Внеклассные мероприятия
классный час

Ёлшина Марина Александровна

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»

ПРАЗДНИК

«ЛЮБОВЬЮ МАТЕРИНСКОЙ МИР ПРЕКРАСЕН»

(ДЕНЬ МАТЕРИ)

 

Министерство народного образования Республики Бурятия

ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»

Устный журнал

по русскому языку

«Великий, могучий русский язык»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Праздник ко Дню Матери57.5 КБ
Microsoft Office document icon Устный журнал79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»

ПРАЗДНИК

«ЛЮБОВЬЮ МАТЕРИНСКОЙ МИР ПРЕКРАСЕН»

(ДЕНЬ МАТЕРИ)

Разработала и провела

Ёлшина М.А.


Планируемые  цели:

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Праздник «День Матери» - праздник вечности.

Из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. И сколько бы хороших, добрых слов мы ни говорили нашим мамам, лишними они не будут.

Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День Матери занимает особенное место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

 ВИДЕОРОЛИК ПЕСНЯ «СПАСИБО, МАМА!» 4.36.

День Матери в России стали отмечать не так давно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина № 120 «О Дне Матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.

С инициативой учреждения Дня Матери выступил Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодёжи.

Текст Указа очень короток:

«В целях повышения социальной значимости материнства постановляю:

  1. Установить праздник – День Матери и отмечать его в последнее воскресенье ноября.
  2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования»

Безусловно, День Матери – один из самых трогательных праздников, потому что каждый из нас с детства и до своих последних дней несёт в своей душе единственный и неповторимый образ – образ своей мамы, которая всё поймёт, простит, всегда пожалеет своего ребёнка и будет беззаветно любить, несмотря ни на что.

Киш Алексия:

Любите маму, маленькие дети,

Ведь без неё так трудно жить на свете.

Её вниманье, ласку и заботу

Вам не заменит посторонний кто-то

Любите маму, юные подростки,

Она - ваш ствол, а вы её отростки

Одна она, лишь любящая мама

Поймёт всегда вас – детей её упрямых.

И дети взрослые, всегда любите маму,

На нежные слова ей не скупитесь.

Дорога к ней – это дорога к храму,

И в дом входя, ей в ноги поклонитесь.

Идут года, стареет наша мама,

Что вдруг её не станет – мы не верим,

Но вот однажды, поздно или рано,

Она уйдёт, закрыв неслышно двери.

Любите маму, взрослые и дети,

Родней её – нет ничего на свете!

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

        Счастье и красота материнства во все века воспевались поэтами и художниками. И неслучайно – от того, насколько почитаема в государстве женщина, воспитывающая детей, можно определить степень культуры и благополучия общества. Счастливые дети растут в дружной семье и под опекой счастливой матери.

ВИДЕОРОЛИК «МАМА» (Музыка, текст) 5.56. + отрывки из сочинений

Виктор Гин:

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь:

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходя за поворот,

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной –

Для них мы – вечно малыши

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь!

        Ребята! Посмотрите вокруг! Здесь ещё гости – ваши вторые мамы – кураторы, классные руководители!

Мы замечаем не всегда, как много нам забот

И терпеливого труда Учитель отдаёт.

С едва заметной сединой на тёмно-русой прядке

Стоит она перед тобой, сложив стопой тетрадки.

И любим мы её  и скажем прямо:

Она – вторая мать твоя. А кто дороже мамы?

Нам с вами очень интересно,

Нам повезло с таким учителем:

Не только человек чудесный

Но и любимый наш классный руководитель!

И будни стали похожи на праздник

От нашей тёплой дружбы с вами.

Желаем счастья, мира, радости!

Спасибо, что вы рядом с нами!

ВИДЕОПОЗДРАВЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯМ 3.36.

ЖЕЛАЕМ СЧАСТЬЯ ВАМ!

Ребята! Смотрите! У нас сегодня гости! Почётные, важные самые!

Это бабушки, мамины мамы! Это бабушки, папины мамы! И дедушки!

Они мудрые, смелые и умелые, нежные и строгие, ласковые и требовательные. За их плечами огромный опыт, который помогает их детям и их внукам.

Милые бабушки (а может, и прабабушки) и дедушки! Сегодня вам – слова любви, признательности и поздравлений!

Бабушка!

