«Педагогическое кредо» ( мои педагогические принципы, девиз, профессиональное кредо как педагога-специалиста в сфере профилактики наркозависимости детей и подростков)
статья

Бортникова Т.А.

    Как правило, ведущая роль в происхождении аддикции приписывается родителям. В ходе многочисленных исследований была выявлена связь между поведением родителей и последующим зависимым поведением детей.  Специалисты анализирующие влияние семьи пользуются термином  « психопатология родителей» под которым понимаются не психические заболевания,  а, прежде всего, наличие у них определенных характерологических нарушений или отклоняющегося поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл addiktsiya.odt11.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогическое кредо»

( мои педагогические принципы, девиз,

профессиональное кредо как педагога-специалиста

в сфере профилактики наркозависимости детей и подростков)

     Как правило, ведущая роль в происхождении аддикции приписывается родителям. В ходе многочисленных исследований была выявлена связь между поведением родителей и последующим зависимым поведением детей.  Специалисты анализирующие влияние семьи пользуются термином  « психопатология родителей» под которым понимаются не психические заболевания,  а, прежде всего, наличие у них определенных характерологических нарушений или отклоняющегося поведения.

    Некоторые формы этой патологии являются факторами риска для развития личностных нарушений и отклоняющегося поведения у детей. К  провоцирующим аспектам, способствующим возникновению нарушений у детей, относится депрессия и злоупотребление различными веществами (наркотиками, алкоголем) родителей, что ассоциируется с распадом семьи, приводя к ряду негативных последствий. Предрасположенность к развитию нарушений носит биологический и психологический характер. Когда в очень раннем периоде жизни ребенок на эмпатическом уровне « схватывает» неадекватное отношение к нему родителей происходит задержка развития его эмоциональных функций, которая может сказаться на возникновении определенных форм отклоняющегося поведения.

      Выделяют 4 типа семей, формирующие , будущего аддикта:

 1  Травмирующая семья, в которой ребенок может идентифицироваться либо с агрессором, либо с жертвой, испытывает чувства стыда и беспомощности и впоследствии избавляется от него с помощью аддиктивных реализаций;

 2  Навязчивая семья, возлагающая собственные ожидания на  ребенка, который впоследствии компенсирует свою фальшивую идентификацию с помощью аддиктивных реализаций;

 3  Лживая семья, в которой ребенок утрачивает чувство реальности и собственной личности, испытывает стыд, отчуждение, компенсируя чувства с помощью аддиктивных реализаций;

 4  Непоследовательная семья, когда правила родителей различаются и меняются на ходу, из-за чего нарушается стабильность Супер-Эго и социализация,  вследствие чего создается мотивация для аддиктивных реализаций.

      Симонова Е.М. описывает 3 типа матерей химических зависимых детей:

 1  « Мать – девочка» : сохранившая дозамужние интересы и безразличие к ребенку;

 2  « Мать – героиня» : организует лечение и реабилитацию семьи,  страдающих зависимостью и нередко начинает лечиться сама вместо своего ребенка.

 3 « Мать -  страдалица» : самоотверженно борется с неисчислимыми проблемами семьи, одновременно усугубляя их  (например, «из жалости» дает сыну деньги на запрещенные вещества).

     Отцы этих  детей также представлены 3 типами:

 1  « Отец –герой, лишающий ребенка ответственности за аддиктивное поведение;

 2  «Агрессор» : жестоко наказывающий ребенка за аддиктивное поведение, нередко сам страдает алкоголизмом.

 3  « Отсутствующий отец» : разведенный, двоеженец, тихий алкоголик, трудоголик.

  

      Выделяются  семейные  условия к развитию зависимости :

 1   Стремящиеся к совершенству, принуждающие и наказывающие родители, устанавливающие жесткие правила.

 2   Принятие жестких ролей, предписанных родителями  масса семейных секретов.

 3 Слишком серьезная,  тяжелая атмосфера, в которой каждый ведет себя как жертва и единственное допустимое  проявление юмора - высмеивать других и превращать детей или посторонних в мишени для насмешек.

 4  Невозможность уединения, полное отсутствие личных границ, детям не дается право на тайну.

 5  Один или оба родителя больны умственно или физически,  находятся в созависимых отношениях.

 6   Никому не разрешается говорить с посторонними о семье, другие люди воспринимаются как враждебные.

 7  Детям не разрешается проявлять сильные чувства.

 8 Конфликты между членами семьи игнорируются или отрицаются при полном отсутствии единства в семье.

     В таких семьях наблюдается нарушение влияния родителей на детей в форме воспитательной неуверенности или фобии утраты  ребенка. При гиперпротекции родители уделяют ребенку слишком много внимания, при гипопротекции - недостаточно. Они могут потворствовать удовлетворению его потребностей или игнорировать их. Могут предъявлять к ребенку как чрезмерные требования, так и непозволительную мягкость. Наконец, стиль воспитания может неустойчивым, непоследователен.

     В связи ,с вышеизложенным,  с  подростком, который входит в группу риска проводится -   серьезная работа, в которой один из компонентов – является тесная работа с родителями. Не все родители  в полной мере осознают реальность угрозы, что затрудняет плодотворное сотрудничество. Главный мой принцип в работе – это слаженная работа механизма, который состоит из трех звеньев : педагог-психолог, родитель, педагог ( социальный педагог, педагог доп.образования ). Работая в тесном контакте с родителями,  мы демонстрируем признание роли родителей как основных воспитателей и одновременно  помогаем родителям в ее осуществлении.

