Факторы, влияющие на школьную успеваемость.
статья

Колосова Ольга Анатольевна

Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому возрастанию количества детей, испытывающих трудности социализации и, в частности, вхождения в школьную жизнь. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Все дети в начале обучения сталкиваются с сложностями и проблемами, они бывают настолько серьезными, что делают детей трудновоспитуемыми и трудно обучаемыми. При отсутствии специальной помощи психологическое неблагополучие детей из начальной школы переходит в подростковый возраст, нередко создавая основу для делинквентного поведения и влияющей негативно на школьную успеваемость. По данным отечественных и зарубежный исследователей, около 20 % детей нуждаются в специальной психотерапевтической, а нередко и в медицинской помощи. Современные социально-экономические и демографические проблемы усложняют задачи семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Колосова Ольга Анатольевна, телефон: 8-926-962-28-41

Факторы, влияющие на школьную успеваемость.  

Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому возрастанию количества детей, испытывающих трудности социализации и, в частности, вхождения в школьную жизнь. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Все дети в начале обучения сталкиваются с сложностями и проблемами, они бывают настолько серьезными, что делают детей трудновоспитуемыми и трудно обучаемыми. При отсутствии специальной помощи психологическое неблагополучие детей из начальной школы переходит в подростковый возраст, нередко создавая основу для делинквентного поведения и влияющей негативно на школьную успеваемость. По данным отечественных и зарубежный исследователей, около 20 % детей нуждаются в специальной психотерапевтической, а нередко и в медицинской помощи. Современные социально-экономические и демографические проблемы усложняют задачи семейного воспитания.

Робость, боязнь отвечать на уроках, чрезмерная тревожность, драчливость, замкнутость, плаксивость – эти психологические факторы влияют на школьную успеваемость детей, но, чтобы понять, что стоит за ними, психологам необходимо решить проблему выборы адекватных методов исследования. Основной задачей является – разработка психологического подхода, который позволил увидеть психологические трудности детей «глазами самих детей», то есть через непосредственную проекцию внутреннего мира их переживаний.

Психологические факторы

В познавательной сфере причинами неуспеваемости может быть недостаточная сформированность у учеников определённых качеств познавательных процессов:

- низкий уровень развития памяти (зрительной, слуховой, кинестетической), которая лежит в основе обучения;

- недостаточная организация самостоятельной активной работы мышления в процессе обучения и как следствие, невозможность применения полученных знаний на практике;

- недостаточный уровень развития свойств внимания, в основном распределения и переключения;

- построение программы обучения без учета активного канала восприятия (визуального, аудиального, кинестетического) у учеников.

Основными причинами школьной неуспеваемости, обусловленными эмоционально-волевой сферой, могут быть:

- высокая тревожность, которая приводит к отклоняющемуся поведению и снижению результативности учебной деятельности;

- на успехи ребёнка в школе влияет и самооценка. Низкий уровень самооценки создает проблемы, как в освоении учебного материала, так и в отношении с одноклассниками и учителями. Неадекватно завышенная самооценка также может привести к конфликтным ситуациям между учителем и учеником, учеником и учеником. Формирование адекватной самооценки зависит и от установки учителя по отношению к ребёнку, и от его положения в коллективе сверстников.

- отрицательно сказываться на школьной успеваемости ребёнка может и отсутствие таких волевых качеств как инициативность, самостоятельность, организованность. Однако, по мнению В.А. Ганзена, формирование волевых качеств может быть осуществлено лишь при положительном отношении ребёнка к школе.

Неуспеваемость школьников может быть связана и с низкой мотивацией обучения. По мнению А.Л. Сиротюк, учитель должен ставить перед собой задачу сформировать у детей мотив достижения, создать ситуацию успеха, которая связана с мотивационной сферой и определяется психологическими аспектами индивидуальности ребёнка. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойке неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении. (Приложение № 1)

Основные факторы отрицательного отношения школьников к учебе:

•        заниженная мотивация к обучению;

•        интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу;

•        отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности;

•        несформированность учебной деятельности;

•        неумение действовать по инструкции взрослого;

•        отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия.

Социальные причины неуспеваемости.

