МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья на тему

Юсупова Валентина Владимировна

1

Проблема творчества

3

2

Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы

6

3

Теоретические основы формирования креативности

9

4

Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности учащегося с ОВЗ

16

5

Методики диагностирования уровня развития творческого потенциала личности

19

6

Используемая литература

21

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1statya_po_org_tvorch_razvitiya_detey_s_ovz.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Ольга\Рабочий стол\лого - чб на док 11.2012.jpg

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ

«Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Авторы: Шадрина Татьяна Владимировна,

педагог дополнительного образования

Юсупова Валентина Владимировна,

методист и педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД Центра внешкольного образования

«Творчество» г.о. Самара

Самара 2014


Оглавление

1

Проблема творчества

3

2

Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы

6

3

Теоретические основы формирования креативности

9

4

Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности учащегося с ОВЗ

16

5

Методики диагностирования уровня развития творческого потенциала личности

19

6

Используемая литература

21


1. Проблема творчества

Проблема творчества сегодня – одна из центральных в нашем обществе. Для решения задач развития творческого потенциала личности, поставленных Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 04.09.2014 г. и Единой концепцией специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья, нужны грамотные инициативные специалисты, способные подключиться к решению вопросов формирования необходимых качеств творческой личности.

К сожалению, современное образование, как правило, развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона –  развитие творческих способностей учащихся – отдаются воле случая и у большинства детей остаются на низком уровне. И это несмотря на то, что у каждого ребенка заложена потребность в творчестве, как утверждает Б.П. Никитин[1].

В дополнительном образовании дела обстоят несколько иначе. Практика показывает, что здесь обучение сводится не только к заучиванию определенного количества учебного материала, но все знания получаемые ребенком имеют выход на практику, активно применяются в конкретной практической творческой деятельности.

Новая социокультурная ситуация, развитие рынка образовательных услуг в последние годы дали мощный импульс развитию учреждений дополнительного образования. Еще в марте 1995 г. Правительством Российской Федерации было утверждено постановление № 233 «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей», в котором определено: «Образовательное учреждение дополнительного образования детей – тип образовательного учреждения детей, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества и государства».

Таким образом, для растущей и развивающейся личности в дополнительном образовании открылись новые возможности в творческом саморазвитии и в удовлетворении своих потребностей, интересов, возможностей включения в те конкретные виды деятельности, которые соответствуют ее склонностям и способностям.

В настоящее время большая ответственность ложится на педагога, работающего в учреждении дополнительного образования и предлагающего ребенку дополнительные образовательные услуги. И, особая ответственность, на педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с особыми образовательными потребностями.

Время требует от современной педагогики разработки нового поколения общеобразовательных программ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ориентированных на совершенствование содержания дополнительного образования, применения в педагогическом процессе современных образовательных технологий широкого спектра.

В ЦВО «Творчество», я работаю с детьми с ОВЗ с 1995 года, реализую авторскую дополнительную общеразвивающую программу «Знакомство с окружающим миром и социально-бытовая ориентировка» в мастерской «Уютный дом». Методическое сопровождение осуществляет Юсупова В.В., методист ЦВО «Творчество».

Цель программы – создание условий для оптимального развития личности учащегося с ограниченными возможностями здоровья для его успешной бытовой, трудовой, социальной реабилитации и адаптации в современных условиях.

Данная программа – один из путей реализации конституционного права на образование наибольшего количества детей с нарушениями развития. В этом и заключается её педагогическая целесообразность.

Актуальность программы состоит в том, что она, соответствуя СФГОС, позволяет детям с ОВЗ реализовать свой личностный потенциал и удовлетворить как общие с нормально развивающимися детьми, так и особые образовательные потребности, заданные характером нарушения их физического и психического развития.

В свете современных подходов к образовательной деятельности Программа направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а именно на:

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
  • социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональную ориентацию учащихся;
  • формирование общей культуры учащихся.

Учащийся с ОВЗ в результате освоения программы должен получить знания:

  • о человеке – практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, личного взаимодействия с окружением;·
  • в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества в обустройстве быта;
  • о практике жизни в социуме.

Для достижения поставленной цели педагогу необходимо решить главную из задач: воспитать личность, со значительным творческим потенциалом, социально активную, умеющую включаться в различные виды общественно-полезной деятельности, проявлять инициативу, любознательность и нести ответственность за развитие сохранных функций своего организма.

2. Проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы

Общеизвестно, что составляющими основными качествами творческого потенциала личности являются следующие способности – любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагировать, сосредоточенность.

