Главные вкладки

    Инновационные технологии обучения, технология игрового обучения
    план-конспект урока на тему

    Смирнова Галина Анатольевна

    Предварительный просмотр:

    «Инновационные технологии обучения, технология игрового  обучения»

    (Реферат)

    Выполнила:

    Смирнова Галина Анатольевна                                                                                           Преподаватель химии

    ГБПОУКК «Армавирский индустриально-строительный техникум»

    Город Армавир,2016                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Содержание

    Введение

    Значение химического образования

    Концепция сотрудничества

    Классификация  игр

    Заключение  

    Список литературы

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                        Введение                                                                                                                                                                                                                                     Данная технология способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. Игры рассматриваются как вид деятельности, как форма организации работы учащихся и метод обучения. «Игра – едва ли не единственный вид деятельности, специально тренирующий творчество не как отдельную способность к чему – либо, а как качество личности. Игра на уроке активизирует мысль и разряжает обстановку». Учителя химии и биологии используют в своей работе данную технологию. Чаще всего проводят деловые игры, где учащиеся выступают в роли лаборантов, технологов предприятий, руководителей, экологов. Такие игры проводятся по тем темам, где рассматриваются экологические проблемы. Кроме того, обобщающие уроки проводим в форме игр – путешествий. Например: «Королевства химических формул» в «Царство химических реакций», затем в «Империю Периодической системы» и т.д. По теме «Важнейшие классы неорганических соединений» проводим игру – расследование. Сюжет её заключается в следующем: Частные расследовательские бюро получают заказ: расшифровать схему, представленную цифрами и буквами: А1ВСД. Для расследования они должны покупать подсказки у информатора за деньги, заработанные решением заданий.  Обобщение знаний по курсу органической химии проводим в виде командной игры «Крестики-нолики». Некоторые зачётные уроки проводим в форме: КВН, общественный смотр знаний. Например, по разделам «Неметаллы» и «Металлы» проводим трехуровневый зачёт – вертушку. В игровой форме проводим чаще уроки на первом курсе. Это уроки – сказки, общественные смотры знаний, уроки соревнования, брейн – ринги и т.д. Игровая технология обучения помогает достичь прочного освоения учащимся знаний по предмету.

    Значение химического образования

       Химия является одной из областей естествознания. Она изучает процессы превращения, состав, строения и свойства, а также практическое использование веществ.      

       Без химических знаний сегодня невозможно представить научную картину мира, так как окружающий мир-это мир веществ, превращения которых составляют основу многих природных явлений.

        Разнообразные химические процессы лежат в основе многочисленных производств: химической и нефтехимической отраслей промышленности, чёрной и цветной металлургии, переработки горючих ископаемых, производство строительных материалов, пищевой, фармацевтической отраслей промышленности и т.д. Продукты химии используются во всех отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, техники, находят широкое применение в быту. Это значит, что химия, как и другие естественные науки, не только изучают природу, но и вооружают человека знаниями для практической деятельности. Различные вещества всё больше проникают практически во все области человеческой деятельности, роль химических знаний становится очевидной, и ценность их постоянно растёт.

       Усвоение химических знаний, формирование в сознании научной картины мира - одна из необходимых условий выработки реалистического взгляда на природу и место человека в ней, определенной культуры мышления и поведения, разумного и ответственного отношения к себе, людям и среде обитания, а в целом - одно из условий гармоничного развития личности.  Это значит, что изучение химии во многом ориентировано на перспективу развития общества.

    Концепция сотрудничества

       В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающейся деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

       Как система отношений сотрудничество многоаспективно, но важнейшее место занимают в нем отношения «учитель-ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, у ученика-объекта  педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением  об ученике, как субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами.

       Сотрудничество в отношении «ученик-ученик» реализуется в общей жизнедеятельности коллектива.

