«Система образования в России»
учебно-методический материал

Светлана Владимировна Глебко

Образование - это жизненно важная сфера социально-экономической деятельности. Значительная часть ресурсов общества задействована в образовании, к материальному обеспечению сферы образования имеют отношение многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время потребителем ее продукта. Образование является одним из факторов, обеспечивающих развитие общества, сглаживающих и даже нейтрализующих влияние на него негативных составляющих среды обитания экологического, техногенного и экономического порядка.

В современных условиях перед человечеством встала проблема обеспечения устойчивого развития цивилизации в условиях существенных изменений среды обитания, особая роль в решении данной проблемы отводится образованию. Значимость образования для развития цивилизации объективно обусловлена растущей ролью организационных и информационных технологий при снижении роли материального производства, образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества. Являясь одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности, образование обеспечивает развитие факторов и результатов производственной деятельности. В наше время образование является одной из самых крупных сфер мировой экономики и одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами, при этом ежегодные мировые расходы на образование по некоторым оценкам превышают триллион долларов. В современном обществе образование выступает и как система экономических отношений, выражающая взаимосвязь, взаимодействие непосредственно образования и сопряженных с ним сфер деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovedenie_kurochka.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Образование - это жизненно важная сфера социально-экономической деятельности. Значительная часть ресурсов общества задействована в образовании, к материальному обеспечению сферы образования имеют отношение многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время потребителем ее продукта. Образование является одним из факторов, обеспечивающих развитие общества, сглаживающих и даже нейтрализующих влияние на него негативных составляющих среды обитания экологического, техногенного и экономического порядка.

В современных условиях перед человечеством встала проблема обеспечения устойчивого развития цивилизации в условиях существенных изменений среды обитания, особая роль в решении данной проблемы отводится образованию. Значимость образования для развития цивилизации объективно обусловлена растущей ролью организационных и информационных технологий при снижении роли материального производства, образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества. Являясь одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности, образование обеспечивает развитие факторов и результатов производственной деятельности. В наше время образование является одной из самых крупных сфер мировой экономики и одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами, при этом ежегодные мировые расходы на образование по некоторым оценкам превышают триллион долларов. В современном обществе образование выступает и как система экономических отношений, выражающая взаимосвязь, взаимодействие непосредственно образования и сопряженных с ним сфер деятельности.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В  РОССИИ

Система образования в России — это комплекс образовательных программ, упорядоченных стандартами государства для образования, а также реализующих их образовательных систем, состоящих из независимых образовательных учреждений, которые подчинены управляющим органам.

Для детального рассмотрения характеристик модели образования в Российской Федерации обратимся к таблице схематичного вида:

По федеральным стандартам в России на данный момент реализуется два вида программ: общеобразовательные и специализированные.

Каждая из них включает в себя дополнительные программы обучения для более глубокого усвоения информации обучающимися.

Состав системы образования представляет собой следующие формы образования:

  1. Система самообразования.
  2. Экстернат.
  3. В рамках образовательного учреждения (очная, очно-заочная, заочная, дистанционная).
  4. Внутрисемейная форма обучения.

Ступени системы образования:

  1. Первая ступень: дошкольное образование (включает в себя ясли, детские сады, детские центры развития).
  2. Вторая ступень: школьное образование, которое предоставляют образовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии), занимающиеся реализацией учебных программ разных уровней.
  3. Третья ступень: среднее специальное (профессиональное) образование (колледжи, техникумы, ПТУ).
  4. Четвертая ступень: высшее образование (университеты, институты).
  5. Пятая ступень: послевузовское образование (магистратура, аспирантура, ординатура).

Система образования формирует обстановку и возможности для непрерывно-полноценного образования с помощью исполнения базовых общеобразовательных программ и различных дополнительных образовательных программ; оказания возможности синхронного освоения серии образовательных программ; учета имеющихся образований, квалификаций, навыков практической деятельности при получении образования.

 Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют гос-е, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет системы дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

К образовательным учреждениям относятся:

-дошкольные; -общеобразовательные;

-учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

-учреждения дополнительного образования;

-другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Центральным звеном системы образования в РФ является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские муз. и художест. школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).

2. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Правовой статус юридических лиц одна из важнейших юридических категорий, неразрывно связанных с социальной структурой общества, уровнем демократии в нем, состоянием законности и характером отношения государства к частному бизнесу либо влиянием ряда юридических лиц (общественных объединений, некоммерческих организаций и т. д.) на политику государства в иных сферах. Но следует заметить, что вопрос об элементах правового статуса в юридической науке четко разработан только по отношению к юридическому положению личности.

В настоящее время, говоря о подходах к понятию «правовой статус образовательного учреждения», необходимо отметить неоднозначный подход представителей юридической науки к этому понятию. В целом все они исходят из того, что под правовым статусом
образовательного учреждения можно понимать, совокупность правовых
норм, установленных соответствующей правосубъектностью
образовательного учреждения, где юридические права и обязанности
(компетенции), а также система и механизм осуществления юридических
гарантий этих прав и обязанностей строго подчернены друг другу.
Под правосубъектностью приято понимать наличие у юридического лица качеств субъекта права, т. е. правоспособности и дееспособности .В действующем гражданском законодательстве РФ отсутствует легальное определение правосубъектности, что создает дополнительные трудности в дальнейшем изучении правового статуса юридических лиц. Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ, содержание и объем правоспособности юридического лица определяется с помощью двух компонентов: цели деятельности и вида деятельности. Цель деятельности отражается, как правило, в учредительных документах субъекта права и является обязательным условием создания и функционирования всякого юридического лица.

Цель деятельности юридического лица широкое понятие, которое либо подразумевает, либо не подразумевает получение прибыли в процессе деятельности юридического лица (ст. 50 ГК РФ).
В соответствии с этим критерием выделяют коммерческие и некоммерческие юридические лица. Бюджетные организации относятся к некоммерческим организациям. Л.В. Щенникова выделяет следующие юридические признаки, свойственные бюджетному учреждению как особой форме некоммерческих организаций: «Во-первых, учреждения не являются собственниками закрепленного за ними имущества. По сути, это единственная некоммерческая организация-несобственник. Во-вторых, учреждения могут создаваться как публичными (государственными и муниципальными), так и частными собственниками. Собственник закрепляет за учреждением имущество и осуществляет финансирование его деятельности. В-третьих, учреждение не имеет членства. В-четвертых, учреждение действует на основе устава, положения или типового (примерного) положения для учреждений данного вида. В этих документах определяются цели и задачи деятельности учреждения. Собственник, помимо утверждения учредительных документов, назначает и руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. В-пятых, закон устанавливает примерный перечень задач, которые могут быть поставлены собственником перед учреждением. Эти цели могут быть управленческими (к числу учреждений относят органы государственной и муниципальной власти), образовательными, научными, культурными, оздоровительными, спортивными... В-шестых, учреждение отвечает по своим обязательствам перед кредиторами только имеющимися денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК). Иными словами, имущество учреждения забронировано от взысканий кредиторов. При недостаточности денежных средств наступает неограниченная ответственность их собственников-учредителей. Данный признак отражает важную специфическую черту учреждения как юридического лица.

Из него следует, что учреждение не может быть объявлено банкротом. Наконец, седьмой отличительной характеристикой учреждения является само вещное право, на котором собственник закрепляет за ним имущество. Данное право законодатель называет правом оперативного управления». При этом нужно учитывать следующее обстоятельство, а под словосочетанием «соответствующей правосубъектностью», в данном случае, следует понимать такие правовые качества образовательного учреждения (правоспособность и дееспособность), которые, во-первых, характеризуют его как учреждение, и как юридическое лицо, а, во-вторых, отражают особенности принадлежности этого образовательного учреждения к тому, или иному уровню образования, типу, виду, и той или иной организационно-правовой формы. Иначе говоря, содержание и особенности правового статуса образовательного учреждения того или иного типа, вида и организационно-правовой формы обусловлены особенностями образовательной компетенции того уровня системы образования, в котором это учреждения находится в каждом данном случае.

Система юридических гарантий осуществления образовательным учреждением своих прав и обязанностей включает такие правовые средства, как контроль и надзор, осуществляемые уполномоченными на то органами и лицами (Рособрнадзор, инспекционные службы, их сотрудники), а также различные меры правового принуждения, среди которые особое место занимают меры юридической ответственности, применяемые к образовательному учреждению, нарушившему нормы образовательного или иного законодательства.

Принято выделять следующие основные виды правового статуса образовательного учреждения:

  1. конституционно-правовой статус,
  2. гражданско-правовой статус,
  3. финансово-экономический статус,
  4. административно-правовой статус,
  5. образовательно-правовой статус.

3. СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

дошкольные;

общеобразовательные;

учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

учреждения дополнительного образования;

другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей - колледж - вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). Появляются новые виды образовательных учреждений (школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты, школы народных ремесел и др.).

Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. Согласно Типовому положению дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач, как-то: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка.

Для современных дошкольных учреждений характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

В соответствии с Типовым положением функционируют разные виды дошкольных учреждений:

- детский сад;

- детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.);

- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

- центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Согласно Закону РФ «Об образовании» новой является трактовка традиционно существовавших профессионально-технического и среднего специального образования. Теперь оба этих звена рассматриваются соответственно как начальное и среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку, как правило, на базе общего образования (основной школы), квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности. Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня.

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства. Среднее профессиональное образование может быть получено в среднем специальном учебном заведении (училище, колледже) или в высшем учебном заведении на первой ступени высшего профессионального образования.

Высшая школа в России - наиболее динамично развивающееся звено системы непрерывного образования.

 Она представлена следующими видами учебных заведений: университетами (они являются центрами фундаментальных научных исследований и осуществляют подготовку специалистов по разным профилям), академиями, институтами, консерваториями, высшими профессиональными школами. Реформирование высшей школы основано на введении многоступенчатой подготовки специалистов, которая реализуется по содержанию и срокам обучения преемственными общеобразовательными программами. По завершении обучения на каждой из ступеней выпускник получает диплом, который дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к следующему этапу образования. Такая перестройка высшего образования дает возможность удовлетворить потребности страны в специалистах разного уровня квалификации.

Таким образом, образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

4. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 

Образовательные организации создаются, приобретая такой статус, на основании федерального законодательства: Гражданского кодекса РФ о деятельности некоммерческих организаций, Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 23 июня 2002 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; а также других нормативно-правовых актов (подзаконных актов Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ), регулирующих правовое положение организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Запись о создании образовательной организации содержится в государственном реестре, который ведется на бумажном и электронном носителе регистрирующим органом – Министерством юстиции РФ. Для государственной регистрации представляются:

  • заявление о государственной регистрации образовательной организации;
  • решение о создании образовательной организации в виде протокола, договора или иного документа;
  • учредительные документы (устав) образовательной организации;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Однако право на ведение такой деятельности у образовательной организации возникает впоследствии – после получения лицензии, согласно Постановлению Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности». Лицензия выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере образования.

К образовательным организациям (соискателям лицензии) в соответствии с указанным постановлением предъявляются определенные лицензионные требования:

  • наличие на правах собственности или на иных правах зданий, сооружений и территорий;
  • наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов;
  • наличие условий для охраны здоровья обучающихся;
  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, сооружений помещений, оборудования и иного имущества;
  • наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, работников образовательной организации;
  • наличие у образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Для получения лицензии образовательная организация (лицензиат) представляет в лицензирующий орган заявление и копии определенных документов.

Для получения лицензии образовательные организации, планирующие реализовывать образовательные программы в области обороны, в сфере миграции, по контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту, представляют копии документов в лицензирующий орган, которые не должны содержать сведений, составляющих государственную тайну.