Однако при решении задач творческого развития обучающихся с ОВЗ в ходе образовательного процесса педагогом, на самом первом году реализации программы, были выявлены противоречия между желаемым результатом (ребенок со значительным, высокоразвитым творческим потенциалом) и реальной ситуацией.

При этом в содержательной части программы были отмечены недостатки – сухость, приземленность и утилитарность учебных задач программы по социально-бытовой ориентировке детей с ОВЗ не позволяли им в полной мере проявлять свою креативность. 

Поэтому в содержание программы было предложено ввести декоративно-прикладное направление и народные промыслы: вязание на ручных вязальных машинах, бисероплетение, вышивка бисером и нитями. При этом были изменены и дополнены материально-технические, научно-методические условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов. Кабинет оснащен вязальными машинами, компьютерами для расчетов изделий и выполнения технологических карт, учебных пособий, приобретены пряжа, бисер и необходимые принадлежности. При изучении растительного и животного мира теперь даже дети-дошколята могут выразить свои знания и умения в творческой деятельности по созданию цветов, деревьев, различных зверушек, бабочек. А при изучении дизайна предметов быта, одежды и аксессуаров учащиеся вяжут, вышивают, декорируют демонстрируя сформированность образовательных технологических, коммуникативных и др. компетентностей в проектной деятельности.

В рамках данной программы теперь осуществляется педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями реально мотивирующая их высокую познавательную активность, так как данный педагогический процесс стал для учащихся максимально привлекательным, эффективно развивая ребенка в творческой декоративно-прикладной деятельности.

В условиях организации педагогического процесса также были выявлены негативные составляющие, которые не позволяют детям с ОВЗ поверить в свои возможности и творчески проявить себя. Виной этому является определенная отчужденность детей с ОВЗ от коллектива здоровых сверстников.

В данной связи было предложено в рамках социального проекта «Своими руками» поддержать семьи с детьми с ОВЗ для максимально возможного развития  таких детей в  условиях семейного воспитания.

Целью проекта являлось создания условий для преодоления изолированности детей с ОВЗ и их семей, образования новых социальных связей, формирования социальных и профессиональных навыков,  естественной интеграции в среду здоровых сверстников.

В рамках проекта в 2012 году на занятия декоративно-прикладным творчеством приглашались целые семьи: дети с ОВЗ, их мамы, папы, здоровые братья и сестры.

Ожидаемые и полученные результаты по проекту совпали. Обучающиеся стали более заинтересованы в приобретении общеучебных умений, навыков, а также в приобретении опыта разнообразной декоративно-прикладной деятельности, опыта познания и самопознания, вырос их интерес не только к предмету, но и к учению в целом; они стали более самостоятельными, уверенными, коммуникативными.

По результатам диагностирования в конце учебного года (30.05.2014 г.) несколько детей с ОВЗ д/о «Уютный дом» показали очень низкий творческий потенциал, хотя педагогом были приложены все возможные усилия для достижения желаемого результата.

Анализ условий в основном педагогическом процессе показал, что такой низкий творческий потенциал имеют дети, занимающиеся в группах по 4 человека. В совместном обсуждении данной проблемы с администрацией ЦВО были предложены пути исправления этой ситуации - частично изменены организационные условия и форма проведения занятий, они стали проводиться индивидуально с детьми с особыми образовательными потребностями и малыми группами по 2 человека. Естественно, были скорректированы нормативно-правовые документы Отдела реабилитации, (положение формах обучения - групповом и индивидуальном и др.) позволяющие педагогу реально осуществлять на практике личностно-ориентированное образование детей с ОВЗ, выстраивать индивидуальные образовательные маршруты ребенку в содержательном поле программы.  Мониторинг результатов освоения обучающимися образовательной программы такими детьми уже в первой четверти 2014-2015 учебного года показал:

  • более устойчивый познавательный интерес ребенка к изучаемому предмету,
  • положительную динамику по параметрам: обученность, креативность,
  • хорошее психологическое состояние ребенка на занятии и позитивную ориентацию учебно-воспитательных взаимодействий в отношениях между педагогом и ребенком с ОВЗ.
  • удовлетвореность родителей и учащихся качеством образовательных услуг.

3.Теоретические основы формирования креативности

Абсолютно убеждена, в том, что успеха в деятельности по развитию творческой личности педагог достигает гораздо быстрее, если он хорошо знаком с теоретическими основами развития творческого потенциала личности и изучает ребенка, используя широкий спектр диагностических методик. Диагностический подход к определению уровня творческого развития личности  позволяет приблизиться к познанию такого уникального явления, как творчество растущей и развивающейся личности ребенка.

