«Методика планирования и проведения уроков производственного обучения»
материал

Гончарова Татьяна Ивановна

В процессе добавления...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_plan_proiz_obuch.docx87.83 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Луганской  Народной Республики

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования ЛНР

«Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства»

Картинки по запросу картинки педагогов

 В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ МАСТЕРУ

«Методика планирования и проведения уроков производственного обучения».

 Составитель методист Гончарова Т.И.

Роль мастера производственного обучения в учебно-воспитательном процессе


              К.Д. Ушинский придавал большое значение личности педагога, утверждая, что «многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственно воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни системой наказаний и поощрений».

       Мастер производственного обучения - центральная фигура в обучении и воспитании учащихся. Ему доверено обучение и воспитание молодого рабочего. Он является непосредственным руководителем учебной практики и несет ответственность за качество их профессиональной        подготовки. 
             Мастер – это основной учитель профессии, организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности ученического коллектива, закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих        в        рабочую        жизнь. 
         Авторитет мастера, прежде всего, определяется его собственной профессиональной и педагогической квалификацией, знаниями, опытом, педагогическим тактом, любовью к молодежи.

       В общении с учащимися мастер вырабатывает свой педагогический такт, сущность которого состоит в установлении отношений, способствующих развитию личности воспитанника и приводящих в движение лучшие стороны его ума и характера. И в этом заключается одна из самых трудных задач педагогического мастерства.

Быть хорошим мастером-воспитателем – это, значит, построить свою жизнь так, чтобы она стала примером для ребят, первой и основной школой нравственного воспитания.

План урока производственного обучения

Профессия:           ____________            квалификация:         _______________

Дата проведения ___________               Группа                     ____________

Место проведения_____________________________________

Тема программы____________________________________________

Тема урока________________________________________________

Цель урока:

а) учебная -  какие профессиональные знания, умения, навыки, формируются, закрепляются и развиваются на уроке;

 б) развивающая - какие операции и приемы умственной деятельности учеников развиваются на уроке;

в) воспитательная - какие качества личности учеников формируются и развиваются на уроке.

Тип урока __________________

Вид урока_____________________________

Дидактичное обеспечение (с помощью которого осуществляется процесс обучения)__________________________________________________________

Материально - техническое обеспечение_________________________________

Межпредметные связи__________________________________________________

_____________________________________________________________________

Методы обучения___________________________________________________

Формы организации учебной деятельности учащихся     _________________

Перечень учебно-производственных работ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Литература______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

*Методическая цель - указывается только при проведении открытых уроков.

Структура урока

І.  Организационная часть  -  3 мин.

ІІ. Вводный  инструктаж    -  42 мин.

III. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж   -215 мин

IV. Заключительный инструктаж - 10

Ход урока

І. Организационная часть:        

-    проверка наличия учащихся;

-    проверка готовности учащихся к уроку (внешний вид, наличие дневников);

ІІ. Вводный  инструктаж:

 Актуализация знаний:

- сообщение темы программы и урока;

- целевая установка проведения урока;

- инструктаж по охране труда.

- проверка опорных знаний  учащихся, необходимых им для последующей работы на уроке:

_______________________________________________________________________

- анализ и дополнение ответов учащихся, подведение итогов.

Преподавание нового материала (создание ориентированной основы действий): 

-        сообщение новой информации инструктивного характера;

 -        демонстрация  новых приемов трудовой деятельности;

-        объяснение характера и последовательности работы учащихся на уроке;

 -        обсуждение типичных ошибок;

 -        опрос учащихся и пробное выполнение ими новых приемов, показанных мастером, для проверки доступности нового инструктивного материала;

 -        ответ мастера на вопросы учащихся;

-        выдача заданий для самостоятельной работы учащихся и объяснения порядка их выполнения;

 -        распределение учащихся за рабочими местами;

-        сообщение о критериях оценивания выполняемых работ;

 -        подведение итогов вводного инструктажа

III        Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж:

  • самостоятельная работа учащихся над выданными заданиями;
  •  целевые обходы мастера рабочих мест учащихся;
  •  прием мастером выполненных работ ;
  •  уборка рабочих мест.

