РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебно-методический материал

Алексеев Игорь Олегович

Данный материал предназначен для работников школы по организации внеурочной деятельности для развития творческого потенциала у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_ns.docx84.8 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….……..3

Глава 1.Психолого-педагогические аспекты развития потенциала детей подросткового возраста во внеурочной деятельности …………………............6

1.1 Понятие «детского потенциала»……………………………………………..6

1.2 Педагогические условия раскрытия потенциала школьников…………....11

1.3 Понятие внеурочной деятельности и особенности ее организации в условиях реализации ФГОС ……………………………………….………..... .14

1.4 Влияние внеурочной деятельности на развитие потенциала подростков..............................................................................................................17

Глава 2. Особенности организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления по развитию потенциала подростков.…………………………………………………………………….…24

2.1 Влияние спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности на развитие потенциала подростков……………………………………………….24

2.2 Методика работы педагогов-тренеров, учителей физической культуры по раскрытию потенциала подростков во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности………………………………………………...27

2.3 Проект «ЗОЖ – путь к счастливому будущему», как основа для раскрытия потенциала подростков и формирование здорового образа жизни……………………………………………………………………………..36

Заключение………………………………………………………………………47

Список литературы……………………………………………………………...49

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Приоритетная задача современной школы: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, для раскрытия его потенциальных возможностей. Значительная роль в этом отводится внеурочной деятельности школьников, в том числе и по спортивно-оздоровительному направлению.

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт — общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности.

Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В. К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека, раскрыть потенциальные возможности человека. Более того, как доказывает Н. Н. Визитей, физическая культура является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке. Физическая культура с присущим ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится о том, что «внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательной организации, формирования различных сфер личности ребенка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей».

Внеурочная деятельность сегодня – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании и профильной ориентации. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интерес, интеллект и т.д.
В условиях внеурочной деятельности дети могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе и имеют возможность полноценной организации свободного времени: если ребенок полноценно  живет, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем.

Таким образом, современная система дополнительного образования вобрала в себя то, что было наработано за долгие годы во внешкольной воспитательной работе: от организации кружковых занятий по интересам до работы многопрофильного учреждения.

Принципиальная педагогическая установка учреждения дополнительного образования детей – такое воспитание и обучение ребенка, при котором учебный предмет не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самовыражению и самореализации.

Одна из актуальных проблем дополнительного образования, которая и определила цель дипломной работы «Внеурочная деятельность как средство раскрытия потенциала обучающихся» – это исследование развития потенциала подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности.

В психолого-педагогической науке накоплен богатый опыт воспитания личности, направленный на ее самореализацию, на что указывают труды К.А.Абульхановой – Славской, С.П.Баранова, В.Э. Бушмановой, А.В.Хуторского, Д.Б.Эльконина и других.

Цель работы – изучить особенности организации и проведения спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности по развитию потенциала подростков.

Объект изучения – развитие потенциала подростков.

Предмет работы – организация спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности обучающихся.

Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:

1. Раскрыть понятия «детский потенциал» и «внеурочная деятельность».

2. Изучить педагогические условия раскрытия потенциала школьников

3. Проанализировать особенности организации внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС.

4. Обобщить влияние внеурочной деятельности на развитие потенциала подростков

5. Выявить специфику деятельности спортивных секций, ДЮСШ по развитию потенциала детей.

6. Рассмотреть методику работы педагогов-тренеров по раскрытию потенциала детей.

7. Изучить особенности развития потенциала подростков во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности

Методы изучения: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме изучения, педагогическое наблюдение, беседа, диагностическое исследование.

Структура дипломной работы: глава 1 «Психолого-педагогические аспекты развития потенциала детей подросткового возраста во внеурочной деятельности», глава 2 «Особенности организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления по развитию потенциала подростков», заключение, список литературы, приложение.

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 ПОНЯТИЕ «ДЕТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА»

Общий потенциал жизненной энергии двигает нас по жизни, обеспечивая общее развитие и пассивный личностный рост: естественное чередование этапов развития личности от рождения человека до старости, правильное прохождение этапа детства, отрочества, юности, молодости, зрелости, подготовка к старости. Потенциал к уникальному развитию и активному личностному росту проявляет себя чаще всего на этапе юности, молодости и зрелости, способствуя более успешному решению жизненных задач и открывая большее богатство жизненных перспектив.

В личностный потенциал входит:

То или иное сочетание этих внутренних составляющие дают такие внешние показатели, как внутренняя культура, внутренняя свобода, добровольная ответственностьлюбовь к людям, миру и себеэнергетика, навыки и жизненные стратегии, видение перспектив.

Детский потенциал - способность ребенка к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь - способность к развитию. Потенциал личности - возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно расти и развиваться.

Само понятие «потенциал» является полинаучным и рассматривается в разных областях знаний. Нами принято определение потенциала человека как совокупности возобновляемых ресурсов, которые могут быть использованы им для достижения определенной цели или результата [25, 44 c.].

Анализ научных публикаций и психолого-педагогической литературы показал, что понятие «творческий потенциал школьника» характеризует сложное и многогранное явление, и вполне закономерно существование множества различных его толкований. «Творческий потенциал является исходной предпосылкой для саморазвития человека. Он представляет собой наличную совокупность готовности, возможности и способности личности осуществлять деятельность, цель которой заключается в выражении своей «самости» [15, 253 c.]. «Творческий потенциал - основа способности созидать, творить, находить новое, принимать решения и действовать оригинально и нестандартно» [6, 25 c.].

Потенциал отражает некую меру единства достигнутого и возможного, реализованного и нереализованного. Л.С. Выготский ввел понятие двух уровней развития личности: актуального (имеющегося в наличии) и потенциального (которого можно достичь при определенных условиях). Расхождение между ними он назвал «зоной ближайшего развития». Опираясь на работы Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и др. мы рассматриваем творческий потенциал личности младшего школьника как единство его реализованного и нереализованного субпотенциалов. Такое взаимодействие носит противоречивый характер, т.е. реализованный и нереализованный субпотенциалы находятся в диалектическом противоречии. Это позволяет говорить о развитии творческого потенциала младшего школьника. [12, 3 c.]

