Программа промежуточной аттестации по МДК 01.02 Психология социально-правовой деятельности
рабочая программа

Программа промежуточной аттестации по МДК 01.02 Психология социально-правовой деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

 СПЕЦИФИКАЦИЯ

программы промежуточной аттестации

МДК.01.02.  Психология социально – правовой деятельности

по профессиональному модулю  

ПМ. 01. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного

 обеспечения и социальной защиты,

для специальности  

40.02.01  ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

(углубленная подготовка)

  • Общие положения
  • Спецификацией оценочного средства устанавливаются требования к содержанию и оформлению вариантов оценочного средства для осуществления внутренней системы оценки основных показателей образовательного результата обучающихся, как комплекса способностей, умений и знаний.
  • Оценочное средство позволяет установить уровень освоения обучающимися образовательного стандарта на конкретном этапе обучения и является инструментом оценки соответствия полученных обучающимися знаний и умений требованиям рабочей программы профессионального модуля.
  • Документы, определяющие нормативно-правовую базу содержания оценочного средства

Оценочное средство разработано в соответствии с: 

  •  Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 508).
  • Положением о текущей и промежуточной аттестации ГБПОУ  Юридический колледж при реализации основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования;
  • Рабочей программой  профессионального модуля.
  • Назначение оценочного средства

Оценочное средство предназначено для  оценки усвоенных знаний и освоенных умений  при  проведении промежуточной аттестации обучающихся.

  • Форма/вид промежуточной аттестации

Формой промежуточной аттестации в соответствии с  учебным планом является:

в  4 семестре -  экзамен.  

  • Форма проведения промежуточной аттестации (форма контроля)

в  4  семестре –  устная форма контроля.

  • Срок проведения

Промежуточная аттестация проводится  по окончании семестра в соответствии с учебным планом.

  • Время, отводимое на проведение промежуточной аттестации

На промежуточную аттестацию отводится:

в 4  семестре –  6  академических часов.

  • Проверяемые умения и знания: 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

 уметь:

-  объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;

- правильно использовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать/понимать:

- основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;

-основы психологии личности;

- современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;

В результате освоения учебной дисциплины на конкретном этапе происходило формирование общих и профессиональных:  

 общие компетенции (ОК):

ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей бедующей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 03. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 04.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 06. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться  с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 07. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

0К 12. Соблюдать деловой этикет, культуры и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

профессиональные компетенции (ПК):

ПК 1.2.  Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

  • Информационные источники для разработки оценочных средств

Наименование

Автор

Издательство и год издания

[1]

Основы юридической психологии для сотрудников правоохранительных органов.

Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л.

М.: «Щит-М», 2005.

[2]

Юридическая психология

Цветков В.Л.

М.: «Щит М», 2010.

[3]

Психология старости и старения

Краснова О.В.

М.: Академия, 2003.

[4]

Психология человека от рождения до смерти

Реан А.А.

С.-Пб.: Нева, 2002.

[5]

Практическая психодиагностика

Райгородский Д.Я.

М.:Бахрах-М, 2006.

[6]

Социальная психология

Сущенко С.А.

Ростов-на-Дону: Феникс,2005.

[7]

Личность в условиях психической депривации

Алексеенкова Е.Г.

СПб.: Питет, 2009.

[8]

Этика сотрудников правоохранительных органов

Под ред. Дубова Г.А.

М.: «Щит-М», 2007.

  • Информационные источники для подготовки обучающихся к выполнению оценочного средства

Наименование

Автор

Издательство и год издания

[1]

Основы юридической психологии для сотрудников правоохранительных органов.

Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л.

М.: «Щит-М», 2005.

[2]

Юридическая психология

Цветков В.Л.

М.: «Щит М», 2010.

СОДЕРЖАНИЕ

 МДК.01.02.  Психология социально – правовой деятельности

по профессиональному модулю  

ПМ. 01. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного

 обеспечения и социальной защиты,

курс 2  семестр № 4

форма  зачет

 Раздел  2. Организация психологического взаимодействия  с  гражданами в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты

Тема

Теоретические вопросы

Практические задания

Тема 2.1.  