Получив информацию о каждом из воспитанников, педагог может сделать не только количественный, но и качественный анализ состояния творческого развития своих воспитанников. Это позволяет ему пересмотреть условия педагогической деятельности, творчески подойти к отбору форм, методов, приемов, способов, средств обучения и воспитания, успешно реализовать поставленные цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы. По итогам полученной информации педагог может качественно планировать образовательную и воспитательную деятельность, направленную на развитие творческого потенциала обучающихся. Полученная информация позволяет педагогу грамотно вносить необходимые соответствующие изменения в содержание образовательной программы и в условия ее реализации, в планирование и организацию творческих конкурсных мероприятий, организацию педагогической поддержки обучающимся.

О творчестве написано много и на сегодняшний день уже есть работы, в которых не только раскрывается сущность понятия творчества, но и предлагается простой, доступный, легкий в использовании и достаточно надежный инструмент по выявлению уровня творческого развития личности ребенка школьного возраста. Например, учебно-методическое пособие для педагогов, работающих в образовательных учреждениях детей «Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении». Составитель: к.п.н. Макарова Т.Е. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. -84 с.

Изучив данную работу и проанализировав другую психолого-педагогическую литературу, я эффективно использую изученную информацию в диагностике детей с ОВЗ для решения проблем развития их творческого потенциала. Творческий потенциал личности определяют следующие способности: любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагировать, сосредоточенность.

В своей деятельности я как педагог ДО учреждения дополнительного образования по народным промыслам детей не только выявляю и формирую общие творческие способности и качества личности, но для меня важна ориентация на подготовку ребенка к деятельности в совершенно конкретной области человеческой жизни – художественной декоративно-прикладной. Для меня важно выявить, насколько выражены у ребенка с ОВЗ способности к избранной области деятельности, чтобы в процессе общения с ним оказывать действенную помощь в становлении и развитии устойчивых профессиональных интересов, развитии творческих способностей.

Анализ творческой деятельности человека показывает, что каждый индивид является в чем-то оригинальным и творческим в конкретном своем проявлении, и именно в этом и состоит значение индивидуальности, каждый может найти свою собственную возможность для позитивной, конструктивной работы в какой-либо сфере деятельности.

Это позволяет нам сделать выводы, что творческая деятельность и активность присущи человеку, нужно только помочь ему найти и раскрыть себя в той сфере, в которой он сможет проявить себя наиболее ярко, с максимальной пользой, как для себя, так и для общества.

Следовательно: творчество – это высшая форма деятельности человека, суть человеческого способа бытия в мире и это всегда воплощение индивидуальности. Творчество – это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.

Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности (от лат. Create – творить, создавать. Поэтому очень важно уметь раскрыть, сформировать способности к творчеству у каждого человека. Как отмечает известный отечественный И.П. Волков, единственно правильного, объективного толкование творческой деятельности, приемлемого для всех случаев, дать нельзя, так как проявление человеческой настолько многообразно, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства для всех случаев провести просто нельзя. И уж, конечно, толкование понятия «творческая деятельность» применительно к взрослому человеку и ребенку школьного возраста будет различным. Согласно, например, Б.М. Теплову, «творческой деятельностью в собственном смысле этого слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности»[2]1.

Конечно, ребенок школьного возраста и тем более ребенок с ОВЗ не может создавать продукты, имеющие общественную новизну и значение. Поэтому такое определение творческой деятельности для образовательного учреждения детей принято быть не может.

Мы исходим из того, что творчество ребенка – это создание оригинального продукта, изделия, решение задач, сочинение сказок, стихов, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к выполнению образовательной задачи.

Такой подход позволяет нам утверждать, что существует метод творчества, ему можно и нужно обучать, создав для этого необходимые условия.

Обучающая творческая деятельность, по утверждению И. П. Волкова, это такая деятельность, которая способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, инициативности, быстрой обучаемости, смекалке и изобретательности, стремлению добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбию, способности видеть человека, общее в различных и сходных явлениях и т.д.  

Отметим некоторые характеристики творческой личности. «Творческие способности личности, - как отмечает Б.П. Никитин, - это такие особые качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимость, закономерности и т.д.»[3]1.

Творчеству, как любому другому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность от остальных видов такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Именно эти черты называются психологами и педагогами при исследовании проблемы творчества (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.А. Мелик-Потаев, Н.А. Рубинштейн и др.).