Таким образом, изучив представления ученых о творческом потенциале школьника, основываясь на характеристике творческого потенциала младшего школьника, мы сформулировали определение интересующего нас понятия. Творческий потенциал младшего школьника – это характеристика обучающегося, отражающая совокупность его возобновляемых ресурсов, которая на основе духовно-нравственных ценностей обеспечивает потребность, способность и возможность саморазвития и самореализации в различных видах деятельности, в том числе и спортивной. Наше понимание сущности и структуры понятия «Творческий потенциал личности школьника» представлено в следующей таблице 1

Таблица 1

Характеристика сущности творческого потенциала личности школьника

Критерии сформированности творческого потенциала

Мотивация

Ценностно-смысловое отношение школьника к деятельности (познавательной, спортивно-оздоровительной, коммуникативной)

Самостоятельность в деятельности, поступках, принимаемых решениях, в выборе

Проявление творческой активности в конкретной деятельности (трудовой, познавательной, спортивно оздоровительной, коммуникативной)

Удовлетворенность самореализацией

Психологическое, физическое, социальное состояние на уровне мотивации и на уровне деятельности

Проявление критериев

Мотивация (личностно-мотивационный блок)

Ценности деятельности

Ценности познания

Ценности отношений

- Активность в деятельности трудовой, спортивно- оздоровительной; - творческое отношение к деятельности; - физическое здоровье; - участие в школьном и классном самоуправлении

- потребность в новых знаниях; - умение работать со справочной литературой, поиск других форм работы (мультимедиа); - умение обобщать полученные знания (строить сообщения выступлений); - озвучивать добытые знания

- гармонизация личностных и общественных отношений; - умение строить продуктивно-уважительные отношения с младшими, сверстниками, взрослыми; -здоровый образ жизни (рациональное использование времени); - чувство защищенности

Самостоятельность (личностно-технологический блок)

Самомоделирование

Самоутверждение

- умение ставить цели; - делать выбор; - принимать решение; - планирование жизнедеятельности (создание условий работы); - организованность (выполнение плана); - интерес к процессу деятельности; - вариативность методов деятельности; - ответственность за то, что запрограммировано, организовано, сделано

- достижение признания среди одноклассников, педагогов, товарищей по творческому объединению, младших школьников; - самооценка результатов (рефлексия)

Удовлетворенность самореализацией

Психологическое состояние

Физическое состояние

Социальное состояние

Мотивация

- психическое здоровье; - доброжелательность; - адекватная Я-концепция

- адекватное самочувствие (получение результатов, соответствующих приложенным усилиям)

- социальная активность; - поддержка; - групповая защищенность

Деятельность

- творческая активность (в деятельности, в познании);

- здоровый образ жизни как показатель

- общественное признание (получение дипломов, грамот, разрядов)

Следует отметить, что хорошим подспорьем в постоянном развитии и обогащении опыта ребёнка могут стать спортивные секции, где есть преодоление трудностей, регулярные занятия, новые навыки, развитие крупной моторики, постоянное движение и возможность дать растущему человеку попробовать разные сферы деятельности. Желательно, чтобы ребенок постоянно ходил хотя бы в 2 секции, поскольку разные виды спорта способствуют разностороннему развитию ребёнка (к примеру, плаванье и шахматы; восточные единоборства и настольный теннис).

1.2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ

Эффективность развития творческой активности школьников, в том числе и в процессе физкультурно-спортивной деятельности обеспечивается комплексом организационно педагогических условий. Первое условие связано с целесообразностью разработки концептуальных основ на принципах вариативного подхода.

Реализация вариативного подхода может рассматриваться на различных уровнях:

- на уровне образовательного процесса (разнообразие программ, учебно-методических комплектов, средств и методов развития творческой активности подростков);

- на уровне образовательного учреждения различные виды и типы детско-юношеских спортивных школ, формы организации их работы, специфика организации творческой деятельности в различных видах спорта;

- на уровне организации территориальной, региональной системы образования (вариативность управленческих программ, систем образовательных учреждений, типов социальных связей с партнерами и соорганизации их деятельности, механизмы влияния на развитие всего жизнеустройства окружающего социума). [16, 20-21 c.]

В условиях внеурочной спортивной деятельности и деятельности детско-юношеских спортивных школ по развитию творческой активности подростков основные тенденции реализации вариативного подхода можно рассматривать в социально-педагогическом, организационно-педагогическом и личностно-педагогическом аспектах.

В данных аспектах вариативный подход меняет само качество физкультурно-спортивной работы с подростками. Он вводит в нее такие качественно новые характеристики, как гибкость, мобильность, динамичность, способность к самоизменениям и саморазвитию, с учетом психолого-педагогических особенностей развития личности в подростковом возрасте, что проявляется в многоаспектном выборе и разнообразном содержательном наполнении моделей и модулей программ активизации творческой деятельности подростков.

Кроме того, реализация вариативного подхода создает условия во внеурочной спортивной деятельности и детско-юношеских спортивных школах для расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного пути, для реализации права каждого подростка на выбор индивидуальных траекторий творческого развития, формирует у него ценностно-смысловые установки, обеспечивающие готовность полноценно функционировать в окружающем социуме на основе реализации социально-творческой позиции. Он открывает возможности для самореализации, творческого саморазвития и тренера-преподавателя, проявления и осуществления им педагогического творчества в процессе развития творческой активности подростков.

Второе условие связано с разработкой и внедрением в образовательный процесс детско-юношеских спортивных школ, а также во внеурочную деятельность школьных спортивных секций программы развития творческой активности подростков, включающей комплекс методов, форм и средств, объединенных логикой вариативного подхода. Стратегическими направлениями реализации данной программы являются: мотивационно-личностное, социально-творческое и ценностно-смысловое развитие подростков. подросток спортивный творческий

Организация креативной физкультурно-спортивной среды обеспечивает формирование творческих качеств личности подростков в единстве с такими структурными компонентами, как: мотивационный, операционный и оценочный, что выступает третьим организационно-педагогическим условием.

Креативная физкультурно-спортивная среда является развивающим пространством, где осуществляется постановка проблемы, поиск и погружение подростков в проблемную ситуацию. Также творческая деятельность подростков организовывается в интеграционном единстве традиционных форм физкультурно-спортивной подготовки с использованием социально-творческих задач и упражнений, обеспечивающих анализ, интерпретацию, осмысление и рассмотрение нестандартных подходов в решении поставленных задач, активизирующих самостоятельность и креативность мышления. В свою очередь, происходит рефлексивная оценка индивидуального творческого опыта подростков, развитие творческой активности осуществляется во взаимосвязи и взаимодействии всех субъектов образовательного пространства детско-юношеской спортивной школы или спортивной секции образовательного учреждения.

На каждом уровне креативной физкультурно-спортивной среды целесообразно использовать различные виды социально творческих задач. Разработка структуры и содержания конкретно-познавательных, коммуникативно-развивающих и социально-рефлексивных физкультурно-спортивных задач было определено нами в рамках четвертого условия развития творческой активности подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности. [20, 10 c.]

Технологическим механизмом реализации социально-творческих задач выступили взаимосвязь и взаимообусловленность следующих этапов:

- погружение в социокультурное пространство жизни спортивной секции образовательного учреждения, детско-юношеской спортивной школы; индивидуально-личностное проживание, освоение подростками творческих установок, традиций и ценностей коллектива; осмысление поставленных социально-творческих проблемных ситуаций, как в коллективе, так и в личностном физкультурно-спортивном развитии;

- специализация каждого школьника в различных видах физкультурно-спортивной деятельности на основе индивидуальных способностей, интересов и психофизиологических возможностей личности;

- творческое самовыражение в различных видах физкультурно-спортивной деятельности подростков, позволяющее представить индивидуальные результаты и достижения в различных видах спорта как результат своей творческой деятельности, отражающий как активность участия в социально-творческих проектах, так и представление творческого развития, значимого для себя, для команды, для окружающего социума. На данном этапе подросткам дается возможность выступить в качестве спортсмена, тренера, телеведущего, журналиста, а также критика, менеджера, продюсера. Происходит открытие школьниками не только самих себя, но и других, ценностное осознание значимости физкультурно-спортивной деятельности для реализации индивидуальной социально-творческой активной позиции.