       Поэтому основное направление в своей педагогической деятельности выбрала игровые технологии с проблемным обучением, т.к на  мой взгляд  они наиболее реалистически соответствуют концепции сотрудничества, что ведёт к повышению уровня знаний и к химии, как предмету. Рассматривая классификационные характеристики технологии «педагогики сотрудничества» я выбрала: по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая игровая; по категории обучаемых: массовая (т.е. все категории). Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, проблемное обучение,технология коммуникативного обучения.

    Классификационные параметры игровых технологий

    1.По уровню применения:  все уровни

    2.По философской основе:   приспосабливающаяся

    3.По основному фактору развития: психогенные

    4.По подходу к ребёнку: свободное воспитание

    5.По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие

    6.По направлению модернизации: активизация

    7.По категории обучаемых: массовые (все категории)

    Классификация педагогических игр

    1.По области применения: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные,  психологические

    2.По (характеристике) характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, творческие, развивающие

    3.По игровой технологии: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация

    По предметной области: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, трудовые, спортивные, экономически

    По игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, компьютерные, телевизионные, циклические, со средствами передвижения.

    Дидактические игры: позволяет эффективно реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую на основе принципов педагогики сотрудничества.

    В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

    —стимулируется познавательная деятельность

    —активизируется мыслительная деятельность

    —самопроизвольно запоминаются сведения

    —формируется ассоциативное запоминание

    —решаются проблемные вопросы

    —выявляются личностные черты характера

    —усиливается мотивация к изучению предмета

    Некоторые модели, способствующие активизации внимания, мышления и быстроте реакции в решении поставленных задач

    1.Игра «Химическое казино»

      Опробовано 2 типа этой игры:  командный и индивидуальный

      Цель игры: Обобщение изученного материала по соответствующей теме и активизации учебной деятельности.

      Оснащение игры: «Волчок» со стрелкой песочные часы или секундомер.

    Дети садятся за стол во главе с учителем.  Учитель  заранее готовит вопросы и оцениваются баллами                            


               3                             4                            5                            6

    Для  оживления можно смешно назвать команду  «Башмаки»; «Копченые утки» и тд.

      Условия игры:

    —Каждая команда поочерёдно крутит рулетку и отвечает на вопрос.

    —На обдумывание 1 мин., затем переход к соперникам.

    —Если обе не могут ответить взимается штраф в размере «стоимости этого вопроса».

    —Выигравшая команда может быть освобождена от зачёта или контрольной работы.

    —При выставлении оценок учитывают КПД.

    2.«Терминологические игры»

        Для заполнения и правильного употребления химических терминов

    —Составление кроссвордов и их решение.

    —Химические диктаты.

    —Игры в слова.

    —Распознавание синонимов.

       Это важно т.к термины способствуют выработки логических умений т.е анализировать ,различать и обобщать.

    3.Игра «Термины – синонимы»

       Многие вещества имеют номенклатурные названия т.е общепринятые и тривиальные «из жизни» . Это вырабатывает быстрое запоминание.

       Например:

    Задача  учащихся – правильно составить пары                  

    1-5;  2-4;  3-2;  4-1;  5-3.                                                              1-б) ; 2-в) ; 3-д) ; 5-г).

    Примечание: это карточки быстрого ответа.

    4.Игра  «Найдите соответствие»

      Цель игры: обработка навыков быстрого запоминания символов и их «произношения».

    Технология игры:

      I вариант – учитель просит показать эл-т «медь», дети показывают «Сu» и т.д.

      II вариант – дают название элемента –учитель пишет ответ знаками.

      III вариант – карточка быстрого ответа.

    Тренинговые игры

    5.Игра  «Соответствие движению»

       Цель игры:  внести в обучение оживление, которое способствует непринуждённому запоминанию.

      Технология игры: Учитель договаривается с уч-ся ,что если он (поднимает)называет:

       -кислоту- поднимают правую руку

      -оксид- левую руку

      -основание-трогают нос

      -соль- берут за ухо

      Результат: выучивание

    6.Игра «Кто больше вспомнит слов»

       Цель игры: активизировать повторение.