IV        Заключительный инструктаж:

  • анализ деятельности учащихся в процессе всего урока;
  • оценка работы учащихся, ее объективное обоснование;
  • анализ причин ошибок учеников и средства их устранения;
  • выдача домашнего задания.

Домашнее задание__________________________________________________

___________________________________________________________________

  Постановка цели урока 

Правильное определение целей урока – основа качества

урока производственного обучения

Термин «цель» в общенаучном понимании обозначает идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности педагога.

 К определению целей мастер п/о подходит комплексно, рассматривая цели образования, воспитания и развития обучающихся в органическом единстве и взаимной связи. При планировании целей урока не надо бояться их развернутых формулировок. Цели должны комплексно включать в себя все то, что обучающимся предстоит усвоить, сделать в ходе урока. Общим приемом формулирования, конкретизации целей урока, по определенной теме является использование глаголов, указывающих на действия учащихся, мастера и предполагаемый результат урока.

 

Примерный перечень обучающих целей урока производственного обучения:

- обучить трудовым движениям…;

- обучить трудовым действиям и приемам…;

-сформировать профессиональные компетенции..;

- сформировать (отработать) профессиональные навыки и умения…;

- усовершенствовать трудовые действия и приемы…;

- научить производить, осуществлять…;

- закрепить (углубить, развить) ранее изученные материалы по…;

- сформировать у обучающихся прочные практические знания о…(указать конкретно);

- обучить обучающихся умению предвидеть возможные виды брака;

- углубить ранее полученные знания… при отработке приемов…;

- обучить распознаванию признаков нарушений нормального хода

технологического процесса… на основе привлечения знаний из…;

- раскрыть сущность выполняемых трудовых действий и приемов…;

- на основе привлечения знаний из области… создать у учащихся прочную ориентировочную основу трудовых действий при…;

- научить своевременному предупреждению дефектов и брака продукции…;

- обобщить и систематизировать знания… при изучении приемов;

- научить применять ранее полученные знания… при составлении инструкционно-технологической документации…;

- сформировать умения: подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления и содержать их в надлежащем состоянии, принимать и сдавать рабочую смену, подбирать инвентарь, научить составлять технологический процесс, разрабатывать инструкционные и инструкционно-технологические карты;

- пользоваться технологической документацией, обучать само- и взаимоконтролю и т.д.

Примерный перечень развивающих целей урока производственного обучения: - формировать и развивать умения анализировать;

- научить расчленять изучаемый производственный объект на составные части;

- научить умениям: рационально организовывать и планировать свой труд, распределять время для упражнений и отработки трудовых навыков движений, действий и операций; зрительно контролировать правильность и точность своих движений, развивать технологическое мышление и профессиональную интуицию.

Примерный перечень воспитательных целей урока производственного обучения:

- формировать нравственные, поведенческие и другие качества личности: коллективизма, исполнительской инициативы, целеустремленности, деловитости, трудолюбия, способности к самовыражению, умение работать в команде, бригаде.

- способствовать формированию профессионально значимых качеств личности: предприимчивости, потребности искать и использовать в работе новое и прогрессивное; стремление к высоким результатам; активности и самостоятельности; сознательного и творческого отношения к труду; стремление к саморегуляции и самоконтролю. 

Типы, виды  уроков 

Уроки производственного обучения подразделяются — на типы и виды.

В зависимости от целей обучения выделяют следующие типы уроков :

 Теоретического обучения

 Производственного обучения

уроки изучения нового учебного материала

урок по изучению трудовых приемов и операций;

уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков)

урок по выполнению комплексных работ;

уроки обобщения и систематизации

контрольно-проверочные работы;

комбинированные уроки

совмещенный урок ПО

уроки контроля и коррекции знаний

На уроке по изучению трудовых приемов и операций достигаются цели формирования первоначального уровня сформированности навыков и умений по выполнению изучаемых трудовых приемов и операций.

На уроке по выполнению комплексных работ достигаются цели формирования у обучаемых высокоразвитых навыков и умений по выполнению ранее изученных трудовых операций; формирования первоначальных навыков и умений по выполнению их сочетаний, характерных для осваиваемой профессии; формирования скоростных навыков выполнения учебно-производственных работ.