1.3 ПОНЯТИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Внеурочная деятельность – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВН, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные работы и т.д.

Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на работу по новым образовательным стандартам и позволяет в полной мере реализовать его требования. [21, 275 c.]

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Преимущества внеурочной деятельности заключаются в предоставлении учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные работы, общественно полезные практики и т. д.

Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения. [14, 21 c.]

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

- спортивно-оздоровительное;

- художественно-эстетическое;

- научно-познавательное;

- военно-патриотическое;

- общественно-полезная деятельность;

- проектная деятельность.

Направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочной деятельности и являются основанием для построения соответствующих образовательных программ.

В ходе внеурочной образовательной деятельности могут быть осуществлены следующие виды внеурочной деятельности:

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Проблемно-ценностное общение

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Художественное творчество

Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

Трудовая (производственная) деятельность

Спортивно-оздоровительная деятельность

Туристско-краеведческая деятельность

Для развития потенциала одарённых и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные образовательные планы, в рамках которых формируются индивидуальные образовательные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). [9, 72 c.]

Итак, сегодня в современном внутришкольном пространстве при создании определенных условий имеются предпосылки для раскрытия и развития творческого потенциала детей любого школьного возраста.

Таким образом, мы пришли к выводу, что потенциал личности отражает некую меру единства достигнутого и возможного, реализованного и нереализованного. В частности, потенциал ребенка – это способность ребенка к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь - способность к развитию. Хорошим подспорьем в постоянном развитии и обогащении опыта ребёнка могут стать занятия в спортивных секциях и школах.

1.4 ВЛИЯНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ

В ФГОС ОО отмечается, что реализация основной образовательной программы осуществляется самим образовательным учреждением, а при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, в образовательных программах предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также внеурочная деятельность. Таким образом, реализация внеурочной деятельности напрямую зависит от возможностей образовательного учреждения и направлена, прежде всего, на обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся. Конкретизируя суть внеурочной деятельности, следует отметить, что это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для воспитания и социализации детей и подростков определенной возрастной группы, направленная на формирование у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, на создание условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участия в содержательном досуге. Это организационная составляющая всей жизнедеятельности школы, реализуемая совместно учащимися, педагогами (организаторами, методистами, тьюторами), родителями, многообразие форм и содержания которой позволяет усилить социокультурную значимость всей работы конкретного учреждения (организации), подчеркнуть (наряду с дополнительным образованием) его специфику, «лица необщее выражение». [22, 69 c.]

Внеурочная деятельность различается по: месту проведения (классная и внеклассная деятельность – школьная и внешкольная), времени проведения (урочная и внеурочная деятельность), отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность). Как процесс добровольной, самодеятельный и стихийно- творческий во всей жизнедеятельности школьников и взрослых, внеурочная деятельность нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, обеспечиваемым педагогическим коллективом. Она должна иметь связи как с основным, так и дополнительным образованием. При этом надо иметь в виду, что модели могут отличаться степенью координации различных сфер жизнедеятельности внутри школы (учебной, социокультурной, досуговой, игровой), разнообразием форм внеурочной деятельности, умением устанавливать связи с внешкольными учреждениями и учреждениями культуры, спорта, общественными организациями. [21, 57 c.]

В отличие от направлений дополнительного образования, где дети могут выбрать и активно включиться в освоение того или иного вида творчества, двигаясь к достижению определенного качественного результата, внеурочная деятельность прежде всего помогает школьникам понять собственные интересы, предоставляет возможность попробовать себя в разных видах занятий, открыть мир за пределами уроков, не преследуя цели непременно войти «в мир мастерства».

Внеурочная деятельность оказывает помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействует в их дальнейшей реализации в творческих объединениях дополнительного образования. Внеурочная деятельность предполагает: – на уровне личности обучающегося – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в различных областях социальной, культурной, познавательной жизнедеятельности; развитие их эмоционально- образной сферы, духовно-нравственных качеств, социальной активности и гражданской ответственности; – на уровне личности педагога – предоставление дополнительных возможностей для работы с классом (группой, параллели классов) по формированию коллектива, решении социокультурных, воспитательных, организационных задач; расширение пространства для реализации собственных (внепредметных) интересов, обще-культурных потребностей, развития профессионального мастерства в сфере воспитания; – на уровне учреждения – найти содержание, формы, условия, которые наиболее оптимально подчеркивали бы образовательную специфику организации, ее социокультурные, национальные и региональные особенности, собственные традиции и возможности педагогического коллектива.[19, 224 c.]

Внеурочная деятельность, прежде всего, расширяет культурное пространство школы. Кроме того, она помогает школьнику попробовать свои силы в разных видах деятельности вне зависимости от имеющихся способностей и перспектив достижения высоких результатов. Желание добровольно участвовать в тех или иных занятиях – главное условие для включения детей в художественное творчество, спортивное состязание, социальную деятельность. Задача педагога, прежде всего классного руководителя, помочь ребятам не бояться этих «проб», поддержать их, пусть робкие поначалу, желания проявить себя, реализовать скрытый потенциал к творчеству, к самодеятельности, социальной активности.

Внеурочная деятельность может осуществляться за рамками обязательных учебных занятий и основных образовательных дисциплин в свободное от них время, но также проводиться и для расширения возможностей учебных предметов (внеурочная деятельность по предмету). Последнее имеет прямое отношение к усилению воспитательного потенциала учебных дисциплин, в первую очередь, социально-гуманитарного профиля. Подчеркнем, решение этой задачи возможно при условии преодоления педагогического «предметоцентризма», но это болезненная в современных реалиях тема.

Приоритеты образовательной деятельности школы сегодня теснейшим образом связаны с результатами ЕГЭ. Найти оптимальный баланс между предметными, метапредметными и личностными результатами образовательного процесса – сложная задача, требующая повышения профессиональной компетентности педагогического коллектива, предполагающая новую педагогическую идеологию. Что касается непосредственно воспитательного потенциала внеурочной деятельности, то он обеспечен такими ее возможностями, как:

– расширение социокультурного кругозора всех участников образовательного процесса; понимающих ценность разнообразия других культур, традиций, обычаев и необходимость диалога с людьми разных убеждений, национальных культур, религий; умеющих принимать решения и нести за них ответственность;

– развитие социальной активности, способствующей формированию гражданина и патриота, уважающего историю и культуру своей Родины; расширение возможностей участия в различных формах общественно-значимой, волонтерской деятельности;

– привлечение школьников к занятиям в объединениях дополнительного образования, развитие у них интереса к более углубленному освоению тех или иных видов творчества (художественного, исследовательского, технического и др.);

– создание широкого пространства для общения: межвозрастного, межгруппового, межпоколенного; создание сообщества детей, родителей и педагогов, участвующих в различных совместных делах – походах, экскурсиях, театральных постановках, благотворительных акциях и т. п.;

– компенсация отсутствующих в общем образовании тех или иных курсов, которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизации своих познавательных, жизненных и профессиональных планов;

– гармонизация процесса социализации и индивидуализации личности благодаря обеспечению целостности образования через систему «урок – внеурочная деятельность – занятия в творческих объединениях».