       Технология игры:

    —быстро(5-7мин)

    —короткое слово

    —на каждую букву слово

    —выигрывает тот, кто больше написал

    δ

    р

    о

    ϻ

    Бензин

    Бензол

    Бутан

    Бор

    Бериллий

    Реактив

    Резина

    Реакция

    Радон

    Радий

    Орбиталь

    Олово

    Оксида

    Озон

    Основание

    Молекула

    Мышьяк

    Металлы

    Метан

    Магний

    7.Игра «Найдите лишнее»

    Цель игры: научить распознавать по формулам различные классы орган. и неорган. классы.

    Технология игры: вычеркнуть лишнее, делает одни или эстафета

    HCI    ; Na2SO4     ;H2SO4     ;HNO3   :

    KCI     ;BaSO4        ;H2SO3     ;CaCO3   :

    SO3    ; Mn2O7     ;KCIO3      ;N2O5   :

    NaOH     ;Mg(OH)CI    ;AI(OH)3    ; Cr(OH)2   :

    H3BO3     ;NaHCO3    ;Ca(HS)2            ;MgCI   :

    8.Игра «Химическая разминка»

     Цель игры: активизировать процесс заучивания.

    Технология игры: 2 команды задают друг другу ответ с  вопросом.

    9.Игра «Блиц-турнир»

      Цель игры: активизировать процесс распознования.

     Технология игры: по 1 игроку из команды, который показывает карточку. Например: Н3РО4, другой называет, а третий который не видел пишет вновь на доске.

     10.  Игра «Верю-не верю»

      Цель игры: повторение и закрепление

      Технология игры: учитель говорит, что загадал вещество и называет его, а затем задаёт верные и нет вопросы о его составе, свойствах, применениях, на которые отвечают «ДА»; «НЕТ»

       Учитель:  «Я загадала вещество кислород»

    —верен ли химический  символ О  

    —молекулярный состав О2    

    —входит в состав воздуха  

    —газ  

    —состав воды  

    —быть жидким  

    —дышим только О2    —

       11. Игра «Парадокс»

    Цель игры: на слух запоминать названия.

    Технология игры: задать друг другу вопросы по определённой теме (каверзные, шуточные и тд.)

       Примерный перечень вопросов:

    1.  Что произойдёт, если смешать гидроксид кальция с гашеной известью

     ( ничего это одно и тоже вещество);

    2. Что произойдёт, если опустить соль в воду

    (солёная вода);

    3. Что произойдёт, если опустить палец в раствор серной кислоты

    (ожог)

     12. Игра «Снайперы»

    Цель игры: укрепить знания   растворимости.

    Технология игры: конкурс на лучшего стрелка.

        Что необходимо выяснить:

    —  Растворимые ли NaCI ; FeSO4 ; AI(OH)2

    —         ˝              карбонат магния, сульфат аммония, гидроксид железа

    — Составьте три нерастворимых основания

    — Назовите три нерастворимые соли кремневой кислоты

    13.  Игра «Химический аукцион»

       Цель игры: с помощью сорев-я вызвать желания выучить.

      Технология игры:

    гонг и молоток.

    Учитель - называть амфотерные оксиды и гидроксиды. Если наступает пауза, то последнии слова  три раза повтор и гонг «Продано» и т.д.

    14. Игра «Восстанови пропущенное»

    В клетках игрового поля записаны знаки химических элементов, некоторые из них отсутствуют. Известно, что:

    по периметру квадрата находятся символы элементов только главных подгрупп и только металлов;

    в верхнем и нижнем рядах закономерно изменяется число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов элементов;

    в среднем ряду - знаки элементов II группы;

    по диагонали слева направо записаны знаки элементов, образующих амфотерные оксиды и гидроксиды.

    Восстановите пропущенные символы, ответ мотивируйте.

    Al

    ?

    K

    ?

    Zn

    Ca

    Li

    Mg

    ?