Контрольно-проверочный урок производственного обучения проводится с целью выявления уровня сформированности практических умений и навыков у обучаемых.

Совмещенный урок производственного обучения характеризуется синтезом деятельности преподавателя теоретической специальной дисциплины и мастера производственного обучения, направленным на взаимосвязь теоретических знаний и практических действий с целью формирования целостной системы знаний, необходимой для осознанной операционно-практической деятельности. Такой урок возможен при наличии сопутствующих межпредметных связей.

Виды уроков

В зависимости от степени самостоятельности выполнения учебно-производственной деятельности выделяют следующие виды уроков производственного обучения: урок-упражнение, урок самостоятельного выполнения учебно-производственных работ, комбинированный урок.

Урок-упражнение используется на этапе первичного усвоения учащимися трудовых приемов и операций.

Урок самостоятельного  выполнения учебно-производственных работ реализуется на этапе закрепления и совершенствования усвоенных ранее навыков и умений использования трудовых приемов и операций.

Комбинированный урок включает в себя структурные элементы, свойственные всем видам уроков производственного обучения.

Классификация методов обучения  

Слово “метод” в переводе из греческого языка означает “способ действия для достижения определенной цели”. Для того, чтобы методически грамотно применять методы обучения , педагог должен знать их классы (группы). Трудности заключаются в том, что в современной дидактике нет единственной точки зрения на классификацию методов. Существует ряд классификаций, разработанных на разных принципах.

В общем виде  методы обучения разделяют на активных и пассивных в зависимости от участия учеников в учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности.

Пассивный (репродуктивный) тип учебы.  Учащийся  выступает «объектом» учебы, должен усвоить и воспроизвести материал, переданный ему педагогом, текстом, учебником и тому подобное, то есть источником информации. К данным методам принадлежат методы, за которых учащиеся лишь слушают, смотрят и воспроизводят действия педагога на уровне копирования. Ученики, как правило, не общаются друг с другом в процессе учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности.

Активное обучение предусматривает применения методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учеников. Ученик выступает «субъектом» учебы, выполняет творческие задания, вступает в диалог с педагогом. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задания, вопросы, от ученика к педагогу, которые развивают критическое и творческое мышление.

Интерактивное обучение. Учебный процесс происходит при условиях постоянного, активного взаимодействия всех учеников. Это –где ученик и педагог является равноправными, равнозначными субъектами учебы. Педагог выступает лишь в роли организатора процесса. Организация интерактивного обучения  предусматривает моделирование учебно-производственных ситуаций, использование ролевих игр, общее решение проблем. Оно эффективно способствует формированию умений, навыков и личностных ценностей, созданию

Классификация, и приемы применения  методов обучения

№ п/п

Класс

 методов

Наименование

Приемы обучения

1

2

3

4

1.

1.1.

За источником познания

Словесный         

Рассказ, объяснение, разъяснения, беседа, эвристическая беседа, инструктаж, работа, с печатным словом (инструкционно-технологической документацией, литературой и тому подобное)

1.2.

Наглядный        

Демонстрация натуральных объектов и наглядных приборов, практическая демонстрация мастером трудовых приемов и операций, наблюдение учеников, демонстрационный эксперимент, экскурсия, и т.д

1.3.

Практический

Упражнения, решение производственно-технических задач, самостоятельное выполнение учебно-производственных заданий, экспериментальные учебно-производственные работы и т.д.

2.

2.1.

За  характером учебно-познавательной деятельности

Объяснительно иллюстративный

Рассказ, объяснение, беседа с демонстрацией иллюстративных материалов и проведением демонстрационного эксперимента

2.2.

Репродуктивный              

Учебно-производственная деятельность согласно инструкционно- технологической документации; выполнение приемов и операций по образцу, контроль хода и итогов работы по указаниям мастера, упражнения на тренажерах согласно инструкции и т.д.

2.3.

Частично поисковый (эвристический)

Выполнение учебно-производственных работ по инструкцийно-технологической документации с неполными данными; самостоятельное проведение отдельных действий с самоконтролем; самостоятельное выполнение отдельных упражнений на тренажерах в разных режимах и ситуациях и т.д.

