в) промышленная продукция

г) продукт

10. Пригодность одного изделия, процесса, услуги для использования вместо другого изделия, процесса, услуги в целях выполнения одних и тех же требований:

а) безопасность

б) совместимость

в) взаимозаменяемость

г) унификация

11. Наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности:

а) метрология

б) стандартизация

в) сертификация

г) геометрия

12. Раздел метрологии, включающий общие правила регламентации и контроля метрологической деятельности со стороны государства, направленные на обеспечение единства измерений и единообразие средств измерений:

а) законодательная метрология

б) теоретическая (научная, фундаментальная) метрология

в) прикладная (практическая) метрология

г) историческая метрология

13.  Раздел метрологии, разрабатывающий её научные основы:

а) законодательная метрология

б) теоретическая (научная, фундаментальная) метрология

в) прикладная (практическая) метрология

г) историческая метрология

14.  Основная задача метрологии:

а) научиться измерять

б) обеспечить единство измерений

в) установить допустимые погрешности измерений

г) выразить результаты измерения в единых узаконенных единицах измерений

15.  Измерения делятся на прямые, косвенные, совокупные, совместные, динамические:

а) по числу измерений

б) по способу получения результата

в) по условиям измерений

г) по субъекту действия

16.  Непосредственное сравнение физической величины с её единицей:

а) прямые измерения

б) косвенные измерения

в) совокупные измерения

г) совместные измерения

17.  Измерения, которые отличаются от прямых тем, что искомое значение устанавливают по результатам прямых измерений таких величин, которые связаны с искомой определённой функциональной зависимостью:

а) прямые измерения

б) косвенные измерения

в) совокупные измерения

г) совместные измерения

18.  Этот вид измерений связан с такими величинами, которые изменяют свой размер во времени:

а) динамические измерения

б) косвенные измерения

в) совокупные измерения

г) совместные измерения

19.  Средство измерения, предназначенное для воспроизведения или хранения физической величины заданного размера:

а) эталон

б) мера

в) измерительный преобразователь

г) измерительные принадлежности

20.  Совокупность функционально объединённых автоматизированных или автоматических средств измерения, предназначенных для измерения одной или нескольких физических величин объекта измерений:

а) измерительный преобразователь

б) измерительны приборы

в) измерительные системы и установки

г) измерительные принадлежности

 21.  Высокоточная мера, предназначенная для воспроизведения и хранения единицы физической величины, для передачи её размера другим средствам измерения:

а) средство измерения

б) эталон

в) мера

г) измерительный преобразователь

 22.  Совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение качества измерений:

а) Государственная метрологическая служба

б) Метрологический контроль и надзор

в) Сертификация средств измерений

г) Российская система калибровки

23. Деятельность, осуществляемая органом Государственной метрологической службы или метрологической службой юридического лица с целью проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм:

а) Государственная метрологическая служба

б) Метрологический контроль и надзор

в) Сертификация средств измерений

г) Российская система калибровки

 24. Правовой основой метрологии в России является:

а) Закон РФ « О защите прав потребителя»

б) Закон РФ « Об обеспечении единства измерений»

в) Закон РФ « О техническом регулировании»

г) Закон РФ « О некоммерческих органмзациях»

25. Установление и применение правил с целью упорядочения деятельности при участии всех заинтересованных сторон:

а) метрология

б) стандартизация

в) сертификация

г) физика

26. Обобщённое название документа, устанавливающего правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов:

а) нормативный документ

б) технический регламент

в) правила

г) рекомендации

27. Нормативный документ, принятый официальным органом, который устанавливает правила, указания или характеристики продукции или связанные с ними процессы и методы производства:

а) стандарт

б) технический регламент

в) правила

г) рекомендации

28. Международная организация по стандартизации, имеет неправительственный статус, главная цель которой – содействие стандартизации в мировом масштабе для улучшения международного товарообмена и взаимопомощи:

а) ЕЭК ООН

б) МЭК

в) ИСО

г) ФАО

29.  С 1951 года основным направлением деятельности данной международной организации по стандартизации стало развитие экономического сотрудничества государств в рамках ООН:

а) ИСО

б) МЭК

в) ЕЭК ООН

г) ФАО

30. Эта международная организация создана ФАО и ВОЗ для осуществления совместной программы по созданию международных стандартов на продовольственные товары:

а) ФАО

б) ВОЗ

в) «Кодекс Алиментариус»

г) МЭК

Эталон ответов

Вариант 1

Блок А.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

г

в

в

а

г

в

г

б

в

а

а

б

б

в

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

а

а

а

а

в

б

б

б

б

б

а

а

в

в

в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для студентов первого курса средних профессиональных учебных заведений по теме "Решение показательных уравнений".

Данное методическое пособие охватывает материал по теме: «Решение показательных уравнений». При решении задач по предложенной теме студенту необходимо владеть комплексом умений, а также новыми знаниям...

Учебно-методическое пособие "Рекомендации для студентов медицинского колледжа по написанию учебной истории болезни ребёнка".

Методические рекомендации "Написание учебной истории болезни ребёнка" имеют своей целью обучение студентов медицинского колледжа ведению медицинской документации в условиях практического здравоохранен...

Учебно-методическое пособие по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины Химия, Естествознание (Химия)

Учебно-метдическое пособие содержит:1. Результаты выполнения самостоятельных работ, подлежащие проверке  2. Оценку результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов  3. М...

Учебно-методическое пособие по Основам учебно-исследовательской деятельности

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по профессиям 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, 23.01.03 Автомеханик, 19.01.17 Повар, кондитер содержит ре...

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО АУДИРОВАНИЮ по учебной дисциплине Иностранный язык

Обучение аудированию и контроль понимания прослушанного текста является важной частью обучения английскому языку: этот вид речевой деятельности входит в формат единого государственного экзамена. Обуча...

Учебно - методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений " ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по МДК 05.01 Технология работ по профессии Кассир"

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙпо МДК 05.01 Технология работ по профессии КассирПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих учебно - методическое пособие для с...

Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине "История исполнительского искусства"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКурс «История исполнительства на народных инструментах» является составной частью подготовки преподавателей, исполнителей, руководителей оркестров и инструментальных а...