Ты, как волшебница из сказки,

Нам даришь вновь любовь и ласку,

Поможешь делом и советом,

Накормишь вкусненько при этом.

И совершенно неуместны

Все разговоры про года.

Ведь будешь ты – давно известно –

Душой моложе всех всегда!

ВИДЕОРОЛИК «ПЕСНЯ ПРО БАБУШЕК» 4.00

        Да, наши родители – наше богатство. В наш современный век человек испытывает небывалые перегрузки. Дефицитом становится время. Снижается культура человеческого общения. Много пишут о разобщённости родителей и детей. Между тем мы должны помнить: когда придёт время подводить итоги, человек остаётся один на один со своей совестью и памятью. А сейчас мы и наши мамы – самые счастливые, мы можем пооткровенничать, пожаловаться, побеседовать, доверить свои тайны самому дорогому человеку на земле.

Прошу вас, берегите матерей,

Теплом укройте от житейской вьюги.

Их любовь во сто крат горячей,

Чем друзей и любимой подруги.

Материнской любви не объять,

И канонов я здесь не нарушу,

Коль скажу: «Мать готова отдать

Свою ласку, нежность и душу».

Мать возьмёт на себя вашу боль,

Все терпенья, смятенья и муки.

Мать положит в дорогу хлеб-соль

И протянет навстречу вам руки.

Пусть за шалость накажет нестрого,

Только вы никогда ей не лгите

И во имя великого Бога

Матерей своих берегите.

Не оставьте их без участья.

Тот наказ вы запомните, дети.

Ведь не может быть полного счастья,

Если мамы не будет на свете.

ВИДЕОРОЛИК «ТОЛЬКО ТЫ, МОЯ МАМА, ЖИВИ» 4.00.

Уважаемые друзья! Сегодня мы рады приветствовать наших гостей, которые пришли поучаствовать в нашем празднике, посвящённом Дню Матери. Это хор ветеранов «Лейся, песня!» под руководством Заслуженного работника культуры Республики Бурятия Петра Николаевича Дружинина.

Это они воспитали не одно поколение молодёжи нашего профессионального образования и продолжают радовать нас своими творческими успехами, своей активной жизненной позицией. Это люди с добрым и искренним сердцем, у которых надо учиться, на которых нужно равняться!

Приглашаем их на сцену!

Литературно-музыкальная композиция ансамбля «Лейся, песня!»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мама! Слов дороже нет на свете.

По какой бы ты ни шёл тропе,

Мамина любовь над нею светит,

Чтобы в трудный час помочь тебе.

Мама озаряет солнцем нежным

Дни, дороги и дела твои.

Оправдай же мамины надежды –

Повседневно лишь добро твори!

Дорогие наши мамы! Милые бабушки, наши ветераны! Уважаемые педагоги! Оставайтесь всегда неповторимыми и желанными! Самыми красивыми! Самыми добрыми!

Пусть в ваших глазах сияют любовь, доброта, мягкость, кротость, нежность – те качества, которые придают вам столько прелести и очарования. И пусть всегда в жизни вам светит звезда счастья и сыновней любви!

Земной поклон вам, дорогие! Огромное сердечное спасибо вам!

(Благодарственное письмо ветеранам)

ВИДЕОРОЛИК «ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ДНЁМ МАТЕРИ» 03.27.


Сочинения про маму «Любим мы тебя, родная!»

Титов Дмитрий (ТЭ – 14) «Для меня мама – это всё, без неё мир бы не был таким ярким и красочным. Мама - это солнце, которое греет тебя, это - лунный свет, который освещает дорогу в темноте, она – путеводная звезда, которая горит ярко и не даёт тебе сойти с пути».

Ступаченко Евгений (ТЭ-14) «Мама – удивительный человека, который никогда не унывает. В нашем доме много гостей. Это мамина заслуга. Ведь она всегда гостеприимна, добра и ласкова. А какие чудесные пироги печёт моя мамочка по праздникам, когда мы собираемся все вместе! Это семейная традиция. Я даже представить себе не могу, что такое праздник без мамы, без моей семьи.

        Я считаю себя счастливым человеком, ведь у меня есть такая замечательная мама, и я очень благодарен ей за всё, что она для меня сделала».

        Крюков Никита (ТЭ – 14) «Люблю мамину улыбку и большие зелёные глаза, которые сверкают озорными огоньками, задорный смех и её руки, заботливые, тёплые - дорогие мне две ладошки.