     
    15.Составьте формулы десяти кислот, комбинируя нижеперечисленные составные части кислот по горизонтали при условии, что части кислот стоят подряд:

     

     

     

     

    H

     

     

     

     

     

     

     

    H2

    Cl

    H

     

     

     

     

     

    H

    SO4

    H2

    NO3

    H

     

     

     

    H2

    Cl2

    H2

    S

    H3

    PO4

    H2

     

    H

    Br

    H

    SO3

    H

    I

    H4

    SiO2

    H2

    16.Игра"Крестики-нолики"
    Вычеркни правильный ряд солей.
    По какому признаку можно классифицировать соли?
    а)

    NaNO3

    KCl

    Na2SO4

    NaHS

    MgCO3

    Na2 SiO3

    Na3PO4

    Cu(OH)Cl

    Zn(OH)NO3

    17.Игра «Узнай меня»

    Цель. Закрепить первоначальные понятия о типах химических реакций, развить внимание и зрительную память.
    Атрибуты. Карточки с уравнениями химических реакций. Уравнения реакций должны быть разного типа.
    Задание. На доске учитель пишет названия химических реакций различных типов (реакций соединения, разложения, замещения, обмена) и распределяет их среди четырех игроков. На столе в беспорядке находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов. Каждый ученик должен выбрать среди всех карточек только те, на которых написаны уравнения химических реакций нужного ему типа, и прикрепить эти карточки к доске под названием типа реакции. Ученик, допустивший ошибку, дает определение реакции данного типа и приводит пример.
    18. Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках
    Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках химии.
    Оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках химии мне помогают творческие формы проверки усвоение фактического материала - это кроссворды.
                 Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения - хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.

                                                    Заключение                                                                                                                          Опыт показывает, что использование такой формы проведения игры или ее элементов способствует развитию самостоятельности и творческих способностей школьников; придает яркую эмоциональную окраску  урокам химии, делает процесс обучения увлекательным и интересным.
    П.П. Блонский писал: «Можно быть педагогом, сделавшим только первый шаг: изучив свой предмет. Это минимум, не зная которого, никого ничему не научишь. Лучше быть педагогом, сделавшим второй шаг: изучив теорию обучения и воспитания детей. Но только тот педагог в самом истинном смысле слова, кто сделал и третий шаг: кто добыл очень серьезное образование, кто внимательно изучил педагогический опыт народа и техникума, кто хорошо знает психологию, философию, физиологию, социологию, логику».

                                            Список литературы:
    1)      Шкилева О.А. Современные технологии обучения химии: учеб.- метод. Пособие.- Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена» , 2011.
    2)      Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя – М: Просвещение, 2012.
    3)      Штемплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии. М: Дрофа, 2013.
    4) Игры - обучения, тренинг, досуг. Петрусинский В.В  Новая школа 2014г

    5) Настольная книга учителя химии. Цирлина Т.В «На пути к совершенству»

    м.2013г Гульчевская Т.Г «Сов.пед. технологии»


     



    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                    Проблемно - деятельностный подход к обучению химии

                 Сегодня приоритетными параметрами школьных знаний общепризнаны: 1) оперативность, 2) системность и 3) практическая ориентация. Это новая мировая педагогическая парадигма, именуемая компетентностным подходом. Она предполагает самоценность школьного образования, его главную и исключительную роль в развитии ребенка, в становлении его как личности и формировании как субъекта деятельности. Одной из составляющей компетентностного подхода образования школьников является присутствие деятельностного подхода в обучении. Понятие «деятельность» трактуется в словаре Г.М. Коджаспирова как форма психической активности личности, направленной на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц – действий, каждому из которых соответствует своя цель и задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.

                 Современным требованиям к формированию творчески активного специалиста, в наибольшей степени отвечает деятельностный подход, т.к. «знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого» (Н.Ф.Талызина). Учебные действия, как и умственные, строятся в системе, подобной системе мышления и реализуются в проблемной ситуации. Проблемная ситуация психологически моделирует условия порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности. Учебное познание включает этапы: выявление учебной проблемы, постановка учебной проблемы, решение учебной проблемы. Следовательно, деятельностный подход к обучению, с опорой на познавательные потребности школьников, следует  называть как проблемно-деятельностный.

                 Теоретическими предпосылками проблемно-деятельностного подхода являются теории формирования понятий и теории формирования умственных действий.  С позиций методологии  данный подход опирается на понятия: проблемная ситуация,  деятельностный подход, деятельность, учебная проблема, учебная деятельность.

              Учебная проблема - основное понятие теории проблемного обучения (М.А. Шаталов). Учебная проблема, логически завершая создаваемую на уроке проблемную ситуацию, связывает ее содержанием предметного обучения.  По способам решения учебные проблемы можно разделить на три группы: академические, инновационные, комбинированные. Процесс решения учебных проблем складывается из отдельных этапов, количество которых может быть различным. Однако в целом процесс постановки и решения учебных проблем на уроках химии, должен проектироваться с учетом этапов:

    1. Актуализация опорных знаний и способов действия учащихся.

    2. Создание проблемной ситуации.

    3. Постановка учебной проблемы.

    4. Решение учебной проблемы, включая выдвижение гипотезы. Построение плана и собственно проверка гипотезы. Формулировка окончательного решения.

    5. Доказательство правильности и применение найденного решения.

              Опыт работы в школе  позволяет выделить некоторые стороны проблемно-деятельностного подхода обучения школьников:  

    а) организация познавательной активности школьников;

    б) введение в учебный процесс адаптационно-развивающих диалогов;

    в) выделение задачного подхода к обучению химии;

    г) организация исследовательской и проектной деятельности школьников.

               В 8 классе, когда закладываются основные навыки химического образования, каждый учитель сталкивается с проблемой нехватки учебного времени, точнее, постоянно работает в условиях его хронического недостатка. Причем с годами последний неуклонно увеличивается вследствие уплотнения учебного материала, сокращения числа часов, отводимых на изучение химии, и усложнения задач обучения, призванного обеспечить разностороннее развивающее воздействие на личность учащегося. Для разрешения этого постоянно усиливающегося противоречия важно, с одной стороны, убедительно раскрыть перед учеником значимость образования, необходимость личностной заинтересованности в нем и перспективности самовыдвижения в его приобретении. С другой стороны – интенсифицировать осуществляемый в школе учебно-воспитательный процесс.

               С целью активизации учащихся на уроках используются различные методические приемы: выполнение индивидуальных заданий познавательного характера; работа с разнообразными  источниками информации; формирование личностного отношения к изучаемым вопросам предмета, т.е. к развитию познавательной потребности и в целом – мотивации учения на всех этапах. Активизации познавательной активности школьников способствует опора на исторические факты: сведения об истории развития  химии, как науки;  биографии знаменитых русских химиков. Для создания эмоционального настроя зачитываются отрывки из художественных произведений, демонстрируются видео- и мультимедийные материалы.

               Повышению познавательной активности  учащихся способствует многостороннее рассмотрение предмета. Трудно недооценить значение для человеческих цивилизаций  важность таких открытий, как получение стекла, железа и его сплавов; переработка нефти, природного газа и каменного угля; приготовление пищи; изготовление, применение лекарств и высокомолекулярных соединений. Обращения с вопросами об окружающем  мире также способствуют активности учеников на уроках: Вы видели чистый алюминий? Проводит электрический ток вода? Почему при стирке на 1 кг белья в г. Саранске потребуется больше порошка, чем в г. Инсаре? Как работают автоматические предохранители в счетчиках электрического тока? и др.

                На этапе формирования  опорных знаний по предмету, важно приучить ученика к работе со справочными таблицами: ПС, НХ и др. Системное использование их на уроках развивает ученика, создает обстановку комфортности.