Воображение, фантазия – это отражение реальной действительности, но в необычных сочетаниях и связях. Подлинно творческая деятельность требует не только работы воображения, но и необходимых знаний, практических умений, навыков. В процессе творческой деятельности видную роль играют моменты особого подъема духовных и физических сил человека, которые называются вдохновением. Вдохновение, по словам А.С. Пушкина, есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно, и объяснению оных». Вдохновение – это не наитие, не откровение, неизвестно откуда и почему сошедшее на человека, а момент в творчестве, который становится возможен только в том случае, если он подготовлен трудом. Состояние вдохновения предполагает колоссальную сосредоточенность внимания, мобилизацию памяти, воображения и мышления на решение какой-то капитальной проблемы в научном, художественном, литературном, техническом, педагогическом и т.п. творчестве.

Для человека, включающегося в творческий процесс, важным является особое состояние волевой сферы. Что же такое воля? Волей называется такой психический процесс, проявляющийся в сознательных, целенаправленных действиях, осуществление которых всегда связано с преодолением препятствий. Важнейшими волевыми качествами психологи называют целеустремленность и принципиальность, выдержку и самообладание, дисциплинированность и организованность, решительность и смелость, мужество и храбрость, самостоятельность и инициативность, упорство и настойчивость.

Целеустремленность есть важнейшее качество человека, которое определяет нравственную направленность его жизни и деятельности. Целеустремленный человек, прежде всего, принципиален. У такого человека отчетливо обнаруживается главная, стержневая идея или идеал, который является целью его жизни и который определяет устойчивые принципы поведения человека.

Целеустремленность можно определить как умение человека ставить ясные цели для отдельных своих поступков и действий и неуклонно добиваться их практического осуществления. Безусловно, данное качество необходимо творческой личности.

Без инициативы и самостоятельности нет творчества.

Инициатива есть умение человека по собственному почину предпринимать действия и поступки и ответственно проводить их в жизнь. Инициатива как волевое качество предполагает, прежде всего, хорошо развитую активность.

Когда мы характеризуем творческую активность человека, то, прежде всего, имеется в виду ярко выраженная общественная активность человека, который своими действиями и поступками, практическим почином стремится изменить мир к лучшему. Инициатива и самостоятельность проявляются также в относительной независимости человека от суждений и указаний других людей. Критический подход к действительности является, безусловно, положительным качеством сильной воли. Человек с критически развитой волей способен самокритично оценивать свои действия и поступки.

Дисциплинированность есть важнейшее волевое качество творческой личности, которое выражается в способности подчинять свои действия и поступки выполнению поставленной цели. Дисциплинированность ярко проявляется в плановости и организованности деятельности.

Деловитость и настойчивость в достижении цели – необходимые качества творческой личности.

Деловитость проявляется, прежде всего, в умении человека организовать всю свою деятельность как ряд четких, законченных поступков. Она выражается в исполнении действий, в умении доводить начатое дело до успешного конца, невзирая на трудности. Деловитость проявляется в ряде признаков исполнения действий, во-первых, в правильности исполнения, во-вторых, в организации исполнения, в-третьих, в быстроте исполнения, в-четвертых, в оперативности исполнения.

Настойчивость есть умение человека постоянно и длительно преследовать цель, не считая энергии в борьбе с трудностями. Настойчивость – это целесообразное упорство. Человек настаивает потому, что иначе нельзя успешно завершить начатое дело, нет других возможностей, кроме избранных с огромным трудом и терпением.

Непременными волевыми качествами творческого человека являются решительность и смелость.

Решительность есть умение человека принимать обдуманные и смелые решения и последовательно проводить их в жизнь.

Для того, чтобы творить, отмечает И.П. Волков, личность должна обладать рядом качеств. Эти качества можно разделить на два типа.

Первый - это качества общего порядка, присущие всем творческим личностям, независимо от того, в каком направлении они работают, т.е. и «физикам», и «лирикам»; второй - несколько качеств, нужных для конкретного вида труда. К общим качествам, необходимым для успешной творческой деятельности, относят: способность к быстрому обучению, умственная активность,  способность ставить перед собой задачи и решать их, творческий склад ума - способность к нахождению оригинального решения, склонность к познанию.

Но, кроме общих качеств, необходимых творческой личности, у человека должны быть еще и качества, нужные только для работы в данной области, склонность к данному виду труда: у художников – чувство цвета, фантазия, у музыкантов – слух, у писателей – умение подмечать характерное в поведении людей при различных обстоятельствах, дар рассказчика.