        Хочу, чтобы моя мама никогда не огорчалась, всегда была радостной и весёлой, а её глаза светились, как солнышки. Ведь не только нам, детям, нужна любовь, внимание и забота – маме они нужны тоже.

        Дорогая мама, мамуля, я очень сильно люблю тебя! Я буду стараться, радовать тебя каждый день своей учёбой, хорошим поведением и всегда буду помогать тебе. Спасибо, что ты у меня есть!»

        Бадмаев Доржижап (ТЭ-14) «Мы должны любить свою жизнь уже за то, что она подарила нам маму – такую жизнерадостную, искреннюю, добрую и мудрую. Спасибо тебе, мама, за то, что ты есть, за то, что твоё сердце всегда готово любить и прощать!»

_____________________________ (ТЭ-14) : «Глаза у моей мамы добрые, спокойные, в них всегда найдёшь сочувствие, сострадание, когда у тебя беда.  Если же у тебя удача, ты увидишь в них радость и любовь. Когда я смотрю в мамины глаза, на душе сразу становится спокойно и радостно. Самой лучшей и мудрой для человека является его мама, и её надо беречь, любить и уважать».

        Загороднюк Максим (ТЭ-14): «Я очень люблю свою маму, она – мой лучший друг. Я стараюсь не огорчать её своими поступками. Делаю дома сюрпризы для мамы, чтобы у неё всегда было хорошее настроение».

        Сахманов Жаргал (АМ-144а):

С каждым годом мы взрослеем,

Всё меняется кругом,

Только мамы нет милее

Детям в возрасте любом.

Мамин труд я берегу,

Помогаю, чем могу!

Любим мы тебя, родная!

Ты нам очень дорога,

Ты помочь всегда готова,

Без тебя мы никуда!

Мама – самый лучший друг!        



Предварительный просмотр:

Министерство народного образования Республики Бурятия

ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»

Устный журнал

по русскому языку

«Великий, могучий русский язык»

Разработала и провела

Ёлшина М.А.

Устный журнал

Тема: «Великий, могучий русский язык»

 

Цели:

-расширять лингвистический кругозор, общую языковую культуру учащихся;

-развивать языковое чутье, потребность пополнять знания;

-воспитывать любовь и уважение к русскому языку;

 Планируемые  цели:

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

Оборудование: компьютерная презентация, словари, портреты писателей, выставка книг

 

1-я страница — «В мире мудрых мыслей».

2-я страница - «А знаете ли вы…»

3-я страница — «Почему мы так говорим?»

4-я страница — «Жемчужины русского языка»

5-я страница – «Занимательно о русском языке»

 

Оформление: плакаты

1. «Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». А. С. Пушкин.

2.      «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко   сказанное русское слово». Н. В. Гоголь.

3.      «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

И. С. Тургенев.

4. «Русский язык — настоящий, сильный, где нужно — строгий, серьезный, где нужно — страстный, где нужно — бойкий и живой».

Л. Н. Толстой.

 

Ведущий: Наш сегодняшний устный журнал мы посвящаем русскому языку. Великий и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Русский язык — один из богатейших языков мира. И первая его страница называется «В мире мудрых мыслей». На этой странице— высказывания великих людей о русском языке.

1-й учащийся. Русский язык бесконечно богат, певуч, красив. Сколько гимнов пропето о силе его! Сколько стихотворений, высказываний писателей, поэтов и государственных деятелей посвящено великому русскому языку.

2-й учащийся:

Русский язык!

Ты—светоч и звон,

Ты—цветенье народа,

Ты в бурях кровавых столетний возник,

В тебе — справедливость, протест и свобода,

О громкий, могучий, великий язык!

3-й учащийся. Прекрасные мастера слова М. В. Ломоносов, Н.В.Гоголь, Н.М.Карамзин, М. Горький высоко ценили русский язык. А.С.Пушкин писал: «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими…»

4-й учащийся: Достоинствами русского языка восхищался К.Г.Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы , детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке четкого выражения»

1-й учащийся. В своем прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев называет язык «великим, могучим, правдивым и свобод­ным» (читается это стихотворение).

2-й учащийся. Замечательный писатель А. Н. Толстой, восторгаясь богатством языка, писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный как песня над колыбелью… Настанет время (и оно не за горами), когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

 

3-й учащийся.

Если хочешь судьбу переспорить,

Если ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре —

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи—

Выучи русский язык!

Ведущий: 2 – я страница нашего журнала называется «А знаете ли вы?» Эпиграфом к этой странице будет пословица «В умной беседе быть – ума прикупить». А знаете ли вы, какие изменения произошли в азбуке в связи с реформой 1917-1918 годов?

1 учащийся: В 1917-1918 годах из азбуки были исключены буквы «ять», «ижица», «фита», «ер» в конце слова. Что это за буквы и почему их изгнали из алфавита? Буквы «ять» и е произносились совершенно одинаково. Сравните два слова: вечер-ветер. В слове вечер писали букву е, а в слове ветер «ять»: вечер – вьтьр. Букву «ять» называли буквой-страшилкой, буквой-пугалом, потому что она приносила много огорчений школьникам. Им приходилось изучать много правил на правописание буквы «Ять». Ошибки на эту букву считались самыми страшными. Выражение «знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

2 учащийся: Знаменитая буква «ять» не была одинока в русской азбуке прошлых лет. Вот перед вами три слова: мир – «тишина, спокойствие», мир- «вселенная», миро – «душистое вещество». Первый слог всех трех слов произносился совершенно одинаково, а на письме один и тот же звук и обозначался разными буквами: мир, мiр, мvро. Буква «ижица» выглядела как римское «пять» V. Еще в первой половине 19 века многие считали, что «ижица» не нужна и что пора ее выкинуть из алфавита. Но эта буква просуществовала до реформы 1917 года.

3 учащийся: Буква «ер» (ъ), так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной корня. А до реформы 1917 года Ъ писался в конце слов после твердых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ. Эту букву «ер» называли «бездельником», «лодырем», потому что в конце таковых слов она вовсе была не нужна, пожирала только время и бумагу. В одном только романе Л.Н.Толстого «Война и мир» в дореволюционном издании на 2080 страницах было 115 тысяч букв «ер», никчемных бездельников. Если все эти буквы собрать вместе, то они заняли бы 70 страниц. Вот столько бумаги ушло бы впустую. Итак, после реформы 1917 года азбука была намного упрощена.

4 учащийся. Знаете ли вы, какое слове в русском языке самое длинное? Это слово придумали ученые-химики. Желтый горький порошок акрихин имеет другое более точное название, состоящее из 44 букв: метоксихлордиэтиламинометилбутиламиноакридин. А в других языках есть слова, состоящие из 100 букв и более. Об этом и других интересных фактах вы можете прочитать в книге «Язык мой – друг мой, язык мой – враг мой»

 

Ведущий.  Открываем третью страницу нашего журнала. Она называется «Почему мы так говорим?» Эпиграфом к этой странице мы взяли слова Н.В.Гоголя: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко   сказанное русское слово».

Богатство языка – это и богатство его фразеологии, то есть выразительных и образных оборотов, метких и крылатых слов.

Очень часто за устойчивыми оборотами лежит целый мир, историческая эпоха - факты ушедшего быта, реальные события далёкого прошлого. Сегодня мы расскажем вам об истории происхождения некоторых образных выражений, то есть фразеологизмов.

1-й учащийся. Выражение «баклуши бить». Баклушей называлась деревянная чурка, из которой вырезали ложки, посуду и другие деревянные изделия. Колоть (бить) баклушу считалось легким делом, которое обычно поручалось старикам или детям. Отсюда бить баклуши - значит заниматься пустяками, бездельничать.

2-й учащийся. «Калачом не заманишь». Русские до XVII века ели ржаной хлеб (как бедные, так и богатые). Из пшеничной муки лишь на праздники пекли калачи и считали их большим лакомством. Калачом не заманишь никакими лакомствами, никакими обещаниями не заманишь.

3-й учащийся. «Канитель тянуть». В старину медные, золотые и серебряные нити для вышивки изготовляли вручную: раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая называлась канитель. Работа была очень медленной, поэтому стали говорить: канитель тянуть (медлить, мешкать).