Иными словами, воспитательный потенциал внеурочной деятельности – важная основа занятий школьников по интересам, которая способствует, прежде всего, развитию эмоциональной, духов- но-нравственной, социально-культурной сферы личности; это составляющая образования, которая усиливает его воспитательную значимость как за счет изменения содержания, так и развития многообразия организационных форм деятельности, учитывающих психологические, культурные, информационные, коммуникативные потребности детей XXI века.

Внеурочная деятельность является эффективным пространством развития самоорганизации школьников, поскольку она способствует реализации индивидуальных интересов, потребностей обучающихся в тех видах внеурочных занятий и таких формах, как малые группы, объединения, сообщества, команды, которые они выбрали самостоятельно и где они могут осуществлять социальные взаимодействия или межличностную коммуникацию.

Возможности самоорганизации во внеурочной деятельности увеличиваются в связи с активным включением школьников, педагогов, родителей в сетевое сообщество – открытую и мобильную сеть социальных общностей, осуществляющих краткосрочную, либо стратегическую инициативную деятельность, ориентированную на реализацию актуальных потребностей детей и взрослых, объединенную общепризнанными целевыми установками, принципами организации деятельности, единым информационным пространством и возможностью доступа к организационным, материальным и информационным ресурсам.

Анализ психолого-педагогических аспектов развития потенциала детей подросткового возраста во внеурочной деятельности показал, что потенциал личности - возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно расти и развиваться.[24, 8 c.]

В частности, детский потенциал – это способность ребенка к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь - способность к развитию. Хорошим подспорьем в постоянном развитии и обогащении опыта ребёнка могут стать внеурочная деятельность.

Во ФГОС ОО отмечается, что реализация основной образовательной программы осуществляется самим образовательным учреждением, а при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Спортивные секции, где есть преодоление трудностей, регулярные занятия, новые навыки, развитие крупной моторики, постоянное движение дают возможность растущему человеку попробовать разные сферы деятельности. [20, 33 c.] Желательно, чтобы ребенок постоянно ходил хотя бы в 2 секции, поскольку разные виды спорта способствуют разностороннему развитию ребёнка (к примеру, плаванье и шахматы; восточные единоборства и настольный теннис).

Внеурочная деятельность предполагает на уровне личности обучающегося создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в различных областях социальной, культурной, познавательной жизнедеятельности; развитие их эмоционально- образной сферы, духовно-нравственных качеств, социальной активности и гражданской ответственности.

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ

2.1 ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ

Занятия спортом существенно влияют на интеллект, это влияние состоит в том, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи.

 Занятия спортом оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта старших подростков: внимания (овладение сложноcкоординированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях), наблюдательности (вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности быстро и адекватно ориентироваться в изменяющейся ситуации) и мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру, результат и т.д.).Так же положительное влияние занятий спортом на развитие личности проявляется в приобретении волевых черт характера, и состоит в том, что эти занятия связаны с необходимостью проявления волевых усилий.

В процессе учебно-тренировочных занятий наиболее радикальное средство формирования волевых черт характера старших подростков - нагрузка. Упражнение следует рассматривать не только как метод, направленный на совершенствование в технике и тактике, обеспечение физической подготовленности, но и как средство развития воли. В ходе учебно-тренировочного процесса у старших подростков возникают определенные трудности, способствующие развитию волевых черт характера. Это необходимость овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять самообладание и работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды, регулировать эмоциональное состояние, сохранять и соблюдать установленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных соревнований, которые и служат одним из основных средств формирования волевых качеств спортсмена.

Волевые качества старших подростков на учебно-тренировочных занятиях, как и во всех других случаях жизни, выступают в виде взаимно противоположных положительных и отрицательных проявлений: смелости и боязливости, уверенности и сомнения, выдержки и торопливости и т.п. Учитывая индивидуальные особенности старших подростков, необходимо создавать условия, в которых проявляются и закрепляются сильные стороны характера. При этом необходимо принимать во внимание другие, тесно связанные с волевыми качествами, качества личности: увлеченность и стремление к поставленной цели: непосредственной, близкой, далекой.

Достижение поставленных целей, даже сознание приближения к ним, - главный фактор, дающий человеку удовлетворение свой деятельностью. В ходе учебно-тренировочного процесса старших подростков этот эффект достигается вследствие осознания прогресса в освоении техники спортивных упражнений, в развитии двигательных и психических качеств, победы на соревнованиях и др. На учебно-тренировочных занятиях школьник как бы познает себя с новых, ранее неведомых ему сторон, утверждает себя в своем сознании. Активная двигательная деятельность регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Учебно-тренировочные занятия, участие в спортивных соревнованиях, предъявляющих достаточно высокие требования к организму, могут снизить, а порой и вовсе нейтрализовать ранее возникшие негативные эмоциональные переживания.

В силу самой сущности физической культуры и спорта проявление в них негативных черт характера (трусости, безволия, грубости и т.д.) воспринимается как некрасивое, отрицательное в поведении и, наоборот, смелость, решительность, мужество - как пример для подражания. Тем самым учебно-тренировочные занятия способствуют формированию у старших подростков этически оправданных представлений о правильном поведении человека.

Морально-этические положения, которыми руководствуются старшие подростки, имеют прямую взаимосвязь с общественной сферой, в которой юный спортсмен живет, трудится, учится, и интеллектуальной атмосферой в ней. Глубокое влияние на процесс формирования личности старших подростков оказывает коллектив, в котором подросток тренируется. Содружественная деятельность, деловые межличностные отношения, взаимная помощь и ответственность - все это способствует воспитанию членов коллектива.   В формировании личности старших подростков, занимающихся спортом, следует указать на решающее значение личности преподавателя, направленности его действий.     

Таким образом, важнейшая задача занятий физической культурой и спортом - формирование личности. Это достигается путем проникновения воспитательных мер во все сферы деятельности преподавателя и путем самовоспитания занимающегося.

Потенциал личности отражает некую меру единства достигнутого и возможного, реализованного и нереализованного. Занятия физической культурой и спортом в учреждениях дополнительного образования способствуют развитию потенциала подростков - способности ребенка к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь - способность к развитию.

