Отчет о работе кружка по развитию речи и мелкой моторики "Ладушки" для воспитанников младшей группы за 2019-2020 гг.
статья

Кравченко Наталья Вячеславовна

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_godovoy.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Рябинка»

Отчет о работе кружка

по развитию речи и мелкой моторики "Ладушки"

для воспитанников младшей группы

за 2019-2020 гг.

Подготовила: Кравченко Н.В.

г.Гагарин,2020 г.

Отчет о работе кружка

по развитию речи и мелкой моторики "Ладушки"

для воспитанников младшей группы

Воспитатель: Кравченко Н.В.

2019-2020 гг.

     В ходе своей работы я обнаружила, что у многих детей группы низкий уровень развития мелкой моторики рук. У многих детей группы плохо развита речь. Уже ни для кого не секрет, что развитие речи тесно взаимосвязано с развитием моторики пальцев рук, развивая моторику, мы развиваем и коммуникативные навыки. 

   Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с раннего возраста, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.

  Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка.

   Поэтому я решила создать кружок дополнительного образования «Ладушки». Работа этого кружка направлена на развитие речи и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.

   В начале года мною была разработана программа работы кружка, целью которой стало укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи.

Обучающие:

1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.

2.Обогащать, активизировать речь детей.

3.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом.

4.Формировать практические умения и навыки; обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.

2.Развивать интерес к народному творчеству.

3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.

4.Развивать внимание, зрительное восприятие.

5.Развивать согласованность движений обеих рук.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к художественным произведениям.

2.Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, доброжелательные отношения друг к другу.

3.Формировать и воспитывать нравственно – волевые качества: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость.

    При решении поставленных задач учтены возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 2-3 лет.

Образовательную деятельность проводила один раза в неделю, во второй половине дня. Время проведения 15 минут. Занятия проводились со всей группой, так как все родители записали детей в кружок.

   Для развития моторики рук на занятиях данного кружка использовала следующие формы работы:

1. Художественное слово;

2. Пальчиковая гимнастика;

3. Артикуляционная гимнастика;

4. Речевые игры;

5. Подвижные игры;

6. Рисование различными техниками, лепка, работа с бумагой;

7. Массаж

   Занятия кружка включают в себя разнообразные игровые упражнения, сюда входят пальчиковые игры, которые сопровождаю чтением стихов и потешек; отработка графических навыков - это рисование линий, фигурных дорожек, рисование по контуру, штриховка с различным направлением движения руки, раскрашивание, обводка по трафаретам. Каждое занятие начинаю с пальчиковой игры, тем самым создаю эмоциональное настроение, благодаря которому дети увлекаются игрой и с интересом выполняют движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. На занятиях кружка я создаю условия для накопления ребенком практического опыта. И здесь мне помогают такие знакомые всем упражнения, как лепка, упражнения с бумагой, сортировка мелких предметов. Работая с бумагой, ребята рвут и сминают ее, делают бумажные шарики, а из шариков выкладывают силуэт, например, кошку, тучку. Детям нравится выкладывать из фасоли фигуры животных - кошку, змею, птицу или цветы, деревья. Из бусин разных по размеру и цвету выкладывают несложные узоры. Выполняя действия с мелкими предметами, объясняю детям, что это надо делать либо тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывать двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать.

   Занятия в рамках кружка отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях. 

    Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», рисование в нетрадиционной форме, но и разнообразные игры и действия с предметами.

Почти все игры я сопровождаю стихотворениями, малыми фольклорными формами – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование малых фольклорных форм в играх с предметами позволяет мне достичь наибольшего обучающего эффекта: они привлекают внимание детей и легко запоминаются.

В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображаю с помощью движений рук и пальцев. Во время игр с различными предметами так же мною задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речимелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, которые я использую в своей профессиональной деятельности, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою наших детей, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Я, как руководитель кружка, стараюсь уделять внимание и индивидуальной работе с детьми, учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников, так как в группе дети с разными умениями и способностями.

    Работа с родителями очень важна, так как от знаний и умений родителей в данном направлении зависит развитие речи и мелкой моторики пальцев рук у детей в домашних условиях. Для этого я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковые игры», «Формирование интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста», «Сенсорное развитие детей в домашних условиях», «Развитие творческих способностей», «Книги для ребенка 2- 3 лет».

    Подводя итоги работы кружка, можно сделать вывод, что у детей развились такие психические процессы как: внимание, мышление, память, развились речевые навыки, воображение. Дети за прошедший период не только познакомились, но и научились владеть различными техниками рисования, работать в коллективе. Все кружковцы знают основные цвета, различают и называют формы, дифференцируют предметы (изображение) по размеру. В результате проведенной работы большинство детей освоили базовые артикуляционные упражнения. Правильно и четко произносят гласные звуки, умеют произносить слова с различной громкостью, выполняют динамические упражнения для пальцев рук и кистей рук. У ребят заметно возрос интерес к художественному слову, они стали более уверенными и самостоятельными, более активными в образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ Тема: Работа кружка декоративно-прикладного творчества «Декоративная композиция»

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к п...

Рабочая программа кружка по развитию речи и мелкой моторики в младшей группе

Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев ...

Рабочая программа кружка по развитию речи "Страна звуков" для воспитанников средней группы

В возрасте 4 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их....

План воспитательной работы 1 курса группы 119СА 2019-2020 год

В соответствии с Концепцией воспитания в НСГК первоочередными в воспитании определяются задачи.Задачи года в области профессионального становления.План воспитательных мероприятий.Ожидаемые результаты ...

План по самообразованию " По развитию мелкой моторики в младшей группе"

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по в...

Отчет о работе кружка по развитию речи "Страна звуков" для воспитанников средней группы за 2020-2021 гг.

В прошлом учебном году, работая по программе кружка «Ладушки», целью которой было укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики, мною были достигнуты з...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА младшей группы «Пчелки» 2019-2020 учебный год

Рабочая программа для детей младшего школьного возраста МБДОУ «Детский сад «Рябинка» является составным компонентом Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад «...