Семинар-практикум "Правовая компетентность педагогов ДОУ"
презентация к уроку

Болотова Марина Александровна

Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. – это необходимое условие гармоничного существования современного человека.

Вопрос защиты прав ребенка является значимым в педагогической деятельности, и его нельзя рассматривать как модное направление или мероприятие в потоке множества дел педагога. Педагог — главное действующее лицо, от его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_seminaru.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар - практикум «Правовая компетентность педагогов ДОУ» МБДОУ ЦРР ДС №51 ул.Южная 6б 22.11.2021г.

Слайд 2

Цель: повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Задачи: Расширять знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка. Обогащать воспитателей умениями, позволяющими устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями.

Слайд 3

Содержание семинара-практиума : Теоретическая часть Понятие правовой компетентности (зам.заведующего М.А. Болотова ) Основные международные документы по защите прав детей (воспитатель гр.№4т О.Ю. Коровина) Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня (зам.заведующего М.А. Б олотова ) Практическая часть Разминка «Вопрос-ответ» (зам.заведующего М.А. Болотова ) Решение педагогических ситуаций (зам.заведующего М.А. Болотова ) Викторина «Права литературных героев» (воспитатель гр.№1т Г.Г. Калмыкова) Игра «Чудесный мешочек» (воспитатель гр.№3т Г.П. Лоскутова)

Слайд 4

Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законы и иные нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность в РФ; Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей; ФГОС ДО; Законодательства о правах ребенка; Трудовое законодательство (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог/утвержден Мин.труда и соц. Защиты РФ от 18.10.2013г./)

Слайд 5

1 Определять способы реализации прав и свобод в образовательном процессе, а так же защиты нарушенных прав 3 2 1 0 2 Анализировать содержания должностных инструкций и определять круг полномочий и обязанностей участников образовательного процесса 3 2 1 0 3 Выбирать соответствующую законом форму поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, возникающих в образовательном процессе 3 2 1 0 4 Давать характеристику локальным нормативным актам: перечень, содержание, условия 3 2 1 0 5 Излагать и аргументировать собственное суждение о происходящих событиях в ходе образовательного процесса с точки зрения права 3 2 1 0 6 Знать содержание трудового договора с работодателем, должностных инструкций, локальных актов 3 2 1 0 7 Объяснять содержание прав, обязанностей и ответственности участников образовательного процесса, консультировать по правовым вопросам коллег и родителей 3 2 1 0 8 Соблюдать СанПиН к образовательному процессу 3 2 1 0 9 Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявление, доверенность, объяснительная) 3 2 1 0 владею умением полностью – 3 балла владею в основном – 2 балла владею частично – 1 балл не владею совсем - 0 баллов «Самооценка правовой компетентности педагогов»

Слайд 7

Правовая компетентность – качество действий воспитателя, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативных правовых документов для решения профессиональных задач.

Слайд 8

Компетентность в сфере образовательного пространства должна включать : Закон « Об образовании в РФ » ; Основная общеобразовательная Программа ДОУ; Устав ДОУ и локальные акты образовательной организации. Права и обязанности всех участников образовательного процесса; Информационная грамотность; Самооценка; Владение ИКТ

Слайд 9

Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности : Умение с позиции законодательства РФ анализировать ситуацию на рынке образовательных услуг; Оценивать собственные профессиональные возможности; Ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений (трудовой кодекс РФ) Компетентность в бытовой сфере: Знание СанПиНа ; Семейного кодекса РФ; Закона о защите прав потребителей Компетентность в сфере социальной защиты ребенка как субъекта образовательного процесса Конвенция о правах ребенка

Слайд 10

Основные международные документы по защите прав детей Декларация прав ребенка - принята ООН в 1959 году; Конвенция о правах ребенка» - принята ООН в 1989 году; «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» - принята ООН в 1990 году.

Слайд 11

Декларация прав ребенка В десяти принципах Декларации отражены права детей: на имя; гражданство; любовь; понимание; материальное обеспечение; социальную защиту; возможность получать образование; развиваться физически, нравственно; духовно в условиях свободы и достоинства.

Слайд 12

Конвенция о правах ребёнка это правовой документ высокого международного стандарта. Он выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных к исполнению. Ст.42: Все государственные структуры обязаны информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции.