Образовательная организация независимо от ее вида и типа с момента создания приобретает гражданские права и исполняет юридические обязанности, то есть наделяется правоспособностью (специальной), содержание которой соответствует уставным целям – предоставление образовательных услуг (бесплатно или за плату). Образовательная организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доход, но лишь для достижения целей, ради которых оно создано, не противоречащих уставным положениям. К таким видам предпринимательской деятельности можно отнести:

  • продажу товаров в розницу (продуктов питания, учебных материалов, канцелярских товаров и др.);
  • оказание услуг с применением множительной техники;
  • передачу недвижимого имущества в аренду;
  • приобретение ценных бумаг и совершение с ними сделок и др.

Создателем (основателем) образовательной организации является ее учредитель (или учредители), то есть лицо, которое принимает решение о создании этой организации. В законодательстве перечислены возможные учредители образовательной организации:

  • публично-правовые образования: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;
  • юридические лица любой организационно-правовой формы;
  • физические лица – граждане Российской Федерации.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 120), Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 102) имущество образовательной организации, необходимое для осуществления ее деятельности, принадлежит учредителю на праве собственности или на праве оперативного управления (ограниченном вещном праве).

Если существует несколько учредителей, то между ними заключается учредительный договор, определяющий их права и обязанности, а также между учредителями и образовательной организацией заключается договор, определяющий эти правоотношения.

Учредитель регистрирует образовательную организацию как юридическое лицо, определяет язык образования, назначает ее руководителя, принимает решение о реорганизации и ликвидации образовательной организации, контролирует оборот движимого и недвижимого имущества, находящегося на ее балансе, устанавливает правила приема для обучающихся и проведение образовательной деятельности, а также другие условия, обеспечивающие функционирование образовательной организации.

Следует оговориться, что иногда при создании частных образовательных организаций учредители должны иметь определенный статус, например, получение теологического и религиозного образования возможно, если учредителем такого юридического лица является определенная религиозная организация или централизованная религиозная организация.

Заключение

Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человека, идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование - разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно теории «человеческого капитала» образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории утверждается, что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение соответствуют капиталовложениям.

Это оправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности. Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни.

         Список используемой литературы

  1. Ананьев.Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 370с. - ISBN - 4-512-6529-4.
  2. Бакулина, Ю.С. Педагогические приложения современной психологии/ Ю.С. Бакулина // Педагогика. - 2007. - №8. - С.60-64.
  3. Бордовская, Н. Педагогика / Н. Бордовская. - СПб.: Питер, 2003.- 450с.- ISBN - 5-42365-74-65.
  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 570с. - ISBN - 7-65123-41-8.
  5. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. - М., 2002. / НИИВО, Лаборатория статистики высшего образования.
  6. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: БЕК, 1996. - 358с. - ISBN - 7-6213-58-62.
  7. Закон Российской Федерации «Об образовании» / Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996 г. от 13. 01. 1996 г. № 12 - ФЗ.
  8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по английскому языку по теме "Образование в России"

Методическая разработка занятия предназначена для студентов II курса всех специальностей средних специальных учебных заведений. Занятие направлено на формирование у студентов иноязычной коммуникативно...

10- Всероссийская интернет – конференция «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании».Тема: Современное состояние и особенности развития профессии бухгалтер. Система образования и подготовки профессиональных бухгалтеров в РФ.

Обострившиеся процессы глобализации диктуют переход функционирования российских предприятий по международным правилам. Международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО) должны быть приближены к ...

Методическая разработка для студента "Система образования в России"

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом среднего профессионального образования и  рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык» (ан...

Кадетское образование в России

В данной статье рассказывается история кадетского образования в России, поднимаются оснвные проблемы кадетского образования....

30-ЛЕТИЕ РЕФОРМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ. ИТОГИ И ПРОБЛЕМЫ

Введение         Ведущие эксперты США пришли в свое время к выводу, что СССР достиг успеха за счет лучшей в мире системы образования и науки...