2.4.

Проблемный

В зависимости от уровня проблемы применяют на всех этапах урока в виде монологического, диалогического проблемного изложения, эвристической беседы, неполного вступительного инструктажу, самостоятельного выполнения поисковых заданий учащимися  и т.д.

2.5.

Исследовательский

Самостоятельное решение учебно-производственных заданий из рационализации трудового процесса, повышению производительности труда, разработке технологических процессов в нестандартных условиях и т.д.

3.

3.1.

За логикой обучения

Дедуктивный

Изложение нового учебного материала мастер начинает из общих положений, формул, законов, а затем переходит к конкретным примерам и конкретным заданиям

3.2.

Индуктивный

Инструктирование строится таким образом, что учащиеся сначала получают информацию о выполнении отдельных трудовых приемов, назначения устройств, свойств отдельных предметов труда, а затем проводится обобщение параметров технологического процесса  

3.3.

Анализ

В процессе инструктирования мастер предлагает задания, которые предусматривают выделение составляющих общего явления на основании определенных основ для анализа; выявление связи между компонентами, которые анализируются и т.д.  

3.4.

Сравнение

      Постановка мастером вопросов и заданий, которые допускают выявление подобия и расхождение объектов, обоснования их причин, систематизация и классификация

4.

Методы

активного (интерактивного) обучения

Неимитационные: производственная практика, стажировка, на штатном рабочем месте

Организация профессионально - практической подготовки и преддипломной практики в соответствии со следующими требованиями:  - содержание и последовательность профессионально - практической подготовки должны отвечать условиям выполнения каждым учеником работ на штатном рабочем месте и программе профессионального обучения;

- работы должны быть подобраны с учетом растущей сложности, включать разнообразные приемы и операции, содействовать развитию технического мышления

4.1.

4.2.

Имитационные неигровые: анализ конкретных (производственных) ситуаций

Мастер разрабатывает систему конкретных производственных ситуаций по темам уроков, в процессе решения которых учащиеся  должны избрать и обосновать целесообразность принятого технического решения: правильно разработать фрагмент технологического процесса; подобрать инструмент, приспособление, материал; избрать правильные действия в кризисных и конфликтных ситуациях и т.д.

4.3.

Имитационные игровые: деловая (ролевая) игра

Подготавливается педагогический сценарий и правила проведения деловой (ролевий) игры, которая определяет определенную профессиональную деятельность учащихся в соответствии со сроком учебы и уровню профессионально  практической подготовки .

Словесные методы обучения

Более подробно остановимся на этой классификации. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований Рассказ должен:

  • содержать только достоверные факты;
  • включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
  • иметь четкую логику изложения;
  • быть эмоциональным;
  • излагаться простым и доступным языком;
  • отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

  • точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
  • последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
  • использования сравнения, сопоставления, аналогии;
  • привлечения ярких примеров;
  • безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Беседа. Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». В средние века особенно распространенной была так называемая катехизическая беседа, суть которой сводилась к воспроизведению вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В настоящее время подобного рода беседы в школе не практикуются.

В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявление и формирование новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие беседы.

Цель вводной беседы — актуализировать ранее усвоенные знания, сконцентрировать внимание, интеллектуальные, потенциальные и реальные возможности учащихся для активного включения их в предстоящую учебно-познавательную деятельность по решению стоящих перед ними задач. В ходе такой беседы выясняется степень понимания и готовности учащихся к новым видам деятельности, к познанию нового.

Беседа-сообщение (эвристическая беседа) предполагает включение ученика в сам процесс активного участия в добывании новых знаний, в поиск способов их получения, формулирования собственных ответов на поставленные учителем вопросы. В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. В результате такой совместной деятельности учащиеся приобретают новые знания, путем собственных усилий, размышлений.

Синтезирующаяили закрепляющая беседа нацелена на систематизацию уже имеющихся у учащихся теоретических знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях, на перенос их в решении новых учебных и научных проблем на межпредметной основе.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику  (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседованиеОно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.

Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом метод беседы имеет следующее преимущество:

  • активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;
  • развивает их память и речь;
  • делает открытыми знания учащихся;
  • имеет большую воспитательную силу;
  • является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы:
  • требует много времени;
  • содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
  • необходим запас знаний.

Учебная дискуссия. Значительное место среди словесных методов обучения отводится в современной школе учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения — стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Но для этого необходима обстоятельная предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль, убедить оппонентов — лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой (Подласый И.П. Педагогика. М., 1996). Учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, с другой — учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. В этой ситуации, естественно, учитель должен сам демонстрировать перед учениками образец такого стиля аргументации, учить учащихся точно излагать свои мысли и терпимо относиться к формулировкам школьников, уважительно вносить поправки в их аргументацию, ненавязчиво сохранять за собой право на последнее слово, не претендуя на истину в последней инстанции.

Учебная дискуссия частично может применяться в старших классах основной школы и в полную меру в классах полной средней школы.

Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Лекция. Лекция - монологический способ изложения объемного материала — используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорнымиПроводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.

Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.

Работа с учебником и книгой. Это важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

  • конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления;
  • составление плана текстаПлан может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть;
  • тезирование - краткое изложение основных мыслей прочтенного;
  • цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);
  • аннотирование - краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;
  • рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном;
  • составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.;
  • составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного;
  • составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме;
  • составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.

Наглядные методы

Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является  компьютер индивидуального пользованияВ настоящее время решается задача создания в школах кабинетов электронно-вычислительной техники, внедрения в учебный процесс компьютеров. Они позволяют учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

Условия эффективного применения наглядности

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Практические методы

Эти методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения;

б) упражнения по применению знаний в новых условиях — тренировочные упражнения.

Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют  комментированнымиКомментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.

Сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем — на воспроизведение — применение ранее усвоенного — на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации — на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

Дидактические игры как метод обучения

В шестидесятые годы нашего века все большей популярностью в образовании стали пользоваться методы дидактических игр. Некоторые ученые относят их к практическим методам обучения, другие же выделяют их в особую группу. В пользу выделения метода дидактических игр в особую группу говорит, во-первых, то, что они выходят за пределы наглядных, словесных и практических, вбирая в себя их элементы, а во-вторых, то, что они имеют особенности, присущие только им.

Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет — сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Ее основными структурными элементами являются:

  • моделируемый объект учебной деятельности;
  • совместная деятельность участников игры;
  • правила игры;
  • принятие решения в изменяющихся условиях;
  • эффективность применяемого решения.

Технология дидактической игры — это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.

Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.

Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этот процесс условно расчленяется на следующие этапы:

  • подготовка к самостоятельным занятиям;
  • постановка главной задачи;
  • выбор имитационной модели объекта;
  • решение задачи на ее основе;
  • проверка, коррекция;
  • реализация принятого решения;
  • оценка его результатов;
  • анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом;
  • обратная связь по замкнутому технологическому циклу.

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Вместе с тем школьная практика и результаты проведенных экспериментов показали, что дидактические игры могут сыграть в обучении положительную роль только тогда, когда они используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.

Активные методы и приемы

Проведение  вводного инструктажа

Начало занятия: целевая установка, мотивационный этап:

- Рассказать о значении данной темы для изучения профессии. Показать видеоролик.

- Показать готовое изделие - вы сегодня научитесь так делать. Подвести к цели урока через разгадывание кроссворда.

- Показать испорченное изделие или др. плохо выполненную работу и попросить ответить, почему не получилось - потому, что рабочий не знал, не умел того, что сегодня будет изучаться.  

-  Ребус  (разгадаешь загадку - узнаешь тему урока)

Актуализация базовых знаний и умений:

- Опрос по базовым листам – перед началом изучения темы обучающиеся получают лист с терминами, понятиями, видами работ по данной теме.

- «Да-нет» - в ответ на альтернативный вопрос мастера обучающиеся поднимают карточку «Да» или карточку «Нет».

- «Светофор» - вариант предыдущего приема: поднимается красная или зеленая карточка.