2.2МЕТОДИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ-ТРЕНЕРОВ, УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО РАСКРЫТИЮ ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Историк Василий Ключевский сказал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Специфичность труда педагога по физической культуре, педагога-тренера определяется его функциями. Выделяются основные функции — воспитательные, образовательно-просветительские, управленческо-организаторские, проектировочные, административно-хозяйственные.

Деятельность педагога по физической культуре, педагога-тренера протекает в условиях психической и физической напряженности, под влиянием факторов внешней среды.

Все это требует от педагога по физической культуре и педагога-тренера владения как общепедагогическими, так и специфическими умениями. Выделяют следующие умения этих специалистов: конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические и двигательные.

Конструктивные умения связаны с отбором учебного материала, осуществлением планирования, необходимостью своевременно приобретать и ремонтировать спортивное оборудование и инвентарь. Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов. Коммуникативные умения помогают учителю общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, с окружающими людьми. Гностические умения связаны с изучением как отдельного учащегося, так и коллектива класса, с анализом педагогической ситуации. Двигательные отражают умения учителя выполнять физические упражнения.

По роду своей работы педагог по физической культуре, педагог-тренер реализует разнообразные виды деятельности, что требует от него соответствующих умений.

Разделяя структурно-деятельностный подход О. А. Абдуллиной, Е. П. Ильина, И. Ф. Исаева, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Т. А. Михайловой, В. А. Сластенина, В. Т. Чичикина, А. И. Щербакова и других, в своем исследовании мы выделяем следующие группы педагогических умений будущего педагога по физической культуре:

1) организационные — умения организовать различные виды физкультурно-спортивной деятельности;

2) проектировочные — умения планировать и проводить различные виды физкультурно-спортивных воспитательных дел;

3) прогностические — умения прогнозировать результаты спортивной работы;

4) конструктивные — умения отбирать, анализировать, синтезировать материал по специальности;

5) коммуникативные — умения устанавливать педагогически целесообразные отношения, находить контакт, общий язык и правильный тон общения с разными людьми;

6) рефлексивные — умения рефлексивного анализа своей профессиональной деятельности.

Степень сформированности профессиональной направленности и педагогических умений и определяет педагогические качества педагога по физической культуре и педагога-тренера, как общительность, высокий уровень интеллекта, эмоциональная устойчивость, сдержанность, высокая нормативность поведения, смелость, чувствительность, развитое воображение, уверенность в себе, высокий самоконтроль, адекватность самооценки и др.

Методика работы педагога-тренера и педагога по физической культуре должна быть выстроена с учетом психофизиологических особенностей подросткового возраста. Эти специалисты должны помнить, что в подростковом возрасте закладываются основы для специализированных занятий спортом, расширяются возможности и представления их о связи физического         воспитания с трудовой деятельностью, анатомией и физиологией человека. Биологические перестройки организма подростков, связанные с периодом полового созревания, требуют от педагогов исключительного внимания при планировании физической нагрузки в этом возрасте. [10, 352 c.]

Склонность к переоценке своих возможностей побуждает подростка выполнять значительные по нагрузке силовые упражнения, без предварительной на то подготовки решаться на выполнение сложных акробатических, гимнастических и других упражнений. Учитывая эти особенности подростков- следует исключать на уроках упражнения, которые могут быть источниками перенапряжений или хуже того, спортивного травматизма. [7, 420 c.]

Основу методов работы педагога физической культуры и педагога-тренера составляют средства и приемы, которые связаны между собой и в практике воспитания применяются в единстве.

Средства воспитания — это все то, с помощью чего преподаватель (тренер) воздействует на воспитуемых. К средствам воспитания относятся: слово, наглядные пособия, кино и видеофильмы, беседы, собрания, традиции, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.

Приемы воспитания — это частные случаи действий по использованию элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер. [23, 143 c]

В системе методов воспитания нельзя рассматривать каждый конкретный метод как универсальный, отдельно от других. Только применение совокупности методов воспитания в их технологической взаимосвязи позволяет достигать воспитательной цели.

Наиболее действенными методами воспитания являются:

— традиционно принятые — убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;

— инновационно-деятельностные (обусловлены внедрениями новых воспитательных технологий) — модельно-целевой подход, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;

— неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых людей, авторитетных из числа друзей и близких);

— тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях) — социально-психологические тренинги, деловые игры и др.;

— рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).

В отечественной педагогике и психологии главным методом воспитания является метод убеждения, так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека — научного мировоззрения, сознательности и убежденности.

В педагогической работе планируют и реализуют следующие воспитательные задачи: перспективные и ближайшие, коллективные и индивидуальные, относящиеся к отдельным, конкретным ученикам.

Педагог должен найти правильный подход к каждому спортсмену, уметь поддержать и развить в нем хорошие качества и задатки, заботиться не только о спортивных результатах своего воспитанника, но и о его отношении к учебе, его поведении, культурном росте.

Эффективность воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту достигается:

- организацией целостного деятельностно-воспитательного процесса в соответствии с требованием законов, научными рекомендациями и реальными потребностями;

- достижением социально-ценностной целевой и содержательной направленностью воспитания, оптимальной его организацией;

- обеспечением положительной мотивации в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, раскрытием и задействованием сущностного потенциала каждого занимающегося;

- достижением сплоченности спортивного коллектива (команды);

- личным отношением к выполнению обязанностей на высокопрофессиональном, творческом уровне;

- всесторонним обеспечением воспитательного процесса.

В деятельности учителя физической культуры выделяют три основных этапа:

1) подготовка к процессу физического воспитания;

2) практическая деятельность на уроке;

3) контроль за эффективностью педагогического процесса. Каждый из этих этапов включает в себя определенные виды дельности.

Первый (подготовительный) этап деятельности учителя физической культуры направлен на обеспечение условий качественно проведения учебно-воспитательного процесса в целом и каждого урока в отдельности. Он включает в себя разработку и составив плана-графика учебно-воспитательного процесса на год, этического (рабочего) плана на каждую учебную четверть, плана-конспектов на каждый урок, выбор конкретных средств и методов физического воспитания, форм организации учебного процесса, а именно:

— основных, подводящих и специальных упражнений;

— определение количества повторений каждого упражнения;

— определение продолжительности выполнения отдельных упражнений

— выбор общепедагогических методов — словесного (рассказ, объяснение, описание и т.п.), наглядного (демонстрация рисунков, кинограмм, учебных видеофильмов, методических пособий, непосредственный показ учителем движений и двигательных действий) и специфических методов обучения двигательным действий воспитания физических качеств.

В процессе физического воспитания (второй этап) практическая деятельность учителя физической культуры направлена ни управление учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся на уроке, в ходе которого выполняются программные требования по физическому воспитанию в школе. Управление деятельностью учащихся включает в себя:

— организационные мероприятия на уроке;

— непосредственно педагогические воздействия;

— текущий контроль на уроке.

Действия учителя физической культуры на уроке направлены на решение конкретных задач и характеризуются совокупностью методических профессиональных мероприятий. К ним относятся

— объяснение учебного материала;

— показ упражнений;

— демонстрация рисунков, кинограмм, методических пособии и т.п.;

— непосредственная помощь учащимся при выполнении двигательных действий.

Слово и показ выполняют в учебном процессе следующие основные функции: передачу знаний о выполняемом двигательном действии и его составных элементах; организацию деятельности (подготовку учащихся к восприятию передаваемых знаний), организацию выполнения упражнений, оценку, организацию и поддержание дисциплины на уроке; управление деятельностью учащихся.

Показ в сочетании с объяснением вносит решающий вклад в формирование представлений об изучаемом двигательном действии. Всего в процессе разучивания обучаемый получает до 80% представлений о действии, из них более половины формируются в результате правильного названия действия, его демонстрации и объяснения. [11, 27 c.]

Деятельность учащихся весьма вариативна, как и условия проведения урока (спортивный зал, пришкольная площадка, стадион, пересеченная местность, а также изменение времен года). Именно это определяет высокие требования к умению учителя выбрать свое место на уроке и те перемещения в процессе занятия, которые обеспечат ему надежный контроль за деятельностью учащихся.

На этапе контроля за эффективностью педагогического процесса (третий этап) деятельность учителя физической культуры направлена на анализ и оценку результатов обучения, положительных и отрицательных сторон своего труда, выявление нам более рациональных путей устранения замеченных недостатков и при необходимости на выработку нового профессионально-педагогического решения.

Рассматривая конструктивную деятельность учителя физической культуры, необходимо отметить, что она направлена на:

1) формирование личности учащихся, характера и объема их теоретических знаний, двигательных умений и навыков;

2) отбор и последовательное расположение учебного материала.

3) составление программы деятельности учащихся на уроке физической культуры;

4) программирование учителем своей роли по управлению учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся. [24, 47 c.]

Элементы конструктивной деятельности учителя наглядно проявляются в рамках отдельного урока физической культуры. У опытных педагогов они реализуются следующим составом умений:

— заранее определять и формулировать цель и задачи предстоящего урока физической культуры;

— заранее подбирать упражнения по обучению технике двигательных действий и определять последовательность их выполнения;

— заранее подбирать упражнения, направленные на воспитание физических качеств с учетом сенситивных (наиболее благо приятных для воспитания) периодов;

— заранее подбирать подвижные игры, игровые задания, эстафеты, направленные на закрепление и дальнейшее совершенствование двигательных действий и на воспитание физических качеств;

— заранее подбирать к уроку разнообразные и наиболее эффективные упражнения по общей физической подготовке (ОФП), продумывать последовательность их выполнения и дозировку;

— подбирать и использовать на уроке полезные упражнения из (Других видов спорта (не входящих в школьную программу);

— заранее обдумывать последовательность этапов обучения и Воспитания физических качеств, чтобы после каждого этапа получать ожидаемый эффект;

— заранее определять характер своего руководства уроком при выполнении учащимися различных видов деятельности;

— рационально распределять время между отдельными частями урока;

— переходить от одного вида деятельности к другому, не выбывая организационного беспорядка или нежелательного состояния у учащихся;

— подводить учащегося в случае необходимости к выполнению основного задания через вспомогательные и подводящие упражнения;

— оптимально сочетать на уроке показ со словесным объяснением;

— рационально использовать имеющийся инвентарь, технические средства обучения (ТСО), подручные (вспомогательные) средства, нестандартное оборудование, различные ориентиры (предметные регуляторы) и т.п.;

— в процессе урока осуществлять воспитательную работу;

— в процессе урока (исходя из конкретной ситуации) изменять запланированный ход работы, упражнения, нагрузку и т.п.;

— соединять в оптимальном отношении техническую и физическую подготовку учащихся;

— координировать в процессе урока деятельность всего класса и выполнение индивидуальных заданий;

— предусматривать возможные у учащихся затруднения и намечать в связи с этим несколько вариантов упражнений;

— развивать активность школьников, делая их активными участниками организации урока физической культуры. [13, 174 c.]

Детский потенциал – это способность ребенка к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь - способность к развитию. Хорошим подспорьем в постоянном развитии и обогащении опыта ребёнка может стать внеурочная деятельность. [22, 28 c.]

2.3 ПРОЕКТ «ЗОЖ – ПУТЬ К СЧАСТЛИВОМУ БУДУЩЕМУ», КАК ОСНОВА ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Внеурочная спортивно -оздоровительная деятельность предполагает на уровне личности обучающегося создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в различных областях социальной, культурной, познавательной жизнедеятельности; развитие их эмоционально- образной сферы, духовно-нравственных качеств, социальной активности и гражданской ответственности. [23, 9 c.]

Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника в процессе занятий физической культурой и спортом, можно используя метод проектов. В совместной проектной деятельности раскрывается личностный потенциал школьников, формируется коллектив.

В период прохождения педагогической практики в МОУ «Васильевская ООШ» нами был разработан и внедрен проект «ЗОЖ – путь к счастливому будущему» (см. Приложение 1).

Цель проекта: развитие потенциала подростков через внеурочную спортивно-оздоровительную деятельность; приобщение детей к здоровому образу жизни, физическое развитие и воспитание подростков.

Задачи проекта:

1. Внедрение методики работы по развитию потенциала подростков через внеурочную спортивно-оздоровительную деятельность.

2. Создание условий для развития потенциала и повышения физической подготовленности и формирование двигательного опыта подростков.

3.  Укрепление здоровья, формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий во внеурочной деятельности.

4. Воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности.

Целевая группа проекта: обучающиеся школы

Участники проекта: родители, педагог-психолог, социальный педагог, учителя физической культуры, классные руководители.

Соисполнители проекта: социальные партнеры школы – администрация спортивно-оздоровительного комплекса (предоставление спортивных сооружений, призов).

Сроки реализации проекта: апрель- май 2018 год

Ожидаемые результаты проекта:

1. Внедрение методики работы по развитию потенциала подростков через внеурочную спортивно-оздоровительную деятельность.

2. Создание условий для развития личностного потенциала обучающихся школы.

3. Приобщение детей к здоровому образу жизни, физическое развитие и воспитание школьников.

3. Обобщение и осмысление успешного воспитательного опыта по вопросам развития потенциала подростков через внеурочную спортивно-оздоровительную деятельность и организации здорового образа жизни подростков.

4. Повышение родительской компетенции в вопросах развития личностного потенциала и организации здорового образа жизни обучающихся подросткового возраста.

5. Приобретение родителями позитивного опыта общения с детьми через участие в мероприятиях проекта.

Комплекс мероприятий проекта «ЗОЖ - путь к счастливому будущему» представлен в таблице 2.

                                                Таблица 2.

Комплекс мероприятий проекта «ЗОЖ - путь к счастливому будущему»

№п/п

Содержание мероприятий проекта

Сроки проведения

Ответственный

1 этап - подготовительный

11.