Введение в общую психологию

 

  1. Определение психологии как науки. Предмет психологии.
  2. Психические явления и их классификация.
  3. Этапы истории психологии. Психоанализ.
  4. Этапы истории психологии. Бихевиоризм.
  5. Этапы истории психологии.  Гуманистическая психология.
  6. Этапы истории психологии.  Гештальтпсихология.
  7. Методы психологии по Б.Г. Ананьеву.
  8. Тестирование как метод психологического исследования. Виды тестов.

 

 1.Опишите конкретные жизненные и профессиональные ситуации, в которых юристу социальной сферы  необходимы психологические знания и умения.

 2. Приведите примеры проявления психических процессов в конкретных жизненных ситуациях.

 свойств и состояний.

  1. Приведите примеры проявления психических свойств в конкретных жизненных ситуациях.
  2. Приведите примеры проявления психических состояний в конкретных жизненных ситуациях.
  3. Определите, какие виды психических явлений (процессы, свойства и состояния) проявляются в следующих ситуациях:
    а) Пенсионер, пришедший в органы социального обеспечения,  сосредоточенно  заполняет бланк.
    б)  Молодая мать, придя на консультацию по вопросам пособий,  с восторгом рассказывает  своих детях.

в) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.
г) Пенсионер  очень огорчился, когда узнал размер своего пособия.

д)  Сотрудник органов социального обеспечения перечисляет  инвалиду все  его льготы.

 Тема 2.1. Общие основы учения о личности

  1. Понятие личности в психологии. Основные психологические подходы к пониманию личности.
  2. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности.
  3. Темперамент. Его виды и их характерист10.

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  МДК.01.02.  Психология социально – правовой деятельности

по профессиональному модулю  

  1. ПМ. 01. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного
  2.  обеспечения и социальной защиты,

курс 2  семестр № 4

форма  зачет

  1.  Раздел  2. Организация психологического взаимодействия  с  гражданами в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты

Тема

  1. Теоретические вопросы

Практические задания

Тема 2.1.  

  1. Введение в общую психологию

 

Определение психологии как науки. Предмет психологии.

  1. Психические явления и их классификация.
  2. Этапы истории психологии. Психоанализ.
  3. Этапы истории психологии. Бихевиоризм.
  4. Этапы истории психологии.  Гуманистическая психология.
  1. Этапы истории психологии.  Гештальтпсихология.

Методы психологии по Б.Г. Ананьеву.

Тестирование как метод психологического исследования. Виды тестов.

 

 1.Опишите конкретные жизненные и профессиональные ситуации, в которых юристу социальной сферы  необходимы психологические знания и умения.

  1.  2. Приведите примеры проявления психических процессов в конкретных жизненных ситуациях.

 свойств и состояний.

Приведите примеры проявления психических свойств в конкретных жизненных ситуациях.

Приведите примеры проявления психических состояний в конкретных жизненных ситуациях.

  1. Определите, какие виды психических явлений (процессы, свойства и состояния) проявляются в следующих ситуациях:
    а) Пенсионер, пришедший в органы социального обеспечения,  сосредоточенно  заполняет бланк.
    б)  Молодая мать, придя на консультацию по вопросам пособий,  с восторгом рассказывает  своих детях.
  2. в) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.
    г) Пенсионер  очень огорчился, когда узнал размер своего пособия.

д)  Сотрудник органов социального обеспечения перечисляет  инвалиду все  его льготы.

 Тема 2.1. Общие основы учения о личности

Понятие личности в психологии. Основные психологические подходы к пониманию личности.

Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности.

Темперамент. Его виды и их характеристкте Б не раньше воскресенья.

Вывод:?

  1. На почтамте при перевозке ценностей было три случая хищения без повреждения мешков: 6 декабря, 8 декабря, 10 декабря. Следователь определил круг лиц, участвовавших в эти дни в отправке почты и составил следующую таблицу:

Дата

Круг лиц

Явление

6.12

Кулдышев, Корнев, Сидоров

Хищение

8.12

Широглазов, Корнев, Кузнецов

Хищение

10.12

Чуйкин, Корнев, Кравец

Хищение

Какой вывод сделал следователь? И какая форма мышления позволила ему это сделать?

  1. Работнику органов опеки и попечительства необходимо дать приемным родителям характеристику на ребенка сангвинистического темперамента. Какую из черт личности сформировать у него легче всего?
  2. Работнику органов опеки и попечительства необходимо дать приемным родителям характеристику на ребенка  меланхолического  темперамента. Какую из черт личности сформировать у него легче всего?
  3. Определите тип акцентуации характера в следующих ситуациях и дайте  психологическую  характеристику человека:

а) Девушка ведет себя вызывающе, стараясь привлечь внимание окружающих.
б) Юноша всегда застенчив, чувствителен, не любит шумных компаний, предпочитает одного-двух друзей.
в) Мальчик часто старается сбежать с уроков, оправдываясь семейными обстоятельствами.
г) Сотрудник лаборатории всегда выполняет работу по заданному образцу, считая что «новшества» только повредят отработанной технологии.
д) Студент активный, уверенный в своих силах, при этом склонен давать обещания, не заботясь об их выполнении.

  1. Определите тип акцентуации характера в следующих ситуациях и дайте  психологическую  характеристику человека:
    а) Ученик хорошо разбирается в предмете, всегда готовится к урокам, но стесняется отвечать перед классом.
    б) Сотрудник научного отдела все рабочее время поглощен работой, практически не общается с коллегами, т.к. не испытывает потребности в общении.
    в) Девочка всю четверть активно работала, но в следующей четверти перестала проявлять интерес к учебе, замкнулась в себе.
    г) Юноша очень любит находиться в компании, шутить и рассказывать анекдоты, быть заводилой.
    д) Девушка постоянно сомневается – правильно ли она выбрала одежду, так ли она поступила.
  2. Определите тип акцентуации характера в следующих ситуациях и дайте  психологическую  характеристику человека:
    а) Получив замечание от начальника, мужчина пришел домой и сорвал зло на ребенке.
    б) Мальчик попал в компанию, где все курят, он тоже попробовал покурить, но потом ему было стыдно перед родителями. Однако курить в компании сверстников не бросил.
    в) Учительница в начале дня была веселой, но когда ученики нарушили дисциплину на уроке, она сильно рассердилась и успокоилась лишь на следующем уроке.
    г) Мальчик при игре с ребятами стал отбирать у них игрушки, в порыве злости подрался с ними и потом долго ходил обиженный, пытался отомстить.
    д) Мама послала ребенка в магазин, но он встретил друзей, и вместо магазина они пошли в кино.

 Тема 2.3.  

Особенности психологии пожилых людей

  1. Физиологические, социальные и психологические аспекты старения.
  2.         Изменения познавательных процессов у пожилых людей.
  3. Личностные изменения в пожилом возрасте.
  1. Вам, как социальному работнику, необходимо донести информацию пожилому человеку. Каким способом вы будете это делать, используя знания психологии геронтогенеза?
  2. Дайте консультацию родственникам пожилого человека об особенностях возраста старше 65 лет.

 Тема 2.4.  

Особенности психологии инвалидов

  1. Болезнь и инвалидность. Социальная модель инвалидности.
  2. Инвалиды как психотравматические личности.
  3. Психическая депривация и ее  виды.
  4. Последствия психической депривации для человека.

  1. Дайте консультацию родственникам  человека, попавшего в аварию и ставшим инвалидом.
  2. В органы социальной защиты на консультацию по вопросам пособий пришел гражданин С., являющийся инвалидом. В ходе взаимодействия с гражданином С. сотрудник органов социальной защиты заметила его подавленность. Он повторял фразы типа: «Что бы я ни делал я все равно инвалид! Я никогда не буду такой как все!». Его одолевали мысли о неудавшейся жизни. Он говорил, что если бы не было инвалидности, все было бы по-другому, лучше.

Чем вызвано такое состояние гражданина С.. Какие действия должен предпринять сотрудник органов социальной защиты? В какой форме необходимо построить беседу с данным гражданином?

  1. Дайте консультацию приемным родителям, ребенок которых в течение длительного времени находился в доме ребенка.

