Методические рекомендации по организации мероприятий физкультурно-спортивной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья.
учебно-методический материал

Сывороткина Наталья Серггевна

Основной целью организации мероприятий физкультурно-спортивной направленности с обучающимися с ОВЗ является создание условий для:

- укрепления здоровья,

- успешной социальной адаптации в обществе,

- привлечения к регулярным доступным занятиям физической культурой и спортом,

-  формирования здорового образа жизни,

- физкультурного и спортивного воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomedatsii_uchit.s_ovz.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации мероприятий физкультурно-спортивной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сывороткина Наталья Сергеевна,

Учитель физической культуры,

I квалификационной категории

МОАУ «СОШ № 6 г.Орска»

Основной целью организации мероприятий физкультурно-спортивной направленности с обучающимися с ОВЗ является создание условий для:

- укрепления здоровья,

- успешной социальной адаптации в обществе,

- привлечения к регулярным доступным занятиям физической культурой и спортом,

-  формирования здорового образа жизни,

- физкультурного и спортивного воспитания.

Принципы организации  мероприятий физкультурно-спортивной направленности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

  • Единство диагностики и коррекции.
  • Принцип дифференциации и индивидуализации (вариативность требований к подбору видов упражнений, определения степени сложности задания, объема нагрузки, способа, темпа, условий выполнения, вида и степени оказываемой помощи и т.д).
  • Принцип комплексности педагогических воздействий (решение комплекса коррекционно-развивающих, лечебно-восстановительных, оздоровительных задач)
  • Принцип приоритетной роли микросоциума  (единство и непрерывность коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями)

Мероприятия спортивно-оздоровительной направленности могут быть представлены в следующих документах: в программе коррекционной работы; здорового и безопасного образа жизни; в программе внеурочной деятельности; в рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам, в программах кружков (секций) и т.д.

Методическое направление предполагает непрерывное повышение квалификации и оказание методической помощи педагогическим работникам - участникам данного направления образовательного процесса. Реализуется на разных уровнях (уровне образовательной организации, муниципальном, региональном, федеральном).

В условиях образовательной организации это могут быть методические объединения учителей физкультуры. АФК, ЛФК; консультирование по запросам и плану работы специалистов; создание банка методических материалов по выбранному направлению работы, практико-ориентированные проекты, семинары, лекции приглашенных специалистов других организаций, самообразование, инструктаж  и т.д.

Санитарно - просветительское предусматривает просвещение и пропаганду знаний по направлению физкультурно-оздоровительной, коррекционно-развивающей и спортивно-массовой работы среди родителей обучающихся с ОВЗ. Это могут быть консультации, беседы, классные часы, родительские собрания, информация на стендах в классах, информационный сайт для родителей, дни открытых дверей, организация работы библиотеки по проблеме здорового образа жизни, организация работы родительского лектория, проведение круглых столов  по проблеме, проведение недели пропаганды здорового образа жизни и другие формы работы.

Систематической и обязательной является активизация роли родителей в коррекционно-педагогическом процессе. Проводится информирование родителей о  состоянии здоровья ребенка; осуществляется психолого-педагогическое просвещение родителей и планируется совместное проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья обучающихся (спортивные, оздоровительные, профилактические и др.)

Лечебно-профилактическое  направление предполагает создание адаптированной образовательной среды и здоровьесберегающего образовательного пространства, включение в работу здоровьесберегающих технологий обучения, организация совместной деятельности с медицинскими работниками в процессе комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ специалистами.

        Физкультурно-оздоровительное: предусматривает проведение занятий по физической культуре, по адаптивной физической культуре, организацию работы кружков и секций, спортивных состязаний, и праздников, спортивно – игровых программ (по типу «Зарницы»), участие в городских,  мероприятиях (соревнования, олимпиады, конкурсы, фестивали), участие в проектной деятельности соответствующей направленности.  

Спортивно-оздоровительное направление является обязательным направлением внеурочной деятельности. Мероприятия внеурочной работы определяются с учетом потребностей обучающихся и запросов родителей,  условий и специфики деятельности образовательной организации.

Проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных праздников, конкурсов, соревнований составляют основу воспитательной системы и программу внеурочной деятельности. Календарный план физкультурно-массовых и спортивных мероприятий ежегодно утверждается педагогическим советом, является определяющим  в воспитательных планах  классных руководителей и воспитателей.

Формы работы с обучающимися с ОВЗ могут быть вариативны: урок физической культуры, урок адаптивной физической культуры, урок лечебной физической культуры, утренняя гимнастика, динамические паузы, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, часы здоровья, спортивные соревнования по различным видам спорта и спортивные праздники, дни здоровья и спорта.

