Особенности инклюзивного образования
статья
Вопросы «Коррекционно-педагогической поддержки младших школьников с нарушением слуха и умственной недостаточностью в условиях инклюзии» являются актуальными в связи с тем, что возникла необходимость предоставлять возможность получать образование любой категории детей, включая вышеназванный контингент, для того, чтобы они имели равные возможности со своими сверстниками с сохранным слухом и интеллектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_inklyuzivnogo_obrazovaniya_statya.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности инклюзивного образования
Система отечественного образования не предполагала совместного обучения детей, имеющих недостатки в психическом и/или физическом развитии до середины 1980 гг. (Р.М. Боскис, Л.С. Выготский, Ф.А. Рау и др.). Однако, Л.С. Выготский в своих трудах «указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием».
Базой инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) считается принцип равных прав и возможностей получения образования наравне с нормально развивающимися сверстниками.
Вопросы «Коррекционно-педагогической поддержки младших школьников с нарушением слуха и умственной недостаточностью в условиях инклюзии» являются актуальными в связи с тем, что возникла необходимость предоставлять возможность получать образование любой категории детей, включая вышеназванный контингент, для того, чтобы они имели равные возможности со своими сверстниками с сохранным слухом и интеллектом.
Специалисты в области дефектологии, описывая положительный опыт и перспективы совместного обучения здоровых школьников и детей с ограниченными возможностями, указывают важность взаимодействия таких детей, воспитание у них чувства толерантности, взаимовыручки, ответственности и поддержки.
Вопрос инклюзивного образования лиц с ОВЗ вызывает большой интерес педагогов, психологов и работников других отраслей. Несмотря на противоречивость взглядов на качественную оценку инклюзивного процесса образования, теория проблемного обучения детей с ОВЗ, в том числе детей с нарушением слуха и детей с умственной недостаточностью, на сегодняшний день широко разработана (Алехина С.В., Екжанова Е.А, Кантор В.З., Любимова М.М., Малофеев Н.Н., Пенин Г.Н., Шматко Н.Д. и др.).
Однако в практическом плане проблема разработана недостаточно.
Образование в жизни ребенка, в том числе ребенка с нарушением слуха и/или интеллектуальной недостаточностью, играет огромную роль. Благодаря образованию ребенок научается жить в обществе, включается в учебную деятельность и общение, приобретает навыки самообслуживания.
Современная парадигма в образовании предполагает его новые варианты, которые позволяют «обеспечивать равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». А также дает возможность включать этих детей в обычную общеобразовательную среду.
В мировой школьной практике существуют разные понятия, подразумевающие под собой совместное обучение детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками. В России используются варианты интеграции и инклюзии. Центральное различие этих терминов заключается в педагогическом подходе к обучающимся с ОВЗ (Приложение 1).
Рассмотрим, что с точки зрения педагогики подразумевается под интеграционным и инклюзивным образованием детей с ОВЗ.
Интеграция (соединение) – это взаимодействие систем и специалистов общего и специального образования, открывающее возможность введения ребенка с особыми образовательными потребностями в обычную образовательную среду, его совместное обучение со здоровыми сверстниками. Она подразумевает принятие ребенка в существующую систему без кардинальных изменений этой системы.
Е.А. Екжанова в своей работе «Основы интегрированного обучения» определяет интеграцию как «состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию».
На сегодняшний день в России существуют две базовые модели интегрированного образования: интернальная интеграция и экстернальная.
Интернальная интеграция предполагает объединение учащихся внутри системы специального образования. Например, совместное обучение детей с нарушением слуха и детей с умственной недостаточностью в одном образовательном учреждении.
Экстернальная интеграция – сольватация специального и массового образования. Например, объединенное обучение детей с нарушением слуха и их нормально развивающихся сверстников.
Таким образом, интегрированное образование – односторонний процесс, предполагающий построение систематически усложняющихся образовательных областей, которые позволяют ребенку постепенно повышать свои образовательные возможности.
Альтернативным понятию интеграция считается понятие инклюзия.
Инклюзия (включение) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и приспособления к нуждам всех детей.
Инклюзивное образование – такое образование, которое подразумевает под собой совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся, получение этими детьми необходимой помощи специалистов и направление внимания этих специалистов на сильные стороны ребенка. Оно исключает дискриминацию в отношении детей с инвалидностью и обеспечивает равный доступ к обучению и равноправное участие всех детей в жизни школы. А также «предусматривает учет психофизического своеобразия и уникальности каждого ребенка с тем, чтобы обеспечить его реальными учебными возможностями в течение всей жизни» (А.С. Макарова, Т.Ю. Манаскурт).
Определение понятия «инклюзивное образование», данное в новом «Законе об образовании в РФ», конкретно указывает цель такого образования, которая заключается в создании в общеобразовательной школе равных возможностей для обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в состоянии здоровья
Таким образом, при интеграции ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду, задачей школы является приспособление ребенка к условиям образовательного учреждения, в то время как инклюзивное образование обеспечивает обучение детей с помощью педагогов в ближайшем к дому образовательном учреждении и делает возможным их участие в жизни школы и социума в пределах их возможностей. (Приложение 1)
Возможности детей с ОВЗ, например ребенка с недостатком слуха или интеллектуальной недостаточностью, родители которых хотели бы, чтобы их ребенок обучался наравне со своими здоровыми сверстниками, стали значительно шире. Однако Л.М. Шипицына и Л.П. Назарова отмечают, что наше общество еще не готово полноценно принять детей с ОВЗ в качестве полноправных членов общества. Помимо социального неприятия ребенка с ОВЗ, авторы указывают на то, что «зачастую ребенок в условиях интеграции не может получить все необходимое для обучения и коррекции.» Особенно, если это ребенок с осложненным дефектом (например, глухой ребенок с тяжелой степенью умственной недостаточности). Специальные школы имеют необходимое оборудование и подготовленных специалистов для обучения детей с отклонениями в развитии. И многие из этих аспектов не представляется возможным осуществить в массовой школе.
