Тема самообразования" Методы наказания и поощрения"
статья

Федотова Ирина Ивановна

Воспитывая ребенка, необходимо помнить - ребенок от рождения хочет быть хорошим, главное его этому научить, показать, как можно быть хорошим, как порадовать близких взрослых.

Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний взрослый добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pooshchreniya_i_nakazaniya.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

Методы воспитания - наказание и поощрение

Воспитатель Федотова Ирина Ивановна

Ребёнок больше всего нуждается
в вашей любви как раз тогда, когда он
меньше всего её заслуживает.  

                                                                                                                            Эрма Бомбек

История проблемы поощрения и наказания в воспитании   детей в историческом аспекте.

Воспитывая ребенка, необходимо помнить - ребенок от рождения хочет быть хорошим, главное его этому научить, показать, как можно быть хорошим, как порадовать близких взрослых.

Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний взрослый добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка.

В педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и наказания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь порку, воздействие грубым насилием, а к поощрениям – только награды, подарки. Иногда, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Итогом служат крайние и взаимоисключающие друг друга подходы в теории, которые отрицательно сказывается и на практике использования поощрения и наказания.

Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение: исправляет вред, причинённый дурным поведением; способствует тому, чтобы такие действия не повторялись, т.е. имеет отпугивающий характер; снятие вины.

К. Д. Ушинский считал, что если взрослые разумно организуют процесс обучения и воспитания детей, то перед ними никогда остро не будет стоять вопрос о наказании. Лучше, если взрослый добьётся того, что поощрения и наказания станут ненужными»  «Взрослый не должен никогда хвалить ребенка в сравнении с другими, а только в сравнении с его собственным прежним несовершенством или,  в сравнении с нормою того совершенства, которое достигается», – писал он.

А. И. Герцен утверждал, что взрослый мстит детям наказаниями за свою неспособность.

 А. Дистервег считал, что меры наказания «большей частью  бесполезны, и не нужны там, где обучение ведётся правильно, то есть согласно природе ребенка и природе самого предмета обучения. Наказание вообще должно ставить себе целью устранение наказаний»

В. Н. Худяков определял наказание как метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими. По его мнению, суть наказания в том, чтобы ребенок пережил чувство раскаяния, проанализировал свое поведение и деятельность, сделал соответствующие выводы.

М.В. Ломоносов отличившихся награждал золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей гимназии». В качестве наказаний применял выговоры, угрозы. За «постыдные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Телесные наказания,  применялись и Ломоносовым, хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью. В воспитании и образовании Ломоносов считал важными такие методы, как убеждение и пример.

А. С. Макаренко считал,  что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо.

Ш.А. Амонашвили  считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем.

Изучая проблему поощрения и наказания, Л. Ю. Гордин указывал на то, что в этимологии понятий “поощрение” и “наказание” есть общее значение – стимулирование. Стимулировать – значит дать стимул к чему-либо, заинтересовать. Стимул – побудительная причина, толчок, заинтересованность в совершении чего-либо. Прямое и непосредственное назначение стимулов ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия. Это помогает видеть единство методов поощрения и наказания в воспитательном процессе.

П. А. Блонский возражал против телесного наказания, мотивирую это тем, что наказание апеллирует к животному страху, вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают, делает ребёнка забитым, а потому ничтожным, освобождает от угрызений совести. Впоследствии такие дети делаются нечувствительными и становятся материальными циниками

 Единого подхода в воспитании детей нет и быть не может. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов.  Сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия. “Трудный ребенок”, “сложный ребенок”, “озорной” - нередко говорят о детях. Каких же детей мы называем трудными? Тех, с которыми взрослым, становится нелегко. Почему ребенок стал таким? Ведь он не родился “трудным”? Таким он становится под влиянием воспитания и, тех условий, в которых он находится со дня рождения. “Трудный ребенок” - есть результат неправильного воспитания. Таким его сделали педагогические ошибки взрослых.

Пытаясь воздействовать на “трудного” ребенка, взрослые используют и метод поощрения, и метод наказания. При этом некоторые взрослые пытаются чрезмерно захваливать, задаривать ребенка, а другие решают прибегнуть к самому легкому и эффективному, на их взгляд, методу воспитания – наказанию, применяя при этом и физические наказания. Но на практике, ни один из этих методов не дает положительного результата.