Мы дали характеристики лишь некоторым, значимым качествам личности, позволяющим ей успешно осуществлять творческую деятельность.

Для растущей и развивающейся личности раскрываются неограниченные возможности в выборе той деятельности, которая наиболее ему подходит по интересам, потребностям, способностям и овладеть ею на самом высоком уровне – творческом.

Какой вид творческой деятельности выберет ребенок, во многом зависит от его творческого потенциала, от своевременно выявленных творческих способностей, от создаваемых для творческого развития условий, от стимулирования активности самой личности.

Далее мы охарактеризуем вид педагогической деятельности (художественное декоративно-прикладное искусство), осуществляемой в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Мастерская Уютный дом»

В нашей образовательной организации МБОУ ДОД Центра внешкольного образования «Творчество» г.о. Самара для детей с ОВЗ Отдела реабилитации, раскрываются неограниченные возможности в выборе той деятельности, которая наиболее ему подходит по интересам, потребностям, способностям и в возможности овладеть ею на самом высоком уровне – творческом. Да и название нашего Центра говорит само за себя.

По каким же критериям и показателям определяется состояние (уровень) развития творческого потенциала личности?

4. Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности учащегося с ОВЗ

Мы используем следующие критерии оценки[4]1 и показатели уровня творческого развития личности.

Во-первых, развивающаяся личность должна проявлять интерес, некоторую склонность и потребность в творчестве (учитываем общепризнанное мнение о том, что такая потребность заложена в самой природе человека).

Во-вторых, для творческой личности весьма важна потребность в достижениях, причем она должна достичь определенного уровня развития.

В-третьих, для творческой личности также важно такое состояние готовности к постоянному саморазвитию.

В-четвертых, для творчества важно наличие творческого потенциала, который позволит личности успешно создавать, творить, порождать нечто новое, оригинальное, неповторимое.

В-пятых, установить общий уровень творческого развития невозможно без выявления уровня творческой активности, который характеризуется такими качествами, как чувство новизны, критичность, направленность на творчество и самооценка творчества.

В-шестых, творчеству, как и другому виду человеческой деятельности, присущи эмоционально-волевые процессы, поэтому мы определяем сформированность эмоционально-волевых качеств: обязательность, решительность, оптимистичность, уравновешенность.

В-седьмых, невозможно творить, если не развивать интеллектуальную сферу личности, поэтому мы определяем сформированность интеллектуальных качеств: самостоятельность, наблюдательность, объективность самооценки, заинтересованность в деле, пытливость, предусмотрительность, потребность в качественной работе, которые выделяются исследователями (А. И. Кочетов и др.).

Уровень развития названных критериев определяем по следующим показателям:

1 уровень (высокий) – устойчивое, постоянное проявление названного качества в творческой деятельности.

2 уровень (средний) – недостаточно устойчивое проявление названного качества.

3 уровень (низкий) – отсутствие данного качества в деятельности личности.

Все вышесказанное представлено наглядно в виде таблицы «Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности детей, в том числе детей с ОВЗ».


Таблица

Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности детей, в том числе детей с ОВЗ

№ п/п

Критерии оценки

Показатели

Высокий уровень 3 балла

Средний уровень 2 балла

Низкий уровень 1 балл

1.

Склонность к творчеству

2.

Потребность в достижениях

3.

Готовность к саморазвитию

4.

Творческий потенциал

5.

Творческая активность:

  1. чувство новизны
  2. критичность
  3. направленность на творчество
  4. самооценка творчества

6.

Развитость творческих (интеллектуальных) качеств:

  1. самостоятельность
  2. наблюдательность
  3. объективность самооценки
  4. заинтересованность в деле
  5. пытливость
  6. предусмотрительность
  7. потребность в качественной работе
  8. чувство нового
  9. творческое мышление (креативность)

7.

Сформированность творческих (эмоционально-волевых) качеств:

  1. обязательность
  2. решительность
  3. оптимистичность
  4. уравновешенность (беспокойность, тревожность)

Общий уровень (ОУ) творческого развития личности определяется таким образом: сумма набранных баллов делится на количество изученных параметров. Например, в выше изложенной таблице параметров 21, поэтому если они все изучены в процессе диагностирования, то следует разделить сумму набранных баллов на 21.

5. Методики диагностирования уровня развития

творческого потенциала личности

Определение критериев оценки и показателей уровня творческого развития личности – первый шаг к познанию личности.