Слайд 13

в 54 ее статьях впервые собраны воедино 38 прав ребенка, ранее рассредоточенных в большом числе документов, относящихся к различным областям права. Соблюдение прав, которое могут обеспечить педагоги ДОУ: право на охрану здоровья; право на образование; право участвовать в играх; право на сохранение своей индивидуальности; право на защиту от всех форм психического и физического насилия.

Слайд 14

Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей Главные задачи: улучшение здоровья и питания детей; уделение большего внимания детям инвалидам и детям, находящимся в трудных условиях; укрепление роли женщины в целом и обеспечение равных прав для них, равное отношение к девочкам, предоставление равных возможностей; предоставление базового образования и обеспечение грамотности; обеспечение безопасного материнства; обеспечение возможности определения себя как личность и реализация свои возможностей для всех детей.

Слайд 15

Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ»; Закон «Об образовании».

Слайд 16

Согласно Конституции РФ - материнство, детство и семья находятся под защитой государства

Слайд 17

Гарантирует: право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54); право ребёнка на защиту его законных интересов и обязанности органа опеки и попечительства принять меры в случае нарушения его прав (ст. 56); при этом предусмотрены: лишение родительских прав как мера защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (69).

Слайд 18

Утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных организациях, на уважение их человеческого достоинства. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, не допускается.

Слайд 19

Основным нормативным документом в ДОУ является УСТАВ ДОУ Воспитанники Учреждения имеют право на: -охрану жизни и здоровья; -защиту от применения методов физического и психического насилия; -уважение их человеческого достоинства; -удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении; -условия воспитания и образования, гарантирующие охрану и укрепление здоровья; -развитие их творческих способностей и интересов; -получение необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; -предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий; -получение общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Слайд 20

Разминка о правах ребёнка «Вопрос-ответ» зам.заведующего М.А. Болотова

Слайд 21

Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав: а) таких различий нет; б) национальная принадлежность; в) состояние здоровья .

Слайд 22

а) таких различий нет. Согласно ст. 2, все права распределяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических и других убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.

Слайд 23

На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей: а) на благотворительные организации; б) на иностранных спонсоров; в) на государство.

Слайд 24

в) на государство. Согласно ст. 20, государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждения по уходу за детьми.

Слайд 25

Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая: а) не указана в официальных справочниках; б) может мешать образованию и вредить здоровью; в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.

Слайд 26

б) может мешать образованию и вредить здоровью. Согласно ст. 32, ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, предоставляющая опасность для его здоровья или развития.

Слайд 27

ООН считает человека ребенком от рождения до: а) 16 лет; б) 18 лет; в) 19 лет.

Слайд 28

б) 18 лет. Согласно ст. 1, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Слайд 29

Викторина «Права литературных героев» Воспитатель гр.1т Г.Г. Калмыкова

Слайд 31

А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане » Ст. 16 : ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, неприкосновенность жилища или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Слайд 33

Ш. Перро «Золушка» Ст.31 : право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Слайд 35

А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Ст. 19 : защита ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, отсутствия заботы или небрежного грубого обращения.

Слайд 37

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» Ст. 8 : право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

Слайд 38

Игра «Чудесный мешочек» Воспитатель гр.3т Г.П. Лоскутова

Слайд 39

«желтый круг» - называет только «плюсы», все то, что понравилось на этом педсовете; «красный круг» - говорит только о чувствах, которые возникали в ходе педсовета; «зеленый круг» - размышляет с позиции творчества – где и как можно использовать полученный опыт; «синий круг» - делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем для дальнейшего обсуждения.

Слайд 40

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентность педагога среднего образования

В связи с этим актуализируется проблема развития профессиональной компетентности педагога среднего образования.Компетентность — новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе професси...

Проблемы развития профессиональной компетентности педагога

Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.Готовы ли педагоги школы к самопознанию?...

Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....

Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....

Профессиональная компетентность педагога в системе СПО

Одной из основных задач  методической службы колледжа является формирование профессионально грамотного, креативного педагога, способного не только давать студентам глубокие теоретические знания, ...

Статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ АСПЕКТЕ"

В статье рассматриваются опыт и результаты профессиональной компетентности педагога в индивидуальном аспекте, анализируются методы и приемы работы в этом направлении. В основу стать положены основы и...