Создание рабочей группы проекта, подготовка специалистов к работе по реализации проекта, разработка плана мероприятий.

20-23.04

Зам.директора по ВР, руководитель проекта -учитель физической культуры.

22.

Организационно-методическое оформление (определение источников информации, разработка Концептуального положения, комплекса мероприятий, издание приказа).

20-24.04

Зам.директора по ВР, руководитель проекта -учитель физической культуры.

33.

Диагностика предполагаемых участников проекта.

20 -25.04

Педагог-психолог,

социальный педагог.

44.

Выбор соисполнителей проекта, проведение переговоров, заключение договоров о сотрудничестве.

20-24.04

Зам.директора по ВР.

55.

Проведение PR – компании проекта через сайт учреждения, распространение объявлений, оформление брошюр и просветительской рекламы среди целевой группы и соучастников проекта.

20 – 25.04

Зам.директора по ВР,

учителя физической культуры.

2 этап – основной

11.

Проведение бесед с учащимися о ЗОЖ.

26.04

Зам.директора по ВР, руководитель проекта -учитель физической культуры, педагог-психолог социальный педагог, мед. работник.

22.

Создание символики и девиза команд-участников.

26.04 - 4.05

Руководитель проекта -учитель физической культуры, классные руководители.

33.

Проведение конкурса стенгазет.

26.04 - 4.05

Зам.директора по ВР, руководитель проекта -учитель физической культуры, педагог-психолог

социальный педагог.

44.

Проведение соревнований «Мама, папа, я – здоровая семья».

11.05

Зам.директора по ВР,

руководитель проекта -учитель физической культуры.

55.

Участие в военно-спортивной игре среди школ Серпуховского района «Зарница»

15.05

Зам.директора по ВР, руководитель проекта, учитель физической культуры, учитель ОБЖ.

3 этап - заключительный

11.

Проведение мониторинга эффективности реализации проекта.

14-16.05

Зам.директора по ВР,

руководитель проекта -учитель физической культуры.

22.

Внесение корректировок для дальнейшей реализации проекта.

16.05

Руководитель проекта, педагог-психолог,

социальный педагог.

33.

Размещение информации о проекте на сайте школы

16.05

Зам.директора по ВР.

Цель и задачи, поставленные в ходе реализации проекта «ЗОЖ - путь к счастливому будущему» и сформулированные в программе, могут быть частично не достигнуты под влиянием следующих рисков (см. Таблица 3).

Таблица 3.

Основные риски проекта «ЗОЖ - путь к счастливому будущему»

п/п

Описание риска

Описание путей минимизации риска

11.

Несоответствие и несформированность представлений у специалистов при проведении рабочих встреч с целью организации и координации деятельности в рамках проекта и формирование рабочей группы, которая будет осуществлять координацию и организацию работы по реализации мероприятий проекта.

Проведение дополнительных встреч.

22.

Формальное отношение к реализации проекта со стороны сотрудников.

Выявлять подобные тенденции на раннем этапе, проводить работу по убеждению замещающих родителей в социальной значимости проекта.

33.

Риски организационно-управленческого характера, связанные с неготовностью специалистов, которые войдут в рабочую группу проекта «ЗОЖ – путь к счастливому будущему»» координировать, управлять и осуществлять мероприятия проекта.

Возможностью преодоления данного риска является готовность руководителя распределять текущую нагрузку на сотрудников, занятых в реализации проекта.

44.

Нежелание родителей идти на контакт, участвовать в совместных мероприятиях.

Моральное стимулирование участия родителей в процессе детей к самостоятельной жизни.

55.

Нежелание детей идти на контакт, участвовать в совместных мероприятиях.

Использование разнообразных форм проведения занятий.

66.

Непрогнозируемое изменение количества участников целевой группы, как в сторону уменьшения (в связи с занятостью, болезнью и другими обстоятельствами), так и в сторону увеличения (в случае массовой рекламы).

Регулярный мониторинг ситуации.

77.

Недостаточно средств на материально-техническую базу для реализации проекта.

Поиск внебюджетных источников для реализации проекта.

88.

Отсутствие помещения для проведения занятий на базе «Васильевской ООШ».

Заключение Договоров о сотрудничестве с СБ «Красные крылья», КСК «4 сезона».

99.

Безынициативность соисполнителей проекта «ЗОЖ – путь к счастливому будущему».

Поиск методов стимулирования участия соисполнителей в проекте: PR-компания, моральное стимулирование.

Описание реализации и результатов проекта «ЗОЖ – путь к счастливому будущему».

В ходе реализации мероприятий проекта, благодаря действиям педагогического состава школы и руководителя проекта, учащиеся школы не просто были вовлечены в проект, но и проявили заинтересованность и приняли в нем активное участие.

На основном этапе проекта учащиеся старших классов, под руководством инициативной группы проекта, провели интерактивную беседу «Что имеем, не храним, потерявши плачем» с учащимися младших классов: подготовили презентации, видеоматериал о здоровом образе жизни (см. Приложение 2).

Далее проект предусматривал такие мероприятия, как конкурс стенных газет Я выбираю здоровый образ жизни» (см. Приложение 3), спортивный праздник- конкурс «Мама, папа и я – спортивная семья» (см. Приложение 4) и заключительное мероприятие проекта - военно-спортивная игра «Зарница» (см. Приложение 5).

У каждой команды была своя символика и девиз, которые придумывали сами дети. Конкурс газет показал, что дети понимают насколько важно вести здоровый образ жизни, что необходимо для этого. В результате конкурс прошел успешно, работы учащихся были не только эстетично оформлены, но и содержание газет было насыщенным и грамотным. Жюри конкурса, в состав которого вошли заместитель директора по ВР, руководитель проекта и сами учащиеся-представители от каждой команды.  

Перед проведением конкурса «Мама, папа, я – здоровая семья» из числа групп участников были определены по одному представителю из пяти классов в судейскую коллегию, а также по одному представителю из команды для подготовки оборудования для конкурса и демонстрации элементов, которые должны будут выполнять родители с детьми. Данный конкурс вызвал положительные эмоции не только у участников конкурса (учащихся и родителей), но и у детей из судейской коллегии и ассистентов. Оказанное доверие дети оправдали, проявили старание и внимательность.

Хочется отметить активное участие родителей, которые быстро откликнулись на приглашение принять участие в мероприятии: родители помогали в подготовке к конкурсу, обсуждали, как интереснее и содержательнее провести данный конкурс. Совместное участие детей и родителей в мероприятии доказало, что быть спортивным, здоровым и активным модно во все времена. А иметь счастливую, здоровую семью – мечта каждого человека, которую можно осуществить, если очень захотеть!

Такой опыт проведения спортивного мероприятия оказался для учащихся первым и они выразили желание - сделать этот конкурс традиционным.