4-й учащийся. «Не солоно хлебавши». На Руси когда-то соль была очень дорогой. Возить ее приходилось издалека, дороги были плохие, да и налог на соль был высоким. В старину пищу солили уже сидя за столом. Часто хозяин солил гостям еду своей рукой. Гостю познатнее сыпал больше (иногда и лишнее вот откуда «пересолил»). А гостю незнатному, сидевшему где-нибудь в дальнем конце стола, соли совсем не доставалось. Поэтому про плохой прием, оказанный кому-нибудь, про чью-либо неудачу говорили: ушел не солоно хлебавши.

Ведущий. Объяснение значений и происхождение фразеологических оборотов можно найти во фразеологических словарях, например, «Фразеологический словарь русского языка», составленный Л. А. Воиновой и др., под редакцией А. И. Молоткова, или в «Кратком этимологическом словаре русской фразеологии».

1- ведущий: А теперь попробуйте отгадать фразеологические загадки. О каком же слове идет речь?

-Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер)

-Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное дело; а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; она в голове у путаников. (Каша)

-Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

-Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

-Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. (Вода)

-Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)

 

2 - ведущий:

Теперь попробуем собрать стенд «Фразеологический зверинец».

1.      «… (кто?) на ухо наступил»

2.      «подкладывать … (кого?)»

3.      «тянуть … (кого?) за хвост»

4.      «писать как … (кто?) лапой»

5.      «как … (кому?) пятая нога»

6.      «как с … (кого?) вода»

7.      «… (как?) смотрит»

8.      «… (кто?) отпущения»

9.      «белая … (кто?)»

10. «делать из мухи … (кого?)»

3 ведущий: В устойчивых выражениях нельзя заменить или опустить слово, так как меняется смысл. В следующем задании требуется подобрать нужное слово.

Как ветром...    (унесло, сдуло, закрутило).

Хвост... (сжать, скомкать, поджать).

Начать с... (азов, буквы, книги).

Метать бисер перед... (свиньями, кошками, птицами).

Выносить сор из... (избы, бани, погреба).

Брать... (быка, корову, оленя) за рога.

(Олух, тупица, бестолочь) ...царя небесного.

 

Ведущий: А теперь составьте слово из первых букв выделенных слов.  Получилось слово... (спасибо). Спасибо, ребята, за вашу активность.

Как видите, русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.

 

Ведущий. Четвёртая страница журнала называется «Жемчужины русского языка» Эпиграфом к этой странице мы взяли слова М.Горького: «В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги»

1-й учащийся: Пословицы знакомы нам с детства. Они возникли в давние времена, еще до того, как на Руси появилась грамота. Старинные пословицы живут в языке и сегодня – и в разговоре, и в книге. Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в любви и дружбе, в отношениях с другими людьми.

 

2-й учащийся: Молод ты или стар, болен или здоров, опечалился или обрадовался – на всякое твое переживание, на любое событие сразу отзовется пословица: даст разумный совет, наставит на ум, утешит, развеселит. Пословицы отражают различные чувства, характеризуют разных людей, хвалят и порицают, сочувствуют, а главное – учат, но не грубо, а мягко, ненавязчиво.

 

3-й учащийся: Пословицы отзываются на все случаи жизни, поэтому их так много. Когда ученые стали собирать и записывать пословицы, выяснилось, что их более тридцати тысяч!

 

4-й учащийся: Известный писатель Михаил Васильевич Шолохов назвал пословицы «крылатой мудростью». «Как на крыльях они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость»

 

Ведущий: Сейчас мы с вами поиграем. Я буду начинать пословицу, вы будете заканчивать.

 

1.      Не спеши языком… (торопись делом)

2.      Готовь сани летом … (а телегу зимой.)

3.      С кем поведешься … (от того и наберешься)

4.      Труд человека кормит, … (а лень портит)

5.      Делу время, … (потехе - час)

6.       Кто много говорит, … (тот мало делает)

7.      Кто любит трудиться, … (тому без дела не сидится)

8.      Лучше горькая правда, … (чем сладкая ложь)

9.      Человек от лени болеет, … (а от труда здоровеет)

10.    Красна птица пером, … (а человек умом.)

 

 

Ведущий: Следующее задание будет посложнее.  Мы вам прочитаем небольшие истории, а вы догадайтесь, на какие пословицы они придуманы.

 

1-й учащийся: Взял мальчик косу и задумал траву косить. Порезал себе ногу и заплакал. Баба увидела и сказала: «Не тебе косить. Тебе еще только батюшке завтраки носить. Знай сверчок свой шесток».