- Взаимоопрос «ты - мне, я - тебе» – парная работа: один обучающийся задает вопрос, другой отвечает, затем - наоборот.

- Викторина. «Шапка вопросов» (обучающиеся составляют вопросы по изученному материалу, вопросы делятся на «дешевые», «подороже»). Лист вопросов пускается по группе, обучающиеся отмечают вопросы, ответы на которые не знают

- «Белое пятно».

- Кроссворд.

- Любая интеллектуальная игра.

- Опережающее д/з.

- Тесты с мгновенной проверкой ответов.

- Составление технологической последовательности - фронтально, индивидуально, в малых группах.

- Рассказ по примеру «снежного кома»

- Ролевая игра (бригадир, мастер выясняет, что и как будут делать рабочие, выполняя его задание).

- Кластер (ассоциограмма). Опорное слово.

- Демонстрация трудовых приемов обучающимися.

- Игровой момент: если правильно составлена технологическая последовательность , то на обратной стороне листа получится картинка.

Формирование ориентировочной основы действий учащихся: изучение нового материала и способов действий и их первичное закрепление:

1. Разобрать технологическую последовательность:

- Компьютерная презентация.

- Видеосюжет.

- Вписать пропущенную информацию в технологическую карту.

- Составить последовательность по рассказу мастера, по ОК.

- Постановка проблемных вопросов по ходу объяснения мастера.

- Свой план, своя опора - обучающиеся составляют последовательность операций по рассказу мастера.

2. Показать приемы работы:

- демонстрация приемов мастером, консультантом, бригадиром,

- демонстрация видеосюжета,

- самостоятельное изучение трудовых приемов по ИТК.

3. Первичное закрепление:

- Предложить обучающемуся повторить показанные мастером трудовые приемы, остальные смотрят и комментируют;

- Прием «Лови ошибку!»,

- игра «Кто лучше», «Кто быстрее»,

- Обучающиеся повторяет конкретную трудовую операцию последовательно в малых группах/бригадах под контролем бригадира.

- Интернет - поставить соответствующий значок на ИКТ.

- Собрать последовательность операций из разрезанных листов.

- Найди пару! - карточки с вопросами и ответами раз-

резаны.

- Поставь на место - список терминов необходимо раз-

нести по соответствующим темам.

- Найди лишнее. Найди пропущенное.

- Расшифруй слово — слово зашифровано по буквам,

которые надо найти, ответив на вопросы; составив его их антонимов к отгаданным словам.

- Показательный ответ – хорошо успевающий обучающийся демонстрирует трудовые приемы группе.

Организация самостоятельной работы:

- Деловая/ролевая игра,

- Работа по бригадам, малым группам.

- Работа по ОК, технологическим картам,  карточкам дефектов. Само- и взаимоконтроль.

- Заполнение рабочей тетради.

- Предложения по совершенствованию технологического процесса

- Решение производственных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ПРИМЕРКА»

В рабочей программе производственного обучения по подготовке квалифицированных специалистов специальности  «Дизайн по отраслям (трикотаж)» отведено 21,6 часа на изучение и освоение темы «Примерка...

Методика проведения ролевых (деловых) игр на уроках производственного обучения

Деловая (ролевая)  игра является разновидностью имитационного моделирования  - игровое построение, представляющее собой профессиональную ситуацию, и связанную с ней исполнение обучающимися о...

Проведения урока производственного обучения в форме конкурса

Сегодня основным приоритетом педагогической деятельности становится целенаправленное, систематическое и результативное содействие в становлении творческой личности учащегося  с целью ее максималь...

Конспект методической игры по теме "Методика проведения урока производственного обучения"

Данная методическая игра разработана для проведения среди мастеров производственного обучения, работающих в системе среднего профессионального образовния,  с целью повторения с ними методики пров...

Статья "Современные формы и методы проведения урока производственного обучения"

Статья "Современные формы и методы проведения урока производственного обучения"...

Доклад "Современные методы проведения уроков производственного обучения"

Основными направлениями совершенствования производственного обучения учащихся являются:Формирование у обучающихся умений применять в работе современную технику и технологию;Разнообразие организационны...