Формы организации занятий физическими упражнениями могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (прогулка, катание на санках), индивидуальными и массовыми, соревновательными и игровыми. Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами АФК, другие — общественными организациями, третьи — родителями, волонтерами

 В качестве специальных методов, используемых с обучающимися с ОВЗ можно выделить следующие: ритмическая гимнастика, фонетическая ритмика, логоритмика, психогимнастика; дыхательная гимнастика; зрительная гимнастика; пальчиковая гимнастика; артикуляционная гимнастика; мимическая гимнастика; массаж, локальная контрастотермия и другие.

        Физкультурно-оздоровительная работа проводится со всеми обучающимися, воспитанниками с ОВЗ разных групп здоровья. Образовательные организации решают возможность деления обучающихся с ОВЗ на группы (основную, подготовительную и специальную медицинскую).

Основным  критерием отбора в различные группы является  состояние здоровья обучающихся с ОВЗ. Определяет соответствующую  группу врач. При определении медицинской группы для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья  предусматривается доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления или предупреждения обострений заболевания.

Медицинская группа для занятий физической культурой каждого обучающегося вносится в «Листок здоровья» классного журнала. Второй экземпляр «Листка здоровья» должен быть передан преподавателю физической культурой.

Оценивание осуществляется с учетом результатов освоения учебного материала, а также индивидуальных возможностей и личных достижений обучающегося  с ОВЗ.

К учету результатов успеваемости предъявляется ряд требований: систематичность, объективность, полнота, своевременность, точность и достоверность.

Систематичность учета обеспечивается периодичностью проверок и оценки деятельности обучающихся во время уроков на всех этапах обучения. Объективность учета обеспечивается правильным критерием оценки, индивидуальным подходом к обучающимся.

Рекомендуется руководствоваться требованиями образовательных Программ по физической культуре для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинским группам, допущенных или рекомендованных федеральными или региональными органам исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования и здравоохранения.  

Необходимо учитывать наличие стойкой мотивации к занятиям по физической культуре и характер динамики физических возможностей. Даже незначительные положительные изменения должны быть оценены положительно, если обучающийся регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания учителя и овладел доступными навыками оздоровительных и корригирующих упражнений.

Основные функции учителя физической культуры: 

Организационная:

Организовывать мероприятия спортивно-оздоровительной направленности в урочной и внеурочной деятельности.

Образовательная:

  Содействовать формированию системы необходимых знаний, умений и навыков (о видах упражнений, технике их выполнения, значении, нормативах, условиях и т.п).

Коррекционно- развивающая:

 Развивать интеллектуальные способности, способствующие быстроте и точности ориентации в получаемой информации; развивать доступные спортивные умения и навыки, создавать условия для коррекции имеющихся недостатков в физическом развитии.

Воспитательная:

 Воспитывать личностные качества обучащихся, необходимые для решения поставленных целей. Предполагает овладение методами убеждения, практического приучения, использование воспитательной силы личного примера.

К обязательным составляющим алгоритма организации мероприятий спортивно-оздоровительной направленности с обучающимися с ОВЗ в образовательной организации относят:

-создание условий для проведения мероприятий спортивно-оздоровительной направленности  с учетом потребностей, возможностей и особенностей развития, состояния здоровья обучающихся, специфики деятельности образовательной организации (кадровых, нормативных, финансовых, методических, материально-технических);

-вовлечение в мероприятия спортивно-оздоровительной направленности всех субъектов образовательного процесса;

-проведение мероприятий спортивно-оздоровительной направленности в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

-включение в систему организации мероприятий спортивно-оздоровительной направленности на разных уровнях: уровне образовательной организации, муниципальном, региональном, федеральном, (с учетом возможностей образовательной организации):

- комплексный подход к организации мероприятий спортивно-оздоровительной направленности;

- создание особого (охранительного или щадящего) режима дня с учетом состояния здоровья и особенностей развития, обучающихся с ОВЗ; врачебный и педагогический контроль за состоянием здоровья обучающихся и качеством организации мероприятий спортивно-оздоровительной направленности;

-вовлечение обучающихся в мероприятия спортивно-оздоровительной направленности в учебное, свободное и каникулярное время;

-проведение мониторинга.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. «Качалочка»

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.

На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спине. Давайте мы тоже попробуем так покачаться!

И.п.: лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачаться на спине вправо, влево. Пауза. Повторить 3 раза.

2. «Стойкий оловянный солдатик»

Цели: развитие умения сохранять равновесие, формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.

Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?

И.п.: встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3 раза. Сесть на пятки, отдохнуть.

3. «Самолет»

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса.

И.п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны — «полетели самолеты». Удерживать позу 5—10 с, затем отдохнуть. Повторить 3 раза.

4. «Цапля»

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление опорно-двигательного аппарата.

И.п.: стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постоять так немножко. Затем на левой ноге. Повторить 3—4 раза.

Когда цапля ночью спит,

На одной ноге стоит.

Не хотите ли узнать:

Трудно ль цапле так стоять?

А для этого нам дружно

Сделать позу эту нужно.

(2-й вариант: ногу, согнутую в колене, поднять вперед, вверх, под углом.)

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться

5. «Потягивание »

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.

И.п.: лежа на спине, потянуть левую ногу пяточкой вперед, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища. То же самое другой ногой и рукой. Затем двумя ногами и руками вместе.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Подвижные игры.

Игра: «Говорящий мяч»

Цель: развитие произношения слов, внимания, быстроты, реакции. Инвентарь: мяч (волейбольный, набивной, теннисный)

Содержание игры. Дети стоят в шеренге. Ведущий бросает мяч каждому игроку по порядку и называет любую букву. Ребенок, поймав мяч, приседает с ним, а поднимаясь и возвращая мяч ведущему, называет слово,

начинающееся с этой буквы. Например. «А» — «Арбуз».

Варианты усложнения:

—ведущий бросает разные мячи;

—ведущий, бросая мяч, говорит слово, а ребенок, возвращая мяч, называет другое слово на ту же букву;

—ведущий называет слово, а ребенок

—словосочетание или предложение. Например, «Ворона» — «Ворона сидит на дереве»; —ведущий называет цифру, а ребенок — цифры-соседи. Например, «3», нужно назвать «2» и «4».

Игра: «Кто дальше»

Цель: воспитание чувства ответственности и развитие скоростно-силовых качеств.

Количество игроков—6—15.

Инвентарь: набивные мячи.

Инструкция. Две-три команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. По сигналу первые номера выполняют прыжок в длину с места, вторые выполняют прыжок с места приземления первых и так долее, пока не выполнит прыжок последний в команде.

Вариант; вместо прыжка может выполняться бросок набивного мяча.

Методические указания. Побеждает команда, имеющая самый дальний суммарный прыжок.

Игра: «Точно в цель»

Цель: развитие глазомера, точности движений. Количество игроков — 5—10.

Инвентарь:10—12 кеглей, теннисные мячи.

Инструкция. На расстоянии 10 метров от линии старта, где шеренгой с теннисными мячами выстраивается команда, размещаются 10—12 городков (кеглей) на расстоянии 50- -80 сантиметров друг от друга. По сигналу ведущего игроки команды одновременно бросают мячи, стараясь сбить как можно больше городков. По количеству сбитых городков определяется победитель (команда).

Вариант: можно использовать резные по весу и диаметру мячи.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

Список литературы:

  1. Балашова В.А., Степаненко В.П., Бекешева Л.М. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения» // Завуч. - 2000, № 4
  2. Двейрина О.А. Раэвитие координационных способностей на уроках физической культуры в школе:Учебное пособие//СПбГАФК им.П.Ф.Лесгавта,2000.
  3. Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие. / Под редакцией д.м.н. С.Ф.Курдыбайло. – М.: Советский спорт, 2003. – 184 с.
  4. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. – М.: Спорт-Академ-Пресс, 2002. – 140 с.
  5. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Под редакцией Н.А.Гросс. – М.: Советский спорт, 2005. – 235 с.
  6. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. Том 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов. / Под ред. С.П.Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 448 с.
  7. Частные методики адаптивной физической культуры. Учебник. Под общ. ред. проф. Л.В.Шапковой. – М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.
  8. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В
  9. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. – М.: Советский спорт, 2001. – 152 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»

1Проблема творчества32Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы63Теоретические основы формирования креативности94Критерии оценки и показатели уровня творческого р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»

1Проблема творчества32Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы63Теоретические основы формирования креативности94Критерии оценки и показатели уровня творческого р...

Методические рекомендации по организации инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по педагогическим специальностям

1. Приказ о создании условий для обеспечения программ подготовки учебно-методическими материалами2. Методические рекомендации по организации инклюзивного професионального образования инвалидов и лиц с...

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и  педагогам в решении задач развити...

Методические рекомендации по организации образовательного процесса обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (с нарушением слуха)

Слухоречевая и коммуникативная (на основе устной речи) недостаточность лицс нарушениями слуха обусловливают наличие одного из важнейших препятствий процесса их профессионального образования - коммуник...

Дневник учебной практики УП.01 по профессиональному модулю ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием

Дневник разработан для студентов специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование, является отчетным документном по учебной практике УП 01. В результате выполнения заданий и заполнения рабоче...