 

2-й учащийся: Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали: «Ворон за море летал, умнее не стал».

 

3-й учащийся: Волк съел овцу; охотники поймали волка и стали его бить. Волк сказал: «Напрасно вы меня бьете» я не виноват, что сер». А охотники сказали: «Не за то бьют, что сер, а за то, что овцу съел».

 

1-й учащийся: Девочка без матери зашла в погребок и выпила молоко.  Когда мать      пришла, девочка потупилась и не глядит на мать. И сказала мама: Знает кошка, чье мясо съела.

 

2-й учащийся: Бежал заяц от собак и ушел в лес. В лесу ему хорошо    было, да уж много он страху набрался и хотел еще лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, полез в чащу в овраге – и наскочил на волка. Волк схватил его. «Видно, правда, - подумал заяц, - что хотел спрятаться и вовсе пропал. Было мне хорошо, хотел, чтобы было еще лучше. А ведь верно говорят, что …( От добра добра не ищут.)

Ведущий: Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают нашу речь, обогащают ум. Услышав пословицу, мы стараемся запомнить ее на всю жизнь. Оттого и говорится: старая пословица ввек не сломится.

 

Ведущий: Открываем 5-ю, последнюю страницу устного журнала, которая называется «Занимательно о русском...», и она посвящена занимательным играм. Русский язык - это не сухая наука, хотя и серьёзная. Однако и о серьёзном можно говорить с элементами шутки, занимательности. Предлагаем вам различные задания, которые покажут, что русский язык не только богат и выразителен, но и очень интересен.

1-й учащийся: Предлагаем вам отгадать метаграммы.

 Метаграмма – это загадка, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы на другую получается новое слово. Например, меняя первую букву в слове сом, получим: дом, ком, лом, том

 

1.Меня в сказке вы отыщите,

   Я в сказке Пушкина герой.

   Но Л на Н лишь замените,-

   Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей)

 

2.Когда я с Т, на мне плывут.

   Когда я с Д, меня сорвут. (Плот – плод)

 

3.С К я в школе на стене,

   Горы, реки есть на мне,

   С П – от вас не утаю-

   Тоже в школе я стою. (Карта- парта)

 

4. С Ч над морем я летаю,

    С Г в машинах я бываю.

                                 (чайка-гайка)

5. С М меня ты надеваешь

    С Л собаку называешь.

                                  (майка-лайка)

           6. С б смертельной я бываю,

               С м меха я пожираю,

              С р актёру я нужна,

              С с для повара важна.

(Боль — моль — роль — соль.)

 

7. С третьей буквой алфавита

    Я больных лечу,

    А с четвертой-

    Я весной прилечу.

 (врач-грач)

 

8. Я сибирская река,

    Широка и глубока.

    Букву Е на У смени –

    Буду спутником Земли.

     (Лена-Луна)

   

         9. С глухим согласным наливаюсь в поле,

              Со звонким – сам звеню я на раздолье.

                                       (колос-голос)

 

 10.С глухим – траву она срезает,

                Со звонким – и листочки объедает.

                                      (коса-коза)

 

           11.Меня ты не напрасно ценишь:

                Тебя насытить я могу.

                Но если У на Е заменишь,

                 Я по деревьям побегу.

                                      (булка-белка)

 

            12.Чтоб отгадать, имей терпенье,

                  С Л часть лица, а с б растение.

                                                 (лоб-боб)

2-й учащийся: А знаете ли вы, что такое анаграммы? Анаграммы — это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот — ток) или при перестановке слогов   и   букв (сосна — насос, ручка чурка)

    1. Я — дерево. В родной стране                                  

       Найдёшь в лесах меня повсюду.                              

       Но слоги переставь во мне —                                  

       И воду подавать я буду.  

                                  (сосна-насос)                                    

2. Легко дыша в моей тени,                                      

Меня ты летом часто хвалишь.                                

Но буквы переставь мои —                                    

И целый лес ты мною свалишь

(Липа — пила.)                                                

3. Я украшаю луг, поляну,

                    Цветок для всех знакомый я,

 А буквы переставь, я стану

 Презлое насекомое.

 (ромашка-мошкара)

                 4. Кто по воде так быстро мчится?

                     Найди название ему.

                     Прочти иначе – превратится

                     Он в детский лагерь, что в Крыму.

                                         (катер-Артек)

 

 5.Лежу я на земле,                                                                                                             Прибитая к железу,

 Но буквы переставь -

 В кастрюлю я полезу.

 (шпала-лапша)

 

3-й учащийся: А сейчас попробуйте отгадать шарады. Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

 

        1.На первом стоит часовой

Второе в лесу зеленеет.

На целое, только стемнеет,

Ты ляжешь – и кончен твой день трудовой. (Пост- ель)

 

       2.Первое –нота, второе – тоже,

А целое- на горох похоже. (фа- соль)

 

       3.Первый слог –напиток,

Второй – название буквы,

А целое – птица.( Чай-ка)

 

        4.Слог первый — нота на рояле,

           Второй — в земле мы откопали,

            А целое с большим вниманием

            Мы будем слушать на собрании. (Доклад.)

 

            5.Три буквы облаками реют.

       Две видны на лице мужском,

       А целое порой белеет

       В тумане моря голубом. (парус)

         6.В ярме шагает первый слог.

     Второй, конечно уж, предлог!

    А целое корабль качает,

     То вверх, то вниз его бросает. (волна)

 

       7.Мой первый слог – предлог,

       А во втором мы проживем все лето,

       А целое от нас и вас

       Давно уж ждет ответа. (задача)

 

4 учащийся: В русском языке есть еще понятие «логогрифы». Логогрифами называются слова-загадки, ме­няющие своё значение при отнимании или прибавлении букв (гроза — роза, галька — галка),

1. Известное я блюдо.

 Когда ж прибавишь м

 Летать, жужжать я буду,

 Надоедая всем.

(Уха — муха.)

2. И по реке, и по пруду

 Плыву я в тихую погоду.

Но вставь лишь и — я поведу

Стальную птицу к небосводу.

(Плот — пилот.)

 

                        3.на берегу морском

                           Я круглый год валяюсь;

                           Отнимешь мягкий знак –

                            И вверх я устремляюсь.

     (галька-галка)

 

                        4. Пойди-ка в сад и погляди:

        Я там цвету, благоухая.

                            Но Г приставишь впереди –

                             И в небе я загромыхаю.

           (роза-гроза)

 

1 учащийся: Теперь сыграем в такую игру: я буду показывать вам слово, записанное на табличке, а вы прибавьте к каждому слову слева по одной букве, чтобы получилось новое слово, например: Анна –ванна.

Рот ( крот)

Ель (мель)

Вал (овал)

Игры ( тигры)

Лён ( клён)

Ров( кров)

Том(атом)

Лень( олень)

Рубка ( трубка)

Кол (укол)

Овцы ( ловцы)

 

 

 

Ведущий. Закрываем последнюю страницу нашего устного журнала.

Надеемся, что сегодняшняя встреча с «великим и могучим» русским языком подтолкнёт нас к серьёзному изучению русского языка, чтобы в наших «умелых руках» он был в «состоянии совершать чудеса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий

Примеры уроков с использованием различных технологий: критическое мышление, проблемное обучение, дифференцированное обучение. Внекласные мероприятие, отражающие тему патриотического воспитания....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...

Внеклассное мероприятие по английскому языку для 2 класса "We know the ABC"

Данный материал представляет собой конспект урока с постановкой цели и задачами. Урок является обобщением по изучению алфавита,проходит в игровой форме с использованием песен и стихотворений....

Внеклассное мероприятие

Этика для современных молодых людей, что то очень далекое и забытое, а уж этические нормы в профессии вообще вещь непонятная. В разработке своего мероприятия я постаралась в доступной форме рассказать...

внеклассное мероприятие "Вместе мы сильнее"

Цель внеклассного  мероприятия «Вместе мы сильнее» - формирование у учащихся негативной  позиции к ПАВ и их применению,  пропаганда здорового образа жизни....

Интегрированное внеклассное мероприятие по математике и информатике "Мы самые умные и сообразительные"

Данное мероприятие я проводила в Набережночелнинском медколледже со студентами, поступившими в колледж на базе 9 классов. Вашему вниманию представлены разработка мероприятия и презентация. Мероприятие...

Внеклассное мероприятие "Беслан.Мы помним..."

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры. Формирование у них ценностного отношения к Родине, ее ...