В.М. Астапов считает, что неуспеваемость в большинстве случаев связана не с нарушением познавательной деятельности, а прежде всего с неподготовленностью детей в школе, которая при невысоком уровне учебно-воспитательного процесса может привести к педагогической запущенности. Часто причиной неуспеваемости являются неблагоприятные условия жизни в семье, отсутствие, как контроля, так и помощи в учебе со стороны взрослых, конфликты в семье, отсутствие режима.

Объективные предпосылки, влияющие на школьную успеваемость.

Психологические трудности первоклассников:

1) особенности нового школьного режима, который у некоторых детей может спровоцировать чрезмерную усталость, срывы в работе;

2) необходимость установления взаимоотношений с новыми людьми: учителями, одноклассниками, изменения положения ребёнка в семье, отношений с родителями;

3) содержанием учебного материала, нередко не вызывающим достаточного интереса у детей, в результате чего к середине года у многих первоклассников наступает апатия и безразличие к учебе.

П.П. Блонский и Л.С.Выготский различали относительно стабильные периоды развития ребенка и периоды переходные, критические, когда становиться явным возрастные новообразования, постепенно формирующиеся на протяжении предшествующего стабильного периода.

Психологические причины неуспеваемости старшеклассников.

А.М. Гельмонт указывает, как тесно переплетаются причины, зависящие от учителя и ученика, насколько эффективен тот педагогический подход, который опирается на знание индивидуальных особенностей учеников и как отсутствие данного подхода приводит к формированию в ходе обучения новых отрицательных качеств, еще больше затрудняющих процесс обучения. Длительная неуспеваемость вызывает у школьника моральную и психическую травму, порождает неверие в свои силы.

Причины:

1) плохая подготовленность и значительные пробелы в знаниях

2) отсутствие привычки к организованному труду, недостаточный уровень общего развития.

3) обучаемость, проявляющаяся в различной степени легкости и быстроты усвоения знаний;

4) индивидуальная степень работоспособности

5) отношение к учебе, как к формальному процессу

6)  учащиеся не знают рациональных приемов запоминания учебного материала и не умеют мыслить, что они не обучены этим умениям

7) индивидуальное социально-бытовое положение учащегося

8) климат в семье

9) особенности личности школьника

10) недостатки дидактических и воспитательных воздействий;

11) организационно-педагогического характера (организация педагогического процесса в школе, материальная база);

12) недостатки учебных планов, программ, методических пособий, а также недостатки внешкольных влияний, включая и семью.

13) Физиологические причины. (СДВГ и т.д.)

Польский психолог М. Тышкова выделяет следующие типы психологических трудностей в школе.

1.        Трудные задания и требования, предъявляемые ученикам.

2.        Ситуации наказания, выговоров и конфликтов с учителями, на которые ребенок отвечает негативными эмоциями, страхом, стыдом, гневом.

3.        Ситуации публичных выступлений, социальной оценки и критики (опросы, экзамены).

Одна из важнейших целей воспитания школьников – формирование у них психологической устойчивости к трудностям, поэтому опыт преодоления трудных ситуаций крайне необходим ученикам (М. Тышкова, 1987).

Содержание трудных ситуаций в процессе обучения и способа совладения с ними изучала Е.Е.Данилова. Школьная успеваемость учеников зависит от рассогласования между основными элементами: целью, условиями и возможностями ученика.

Р.Б.Аугис анализировал школьную успеваемость и выявил ситуации, вызывающие у детей состояние психической напряженности. 78 % обусловлены неудачами в учебной деятельности, отрицательной реакции родителей, учителей и одноклассников на плохие отметки и неудовлетворенное поведение во время уроков. Более половины детей (57%) указали на получение плохой отметки; 46% - на проверку знаний во время контрольных работ; 32% - на ответ перед классом; 81% - на недовольство родителей их успехами и соответствующее наказание (Аугис, 1984).

Что переживают дети? Что скрыто за внешними проявлениями их проблем? Каковы причины их психологического неблагополучия в школе? Причины школьной неуспеваемости? Для того чтобы ответить на эти вопросы необходимо найти способы проникновения во внутренний мир ребенка, который позволил нам взглянуть на происходящее его глазами.

