«Социальная адаптация детей-сирот при временной передачи в семьи»
статья

«Социальная адаптация детей-сирот при временной передачи в семьи»

Проблема благополучия детей в полных семьях является основной задачей для всех родителей, которая имеет особую значимость и некоторую затрудненность на разных этапах становления личности, но в большинстве случаев благополучие детей можно назвать состоявшимся и их в свою очередь готовым к взрослой жизни, ведь поддержка со стороны родителей на всех этапах жизни постоянна (Назарова, И.Б., 2001). Несравнимо обстают дела с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, где своевременная поддержка, а значит и социальная адаптация не является возможным.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Чебодаева Камелия Михайловна, социальный педагог ГБОУ РХ «Аскизская специальная (коррекционная) школа-интернат»

«Социальная адаптация детей-сирот при временной передачи в семьи»

Проблема благополучия детей в полных семьях является основной задачей для всех родителей, которая имеет особую значимость и некоторую затрудненность на разных этапах становления личности, но в большинстве случаев благополучие детей можно назвать состоявшимся и их в свою очередь готовым к взрослой жизни, ведь поддержка со стороны родителей на всех этапах жизни постоянна (Назарова, И.Б., 2001). Несравнимо обстают дела с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, где своевременная поддержка, а значит и социальная адаптация не является возможным.

Социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления ребенка к условиям социальной среды, которая в социализации личности является одним из важнейших направлений. Социальное общество постоянно воздействует на личность, которая, избирательно воспринимает, перерабатывает и реагирует на эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность в свое время так же активно воздействует на среду. Данный механизм адаптации становится основой поведения и деятельности, в процессе социализации личности (Дементьева, И.Ф., 2003; Иванова М.В., 2007).

В нашей стране из-за продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни отслеживается устойчивая тенденция увеличения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что вызвано продолжающимся ухудшением благополучия семьи, в которых наиболее уязвимыми являются дети. Как правило, эти дети изымаются из таких семей и государство берет на себя функции надзора, ухода, содержания, воспитания и их развития. Как бы то ни было, достигая совершеннолетия и выходя в самостоятельную жизнь, эти дети нуждаются в социальной адаптации (Реан Л.А., 1995).

Лишаясь семейного очага, ребенок автоматически теряет возможность реализовать свое право на свободное развитие личности, на проявление своих лучших качеств. Но самое печальное - это то, что воспитанники детских домов вступают в самостоятельную жизнь беззащитными, неподготовленными.

Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 № 432 (ред. от 10.02.2014) "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации" (вместе с "Правилами временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации)"

Благодаря указанному Постановлению Правительства РФ расширяются возможности временной передачи детей в семьи граждан. Ведь, временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью, а осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития. Раньше граждане изволивших желание забрать ребенка из-за необходимости каждый раз получать разрешение органа опеки и попечительства в основном брали их только на летние каникулы, то сейчас заключение органа опеки и попечительства о возможности передачи действительно в течение 2 года.

И наша ГБОУ РХ «Аскизская специальная (коррекционная) школа-интернат» не является исключением, временная передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан у нас активно практикуется, так  наши воспитанники передаются в семьи  на праздничные дни, на выходные, в летние, в весенние, в  осенние  и  в зимние каникулы и даже на день рождения.  Перед вами показана диаграмма временной передачи в семьи граждан на летние каникулы в процентном соотношении (%) от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Рис.).

Рис. Данные о временной передаче детей-сирот в семьи на летние каникулы

Как видите, наблюдается рост численности детей, временно передаваемых в семьи граждан, которая за последние годы составляет в среднем 16,7%. За 2013 год доля детей-сирот временно переданных в семьи составило 78,26%. Если смотреть на общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то их стало в 2 раза меньше (в 2010 году их было 48, а в 2013 году – 23). Следовательно, большинство наших воспитанников из такого числа детей, имею возможность познать тонкости семейной жизни и приобрести неоценимый опыт самостоятельной практической деятельности в социальной адаптации.

Таким образом, мы приходим к выводу, что временная передача детей в семьи граждан является одним из важнейших условий их социальной адаптации в современном обществе, которая позволит им безболезненно перейти во взрослую самостоятельную жизнь, что целесообразным является продолжать работу в этом направлении. 

Литература

  1.  Дементьева, И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот / И.Ф. Дементьева // Социальная педагогика. – 2003. - №2. С. 64-73;
  2.  Иванова, М.В. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот в условиях приемной семьи / М.В. Иванова. - Санкт-Петербург, 2007;
  3.  Назарова, И.Б. Возможности и условия адаптации сирот / И.Б. Назарова // Социологические исследования. – 2001. - №4. С. 70;
  4.  Реан, Л.А. К проблеме социальной адаптации личности / Л.А. Реан // Вестник СПбГУ. Выпуск 3. - 1995. – №6. С. 74-79.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства

Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...

Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся ьез попечения родителей

Что такое социальная адапртация. Типы и показатели социальной адаптации. Алгоритм работы по социальной адаптации в учебном заведении. Трудовая и профессиональная адаптация....

Социальная и профессиональная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБПОУ МО «ИПТ»

    Доклад адресован руководителям, преподавателям, мастерам производственного обучения профессиональных  образовательных учреждений. Также особый интерес доклад может представля...

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в студенческом общежитии.

Данная меиодическая разработка вводит в актуальные темы воспитательной деятельности, в частности, в процесс профессионального обучения в колледже и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без поп...

Социальная адаптация детей-сирот

Программа содержит рекомендации по подготовке выпускников детских домов и лиц, оставшихся  без  попечения  родителей к самостоятельной  жизни....

Исследование уровня социальной адаптации детей-сирот

Работа позволит скоординировать усилия по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома....