Педагогический проект "Играем в учёных"
проект

Колупаева Лада Шагеновна

Ознакомление старших дошкольников с окружающим миром в процессе детского экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический проект29.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ИГРАЕМ В УЧЁНЫХ»

Проект «Играем в учёных».

Ознакомление старших дошкольников с окружающим миром в процессе детского экспериментирования.

Пояснительная записка: В данный момент знания и умения, получаемые ребенком к моменту поступления его в начальную школу, ограничиваются тем, что ему смогли дать родители и педагоги в ДОУ. Возможности и необходимости получать знания самостоятельно у ребенка практически не возникает. В семь восемь лет ребенок проходит первую ступень своей самостоятельной жизни (самостоятельный поход в школу, представление себя в новом коллективе, социуме, самостоятельное обслуживание себя дома в отсутствие родителей) и именно в этот момент остро встает необходимость в самостоятельных действиях, предположениях и выводах.

Природа, ее процессы и явления, устройство окружающего мира вызывают интерес у каждого маленького ребенка и потому используются в качестве основного учебно-воспитательного средства. В процессе ознакомления с окружающим миром, ребенок наблюдает за живыми существами, каждое из которых уникально и интересно, знакомятся с природными материалами и использует их в игровой деятельности. Одни и те же природные процессы и явления наблюдаются детьми в разное время года, каждое из которых также имеет отличительную специфику. Окружающий мир, его устройство, природные красоты обладают исключительным воспитательным воздействием на ребенка. Особенно сильно это воздействие проявляется в развитии гармоничной, всесторонне развитой личности. Дидактические обучающие программы и материалы не способны конкурировать с природными процессами по степени и силе их воспитательного влияния на детскую личность. Процессы и явления окружающего мира ребенок видит собственными глазами и потому воспринимает непосредственно, с помощью органов чувств. Таким образом, в его сознании закладываются первичные представления о природе, ее устройстве, месте и функциях в жизнедеятельности общества и человека.

Усвоение связей между процессами и явлениями окружающего мира развивает логическое мышление дошкольника.

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и знакомит детей путем опытно-экспериментальных действий, со свойствами некоторых объектов живой и неживой природы.

Цель: развивать познавательную активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Задачи:

  1. ознакомиться с современной методической литературой по детскому экспериментированию;
  2. провести цикл мероприятий по теме;
  3. организовать выставку фотографий «Мы юные исследователи»
  4. расширить материально-техническую базу группы (уголка экспериментирования) совместными усилиями детей и родителей;

Вид проекта: Познавательно-исследовательский

Период реализации: 19.04.2021-14.05.2021

Принципы:

  1. Принцип открытости – любой ребенок имеет право выбора и может согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта ребенок может принять решение о продолжении работы или ее завершении. Ребенок самостоятельно распоряжается результатом своей работы и принимает решение о предоставлении или не предоставлении результата окружающим.
  2. Принцип диалогичности – у ребенка всегда должна быть возможность общения и в процессе выполнения проекта, и в обсуждении его результатов.
  3. Принцип рефлексивности – ребенок должен осознать себя субъектом собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в самоопределении и объективной оценке своих возможностей.

Участники: воспитатель, воспитанники группы, родители воспитанников.

Новизна: Организация использования метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.

Данный опыт работы можно использовать как педагогам дошкольного образовательного учреждения, так и руководителям кружковой работы, воспитателям групп кратковременного пребывания.

Методы и способы: экспериментальный, игровой, наглядный, научный, практический.

Предполагаемый результат:

Для детей:

  1. У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.
  2. Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.
  3. Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

Для педагога:

  1. Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
  2. Повышение теоретического и профессионального уровня педагога через овладение метода проекта в работе с детьми.

Для родителей:

  1. Повысится уровень участия родителей в формировании у детей исследовательского поведения.

Ресурсное обеспечение:

Методическое:

  1. «Методика детского экспериментирования» Л.В.Рыжова, 2019г.;
  2. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» С.Ермолаев, 2017г.;
  3. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» О.В.Дыбина 2019г.
  4. «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность» Н.В.Исакова, 2017г.
  5. «Познавательное развитие в дошкольном детстве» Веракса Н.Е., Веракса А.Н. 2018г

Материально-техническое:

  1. Подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
  2. Разработка группового проекта, конспектов занятий и игр – экспериментирование;
  3. Подбор иллюстраций, детской литературы;
  4. Подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;
  5. Пополнение «Детской лаборатории экспериментирования» в группе.

Гипотеза:

За время дошкольного детства ребенок получает большое количество знаний и умений. Но чаще всего, в качестве средства получения знаний используется опыт взрослых (родители, воспитатели). Если в ходе реализации проекта у детей появится желание узнавать мир, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Этапы:

Подготовительный этап (мотивационный, информационно-накопительный).

Подготовка к работе педагога:

  1. Анализ методической литературы;
  2. Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме проекта;
  3. Разработка перспективного тематического плана работы с детьми;
  4. Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов;
  5. Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме «Детское экспериментирование».
  6. Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях. Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта: подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
  7. Создание выставки «Мы юные исследователи»
  8. Подбор материалов для пополнения лаборатории.