Физические наказания пагубно влияют на процесс формирования личности ребенка. Ремень и тумак убивают чувствительность и отзывчивость в детском сердце. Периодически наказывая ребенка физически, взрослые рискуют сформировать из него боязливого, инфантильного человека, который будет считать себя отверженным, либо жестокого человека, желающего всем отомстить.

Постоянные наказания,  усугубляют взаимоотношения между взрослым и ребенком и не приводят к желаемым результатам.

Физические наказания, связанные с болевыми ощущениями, приводят к срыву тормозных процессов коры и «буйству» безусловного защитного рефлекса, что проявляется в чувстве страха. Именно этим объясняется крик ребенка, которого наказывают: «Простите, я больше не буду!», а не тем, что якобы он «понял свою ошибку». «Под влиянием болевого сигнала перестраивается работа всех органов организма, — отмечает Б. Ф. Ломов, — что приводит к повышению его реактивности. Особо следует отметить повышение тонуса скелетной мускулатуры, сокращение и возбудимость мышц,  увеличение чувствительности всех анализаторов. Это обеспечивает скорость защитных реакций и большую, чем обычно, предусмотрительность поведения.  
             
Таким образом, в ситуации, где ребенок,  проявляет упрямство, не подчиняется требованиям, не хочет признавать  правоту  взрослых и свои ошибки, наказание создает иллюзию разрешения конфликта: ребенок, до этого долго упираясь, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет все признаки покорности и послушания. Взрослым  в этих случаях невдомек, что подчиняется, просит прощения не  ребенок, а сознание ребенка, все нормальные его связи с внешним миром нарушены и его языком с ними говорит инстинкт самосохранения, животная эмоция страха.

На  основании данных исследования П. П. Распопова можно предположить, что использование физических наказаний ведет к образованию у ребенка состояния пароксизмальной фазы. Которая характеризуется крайней резкостью и напряженностью реакций, независимо от силы и  длительности болевых ощущений, защитным торможением, охватывающим деятельность коры больших полушарий, возникновением явлений «затмения» и большой склонности к  аффектам. Такое фазовое состояние может относительно прочно фиксироваться. В  зависимости от индивидуально-личностных и возрастных особенностей проявления фазовых состояний могут быть очень разными. При определенных условиях внешней реакции на использование физического наказания может стать полное безразличие, что является,  признаком серьезных сдвигов нервных процессов в сторону патологии. 

        Поощрение – это метод, стимулирующий развитие ребенка. В практике поощрение дает гораздо более сильный эффект, чем наказание. Он вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности. Это  зависит от возраста ребенка, его интересов, склонностей, целей воспитания и конкретной ситуации.  Но при неумелой организации воспитания, поощрение не всегда дает положительный результат. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм.

В раннем детском возрасте можно обойтись без наказаний вообще. Наказывая младшего школьника, достаточно очень умеренного по форме наказания, например в виде замечания. Поощрять же нужно как можно чаще, в этом возрасте важен даже малейший намек на одобрение, это усиливает мотивацию. Чем взрослее ребенок, тем больше в общении с ним подходит форма дружеского совета, рекомендации.

Применяя методы поощрения и наказания, взрослые должны учитывать  у ребенка особенности нервной системы, темперамент, характер, отношение к людям, к самому себе, волевые качества, привязанности, интересы и т.д.

Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев, В. Л. Леви изучая наказание как коррекционный метод, предлагают следующие принципы его использования:

