Музейная педагогика как инновационная технология
статья

Пустышева Оксана Михайловна

Статья посвящена становлению и развитию нравственных и патриотических чувств молодого поколения через музейную педагогику ( на примере музея Ладожского многопрофильного техникума). Музейная педагогика рассматривается как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности и как инновационная педагогическая технология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О. М. Пустышева  Ладожская, Россия

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музейная педагогика, педагогические технологии, инновационные музейно-педагогические технологии, музейно-педагогические программы.

 АННОТАЦИЯ: Статья посвящена становлению и развитию отечественной и зарубежной музейной педагогики. Музейная педагогика рассматривается как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности и как инновационная педагогическая технология.

 , Russia

MUSEUM PEDAGOGICS AS INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY KEY WORDS: museum pedagogy, educational technology, innovative pedagogical technologies museum, museum and pedagogical programs/ ABSTRACT: The article is devoted to the establishment and development of national and international museum education. Museum Education is seen as an integrative and qualitatively new field of educational activity and as an innovative educational technology/

Одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности, является музей. Он выступает особой образовательной средой, которая формирует у ребёнка представления о мире, развивает способность наблюдать, систематизировать, классифицировать, синтезировать и генерировать полученную информацию в процессе собственной жизни и деятельности.

Изменение представлений о значении образования приводит к необходимости создания новых форм образовательного процесса, одной их которых является музейная педагогика. Ей в последнее время уделяется всё больше внимания в теории и практике образования. Она обладает рядом потенциальных возможностей. Преимущества воспитания обучающихся средствами музейной педагогики состоят в том, что она позволяет восполнить пробелы в воспитании, решить множество проблем в образовании и усилить практико-ориентирующую составляющую образования в современной школе, реализовать образовательную, воспитательную, развивающую, социокультурную функции школы в целом и гуманитарных предметов в частности.

Основной целью музейной педагогики является приобщение подрастающего поколения к деятельности музея и создание условий для развития творческой личности путём включения в многообразную его деятельность. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Отличительными чертами обучения музейной педагогики является нетрадиционность и добровольность, а особенностью – возможность максимально реализовать способности обучающихся и удовлетворить их интересы. Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые (экскурсии, факультативные занятия по истории , музейные уроки, нестандартные уроки, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, поездки по музеям и городам), групповые (конференции, исследовательская деятельность студентов, а также их участие в различных конкурсах, олимпиадах и фестивалях) и индивидуальные (подготовка докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом, обычаями и традициями изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание творческих работ в форме сочинений, эссе, переписка с ветеранами, персональные выставки обучающихся). Благодаря средствам музейной педагогики процесс усвоения знаний становится увлекательным и интересным, а предмет оживает на глазах у детей.

Актуальность музейной педагогики определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного школьного образования обучающихся средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью и недостаточным вниманием к этой проблеме как в научных исследованиях, так и в массовой практике. Поиск ответа на традиционный вопрос дидактики – как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание учиться, развить чувство любви к Родине, желание и стремление изучать её историко-культурное наследие, свои «корни», свой род, приобщаясь к истории родного края, города, семьи, – позволяет выйти на анализ методов обучения и воспитания детей с помощью музейной педагогики. [2]

При организации и проведении уроков и факультативных занятий в пространстве музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы музейной педагогики:

  • принцип интерактивности: человек воспринимает только то, что делает;
  • принцип комплексности: «включение» всех типов восприятия;
  • принцип программности: обеспечение усвоения информации и приобретения умений и навыков на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Рабочей программы общеобразовательных учреждений;
  • принцип «музейных диалогов»: создание атмосферы радости общения, которая помогает насладиться произведением искусства для «совершенствования души и тела» (А.Лихтварк);
  • принцип индивидуализации: внимательное отношение к интересам и возможностям каждого ребёнка. [1]

Интерактивность – основной методологический приём в работе техникума с современным музеем, когда он перестаёт быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Поэтому наиболее логично и эффективно использовать интерактивность на уроках и факультативных занятиях по истории. Это, безусловно, открывает новые возможности обучения и воспитания.

Музейная технология даёт неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных уроков. Это урок в музее, урок-описание экспоната музея, урок-защита проекта, презентация поискового материала, интегрированные уроки с использованием музейных материалов. К нетрадиционным формам проведения урока, применяемым в музейной педагогике и моей практике, относятся:

  • интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
  • уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
  • уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
  • уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок доброты, урок мужества, урок мудрости, урок-презентация;
  • уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
  • уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, расследование, диалогическая дуэль.

Одно из золотых правил музейной технологии - это развитие исследовательской деятельности обучающихся, которая способна помочь ребёнку стать творческой личностью, сформировать систему ценностей, где главными оказываются не показатели достатка, а человеческие отношения. Ежегодное участие в научно-практических конференциях помогает как учителю, так и обучающемуся овладевать новыми знаниями, совершенствовать уже накопленный опыт и формировать гармонично развитую личность.

Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества. [5]

 

 Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их жизненным опытом. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде писем, фотографий, экспонатов, памятников, которые хранит и пропагандирует наш музей.

          Одна из экспозиций музея называется «Уголок славы Великой Отечественной войны».Здесь на стендах, витринах, стеллажах представляются сведения об основных значимых событиях ВОВ (битва за Москву, оборона Сталинграда, Курская дуга, блокада Ленинграда и др.), о деятельности Ладожского партизанского отряда, освобождении станицы Ладожской от немецко-фашистских захватчиков, Героях Советского Союза, уроженцах нашей станицы. Фотографии, медали и ордена, реликвии, одежда, вырезки из газет и другие экспонаты знакомят посетителей с героическим прошлым наших земляков.