               Немалую пользу приносят нетрадиционные формы проведения занятий, среди них наиболее результативны уроки, проведенные в форме творческих мастерских. На подобных уроках предусматривается создать такие условия, которые дадут ученикам возможность поверить в свои силы. Выполняя работу по-своему в индивидуальной и коллективной деятельности, ученики получают возможность не только пополнить свои знания, но и раскрыть творческие возможности: ведь каждый от природы наделен способностями ко многим видам деятельности наукам, искусству, музыке. Разработанный и проведенный в старших классах мастер-класс по теме «Вода», позволил открыть новые возможности в преподавании, т.к. является интегрированным и проблемно-развивающим. Уроки, проведенные по темам «Спирты» и «Гетероциклические соединения», развивают, углубляют знания и способствуют формированию здорового образа жизни школьников.

                   Практика показывает: ученикам должно быть интересно не только химическое содержание урока -  интересными должны быть результаты собственной деятельности. Ответы на поставленные вопросы следует искать в концепции развивающего обучения, на основе деятельностного подхода с учетом теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф. Талызина). Проектирование поурочных и тематических планов предусматривает применение таких организационных форм, согласующихся с логикой данной теории.  

    Этапы формирования нового знания

    Организационные формы обучения

    1. Создание мотивации

    2. Разъяснение или составление ориентировочной основы действия

    3. Формирование действия в материальном или материализованном виде

    4. Формирование действия в громкой речи

    5.Формирование действия во внешней речи, про себя

    6. Формирование действия во внутренней речи

    Лекция

    Лекция, вводная беседа к практической работе

    Решение задач, действие с учебными моделями

    Семинарские занятия и все другие формы обучения

    Внеклассная самостоятельная работа

    Внеклассная самостоятельная работа

              Теория поэтапного формирования предусматривает формы обучения от лекции до внеурочной самостоятельной работы, как  научно-обоснованный порядок введения любого знания в учебно-познавательный процесс, пропуск отдельных этапов которого приводит к неполноценно сформированному знанию. Опыт показывает - качество обучения резко падает при  пропуске внешнеречевого этапа деятельности, т.к. речи учащихся отводится крайне малая роль в учебном процессе. Введение в учебный процесс речевой деятельности способствует системности многократного рассмотрения изучаемого объекта. С целью формирования  речевой деятельности на уроках практикую адаптационно-развивающие диалоги на основе дидактического материала и применения ИКТ. Данная учебно-познавательная деятельность способствует формированию и закреплению знаний, имеет высокое воспитательное значение, т.к. предполагает коллективную деятельность.

               Решение задач занимает важное место в химическом образовании, как один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала и вырабатывается умение самостоятельно применить приобретенные знания. Задачный подход в обучении химии подразумевается как система блоков задач и алгоритмов их решения, которые разработаны и применяются. Опыт работы в школе выявляет немало проблем организации обучения решению химических задач.

               Выбор характера учебных задач, определяющих виды деятельности, - одна из главнейших на сегодняшний день и, мало осознаваемых проблем. В советской школе и по традиции сегодня в качестве тренировочных, ориентировочных, критериальных предлагаются учебные задания исключительно трех типов: репродуктивные  - то есть «запомнил – ответил» или «запомнил формулу - подставил в нее новые числа – решил»; закрытые - то есть имеющие заранее заготовленную задачную формулировку с ограниченным, строго необходимым – «ни больше ни меньше» - множеством данных и тем самым задающие субъективно ограниченное множество признаваемых правильными ответов;
    конвергенционные  - то есть подразумевающие существование единственно верного решения.
               Сегодня во все школьные программы по всем предметам необходимо постепенно вводить продуктивные, открытые, дивергенционные учебные задачи. Кроме этого, необходимо учить детей находить в повседневной жизни затруднения и формулировать на их основе проблемы; переформулировать проблемы в задачи, в том числе самостоятельно конструировать задачные формулировки; анализировать итоги решения учебных задач в практическом контексте и т.д.

                Исследовательское обучение, как и проблемное, в наибольшей степени отвечает деятельностному подходу, оно не создает новых объективных научных данных, но моделирует научный поиск и приводит к субъективно новым научным знаниям у обучаемых. В качестве исследовательских предлагаю учебные задачи, решения которых на уроках не представляются возможными из-за сложности решения и длительности вычислений. На факультативных занятиях обсуждаем варианты решений подобных заданий, находим оптимальное решение. Учащиеся старших классов нашей школы, успешно освоившие на уроках интеллектуальные умения, объединены в научно-исследовательское общество учащихся школы (НИО), где принимают участие в исследовательской и проектной деятельности.

               Формы работы с учащимися разные: индивидуальная (подготовка докладов, сообщений, помощь в разработке тем научных исследований и подборе списка литературы, оказание консультационной помощи и т.п.); групповая (работа над исследовательскими проектами, требующими, как правило, расширения информационного поля на межпредметной основе); массовая (организация встреч с деятелями науки, совместная с учителями подготовка предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях).

                  Организация деятельности школьников в объединении НИО имеет свои трудности: требует больше времени, сложна в управлении проблемно-поисковой деятельностью школьников, но в большей мере способствует формированию учебных умений. Поэтапная деятельность учащихся в процессе научного познания способствует познанию и формированию потребности у человека изучать и созидать окружающий мир.

                 Ежегодно на конкурсы представляются работы наших школьников, где они, как правило, с честью защищают свои исследования. В текущем учебном году ученики МОУ «Инсарская СОШ №1» приняли участие в IV научно-практической конференции Инсарской СОШ №1 «Интеллектуальное будущее». После защиты все работы были  отправлены на VIII научно-практическую конференцию «Интеллектуальное будущее Мордовии». В число призеров и победителей конкурса вошли шесть учеников школы.

             Несмотря на явные достоинства развивающего обучения перед традиционным, совершенно ясно - не  все этапы школьного обучения можно строить целиком как развивающие, причины: нехватка времени и ограничение процесса узкоспециализированными методами обучения. Для успешного функционирования  системы развивающего обучения, необходимы следующие условия: развитые учебные навыки обучаемых, готовность преподавателя; личностный подход, специальные дидактические материалы, здоровьесбережение.

            Эффективность реализации проблемного обучения химии в школе во многом зависит от системы способов решения проблем. Поскольку именно это позволяет рационально организовать и разнообразить проблемно-поисковую деятельность учащихся в школе. Чтобы научиться познавать, нужно хотеть познавать, поэтому необходимо создавать в школе условия для саморазвития у учащихся мотивации в познании, для формирования духовных потребностей и собственной индивидуальности. Немалая ответственность в развитии школьников лежит на плечах учителя. Педагогический такт, чуткое отношение к ученикам, безусловно, играют немалую роль в успешности труда учителя. Но современный учитель к тому же еще должен хорошо знать свой предмет, владеть различными методами обучения, позволяющими проводить яркие и интересные занятия с учениками, создавать систему мониторинга и быть в постоянном поиске.

                                                                                                                                                                                                                                     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект физика в белом халате как инновационная технология обучения будущих специалистов

    Проект позволяет расширить знания студентов и создать мотивационную основу для изучения физики в медицинском колледже...

    Повышение качества образования инвалидов и лиц с ОВЗ на основе внедрения инновационных здоровьесбересберегающих технологий обучения с использованием нетрадиционных методов и приёмов

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ обучения для Повышение качества профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ...

    Использование инновационных технологий обучения в процессе преподавания спецдисциплины «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

                  Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знани...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: Использование инновационных технологий обучения в процессе преподавания спецдисциплины «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

            Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необхо...

    Работа ПЦК естествознания и физвоспитания по развитию инновационной образовательно – профессиональной среды как фактора внедрения современных технологий обучения учителя новой школы

    Создание условий для развития инновационной деятельности и формирование инновационного пространства является одним из главных направлений в образовательной политике нашего колледжа....

    Ролевой тренинг как интерактивный метод инновационных технологий обучения

    Поиск путей совершенствования профессиональной подготовки специалиста постоянно обращает внимание исследователей на разработку и реализацию технологий обучения, обеспечивающих наиболее эффективный обр...

    ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

    Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные во...