  •  Наказание действенно, когда оно понятно ребенку, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, так как ребенок уже за него расплатился. Нужно, чтобы ребенок знал систему правил поведения и следующих санкций за их нарушение. Своеобразный «гражданский кодекс» в семье. Система этих правил должна включать пункты, которые нарушать категорически нельзя (брать опасные предметы, оскорблять и употреблять нехорошие слова, физически угнетать младших и т.д.) и те, которые дают относительную свободу в выборе поведения (ты можешь это делать, если…).
  •  Правила одинаковы для всех. Наказание следует для каждого ребенка, кто правило нарушил. Если братику можно лезть за папин компьютер, то почему нельзя делать этого сестре?
  • Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке - за каждый.
  •  Употребляя наказание, нельзя оскорблять, унижать ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. Ругань, навешивание ярлыков (дурак, тупица, неумеха, дебил и т.д.), злобное молчание приравниваются к физическому наказанию.
  •  Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
  •  Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания. Никакой «профилактики», никаких наказаний на всякий случай
  •  Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы. Не становитесь на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда индивидуализировано.
  •  Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а так же понимания того, что одним наказанием делу не поможешь. Поэтому оно используется в комплексе с другими методами воспитания.
  •  Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни психическому.
  •  Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.
  •  Ребенок не должен быть лишен удовлетворения биологических или физиологических потребностей. Заставлять ребенка сидеть целый день за уроками, не выпуская гулять, - не физиологично, особенно в начальной школе. Нельзя наказывать едой, бить,  ставить надолго в угол, наказывать в публичном месте, повторять множество раз свои требования, усиливая их весомость криком. Несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за  чего наказывают, делают ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети становятся нечувствительными; наказание создает морального циника.
  •  Частые наказания, так или иначе, побуждает  ребенка остаться инфантильным.
  •  Не стоит ребенка наказывать трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком,  как наказание.

Ни в коем случае нельзя наказывать ребенка:

  •  Перед сном или сразу после сна
  •  Во время еды (это может привести к развитию психосоматических заболеваний)
  •  Когда он болеет
  •  Во время работы и игры
  •  Непосредственно после душевной или физической травмы
  •  Когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него ничего не получается
  •  Когда взрослый находиться сам в плохом настроении
  •  Чувствует  ребенок себя виноватым
  •  Испуган происшедшим

Учитывая психологический риск, связанный с применением наказания, Алан Фром предлагает заменить его:

  •  Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у взрослых
  •   Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.
  •  Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, чем он занят сейчас.
  •  Неторопливостью. Подождите, пока поступок повторится.
  •  Поощрением. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать похвалу.
  •  Научите ребёнка поругать самого себя, это верный путь к самоконтролю, самоанализу, самокритике;
  •  Обратитесь к ребёнку по-деловому – Илья (а не Илюша);
  •  Измените, тон общения: решительный, строгий, внушительный, не допускающий возражений, но не крикливый; измените выражение лица – нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, иногда возмущение, обиду или гнев;
  •   Используйте жёсткие отрицательные обещания и следуйте обещанному до конца, к примеру “Сегодня мне придётся называть тебя только Таня, а не Танюша” или “Целый день я не буду тебя обнимать”, а психологи считают, что для нормального психического развития ребёнку необходимо, чтобы его в течение дня обняли не менее восьми раз;
  •  Лишите на время ребёнка любимой игрушки, поставив её на видное место, при этом напоминая ребёнку: “Скучает сегодня наша кукла”;
  •  Проводите вечером, но не перед сном, секретные эпизодические совещания вдвоём по теме “Что я сегодня сделал не так”;
  •  Хвалите других детей или друзей, но к месту;
  •  Организуйте “Уголок необдуманных поступков”, где ребёнок будет наказанным не стоять, а сидеть (без ничего).
  •  Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребенка

Но после любого наказания обязательно обговорите, за что, почему наказан ребёнок, а потом – всегда приласкайте и покажите ему, что он желанный и любимый.

Не следует хвалить:

  1. за то, что дано от природы (ум, здоровье, т. д.)
  2. за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой
  3. больше двух раз за одно, и то же
  4. из жалости
  5. из-за желания понравиться

Классификация видов и форм поощрения и наказания

Наказание – это торможение и коррекция неправильного поведения воспитанников с помощью отрицательной оценки их действий.

 Виды наказаний:

 порицание, замечание, выговор, неодобрение, лишение удовольствия, ограничение в правах, лишение почётных обязанностей, наложение дополнительных обязанностей, приказание встать у парты, удаление с урока, перевод в другой класс, исключение из школы, наставление, требование, осуждение, угроза, порицание, штраф.

 Во времена древней Руси слово «наказать» означало «учить», «наставлять». 

