ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
статья

Колотов В.В.

Статья, о значении двигательной активности у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kolotov.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Физическая или двигательная активность - это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве.  Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Она положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку.  Однако, в современных реалиях наблюдается активное  снижение двигательной активности у подрастающего поколения, этому способствуют цифровизация и активно развивающиеся   дистанционная система обучения. А сами уроки физической культуры не способны в полной мере восполнить потребность организма в необходимом объеме двигательной активности.

Правильная организация двигательной активности в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния  и его психики в течение дня. В двигательный режим    входят не только учебно-тренировочные занятия.  

Двигательный режим по ФГТ – это  рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности.

В этой связи,  актуальной является работа преподавателя, направленная на  повышение двигательной активности  в рамках выполнения самостоятельной работы. Только в самостоятельной деятельности потребность  в движении у студента реализуется наиболее полно. Она наименее утомительна из всех форм двигательной активности и содействует индивидуализации двигательного режима. Кроме того, именно в самостоятельной деятельности обучающийся в наибольшей степени проявляет свое двигательное творчество, а также уровень владения двигательными умениями. Самостоятельное освоение материала  по физической культуре активизирует творческие возможности личности, способствует развитию мобильности будущего квалифицированного специалиста и решает целый комплекс задач:

- развивает и совершенствует физические способности студентов;

- способствует закреплению полученных теоретических знаний и практических   умений и навыков;

- формирует умения использовать  справочную документацию и специальную литературу;

- развивает познавательные способности и активность студентов: творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность;

- формирует самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развивает умение использовать материал, собранный и полученный в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических занятиях, в спортивно-массовых мероприятиях, при написании рефератов и докладов, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Самостоятельное освоение материала у студентов педагогического колледжа  является обязательной  и определяется рабочим учебным планом и рабочей программой дисциплины. Время, которое отводится  на внеаудиторную деятельность студентов, составляет  25-30%  от объема времени, отведенного на изучение дисциплины. Содержание самостоятельной деятельности определяется самими студентами, однако это не значит, что преподаватель  не  должен обращать на нее внимания.

          Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Для осуществления контроля  в колледже предусмотрены такие  формы, как проверка выполненной работы преподавателем,  представление-защита студента по выполненной работе перед преподавателем или студентами группы,  выполнение контрольных нормативов на зачете, тестирование, опрос и участие в  соревнованиях различного уровня.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются: уровень освоения учебного материала, умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач, результат тестирования, обоснованность и четкость изложения ответа, результат участия в соревнованиях, визуальная оценка техники выполнения элементов.

Самостоятельная работа предполагает нахождение теоретических знаний по физической культуре, написание конспектов и проведение части занятия, составление комплексов упражнений различной направленности.  А также   проведение общеразвивающих упражнений на занятиях физической культуры по заданию преподавателя, подготовку к контрольным нормативам, выполнение самостоятельных физических упражнений на занятии и в домашних условиях и составление индивидуальной программы занятий физическими упражнениями в связи с будущей профессиональной деятельностью.

Самой главной целью организации самостоятельной работы в педагогическом колледже является повышение двигательной активности и развитие потребности в систематических занятиях физической культурой и не только в рамках освоения учебной программы физическая культура. И тут на первый план выходят  виды    заданий, которые имеют большое значение для повышения двигательной активности  конкретной  специальности и возможном применении составленных комплексов упражнений в  процессе профессиональной деятельности.

В педагогическом  колледже разработаны методические рекомендации, которые учитывают особенности деятельности таких специальностей, как Дизайн и Декоративно-прикладное искусство. Профессиональной особенностью данных специальностей является сидячая работа на протяжении большого времени. У дизайнеров работа за компьютером, а у мастеров-преподавателей работа на гончарном круге и роспись по ткани. Основными рисками является нагрузка на шейный отдел, поясничный при этом полное отсутствие нагрузки на мышцы ног и плечевого пояса. Поэтому большое внимание, на данных специальностях, в заданиях по самостоятельной работе уделяется составлению и освоению комплексов   упражнений для плечевого пояса, поясничного отдела с нагрузкой на руки и ноги. Применение упражнений для верхних и нижних конечностей и  шейного отдела позвоночника подобраны с учетом возможности их выполнения в любых условиях. Подобные комплексы    возможно выполнять в любых условиях. А самым главным условием успешности внедрения упражнений, является систематичность. Систематичность выполнения комплекса будет способствовать закреплению на уровне подсознания потребности в  выполнении данных движений и в будущем.  

 Таким образом, организованная в педагогическом колледже самостоятельная работа студентов по дисциплине «физическая культура» способствует активизации творческого потенциала личности, гармонизации духовных и физических сил, формированию таких общечеловеческих ценностей как: здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Формирование этих качеств личности важно и с точки зрения воспитания будущего педагога.   Привитые качества здорового образа жизни  и привычка заботы о своем физическом здоровье,  в дальнейшем будет работать на передачу мировоззрения от педагога к  воспитанникам,  в рамках воспитательной работы в образовательных учреждениях. А это работа на будущее, на сохранение здоровья подрастающего поколения.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа "Организационно-педагогические условия развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа"

Методическая работа опытно-экспериментального характера, целью которой является теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем организационно-педагогических условий развития профе...

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)

«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа  на уроках литературы  в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СПО 3+

ГлаОсновным результатом образовательной деятельности в СПО, в частности и нашего педагогического колледжа, является качественная подготовка специалистов, при осуществлении которой необходимо учитывать...

Повышение двигательной активности с помощью игры в волейбол

Методическая разработка по дисциплине Базовые и новые виды спорта с методикой тренировкиТема: Повышение двигательной активности с помощью игры в волейбол.Тип урока: уроки совершенствования знаний, уме...

Повышение двигательной активности с помощью игры в баскетбол

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Невский колледж имени А.Г. Неболсина»...