Доклад "Современные методы проведения уроков производственного обучения"
методическая разработка

Галина Валентиновна Чернышева

Основными направлениями совершенствования производственного обучения учащихся являются:

  • Формирование у обучающихся умений применять в работе современную технику и технологию;
  • Разнообразие организационных форм и методов производственного обучения;
  • Применение методов и приемов обучения, обеспечивающих формирование прочных профессиональных умений и навыков;
  • Развитие самостоятельности, творческой активности и технического мышления;
  • Выработка умений применять знания в условиях производства;
  • Формирование навыков самоконтроля;
  • Комплексное использование наглядных пособий, технических средств обучения и информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад21.55 КБ

Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное профессиональное образовательное

                       Учреждение Московской области «Чеховский техникум»




ДОКЛАД

«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»




Подготовила: мастер производственного обучения

Чернышева Г.В.





Главное место в системе формирования квалифицированного рабочего в учебном заведении занимает производственное обучение.

Основными направлениями совершенствования производственного обучения учащихся являются:

  • Формирование у обучающихся умений применять в работе современную технику и технологию;
  • Разнообразие организационных форм и методов производственного обучения;
  • Применение методов и приемов обучения, обеспечивающих формирование прочных профессиональных умений и навыков;
  • Развитие самостоятельности, творческой активности и технического мышления;
  • Выработка умений применять знания в условиях производства;
  • Формирование навыков самоконтроля;
  • Комплексное использование наглядных пособий, технических средств обучения и информационных технологий.

Процесс обучения обусловлен целью образования и взаимодействием его компонентов: содержание обучения; преподавание, т.е. деятельность преподавателя; учение – деятельность учащихся; средства обучения.

Особенности производственного обучения:

  1. Процесс обучения происходит в условиях определенной ориентированности учащихся на получение конкретной профессии; это влияет на мотивы учения, определяет, как правило, повышенный интерес учащихся к специальным предметам и производственному обучению;
  2. Существует тесная связь обучения с производительным трудом учащихся; это определяет общую прикладную профессиональную направленность учебного процесса, ориентацию на овладение учащимися умениями применять знания для решения практических задач, взаимосвязь общих целей умственного развития учащихся и целей формирования их технического мышления;
  3. Особую роль в колледже играют мастера производственного обучения, которые являются учителями профессии, воспитателями и наставниками учащихся; это в значительной степени влияет на организацию учебного процесса в колледже и во многом определяет специфику деятельности преподавателей по обучению и воспитанию учащихся;
  4. Учащиеся в колледже одновременно получают общеобразовательную и профессионально – техническую подготовку, что обуславливают необходимость осуществлять учебный процесс на основе их тесной взаимосвязи и взаимозависимости;
  5. Режим учебного процесса таков, что теоретическое обучение чередуется с производственным, как правило, по целым дням.


Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах и различными методами.

Под формами обучения понимают способы построения учебно – воспитательного процесса, определяющие характер учебно – производственной деятельности учащихся, руководство этой деятельностью и структуру занятий.

Следует различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно – производственной деятельности учащихся.

Основной формой организации производственного обучения учащихся в учебных мастерских является урок.

Различают следующие формы организации учебной работы с обучающимися:

1.Фронтально – групповая.

Особенности: все учащиеся группы выполняют одинаковые или однотипные задания. Цель урока – единая для всей группы. Экономит время и усилия мастера. Не способствует индивидуализации процесса обучения. Учащиеся должны слушать, запоминать, смотреть. При этом мастер ориентируется на «среднего» учащегося.

В каком случае выбираем эту форму обучения?

- в ходе текущего инструктажа, когда многие сделали одну и туже ошибку, мастер останавливает работу и проводит инструктаж для всех;

-в ходе заключительного инструктажа, когда оцениваем работу группы в целом и отдельных учащихся.

2.Индивидуальная.

Особенности: все работают самостоятельно, в индивидуальном темпе, каждый на своем рабочем месте, возможны разноуровневые задания.

Мастер работает с учащимися по очереди, проводит индивидуальный инструктаж.

И только когда у них одинаковые (типичные) ошибки, останавливают работу и проводит фронтальный (для всех) инструктаж.

В каком случае выбираем эту форму обучения?

- в ходе вводного инструктажа, когда проводится письменный опрос, индивидуальная беседа с целью контроля зданий, остальные учащиеся в это время выполняют какое-либо задание или слушают;

- в ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого.