Для участия в военно-спортивной игре «Зарница», которая традиционно проводится среди школ Серпуховского района, были отобраны учащиеся из числа активных участников проекта «ЗОЖ – путь к счастливому будущему»: 10 человек в основной состав и 5 учеников в резерв команды.  Подготовка к «Зарнице» проводилась во внеурочное время. Стремление к достижениям, сплоченность участников команды, их целеустремленность, упорная подготовка к соревнованиям определили результат -  команда школы заняла первое место в зачете среди основных школ. Лучшие участники игры были отмечены Главой Серпуховского района.  

Проведение мониторинга эффективности реализации проекта состоялось 16 мая. При подсчете результатов была выявлена положительная динамика, в том, что ученики школы не только сами более приобщились к движению за ЗОЖ, но сами стали проявлять желание популязировать это движение остальным детям и взрослым. Также результаты помогли нам найти пробелы, в которые были внесены корректировки для дальнейшей реализации проекта. Вся информация и результаты о проведении проекта были размещены на сайте школы.

В целом анализ психолого-педагогических аспектов развития потенциала детей подросткового возраста во внеурочной деятельности показал, что потенциал личности - возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно расти и развиваться.

В частности, детский потенциал – это способность ребенка к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь - способность к развитию. Хорошим подспорьем в постоянном развитии и обогащении опыта ребёнка является внеурочная деятельность. Это доказано активным участием детей и результатами проект «ЗОЖ – путь к счастливому будущему».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие потенциала у детей является одной из важнейших задач в современной системе образования, которая реализуется во время уроков в школе, во время внеурочных занятий и занятий в секциях. Стоит заметить, что помощь в раскрытии потенциала у ребенка имеет важное значение, это как опора, при помощи которой ребёнок развивается, а это развитие ведёт его к реализации его как личности. Раскрытие своего потенциала- это одна из важных целей в жизни любого человека, которая способствует его счастью по окончанию достижение.

В ходе работы были проанализированы научные работы педагогов, опыт тренеров и специалистов спортивных школ, были проанализированы особенности работы с подростками, специфики спортивных школ и секций, методы и приемы используемые педагогами дополнительного образования, были рассмотрены психофизиологические особенности детей подросткового возраста, были исследованы особенности взаимодействий педагогов и подростков во внеурочной деятельности, статьи с интернет ресурсов.

В процессе участия в проекте у обучающиеся повышается чувство ответственности, проявляется коллективизм, инициатива, самостоятельность, развиваются коммуникативные навыки, повышается значимость и необходимость занятиями физической культуры.

Организация совместных мероприятий спортивно-оздоровительной направленности с родителями способствует улучшению взаимопонимания, сплочению обучающихся, родителей, учителей школы в активной оздоровительной спортивной деятельности.

Все это позволяет сделать вывод, что раскрытие потенциала у ребенка является актуальной проблемой и имеет очень большее значение для современного общества. Раскрытие потенциала проходит с помощью посещений занятий, заинтересованностью детей в учебном или тренировочном процессе, и с помощью средств и методик, которые используют педагоги, тренера, опираясь на особенности детей подросткового возраста. Цель дипломной работы - изучить особенности организации и проведения спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности по развитию потенциала подростков достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные материалы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329 – ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской федерации».
  3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 26.11.2010 года.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 года.

Научные и учебно-методические издания

Книги одного, двух, трёх авторов

  1. Абыденова, Н.А. Психологические механизмы формирования личностной значимости студентов педагогических специальностей [Текст]: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.07 / Н.А. Абыдалова. – Нижний Новгород, 2008. - 25с.
  2. Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста: учеб. Пособие / Т. П. Авдулова. – М.: Академия, 2012. – 420 с.
  3. Губа В. П. Дневник спортсмена- Издательство «Советский спорт». 2013. -  21 с.
  4. Дирксен Д. Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным. Издательство: Манн, Иванов и Фербер. 2015. – 72 с.
  5. Ильин Е.П. Психология спорта, - СПб.: Питер, 2016. – 352 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). – ООО Издательство «Питер», 2016.
  6. Коровин В.А., Алехин В.В. Психофизиологические характеристики подростков, занимающихся футболом. Журнал вестник спортивной науки. 2014. – 27-29 с.
  7. Кузьменко Г.А. Психологическое сопровождение тренерской деятельности в ДЮСШ, 2013. – 3 с.
  8. Мартинович, Н.В. Развитие творческого потенциала личности в системе высшего образования [Текст]: дис.… канд. соц. наук: 22.00.06 / Н.В. Мартинович. – Курск, 2005. – 174с.
  9. Кукушкин В. С. Специальная педагогика. Издательство НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».2013 – 21 с.
  10. Марков, В.А. Потенциал личности [Текст] / В.А. Марков, Ю.В. Синягин // Мир психологии. – 2000. - № 1. – с. 250-261
  11. Решетень И.Н. и Фроловой М.И. О деятельности тренера по руководству спортивной командой // Теория и практика физической культуры, 2012. № 11. С. 20-23.
  12. Тюленев П. В. Наука интеллектика. 2015. – 28 с.
  13. Макеева А. Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 2013. – 9 с.
  14. Ильин Е. П. Диффернциальная психология профессиональной деятельности. 2014. – 47 с.

Программы и учебники

  1. Багадирова С. К. Материалы к курсу «Спортивная психология», 2014. – 33 с.
  2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер Пресс, 2009. — С. 275 с.
  3. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. - М.: ВЛАДОС, 2014. -с.69
  4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: ВЛАДОС, 2012 - с.143.
  5. Кузнецов В.С., Внеурочная деятельность учащихся. Совершенствование видов двигательных действий в физической культуре. ФГОС. 2014. – 8 с.
  6. Малыхина Л. Б. Справочник по внеурочной деятельности для руководителя. 2016. – 44 с.
  7. Чарльз Г. Д. Руководство о детской эндокринологии. Издательство ГЭОТАР-Медиа 2009. – 10 с.
  8. Шарохина Е. В. Педагогика. 2009. – 57 с.
  9. Интернет-ресурсы:http://magref.ru;http://www.gimnazia22.ru; http://dush.slog.su; http://lensky-kray.ru.; http://www.psychologos.ru; http://dislib.ru; http://studbooks.net; http://de.ifmo.ru; http://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»

1Проблема творчества32Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы63Теоретические основы формирования креативности94Критерии оценки и показатели уровня творческого р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»

1Проблема творчества32Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы63Теоретические основы формирования креативности94Критерии оценки и показатели уровня творческого р...

Развитие творческого потенциала учащегося ДШИ в условиях современного образовательного пространства

Основной задачей современного музыкального образования является воспитание личности учащегося, которое направлено не только на формирование комплекса определенных профессиональных знаний и умений,но и...

"Развитие творческого потенциала учащихся через разнообразные формы театрализованной деятельности"

В данной статье говорится об эффективности воздействия театрального творчества на личность ребенка, рассматриваются разные форматы театрализованной деятельности из опыта работы автора....

Проектная работа «Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»»

Проектная работа«Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»»...

«Проблемы развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья   - это дети...