 «Ребенок есть часть социальной ситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка. Это обязывает к глубокому внутреннему анализу переживаний ребенка, то есть к изучению среды, которое переносится в значительной степени внутрь самого ребенка, а не сводиться к изучению внешней обстановки его жизни» (Выготский, 1984).

Именно эта цель определила выбор психодиагностических методик:

1) Проективные методики «Несуществующее животное», «Моя семья», «Человек», «Мой класс», «Моя учительница», «Самое хорошее и самое плохое события в мой жизни», «Что страшное мне снится ночью и чего я боюсь днем».

2) Субтест теста творческого мышления Э.П. Торренса “Дорисуй круги”.

3) Тест на определение жестокости в семье.

4) Тест школьной тревожности.

5) Школьная мотивация.

Результаты психодиагностических методик, позволяющие более объективно проанализировать школьную успеваемость, а также выяснить степень осознания ребенком проблем, необходимо сопоставлять с точки зрения учителя на трудности, испытываемые им в процессе школьного обучения.

Литература:

1. Александровская Э. М. Социально-психологические критерии адаптации в школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М.Громбаха. М., 1988.

2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.

3. Выготский Л.С. Кризис семи лет. Собр.соч.: в 6 т. М., 1984.

4. Данилова Е.Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9-11 лет. Дис. …канд.психол. наук. М., 1990.

5. Петрухина С.Р., Стюхина Г.А. Взрослые и дети, или Как преодолеть трудности в общении. Педагогический университет “Первое сентября”, М., 2012.

6. Плотниекс И. Э. Психология в семье. М.: Педагогика, 1991.

7. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога / Отв. ред. И.В. Дубровина. М., 1990.

8. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании. М., 1996.

        

        

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Что значит сформировать мотивацию к обучению?

Рекомендации

Это значит не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.

Так что же все-таки делать?

1) Во-первых, выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется.  Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться. Эта зарисовка про неумение учиться.

Ошибки воспитательного характера – это:

* неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

* отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

* нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами»)

* неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, «заласкивания», чрезмерная опека

* завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

* «убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха и пр.)

2)        Во-вторых, применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения, или исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».

3)        В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Вообще-то это про начальную школу, а по правде про первый класс. Но, если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова весь путь формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе. Иногда ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.

4)        Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» - манипуляция чистой воды).

5)        Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избегания таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

6)        Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

7)        Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка.  Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе. Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности – попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха.

8)        Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу – явление вполне нормальное, привычное и часто используемое. Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно. А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.

9)        В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый. Для подростка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление. Для подростка важно поднимать тему профессионального определения.

10)        Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, влияющие на состояние здоровья

Практическая значимость нашего материала в том, что изученные основы здоровьесберегающей деятельности могут использоваться для повышения уровня культуры здоровья в школах, гимназиях, лицеях, колледжах...

Факторы, влияющие на груз

Материал содержит демонстрационные слайды по теме "Факторы, влияющие на груз", рассматриваемой при изучении дисциплины "Перевозка грузов в особых условиях"...

Статья на тему: "Стресс как фактор, влияющий на здоровье обучающихся и проблемы его преодоления"

Статья студентки ГБОУ СПО МО "Красногорский колледж" Абайхановой Л.Р. для научно - практической конференции "Здоровая молодежь - здоровое общество". Актуальность темы настоящей статьи обусловлена тем,...

Выявление факторов, влияющих на перезимовку озимой пшеницы, возделываемой на полях учебного хозяйства ГБПОУ КК ЛМТ

Выявление факторов, влияющих на перезимовку озимой пшеницы, возделываемой на полях учебного хозяйства ГБПОУ КК ЛМТ...

Факторы, влияющие на школьную успеваемость: нейропсихологический фактор.

Факторы, влияющие на школьную успеваемость: нейропсихологический фактор....

Лекция Формы и размеры сечений стволов и факторы, влияющие на них

Вертикальные стволы наиболее часто имеют круглую, прямоугольную форму сечения, реже криволинейную, эллиптическую и прямоугольную с выпуклыми короткими сторонами.В зависимости от назначения и расположе...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ/ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ Батуева О.Б. Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 2. С. 119-122.

Исследован процесс возникновения оценочных значений и объяснены его причины. Выделены основные факторы, которые способствуют образованию оценочных значений в деятельности организации. Проанализирован ...