Тема 2.5.  Особенности девиантной личности

  1. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения.
  2. Этапы  формирования зависимости.
  3. Алкогольная и наркотическая  зависимости.
  4. Суицидальное поведение. Особенности истинного суицида.
  5. Суицидальное поведение. Особенности  аффективного суицида.
  6. Особенности  демонстративно-шантажного суицидального поведения.
  7. Агрессия и  агрессивность. Классификация видов агрессии.
  1. Какой вариант поведения наиболее целесообразен, если человек находится в состоянии гнева? Обоснуйте свой ответ.
  2. Опишите, как могла бы выразить или сдержать свой гнев девушка в следующей ситуации.
    Даша два месяца не покладая рук работала над курсовой работой по ПСО. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь ее преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на один день. Даша чувствует, как ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться.
    А.Прямое выражение гнева.
    Б.Косвенное выражение гнева.
    В.Сдерживание гнева.
  3. Дайте консультацию женщине, муж который имеет алкогольную зависимость.
  4. Дайте рекомендации родителям, ребенок которых имеет наркотическую зависимость.
  5.  Дайте рекомендации родителям, ребенок которых имеет алкогольную зависимость.

Тема 2.6.

Психология общения в профессиональной деятельности

  1. Характеристика и содержание общения.
  2. Виды общения Элементы невербального общения.  
  3. Перцептивная сторона общения. Эффект ореола.
  4. Коммуникативная  сторона общения. Барьеры непонимания.
  5. Избегание как один из барьеров непонимания. Основные приемы преодоления избегания.
  6. Интерактивная сторона общения.  Транзакции.
  7. Понятие коллектива как социальной группы людей.
  8. Динамика развития малой социальной группы.
  9. Конфликт. Фазы развития конфликта.
  10. Конфликт. Способы разрешения конфликта.
  1. Используя  знания о невербальной коммуникации, по приведенным отрывкам попробуйте догадаться о том, что в

действительности происходит с их персонажами.  

- Лицо Александра Ивановича сохраняло нейтральность, но руки его бесцельно шарили по столу, как у слепого.  

- Разговаривая, он, как на пружинах, подскакивал на диване, оглушительно и беспричинно хохотал, быстро-быстро потирал от удовольствия руки, а когда и этого оказывалось недостаточно для выражения его восторга, бил себя ладонями по коленкам, смеясь до слез.

- Как только присяжные уселись, председатель сказал им речь об их правах и ответственности. Говоря свою речь, председатель постоянно переменял позу: то облокачивался на левую, то на правую руку, то на спинку, то на ручки кресел, то уравнивал края бумаг, то гладил разрезной нож, то ощупывал карандаш.  

  1. Ниже приведены примеры трансакций. Поясните, с каких позиций действуют и должны действовать их участники, каков характер трансакции. Будет ли эффективным общение в трансакциях и почему?

-Иванов. Что стало с молодежью?! Она совсем распустилась!

Петров. Да, в их годы мы были поскромнее.

-Кассир. А не сорваться ли нам в кино, пока нет начальства?

Бухгалтер. Будьте добры, передайте мне ведомости за прошлый квартал.

-Голубева. Проводите меня, у нас в подъезде вечно толкутся пьяные.

Коршунов. Ну, конечно-конечно, с удовольствием провожу.

-Петров. Сейчас-сейчас, я предоставлю вам слово, я вижу, что вы уже пятый раз поднимаете руку.

Сидоров. Могу и вообще не выступать...

- Иванов. После Сидорова, он от пенсионеров выступает, я дам вам слово!

Петров. Отлично!

-Иванов. Как вам не стыдно сидеть, когда рядом инвалид?

Петров. Так уступи ему место, дедуся. А то расселся тут и указывает...

Иванов. Кто ты такой, чтобы всем указывать?!

  1. Сотрудник ОВД  в своем коллективе находился в статусе аутсайдера. Какой барьер непонимания не позволял остальным сотрудникам прислушиваться к его мнению?
  2. На прием в органы социального обеспечения пришла женщина. Одежда была ее старой, хоть и опрятной. Внешне она была совершенно не привлекательна: забота о больном муже измучила ее.  И хоть речь ее была грамотной и приятной, после ее ухода сотрудник органов социального обеспечения в разговоре со своими коллегами дал ей плохую характеристику. Какой феномен позволил ему это сделать? И правильно ли его заключение?