Подготовительная работа с детьми

  1. Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
  2. Экскурсия в «детскую лабораторию». Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.
  3. Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, воздухом, деревом, бумагой.

Примерный алгоритм группового проекта

Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

1. Что мы знаем?

Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

  • для чего нам нужна лаборатория в группе?
  • для чего нужны эксперименты?
  • вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?

2. Что мы хотим узнать?

  • Из чего состоят объекты живой и неживой природы?
  • Откуда берутся объекты живой и неживой природы?
  • Какие вещества растворяет вода?
  • Зачем нужен воздух, вода, бумага, деревья?
  • Чем эти объекты отличаются друг от друга

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

  • Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.
  • Проделать эксперименты и опыты.
  • Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.
  • Рассказать друг другу о том, что узнали.

Практический этап.

Таблица 2.3 - План мероприятий по проекту

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Результат (продукт)

1

НОД «Удивительный воздух» 

Цель: расширение знаний детей о свойствах воздуха

Совместная деятельность – экспериментирование. Тема: «Поймай воздух»

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами окружения, их назначением.

1 неделя

воспитатель, воспитанники группы

воспитатель

Полезный, удавшийся

2

НОД «Загадочная вода»

Цель: расширять знания детей о воде.

Совместная деятельность – экспериментирование. Тема: «Своего вкуса у воды нет». 

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса

1неделя

воспитатель, воспитанники группы

воспитатель

Полезный, удавшийся

3

Беседа «Деревья – какие они?»

Цель: знакомство детей со свойствами дерева

Совместная деятельность – экспериментирование. Тема: «Дерево»

Цель: Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах;

2 неделя

воспитатель, воспитанники группы

воспитатель

Полезный, удавшийся

4

НОД «Транспорт»

Цель: закреплять знания о видах транспорта: воздушный, наземный водный, профессий, с ним связанных;

Совместная деятельность – экспериментирование. Тема: «Транспорт».

Цель: Расширять представления детей о видах транспорта

2 неделя

воспитатель, воспитанники группы

воспитатель

Полезный, удавшийся

5

Тренинг для родителей «Познавайте и исследуйте с детьми дома!»

2 неделя

воспитатель, воспитанники группы, родители

воспитатель

Полезный, удавшийся

6

Консультация для родителей на тему: «Опыты дома»

3 неделя

воспитатель, воспитанники группы, родители

воспитатель

Полезный, удавшийся

7

НОД Тема: «Бумага»

Цель: уточнить и расширить представления детей о бумаге, некоторых ее свойствах Экспериментирование: «Волшебная бумага»

Цель: развивать у детей умение рисовать нетрадиционным способом: при помощи смятой бумаги

3 неделя

воспитатель, воспитанники группы

воспитатель

Полезный, удавшийся, рисование нетрадиционным способом

8

Презентация фотовыставки «Мы юные исследователи»…

4 неделя

воспитатель, воспитанники группы, родители, специалисты ДОУ

воспитатель

Фотовыставка «Мы юные исследователи»…

Обобщающий этап.

  1. Диагностика развития познавательных способностей дошкольников.
  2. Оценка реализации проекта детьми: беседа «Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?».
  3. Презентация результатов и продуктов деятельности.

Результаты реализации проекта:

Для детей: достигнуты положительные результаты по развитию познавательной активности детей. По результатам проделанной работы убедились, что детское экспериментирование оказывает позитивное влияние на развитие познавательных способностей детей. Создана фотовыставка на тему «Мы юные исследователи».

Значимое событие: Презентация фотовыставки «Мы юные исследователи»

Содержание всех этапов работы тесно взаимосвязано и взаимодополняемо. Что позволило активизировать познавательный интерес детей, сформировать у детей системные знания о взаимосвязи природы и человека, в полной мере реализовать принципы системности и последовательности в работе.

Всё это создавало благоприятные условия для познавательного развития детей путем реализации проектной деятельности.

В ходе реализации проекта дошкольная образовательная организация взаимодействовала с родителями не как с помощниками, а как с равноправными участниками образовательного процесса для дальнейшего развития личности ребёнка. Были организованы ряд бесед и консультаций по теме проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Педагогика сотрудничества. Гуманно-личностная педагогика Амонашвили. Система Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека...

Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности

«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...

Презентация "Должны ли учёные нести ответственность за последствия своих открытий?"

Организация и проведение урока с  использованием технологии "Дебаты" Урок проводится в рамках изучения темы "Наука" с целью привлечения внимания к этической стороне научной деятельности....

Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» Тема: «Наука и техника. Великие учёные России и Великобритании. Пассивный залог (грамматические времена)»

Методическую разработку данного открытого урока можно использовать на занятиях по английскому языку как для 2 - го, так и для 3- го курсов....

Методическая разработка по внеурочной работе "Великие учёные-биологи"

Методическая разработка по внеурочной работе (устный журнал) "Великие ученые-биологи"...