           В музее собрана большая коллекция картин местного художника Слободчикова Анатолия Федоровича. Они были подарены автором музею к памятным датам. Такие картины, как «Чужое счастье», «Наши пришли», «Фашист летит», репродукция картины «Черноморский десант» позволяют воспринимать события военного времени, эмоционально переживать с героями картин невзгоды, выпавшие на их долю.

          На базе музея работает клуб «Поиск», который возглавляет преподаватель истории Пустышева Оксана Михайловна. Членами клуба проводится большая исследовательская, собирательская работа, изучаются архивные материалы, собраны и оформлены экспозиции: «Великий подвиг Советского народа 1941-1945г.г.», «Они освобождали нашу станицу от немецко-фашистских захватчиков», «ВОВ: Герои Советского Союза, уроженцы станицы Ладожской. Народные мстители. Подпольщики. Освободители станицы Ладожской1943год». Где освещен большой вклад в дело освобождения  Советского Союза от немецких захватчиков.

          Особое место занимает экспозиция о наших земляках – Героях Советского Союза: Войтенко Стефане Ефимовиче, Лебедеве Анатолии Трофимовиче, Стрельникове Василии  Поликарповиче. Все они были  военными летчиками, в воздушных боях поражали танки, бронемашины, зенитные и полевые батареи, живую  силу врага, своими подвигами приближая Победу. О героях собран большой материал: личная переписка, военные фотографии, документы, личные вещи. Что позволяет обучающимся узнавать о жизни и подвигах Героев, гордиться ими.

          О боевой жизни Ладожского партизанского отряда рассказывает экспозиция «Народные мстители».Возглавлял отряд Нерушев Федор Иванович, в него входило 42 человека. Бойцы отряда устраивали засады на дорогах, отстреливали немецких разведчиков, вырезали линии связи, проводили разведывательные операции.

          В течение многих послевоенных лет студенты техникума, жители станицы приносили в музей  найденные на месте боя за освобождение станицы Ладожской военные экспонаты: гильзы, каски, фляжки, осколки бомб и снарядов, боевое оружие, котелки, миски, ложки и другое. Наличие в арсенале богатого реквизита позволяет доносить историю более ярко и доходчиво. Для выездных встреч сформирован материал и собраны экспонаты по образу «Музе в портфеле».

          В ходе исследовательской работы ребята кружка «Поиск» узнали о том, что в летопись ст. Ладожской вписано славное имя героя Российской Федерации Георгия Георгиевича Быстрицкого, уроженца нашей станицы. Список орденоносцев ВОВ пополнился, благодаря тому, что более чем, через полвека Золотая Звезда нашла героя. Указом президента России от 31.12.1996г. №1792 за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в ВОВ1941-1945г.г. Георгию Георгиевичу Быстрицкому присвоено звание Героя Российской Федерации. Участниками клуба была организована переписка с Георгием Георгиевичем, оговорено время встречи. Ребята были рады встретить этого замечательного человека в стенах нашего техникума. Дважды Георгий Георгиевич был нашем гостем. Он оставил в дар нашему музею свои фотографии, копию наградного листа, а так же редчайшую книгу «Русский солдат на пути к Рейхстагу». И хотя уже давно отгремели залпы ВОВ, такие встречи снова возвращают нас к тем великим и суровым дням, позволяют прикоснуться к подвигу наших земляков – ладожцев, еще раз стать свидетелями их стойкости и мужества в борьбе с врагом.

          Ребята кружка «Поиск» не останавливаются на достигнутом. В настоящее время дополняется материал об освобождении станицы: собираются воспоминания очевидцев, уточняются детали боя. Чем больше проходит времени с той войны, тем ценнее те новые факты, которые добываются в ходе поисковой работы.

          Мы считаем, что этот опыт бесценен и крайне необходим молодежи для дальнейшего становления человека и гражданина, чтобы связь с прошлым была непрерывной.

  Свое выступление хотелось бы закончить словами одной мудрой притчи: «Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

          В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ненависть, жестокость, насилие.

          Другой волк представляет добро – мир, верность, отзывчивость, любовь к Родине.

          Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?»

          Старый индеец улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Мы не сомневаемся в том, что проводимая военно-патриотическая работа «кормит» в детях волка представляющего добро.

 

Список литературы:

1. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. М., 2004.

2. Воронович В.М. Внедрение авторской программы воспитания учащихся средствами музейной педагогики: методические рекомендации. URL: www.pdffactory.com

3. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М., 2009.

4. Троянская С.Л. Музейная педагогика и её образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. Ижевск, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

статья для участия в Межрегиональной научно-пратической конференции " Гражданское и патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики"...

Инновационные технологии в обучении химии. Кейс-технология.

Методическая разработка урока по дисциплине "Химия" для студентов 1 курса, профессия "Автомеханик" с использованием кейс-технологии....

Инновационные технологии обучения, технология игрового обучения

Инновационные технологии обучения, технология игрового  обучения...

Презентация урока педагога дополнительного образования "Музейная педагогика"

      Музей является одной из форм дополнительного образования, участвующих в развитии социальной активности обучающего, его творческой инициативы и самодеятельности в процессе с...

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПО

Роль музея образовательной организации в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся...

Доклад на студенческой научно-практической конференции."Инновационные технологии в медицине" «Шаг в будущее» - инновационные достижения восстановления зрения

Презентация доклада на студенческой научно-практической конференции."Инновационные технологии в медицине" «Шаг в будущее» - инновационные достижения восстановления зрения...

Опытно-экспериментальная работа по развитию общекультурной компетентности детей средствами музейной педагогики

Опытно-экспериментальная работа по развитию общекультурной компетентности детей средствами музейной педагогики...