 Тема 2.7.  

Психологические основы деонтологии в социальном обеспечении 

  1. Определение деонтологии как науки.  Виды деонтологии.

  1. Составьте примерную беседу  с гражданином пожилого возраста,  используя  этические правила и принципы в профессиональной деятельности.

  •  Состав  оценочного средства 
  • Оценочное средство состоит из перечня теоретических вопросов для тематического собеседования с целью проверки усвоенных знаний и  практических заданий для проверки освоенных умений. Всего в перечне приведено80  вопросов и определено 7 тематик.

Из них –501  теоретический вопрос и 30 практических заданий.

  • Содержательная структура оценочного средства:
  1. Все задания/вопросы, представленные в оценочном средстве, носят равноценный характер и позволяют оценить усвоенные знания и освоенные умения на продуктивном уровне освоения (планирование и самостоятельное выполнение, решение проблемных задач).
  • Процедура проведения
  • Количество обучающихся, находящихся в аудитории одновременно -   все курсанты;
  • время, отведенное на подготовку ответа 3 -5  мин;
  • время, отведенное на ответ одного обучающегося – 3-5  мин.

Информация, которая доводится до обучающихся:

  • При использовании мобильного телефона или при нарушении дисциплины, а также несоблюдении процедуры проведения аттестационного мероприятия, обучающийся может быть удален с него. Срок пересдачи доводится до обучающихся преподавателем по согласованию с учебной частью.

Критерии оценки учебных достижений обучающихся:  

    Для оценки уровня освоения курсантами учебного материала используется пятибалльная система: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно

 

«5»

за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся легко ориентируется, владеет понятийным аппаратом, умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения; грамотное, логическое изложение ответа (как в устной, так и в письменной форме), качественное внешнее оформление.

«4»

если обучающийся полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, форма ответа имеет отдельные неточности.

«3»

если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения.

«2»

если обучающийся имеет разрозненные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач.

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ  Юридический колледж)

Форма промежуточной аттестации

Дифференцированный

ЗАЧЕТ 

Учебная дисциплина

МДК 01.02    Психология социально-правовой деятельности

Специальность

  1.  40.02.01  Право и организация социального обеспечения  

2 курс, 4 семестр 

УТВЕРЖДАЮ

 Зам директора по УиВР

__________________/Л.Ф. Воронцова/

___  _____________ 2020 г.

 СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ЦК  по специальности  «Право и организация социального обеспечения»

от ____                             2020г. № ___

Перечень вопросов для собеседования  

            Теоретические вопросы:  