Дети со сложной структурой дефекта имеют определенные проблемы в поведении, что позволяет говорить о том, что они не смогут успешно интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников.
Рассмотрев данное утверждение на примере детей со сложной структурой дефекта (нарушением слуха и умственной недостаточностью) по классификации М.С. Певзнер, можно говорить о том, что только дети с неосложненной формой олигофрении могут с большей вероятностью успешно включиться в общеобразовательный процесс массовой школы. Ведь, как правило, у таких детей сохраненa целенаправленность действий, они дисциплинированы, уравновешены, справляются с программой коррекционного учреждения. Относительная сохранность их эмоционально-волевой сферы способствует формированию положительных черт личности. Они самостоятельно или с минимальной помощью взрослых выполняют поручения, способны в какой-то степени оценить выполненную ими работу, ведут себя адекватно ситуации.
Детям, с присущей любой другой формой олигофрении, характерны низкий познавательный интерес, невнимательность, заторможенность, низкая мотивация к изучению нового материала, неспособность длительное время сохранять внимание (Л.В. Занков, М.С. Певзнер, Л.П. Ярова), что проявляется в особенностях поведения и познавательной сферы.
Учеными установлено, что среди глухих детей с нарушением интеллекта выделяются группы, сходные с теми, которые диагностируются у слышащих олигофренов (Г.П. Бертынь, Р.А. Мареева, М.С. Певзнер, Л.И. Тигранова и др.)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что успешно интегрироваться в среду нормально развивающихся детей смогут только дети с легкой степенью нарушения слуха и легкой степенью умственной недостаточности.
ЛИТЕРАТУРА
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
- Галкина В.А. Поэтапное формирование готовности к самоконтролю у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения// Дефектология. – 2016, №3. С.65-73.
- Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения: Пособие для вузов./ Под научн. ред. Е.А. Екжановой, Е.В. Резниковой – М.: Издательский центр Дрофа, 2008.–210 с.
- Калмыкова Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью: Учебное пособие. – Курск: Изд-во Курск.гос. ун-т, 2007. – 121 с.
- Макарова А.С., Манаскурт Т.Ю. Особенности реализации программы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в условиях интегрированного/ инклюзивного образования // Школа на Песочной: этапы развития и сотрудничества. Сборник материалов. – СПб.; Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – С. 30-38.
- Рудь Н.Н. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: Методическое пособие. – М.: Перспектива, 2011. – 28 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
«273-ФЗ от 29.12.2012. Ст.2. П.16.
- Ярова Л.П. Формирование самоконтроля в учебной деятельности умственно отсталых младших школьников: Автореферат дис. … кандидата педагогических наук. – Киев, 1994.– 19 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сравнительная таблица интеграционного и инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями
№ | Инклюзивный подход в обучении детей с ОВЗ | Интеграционный подход в обучении детей с ОВЗ |
1. | Система образования проходит цикл преобразований (в том числе архитектурных) и адаптируется под нужды ребенка с ОВЗ | Ребенок с ОВЗ адаптируется под систему образования, которую предоставляет образовательное учреждение |
2. | Программа построена с учетом индивидуального развития и интеллектуальных возможностей каждого ребенка с ОВЗ | Учащися с ОВЗ должны в полной мере овладеть программой общеобразовательной школы |
3. | Индивидуальный подход в обучении и образовании каждого ребенка (внимание акцентируется на его сильные стороны и их развитие) | Общее развитие ребенка |
4. | Обучение детей в классах, соответствующих их возрасту | Разновозрастные группы |
5. | Более низкая наполняемость класса | Высокая наполняемость класса |
6. | Дополнительное финансирование для покупки и установки необходимого оборудования и учебных материалов для повышения качества образования | Общее финансирование школы без учета дополнительных затрат на оборудование и учебные материалы, необходимые детям с ОВЗ |
7. | Предоставляется возможность выбора школы, имеющей статус «Инклюзивная» | Обучение в общеобразовательной школе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА повышения квалификации Технологии образования детей с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования.
Предлагаемый курс повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, направлен на формирование у слушателей более глубокого понимания современных подходов в организации инклюзивного образ...
Особенности инклюзивной практики в профессиональном образовании
статья содержит важные элементы инклюзии которые внедряются в профессиональное образование....
Особенности обучения английскому языку студентов с нарушениями слуха в интегрированной группе в рамках инклюзивного образования
Презентация содержит интерпретацию термина "инклюзивное образование", стратегии обучения иностранному языку учащихся с нарушениями слуха....
Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования 15.01.2020г.
Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования Уровень развития цивилизации не в последнюю очередь определяется отношением его членов к людям с ограниченными возможно...
Особенности организации инклюзивного образования в образовательных учреждениях
Педагогика. Инклюзивное образование....
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной работе раскрыты проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и изучена роль английского языка при адаптации детей с ОВЗ в обществе.Ключевые слова. Инклюзивное образование...
Переподготовка и дополнительное образование по вопросам инклюзивного образования
Переподготовка и дополнительное образование для работников социальной сферы по вопросам инклюзивного образования, доступной среды, ассистивных технологий.В рамках курсов повышения квалификации рассмат...