В педагогической деятельности мы используем следующие методы диагностирования (исследования) уровня развития творческого потенциала личности воспитанника с ОВЗ:

Наблюдение. Это важнейший метод педагогического исследования, который часто выполняет роль начального этапа определения педагогической проблемы. Наблюдение позволяет собрать фактический материал, проследить процесс становления и развития познавательных интересов учащегося, а также установить зависимость уровня развития познавательного интереса от содержательности занятия.

Наблюдение позволяет изучать учебную и творческую деятельность, поведение ребенка в педагогическом процессе, то есть в момент ее проявления; дает возможность изучать в поведении то, что упускается в беседе или при анкетировании.

Анкетирование. Этот метод исследования, при котором получение информации осуществляется с помощью «составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов, каждый из которых логически связан с целью исследования». По форме вопросов анкеты делятся на открытые, в которых ответы нужно дать в свободной формулировке по усмотрению анкетируемого (такие анкеты направлены, прежде всего, на выяснение мотивировок самих учащихся) и закрытые, которые построены по селективному методу, и требуют выбора одного ответа из всех предложенных к данному вопросу. Особенность анкетирования состоит в том, что объективность ответов не всегда соответствует действительности, так как этот метод, по определению Л. М. Фридмана, «искусственный, а не естественный, он не учитывает различное понимание вопросов обучающимися».

Отметим, что, если анкета проводится с одними и теми же учащимися через какой-то определенный промежуток времени, она фиксирует один или несколько срезов диагностирования, но не фиксирует процесс формирования познавательного интереса. Анкеты лишь дают основание предполагать, как протекает этот процесс, как изменяется направленность познавательных интересов учащихся. Поэтому для представления о реальном состоянии познавательных интересов и процесса их формирования метод анкетирования применяют в комплексе с другими (наблюдением, тестированием).

Тестирование. Это метод, смысл которого заключается в целенаправленном обследовании, одинаковом для всех испытуемых, позволяющем «объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса». Тесты - нормированные по времени выполнения и трудности комплексы заданий, которые используются для сравнения индивидуальных и групповых особенностей знаний и умений учащихся. Метод тестирования отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации и применяется нами при изучении успеваемости, уровней обученности.

Методики диагностирования творческого развития обучающихся с ОВЗ изложены в методических материалах по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара и имеются в приложении к ДОП «Мастерская «Уютный дом». В них представлены методики, чтобы оперативно и достаточно объективно оценивать обучающихся, с том числе с ОВЗ и получить достоверную информацию об уровне творческого развития и творческом потенциале личности.


6. Используемая литература

  1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1986.
  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 2. Казань, 1998.
  3. Астахов А.И. Воспитание творчеством. М., 1979.
  4. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей// Психол. журн. 1995. Т.16. № 5.
  5. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
  6. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. Пер. с англ. М., 1990.
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М., 1991.
  8. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.
  9. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996.
  10. Максимов В.Г.  Педагогическая диагностика в школе. Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-272 с.
  11. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя. М., 1990.
  12. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1990.
  13. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1978.
  14. Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие для педагогов, работающих в образовательных учреждениях детей / Составитель: Макарова Т.Е. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. -84 с.
  15. Технология работы с одаренными детьми: Программа и методическое обеспечение учебного курса для педагогических вузов/ Сост. Л.А. Чудасова. Самара, 2000.
  16. Туник Е.Е.  Психодиагностика творческого мышления. С.- Пб. 2002.


[1] См. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1990. с. 5

[2]1 см. Теплов Б. М. Психология. – 7-е изд.. М., 1953. – с. 189

[3]1 см. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1990. с. 8

[4]1 критерий (от греч. Kriterion – «средство для суждения») – признак, на основании которого происходит оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения, оценки (Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 13. 1973. с. 450)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»

1Проблема творчества32Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы63Теоретические основы формирования креативности94Критерии оценки и показатели уровня творческого р...

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и  педагогам в решении задач развити...

Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы по методической работе "Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья"....

«Мультипликация в коррекционно-логопедической работе учителя – логопеда, как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

Сегодня возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад.  Они имеют тяжёлые нарушения речи (далее ТНР), задержку психического развития (далее ЗПР), фонети...

Дневник учебной практики УП.01 по профессиональному модулю ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием

Дневник разработан для студентов специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование, является отчетным документном по учебной практике УП 01. В результате выполнения заданий и заполнения рабоче...

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия 18 апреля 2023

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в подростковом возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.  Количество профессий в наши дни изм...