  1. Определение психологии как науки. Предмет психологии.
  2. Психические явления и их классификация.
  3. Этапы истории психологии. Психоанализ.
  4. Этапы истории психологии. Бихевиоризм.
  5. Этапы истории психологии.  Гуманистическая психология.
  6. Этапы истории психологии.  Гештальтпсихология.
  7. Методы психологии по Б.Г. Ананьеву.
  8. Тестирование как метод психологического исследования. Виды тестов.
  9. Понятие личности в психологии. Основные психологические подходы к пониманию личности.
  10. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности.
  11. Темперамент. Его виды и их характеристика.
  12. Характер как свойство личности.  Акцентуации характера.
  13. Характеристика эпилептоидной, гипертимной,   шизоидной акцентуаций характера.
  14. Характеристика истероидной и  циклоидной акцентуаций характера.
  15. Характеристика неустойчивой, лабильной, сензитивной акцентуаций характера.
  16. Характеристика  эпилептоидной и конформной акцентуаций характера.
  17. Понятие об ощущении как познавательном процессе
  18. Абсолютная и относительная чувствительности.  
  19. Общая характеристика восприятия. Свойства и виды восприятия. Иллюзии восприятия.
  20. Понятие о памяти. Виды памяти.
  21. Процессы памяти, эффекты памяти.
  22. Память. Законы памяти.
  23. Модель памяти.
  24. Мышление. Операции мышления.
  25. Мышление. Виды мышления по генезису развития.
  26. Физиологические, социальные и психологические аспекты старения.
  27. Изменения познавательных процессов у пожилых людей.
  28. Личностные изменения в пожилом возрасте.
  29. Болезнь и инвалидность. Социальная модель инвалидности.
  30. Инвалиды как психотравматические личности.
  31. Психическая депривация и ее  виды.
  32. Последствия психической депривации для человека.
  33. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения.
  34. Этапы  формирования зависимости.
  35. Алкогольная и наркотическая  зависимости.
  36. Суицидальное поведение. Особенности истинного суицида.
  37. Суицидальное поведение. Особенности  аффективного суицида.
  38. Особенности  демонстративно-шантажного суицидального поведения.
  39. Агрессия и  агрессивность. Классификация видов агрессии.
  40. Характеристика и содержание общения.
  41. Виды общения Элементы невербального общения.  
  42. Перцептивная сторона общения. Эффект ореола.
  43. Коммуникативная  сторона общения. Барьеры непонимания.
  44. Избегание как один из барьеров непонимания. Основные приемы преодоления избегания.
  45. Интерактивная сторона общения.  Транзакции.
  46. Понятие коллектива как социальной группы людей.
  47. Динамика развития малой социальной группы.
  48. Конфликт. Фазы развития конфликта.
  49. Конфликт. Способы разрешения конфликта.
  50. Определение деонтологии как науки.  Виды деонтологии.

Практические задания:

1.Опишите конкретные жизненные и профессиональные ситуации, в которых юристу социальной сферы  необходимы психологические знания и умения.

 2. Приведите примеры проявления психических процессов в конкретных жизненных ситуациях.

 3.        Приведите примеры проявления психических свойств в конкретных жизненных ситуациях.

4.        Приведите примеры проявления психических состояний в конкретных жизненных ситуациях.

5.        Определите, какие виды психических явлений (процессы, свойства и состояния) проявляются в следующих ситуьности.  

Общая характеристика восприятия. Свойства и виды восприятия. Иллюзии восприятия.

Понятие о памяти. Виды памяти.

Процессы памяти, эффекты памяти.

Память. Законы памяти.

Модель памяти.

Мышление. Операции мышления.

Мышление. Виды мышления по генезису развития.

Физиологические, социальные и психологические аспекты старения.

Изменения познавательных процессов у пожилых людей.

Личностные изменения в пожилом возрасте.

Болезнь и инвалидность. Социальная модель инвалидности.

Инвалиды как психотравматические личности.

Психическая депривация и ее  виды.

Последствия психической депривации для человека.

Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения.

Этапы  формирования зависимости.

Алкогольная и наркотическая  зависимости.

Суицидальное поведение. Особенности истинного суицида.

Суицидальное поведение. Особенности  аффективного суицида.

Особенности  демонстративно-шантажного суицидального поведения.

Агрессия и  агрессивность. Классификация видов агрессии.

Характеристика и содержание общения.

Виды общения Элементы невербального общения.  

Перцептивная сторона общения. Эффект ореола.

Коммуникативная  сторона общения. Барьеры непонимания.

Избегание как один из барьеров непонимания. Основные приемы преодоления избегания.

Интерактивная сторона общения.  Транзакции.

Понятие коллектива как социальной группы людей.

Динамика развития малой социальной группы.

Конфликт. Фазы развития конфликта.

Конфликт. Способы разрешения конфликта.

Определение деонтологии как науки.  Виды деонтологии.

Практические задания:

1.Опишите конкретные жизненные и профессиональные ситуации, в которых юристу социальной сферы  необходимы психологические знания и умения.

 2. Приведите примеры проявления психических процессов в конкретных жизненных ситуациях.

 3.        Приведите примеры проявления психических свойств в конкретных жизненных ситуациях.

4.        Приведите примеры проявления психических состояний в конкретных жизненных ситуациях.

5.        Определите, какие виды психических явлений (процессы, свойства и состояния) проявляются в следующих ситуледующую таблицу:

 

ДатаКруг лицЯвление6.12Кулдышев, Корнев, СидоровХищение8.12Широглазов, Корнев, КузнецовХищение

10.12

Чуйкин, Корнев, Кравец

Хищение

Какой вывод сделал следователь? И какая форма мышления позволила ему это сделать?