Выполнение различных по содержанию работ позволяет максимально учитывать индивидуальные различия учащихся. Усложняет планирование и материально- техническую подготовку занятий. Не способствует развитию коллективизма учащихся.

- в ходе заключительного инструктажа такая форма практикуется при самоанализе.

3.Парная (ведущий – ведомый); Ролевая (мастер-учащийся).

Особенности: когда мастер организует работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся, два равных по специальности.

Когда мастер проводит индивидуальный инструктаж (пара мастер – ученик), организует взаимоконтроль.

В каком случае выбираем эту форму обучения?

- в ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

- в ходе текущего инструктажа возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи

- в ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работ друг друга, в паре и т. д.

4.Коллективная (работа в малых группах: бригадах, звеньях, командах).

Особенности: цель общая только для членов команды (бригады, звена). Задачи в бригаде могут быть разные, так же возможно разделение труда и кооперация. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. поэтому и контроль частично осуществляется членами коллектива (за мастером остается ведущая роль).

В каком случае выбираем эту форму обучения?

- в ходе вводного инструктажа могут быть организованы бригады, звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решения;

- в ходе текущего инструктажа могут быть организованы постоянные бригады, звенья для выполнения работ, требующих кооперации или разделения труда;

- в ходе заключительного инструктажа может быть организована деловая игра, когда команды оценивают уровень знаний и умений по итогам рабочего дня, дискуссия по выявлению причин.


Урок не может являться основной формой производственного обучения на предприятии, т.к. он не обеспечивает возможность реализовывать требования к урочной организации учебного процесса в силу специфики производства. Поэтому для обучения студентов в условиях производства применяются следующие неурочные формы производственного обучения:

  1. Обучение в составе ученических бригад.
  2. Обучение в составе бригад квалифицированных рабочих.
  3. Индивидуальное прикрепление студентов к квалифицированным рабочим.


Теперь переходим к методам производственного обучения и их квалификации.

Метод – означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Методы производственного обучения – это способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера производственного обучения и обучающегося, при помощи которых достигается прочное овладение обучающимися профессиональными знаниями, умениями и навыками, формируется их мировоззрение, развиваются творческие способности.

Методы производственного обучения можно классифицировать следующим образом:

1.Перцептивные, т.е. определяемые характером источника информации. К ним относятся словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, инструктаж, самостоятельная работа учащихся с литературой).

2.Наглядно – демонстрационные – демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов и операций.

3.Метод упражнения – многократные повторения учащимися определенных действий в целях их сознательного совершенствования.

Содержание упражнений имеет две стороны: производственную (что будут делать учащиеся, какие учебно-производственные задания выполнять) и учебную (какие приемы, операции, способы труда по профессии они будут отрабатывать).

4.Методы развития самостоятельности и активности учащихся – самостоятельные наблюдения, учебно-производственные экскурсии, лабораторно-практические работы, выполнение домашних заданий.

5.Методы проверки знаний, умений и навыков (устный и письменный опрос, выполнение и анализ проверочных практических заданий, квалификационных пробных работ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ПРИМЕРКА»

В рабочей программе производственного обучения по подготовке квалифицированных специалистов специальности  «Дизайн по отраслям (трикотаж)» отведено 21,6 часа на изучение и освоение темы «Примерка...

Проведения урока производственного обучения в форме конкурса

Сегодня основным приоритетом педагогической деятельности становится целенаправленное, систематическое и результативное содействие в становлении творческой личности учащегося  с целью ее максималь...

Презентация использования интерактивных методов на уроках производственного обучения

Презентация использования интерактивных методов на уроках производственного обучения...

РЕФЕРАТ ТЕМА: «ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ТОКАРНОМУ ДЕЛУ»

ТЕМА: «Применение форм и  методов на уроках  производственного обучения  по токарному делу»         Внимательный взгляд мастера, его опыт и интуиция почти...

Статья "Современные формы и методы проведения урока производственного обучения"

Статья "Современные формы и методы проведения урока производственного обучения"...

доклад "Использование кейс метода на уроках производственного обучения"

Повышение  эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения.  Для достижения  новых результатов  в образовании  необходимо  использовать  новые ...

Применение инновационных методов на уроках производственного обучения

Доклад на тему "Применение инновационных методов на уроках производственного обучения"...