МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАСС по живописи. «Пейзаж акварелью в смешанной технике».
методическая разработка

Беляева Ирина Борисовна

Методическая разработка мастер-класса по живописи на тему "Пейзаж акварелью в смешанной технике" разработана для уч-ся 2 курса педагогического колледжа №8, по дисциплине МОПВД в области изобразительного искусства. Основная цель разработки, познакомить уч-ся с наиболее распространенными техниками акварельной живописи и применить полученные  умения и навыки на практике - выполнить пейзаж акварелью, используя различные техники и приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка22.65 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГБПОУ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №8»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МАСТЕР-КЛАСС

по живописи.

«Пейзаж акварелью в смешанной технике».

Разработчик: Беляева И.Б.

2021 г.

Название

МАСТЕР-КЛАСС

«Пейзаж акварелью в смешанной технике»

Разработчик

Преподаватель МОПВД  Беляева И.Б.

Предметная область

МДК 01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом в области ИЗО

Цель

Цель проекта: изучить основные акварельные техники.

  • Ознакомиться с наиболее распространенными техниками акварельной живописи;
  • Применить полученные знания на практике -  выполнить серию   пейзажей акварелью, используя различные техники и приемы.

Развитие у учащихся эстетического отношения к жизни через увлечение искусством, развитие способностей восприятия искусства и потребности общения с ним. Эта цель осуществляется через ознакомление с теоретическими и практическими основами изобразительного искусства, в умении использовать полученные навыки на практике пробных уроков.

Спектр применения

В формате классно-урочной системы использование этого материала возможно на разных этапах урока, и на внеурочной деятельности. Мастер-класс вызовет интерес учащихся, на этапе анализа расширит, уточнит, углубит знания, а на заключительных этапах оценит их.

Общие и профессиональные компетенции, развиваемые

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных

задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде.

ОК 8.         Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,

осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.

Методические особенности использования мастер-класса

Акварель (от лат. aqua -  «вода») – краски, обычно на растительном клее, разводимые водой (без примеси белил). Ее основные качества – прозрачность красок сквозь которые просвечивает тон и фактура основы (бумаги реже – шелка и слоновой кости).

Акварельные краски были известны еще в древнем Египте, в древнем Китае и странах античного мира. Долгое время письмо ими считалось лишь одной из составляющих графического рисунка.  Живопись акварелью в современном ее представлении возникла сравнительно недавно: в конце XVIII – начале XIX вв.

Тогда она приобрела независимость и стала одной из самых сложных техник рисования. Суть приема «работа по мокрому» в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Такой способ позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки. Особенно успешно этот метод используется в пейзажной живописи. Техника A la Prima -  это живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются эффекты разводов, переливов и перетеканий краски.

Работа «по-сухому» акварелью заключается в том, что краска наносится на сухой лист бумаги одним (однослойная акварель) или несколькими (лессировка) слоями, в зависимости от идеи художника.

Однослойная акварель по-сухому» выполняется в одно-два касания. Это позволяет сохранить чистоту цветов на изображении. По мере необходимости можно «включить» краску другого оттенка или цвета в нанесенный, но еще не высохший слой.

Лессировками называется способ нанесения акварели прозрачными мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет. Работы могут выполняться в комбинированной (смешанной) акварельной технике, когда в одной картине сочетаются как приемы «по-мокрому», так и «по-сухому».

  Существуют техники, когда акварель смешивается с другими красящими материалами, например, с белилами (гуашью), акварельными карандашами. Так же можно создавать в нужных местах предварительный рисунок восковыми мелками. Затем всю работу смочить водой и делать заливки красками. Места, первоначально закрашенные восковыми мелками, останутся не затронутыми акварелью, т.к. воск отталкивает воду.

. Иногда при создании акварельных работ используются некоторые спецэффекты.      Например, кристаллики соли, нанесенные поверх влажного красочного слоя, впитывают в себя часть пигмента, в результате оставляя на бумаге неповторимые разводы, движущиеся тональные переходы. С помощью соли можно получить подвижную воздушную среду в картине, украсить луг цветами, а небо звездами.

Определенный интерес представляет собой акварель, выполненная на предварительно мятой бумаге, благодаря чему краска особым образом скапливается в местах перегибов листа, создавая дополнительный объем.

 В некоторых случаях оправдывает себя нанесение пигмента на лист путем разбрызгивания (например, пальцем с зубной щетки), т.к. воспроизвести множество мельчайших точек обычной кистью достаточно сложно и долго. В некоторых случаях оправдывает себя нанесение пигмента на лист путем разбрызгивания, например, пальцем с зубной щетки

Последовательность выполнения живописного этюда зимнего пейзажа в смешанной технике (акварель и восковой мелок)

Работа выполнятся в комбинированной (смешанной) акварельной технике, когда в одной картине сочетаются, как приемы работы «по - сырому», так и «по- сухому».

  1. Выбор горизонтального формата листа.
  2. Набросок карандашом деревьев и определение линии горизонта.
  3. Белым восковым мелком рисуются стволы деревьев.
  4. Черным восковым мелком рисуется фактура коры и ветки берез, коричневым кусты на переднем и деревья на заднем плане.
  5. Бумага смачивается водой и выполняются заливки красками в технике акварели «по сырому». Суть приема «работы по сырому» в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист и позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки. Места, первоначально закрашенные восковыми мелками, останутся не затронутыми акварелью, т.к. воск отталкивает воду.
  6.  На стволах деревьев и от них выполняются   собственные и падающие тени в технике по - сухому. Однослойная акварель по- сухому   пишется в одно-два касания. Это позволяет сохранить чистоту цветов на изображении. По мере необходимости можно «включить» краску другого оттенка или цвета в нанесенный, но еще не высохший слой.
  7. Прописывается задний план и фактура ореола деревьев в технике лессировки. Лессировками называется способ нанесения акварели прозрачными мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим.
  8. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет.

Техническое оснащение

Компьютерное оборудование. Презентация, акварель, кисти, бумага и восковые мелки.

Участники

Студенты 2 курса 212 и 215 гр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОП.04«Электротехника и электронная техника» И ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Курс «Электротехника и электронная техника» изучается   в соответствии с Примерной программойОП.04«Электротехника и электронная техника» специальности 110809, рекомендована экспертным совето...

Методическая разработка мастер-класса. Тема: «Пейзаж кусочком текстиля»

Цель: Обучение педагогического коллектива творческим способностям в живописи через использование нетрадиционных техник рисования пейзажа.Задачи:-Повышение уровня педагогического мастерства педагогов.-...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Электронной технике"

Методические указания предназначены для студентов 2 курса специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям). Пособие рассчитано на 16 часов практичес...

Методическая разработка по обучению студентов изображению фигуры человека в технике масляной живописи

В процессе освоения рабочей программы по специальной дисциплине «Живопись с основами цветоведения» обучающиеся выполняют ряд практических заданий, связанных с изображением фигуры человека маслом. В да...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Электронная техника"

Методические рекомендации по выполнению практических работ составлены по дисциплине "Электронная техника"для специальности 15.02.07 "Автоматизация технологических процессов и производств"Программой пр...

Методические рекомендации по проведению уроков декоративно- прикладного искусства в технике узелкового батика

В данном материале рассказывается , как начать изучать технику узелкового батика.Эта техника интересна для детей, развивает фантазию и настолько многогранна, что осваивать её можно в течение всего кур...