11.        Работнику органов опеки и попечительства необходимо дать приемным родителям характеристику на ребенка сангвинистического темперамента. Какую из черт личности сформировать у него легче всего?

12.        Работнику органов опеки и попечительства необходимо дать приемным родителям характеристику на ребенка  меланхолического  темперамента. Какую из черт личности сформировать у него легче всего?

13.        Определите тип акцентуации характера в следующих ситуациях и дайте  психологическую  характеристику человека:

а) Девушка ведет себя вызывающе, стараясь привлечь внимание окружающих.

б) Юноша всегда застенчив, чувствителен, не любит шумных компаний, предпочитает одного-двух друзей.

в) Мальчик часто старается сбежать с уроков, оправдываясь семейными обстоятельствами.

г) Сотрудник лаборатории всегда выполняет работу по заданному образцу, считая что «новшества» только повредят отработанной технологии.

д) Студент активный, уверенный в своих силах, при этом склонен давать обещания, не заботясь об их выполнении.

14.        Определите тип акцентуации характера в следующих ситуациях и дайте  психологическую  характеристику человека:

а) Ученик хорошо разбирается в предмете, всегда готовится к урокам, но стесняется отвечать перед классом.

б) Сотрудник научного отдела все рабочее время поглощен работой, практически не общается с коллегами, т.к. не испытывает потребности в общении.

в) Девочка всю четверть активно работала, но в следующей четверти перестала проявлять интерес к учебе, замкнулась в себе.

г) Юноша очень любит находиться в компании, шутить и рассказывать анекдоты, быть заводилой.

д) Девушка постоянно сомневается – правильно ли она выбрала одежду, так ли она поступила.

15.        Определите тип акцентуации характера в следующих ситуациях и дайте  психологическую  характеристику человека:

а) Получив замечание от начальника, мужчина пришел домой и сорвал зло на ребенке.

б) Мальчик попал в компанию, где все курят, он тоже попробовал покурить, но потом ему было стыдно перед родителями. Однако курить в компании сверстников не бросил.

в) Учительница в начале дня была веселой, но когда ученики нарушили дисциплину на уроке, она сильно рассердилась и успокоилась лишь на следующем уроке.

г) Мальчик при игре с ребятами стал отбирать у них игрушки, в порыве злости подрался с ними и потом долго ходил обиженный, пытался отомстить.

д) Мама послала ребенка в магазин, но он встретил друзей, и вместо магазина они пошли в кино.

16.        Вам, как социальному работнику, необходимо донести информацию пожилому человеку. Каким способом вы будете это делать, используя знания психологии геронтогенеза?

17.        Дайте консультацию родственникам пожилого человека об особенностях возраста старше 65 лет.

18.        Дайте консультацию родственникам  человека, попавшего в аварию и ставшим инвалидом.

19.        В органы социальной защиты на консультацию по вопросам пособий пришел гражданин С., являющийся инвалидом. В ходе взаимодействия с гражданином С. сотрудник органов социальной защиты заметила его подавленность. Он повторял фразы типа: «Что бы я ни делал я все равно инвалид! Я никогда не буду такой как все!». Его одолевали мысли о неудавшейся жизни. Он говорил, что если бы не было инвалидности, все было бы по-другому, лучше.Чем вызвано такое состояние гражданина С.. Какие действия должен предпринять сотрудник органов социальной защиты? В какой форме необходимо построить беседу с данным гражданином?

20.        Дайте консультацию приемным родителям, ребенок которых в течение длительного времени находился в доме ребенка.

21.        Какой вариант поведения наиболее целесообразен, если человек находится в состоянии гнева? Обоснуйте свой ответ.

22.        Опишите, как могла бы выразить или сдержать свой гнев девушка в следующей ситуации.

Даша два месяца не покладая рук работала над курсовой работой по ПСО. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь ее преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на один день. Даша чувствует, как ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться.

А.Прямое выражение гнева.

Б.Косвенное выражение гнева.

В.Сдерживание гнева.

23.        Дайте консультацию женщине, муж который имеет алкогольную зависимость.

24.        Дайте рекомендации родителям, ребенок которых имеет наркотическую зависимость.

25.         Дайте рекомендации родителям, ребенок которых имеет алкогольную зависимость.

26.        Используя  знания о невербальной коммуникации, по приведенным отрывкам попробуйте догадаться о том, что в действительности происходит с их персонажами.  

- Лицо Александра Ивановича сохраняло нейтральность, но руки его бесцельно шарили по столу, как у слепого.  

- Разговаривая, он, как на пружинах, подскакивал на диване, оглушительно и беспричинно хохотал, быстро-быстро потирал от удовольствия руки, а когда и этого оказывалось недостаточно для выражения его восторга, бил себя ладонями по коленкам, смеясь до слез.

- Как только присяжные уселись, председатель сказал им речь об их правах и ответственности. Говоря свою речь, председатель постоянно переменял позу: то облокачивался на левую, то на правую руку, то на спинку, то на ручки кресел, то уравнивал края бумаг, то гладил разрезной нож, то ощупывал карандаш.  

27.        Ниже приведены примеры трансакций. Поясните, с каких позиций действуют и должны действовать их участники, каков характер трансакции. Будет ли эффективным общение в трансакциях и почему?

-Иванов. Что стало с молодежью?! Она совсем распустилась!

Петров. Да, в их годы мы были поскромнее.

-Кассир. А не сорваться ли нам в кино, пока нет начальства?

Бухгалтер. Будьте добры, передайте мне ведомости за прошлый квартал.

-Голубева. Проводите меня, у нас в подъезде вечно толкутся пьяные.

Коршунов. Ну, конечно-конечно, с удовольствием провожу.

-Петров. Сейчас-сейчас, я предоставлю вам слово, я вижу, что вы уже пятый раз поднимаете руку.

Сидоров. Могу и вообще не выступать...

- Иванов. После Сидорова, он от пенсионеров выступает, я дам вам слово!

Петров. Отлично!

-Иванов. Как вам не стыдно сидеть, когда рядом инвалид?

Петров. Так уступи ему место, дедуся. А то расселся тут и указывает...

Иванов. Кто ты такой, чтобы всем указывать?!

28.        Сотрудник ОВД  в своем коллективе находился в статусе аутсайдера. Какой барьер непонимания не позволял остальным сотрудникам прислушиваться к его мнению?

29.        На прием в органы социального обеспечения пришла женщина. Одежда была ее старой, хоть и опрятной. Внешне она была совершенно не привлекательна: забота о больном муже измучила ее.  И хоть речь ее была грамотной и приятной, после ее ухода сотрудник органов социального обеспечения в разговоре со своими коллегами дал ей плохую характеристику. Какой феномен позволил ему это сделать? И правильно ли его заключение?

30.        Составьте примерную беседу  с гражданином пожилого возраста,  используя  этические правила и принципы в профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочные средства по МДК 01.02. Психология социально-правовой деятельности

Контрольно-оценочные средства, созданные мною к курсу Психология социально-правовой деятельности ...

Практические занятия по МДК 01.02 Психология социально-правовой деятельности

Практические задания разработанные мною к курсу Психология социально-правовой деятельности...

Программа промежуточной аттестации дифференцированный зачет по МДК 03.01. Организация деятельности аптеки и ее структурных подразделений

Изучение МДК 03.01" Организация деятельности аптеки и ее структурных подразделений" завершается дифференцированнымзачетом в конце семестра и проводится в форме тестирования.....

Учебно - методический комплекс по изучению междисциплинарного курса МДК 01.02 Психология социально - правовой деятельности

УМК для самостоятельного изучения Междисциплинарного курса 01.02 Психология социально-правовой деятельности составлен с применением дистанционных технологий для студентов заочной формы обучения для с...

КТП Психология социально-правовой деятельности

Специальность 40.02.01 право и организация социального обеспечения МДК 01.02 Психология социально-правовой деятельности...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по МДК.01.02. Психология социально-правовой деятельности

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия  по МДК.01.02. Психология социально-правовой деятельности...