     Партнерские отношения с родителями позволяют последовательно внедрять соответствующие понятия о здоровом образе жизни в семьи и улучшать состояние здоровья учащихся и способствовать большей осведомленности учащихся и их семей в медицинских вопросах. По наблюдениям работа  осуществляется в консультации с родителями  не только более успешна  и эффективна, но и расширяет возможности родителей. Родители нередко испытывают трудности, обсуждая с детьми вопросы, связанные с наркотиками, в то же время они могут стать для молодых людей тем источником информации, которому они наиболее доверяют и отдают предпочтение.

 Работая в сотрудничестве с родителями, школа  помогают им в определенной степени избавиться от волнений по поводу того, что забота о просвещении по вопросам профилактики злоупотребления наркотиками целиком ляжет на их плечи. Кроме того,  это помогают родителям приобрести те навыки и знания, которые необходимы, для того чтобы решиться на обсуждение с детьми  темы наркотиков.

      Семья может сыграть большую роль в предотвращении употребления наркотиков среди своих членов путем:

  - общения между родителями и детьми на надлежащем уровне

 -  поддержания дружеских отношений между членами семьи

 - справедливого распределения обязанностей между членами семьи

  - установления хороших отношений между братьями и сестрами

  - неупотребления членами семьи социальных или незаконных наркотиков

      Задачи, которые я ставлю перед собой в работе с родителями :

 1  Ознакомить родителей с причинами, приводящими к употреблению запрещенных препаратов.

 2  Побуждать родителей к выработке авторитетного, позитивного и доброжелательного стиля воспитания, выражению отрицательного отношения к употреблению наркотиков подростками, поддержанию контактов с другими родителями, для того чтобы определить соответствующие перспективы  и быть в курсе проблем, связанных с запрещенными препаратами.

 3  Наметить эффективные стратегии для родителей по предупреждению потребления

 наркотиков их детьми и решению потенциальных проблем.

 4  Добиваться лучших результатов, привлекая к работе родителей.

      Дети, которые воспитываются  в раннем возрасте в аддиктивных семьях и не становятся аддиктами, все же ощущают неудовлетворенность собой и жизнью , чувствуют преграды и « блокировки» . Взрослые дети аддиктов и родителей алкоголиков нуждаются в профессиональной помощи для избавления их от различного рода комплексов, снижающих качество жизни.

  

Список литературы:

 Бочаров, В. В. Особенности личностного и семейного функционирования родственников наркозависимых / В. В. Бочаров, А. М. Шишкова. – Санкт-Петербург : Нестор-История, 2016. - 335 с. - Библиогр.: с. 280 - 304. Шифр: 88.7 Б 86. ЧЗ.

Бузина, Т. С. Психологическая профилактика наркотической зависимости : монография / Т. С. Бузина. - Москва : Когито-Центр, 2015. - 311 с. : ил. Шифр: 88.7 Б 90. Аб., ЧЗ.

.Выявление и профилактика подростковой наркомании : учебно-методическое пособие / С. Б. Белогуров [и др.]. - Санкт-Петербург : СпецЛит, 2017. - 46 с. Шифр: 51.1(2)5 В 95.Аб., ЧЗ.

Савина, Е. А. Духовной жаждою томим : выздоровление от алкоголизма и наркомании / Е. А. Савина. - 2-е изд., испр., доп. - Москва : Лепта Книга ; [Б. м.] : Грифъ ; [Б. м.] : Вече, 2015. - 623 с. - (Исцеление). Шифр: 51.1(2Рос),5 С 13. ЧЗ.

Савина, Е. А. "Я люблю его..." : семье и друзьям алкоголиков и наркоманов / Е. А. Савина. - 2-е изд., испр., доп. - Москва : Лепта Книга ; [Б. м.] : Грифъ ; [Б. м.] : Вече, 2015. - 510, [1] с. - (Исцеление). Шифр: 51.1(2Рос),5 С 13. ЧЗ.

Старшенбаум, Г. В. Независимость : как избавиться от психологической или химической зависимости / Г. В. Старшенбаум. - Москва : Прайм : АСТ, [2018]. - 471 с. Шифр: 88.7 С 77. Аб., ЧЗ.

Юнаковская, Н. Г. Как на самом деле помочь человеку, страдающему алкогольной или наркотической зависимостью : подробная инструкция для родственников / Н. Г. Юнаковская. - Санкт-Петербург : Реноме, 2015. - 198 с. Шифр: 51.1(2)5 Ю 49. Аб., ЧЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: "Мое педагогическое кредо"

В данной статье описаны смыслы, ценности и приоритеты моей профессиональной деятельности....

Мое педагогическое кредо

Материалы краевого конкурса "Творческая мастреская преподавателя"...

Профилактика наркозависимости подростков

Стихотворение "Подростоку. Воспитательский реп" написано воспитателем на основе переписки с наркозависимым подростком в трудный для него период. В настоящее время этот бывший подросток преодолел свою ...

Педагогические методы взаимодействия социального педагога с семьями, воспитывающими детей и подростков с особыми образовательными потребностями

Инклюзивное образование – это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможност...

Роль психолога в работе по профилактике наркозависимости детей и подростков. Интерактивные технологии

ОБЛАСТНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» Тема доклада: «Роль психолога в работе по профилактике наркозависи...

Аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации одаренных детей и подростков»

В материале представлена аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации  одаренных детей и подростков» «Система работы с одаренным...