 Наказание — это не действие со стороны наказывающего, а то, что происходит в наказываемом ребенке. То, что он при этом переживает. С точки зрения психологии это хорошо всем известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения,  вины, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда более не переживать.

 Слово «наказание» происходит от слова «наказ», то есть передачу какой-то важной информации. Дается наказ  в строгой, дисциплинарной форме. Наказание  порождает в душе ребенка только страх. А страх – это блокировка всяческого развития.

Поощрение – это стимулирование деятельности детей с помощью положительной оценки их поведения. Оно закрепляет положительные навыки и привычки, вызывает положительные эмоции, вселяет уверенность, создаёт приятный настрой, повышает ответственность.

 Виды  поощрения:

 одобрение,  похвала, благодарность, предоставление почётных прав,  грамоты,  подарки,  содействие,  стимулирование,  признательность.  

Поощрения и наказания – это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.

Главным признаком классификации видов, форм поощрения и наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения.

Л.Ю. Гордин выделяет следующие виды поощрения и наказания:

1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.

2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Внутри каждой из групп поощрений и наказаний большое разнообразие форм их использования,  их тоже можно подразделить на основные формы:

а) поощрения и наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»;

б) традиционные поощрения и наказания;

в) поощрения и наказания в форме экспромта  

Основные меры поощрения в воспитании детей.

Та, или иная мера связывается с поступком ребенка через анализ конкретной ситуации, с учетом всех отношений, составляющих данную ситуацию.  

- поручение почетных обязанностей.  Они в качестве меры поощрения широко используются и в семье. Например, мытье посуды после чая может поручаться ребенку 5-8 лет эпизодически,  в виде поощрения.

- предоставление дополнительных прав. Это может приводить к противопоставлению отдельных ребят коллективу. Подобное поощрения осуществлялось с учетом общественного мнения коллектива, было в значительной мере функцией коллектива.

- присуждение почётного места в соревновании. Это сопровождается коллективными и индивидуальными наградами — премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами

- различные выставки лучших работ детей: рисунков, поделок, сочинений.  Вручение этих поощрений победителям соревнований производилось в торжественной обстановке: на линейке или сборе, в школьном зале и т. п.

Ни в коем случае нельзя считать наградой прощение. Это освобождение от напряжения вины, ожидаемого или полученного наказания, по сути своей примирение. Прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего взрослого, и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.

Но никогда ничего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно углубит пропасть между взрослым и ребенком. Но всегда прощать всё - значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Так что и здесь рассудительность, и понимание индивидуальных качеств ребенка будут служить лучшим ориентиром.

Меры наказания, включая официально действующие  меры наказания учащихся.

- замечание учителя. Оно должно быть обращено к конкретному нарушителю, делаться в вежливой, но официальной категорической форме и осуществляться с помощью прямого непосредственного требования.

-В отдельных случаях может быть использована мера, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целесообразно в младших и подростковых классах, по отношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание класса, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность. Убедившись, что до него дошёл смысл наказания, учителю следует  посадить его на место. Ошибкой учителей является то, что они ставят ученика возле парты надолго, а иногда ухитряются, поставив в разных концах класса несколько таких провинившихся, держать их так до самого конца урока.

Такое длительное стояние для ребенка вредно, оно утомляет его.  Наказание превращается в своеобразное унижение, вызывает естественный протест. Обычно дело заканчивается тем, что учитель удаляет провинившегося из класса, а тот, чувствуя себя «героем», отправляется в коридор, провожаемый одобрительными усмешками товарищей.

- удаление из класса  возможно лишь в случае явного, открытого, демонстративного неподчинения ученика требованиям учителя, когда ученик ведет себя вызывающе, оскорбительно по отношению к учителю и своим товарищам, когда педагог чувствует, что ему обеспечена поддержка общественного мнения класса.  

- Серьезной мерой наказания служит выговор. Смысл заключается в моральном осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного наказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записи в дневнике или в приказе по школе. Если выговором завершается острое, принципиальное обсуждение поведения ученика на совещании при директоре или педагогическом совете, с участием его товарищей, эта мера наказания становится весьма сильной.

- Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи в дневник. Такая запись не должна отражать эмоциональной взвинченности учителя, а содержать осуждение, выраженное в сдержанной, официальной форме.

- Наряду с предусмотренными официальными документами, в школах используются и такие педагогически целесообразные меры наказания, применение которых связано с традициями, особенностями конкретных коллективов.   Используется,  такая мера, как поручение дополнительных трудовых обязанностей (наряд).

- Другой мерой наказания, обусловливающей регулирование прав и обязанностей ученика, является отстранение на какое-то время от работы, от участия в коллективном общественно полезном деле. Использование этой меры целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности, дорожит возможностью участвовать в ней вместе со своими товарищами

- В качестве наказания может быть использована и отсрочка ожидаемого поощрения. К примеру, можно на некоторое время отложить покупку какой-то вещи: велосипеда, фотоаппарата.

Смысл наказания в том, чтобы ребенок понял, осознал, исправился и больше так не делал. Наказание, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка необходимо понимать, какие чувства он при этом испытывает: вина, раскаяние, беспокойство, замешательство, обида и т.д. Чувства ребенка могут дать ответ: достигло ли наказание своей цели. 

     Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны. Но это только на время и пока страх господствует над ребенком. Если взрослые часто используют физическое наказание, то они сами попадают в прямую зависимость от них. Эти наказания приходится постоянно ужесточать, ведь ребенок привыкает к ним, а вскоре и вовсе перестает бояться.

    - крик. Неосторожно сказанное слово способно не только вызвать бурную реакцию, но и стать травмой детства, которая может напоминать о себе через много лет в супружеских отношениях заостренной чувствительностью к словам, фразам, выражениям любимого человека. 

   - Запугивание, типа «Тебя бабайка заберет», «Тетя сказала - так нельзя» - это перекладывание ответственности с себя на другого человека, и, как следствие, потеря авторитета в глазах ребенка, а также формирование отрицательного, тревожного отношения к окружающему миру.

- запреты, лишения чего-либо, отсутствие улыбки, беседа с использование строгого тона. Очень важно проговорить ребенку свои истинные чувства, причем на лице в это время данные чувства должны отражаться. У человека два коммуникативных канала: вербальный и невербальный. Невербальный у детей развит сильнее, и ребенок сначала считывает язык тела (мимика, жесты), а уже потом вслушивается в слова. Если взрослый, ругая ребенка, беседуя с ним на серьезные темы, улыбается - то ребенок остается в растерянности, какую информацию ему воспринимать: вербальную (речь) или невербальную (язык тела). А иногда думает, что взрослый лжет, ведь как можно говорить об обиде с улыбкой на лице (когда мне больно - я горько плачу, хмурю брови). Если мы чем-то не довольны, о наших эмоциях должен говорить не только язык, но и тело.

 

Правила,  как поощрять и наказывать ребенка

  • Чем разнообразнее поощрения, тем они действеннее. Поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения, его все равно получишь. Чтобы поощрения выполняли свою функцию, они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запомнится, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением» 
  • Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что это лишь символ успеха. 
  • Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых, поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова. 
  • Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно. 
  • Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо и т.п. 
  • Поощрений в количественном соотношении должно быть больше, чем наказаний, для создания положительного фона воспитательного процесса. 
  • Прежде чем наказывать, узнайте причину плохого поведения ребенка. Не всегда отрицательный результат есть плохое поведение. Иногда отрицательный результат - это попытка исследовать свои возможности. 
  • Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя его дома, а он при этом и не хотел идти в гости, то, вряд ли, это событие можно считать наказанием. 
  • Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали ему взрослые. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность. 
  • Не используйте в целях наказания бойкот, лишение любви (фразы типа «Я тебя не люблю!», «Ты, плохой мальчик» «Безответственный ребенок»), физические наказания, крик. Оценивайте не личность, а действия ребенка («Ты очень огорчил меня своим поступком», «Мне было больно» «Твой поступок был безответственным» и т.д.). 
  • Наказание не должно быть длительным по времени. Наказание должно быть по времени как можно ближе к проступку, особенно для детей дошкольного возраста. Через 10-15 минут ребенок уже не вспомнит, что его побудило так поступить, а не иначе. 
  • Лучше использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем использование и поощрения, и наказания. 
  • Поощрения и наказания должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда бала получена (как в положительном, так и отрицательном смысле), а поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. Не выполняя обещания, вы теряете свой авторитет. 
  • Никогда не наказывайте тем, чего не сможете выполнить – сделайте три предупреждения (убедитесь, что ребенок вас слышит, присядьте или возьмите его на руки и поймайте взгляд), после этого наказание необходимо выполнить. 
  • Оценивая работу ребенка – оценивайте ее реально. Ребенок не слеп, он видит, что у него получилось, а что не получилось. Если работа не очень удалась, оцените ее реально, отметив, что на сегодня и это неплохой результат, а завтра может быть еще лучше. Оценивая неудачные работы, давайте подкрепление ребенку. Расскажите ему о том, что и у вас не всегда все получается, но для человека нет ничего невозможного. 
  • Словесные эмоции, должны соответствовать языку тела, как в случае поощрения, так и в случае наказания. Если у вас неприятности на работе, а в это время необходимо порадоваться вместе с ребенком, постарайтесь выразить это мимикой. Если мысли не отпускают вас, попробуйте объяснить, что ваши отрицательные эмоции не связанны с действиями ребенка. Тоже касается и отрицательных проявлений ребенка. Некоторые действия детей нас смешат и умиляют, даже отрицательные, и с этими положительными эмоциями в душе мы должны высказать, свое отрицательное отношение к самому поступку. Не забудьте в этот момент сменить тон и мимику.
  •  Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие взрослые рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение ребенка. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.
  • Ребенок оценит искреннюю похвалу, в следующий раз будет рад сделать вам приятное.  Хотите похвалить ребенка за убранную комнату, не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда».  Хотите похвалить за красивый рисунок, не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящий художник растешь!» - ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок: «Какой большой дом ты нарисовал, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыл. А дерево, какое высокое - сколько яблок на нем!»
  •  Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Если ребенок помог передвинуть тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!» Оценив способности ребенка в стихосложении, вместо - «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.
  •  Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.  

Примерами вредных похвал могут быть: «Ты такая чудесная девочка!», «Ты настоящий мой помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу - ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.  Первый: ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением. Второй, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» - ребенок рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

  • Не хвалите ребенка за естественные вещи.  Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное- сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» - подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.
  • Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность ребенка деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения - из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».
  • Взрослые должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Поощряя детей, взрослым каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.
  • Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит.
  • Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать ребенка всегда ожидать ее.
  • Учите ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам

Примеры  словесных способов поощрения и поддержки ребенка

  • Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно! 
  • Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получится. С каждым днем у тебя получается все лучше. Я знала, что тебе это по силам. Твоя работа принесла мне много радости. 
  • Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее! 
  • Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой! Это уже успех! Это твоя победа! Сердечно рада за тебя! 
  • Ты настоящий мастер! Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути. 
  • Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав! 
  • Большое, тебе, спасибо. Ты хороший! Ты чудо!

Аллан Фромм в своей работе сформулировал некоторые опасности, таящиеся при наказании:

1. Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас.

2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.

3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

4. Телесные наказания требуют от  взрослых меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

Любое наказание должно заканчиваться прощением! Как правильно прощать ребенка?

«Простить – не потому что надо или должен,
Обязан перед Богом, пред собой,
Не для того, чтоб стать самодовольным,
Гордясь своею щедрой добротой.

Простить – чтоб прошлое не висло, не давило,
Чтоб отпустило и ушло в небытиё.
Простить – чтоб с чистым сердцем можно было идти вперёд,  открыто и легко».  

                                             Janet Kandi

  •  Ребенок может искренне раскаяться в проступке, тогда наказание будет излишним. В момент раскаяния ребенку нужен не «карающий меч» наказания, а любовь и поддержка. Уверенность в том, что он не «ужасный ребенок», полученная при прощении, стоит большего, чем страх наказания. Если ребенка все же наказывают, не обращая внимания на раскаяние, он может решить, что признавать свою вину не так уж и стоит.
  • Правильно прощать ребенка – значит поверить в лучшее в ребенке, а не подозрительно присматриваться к нему. Простить – значит дать право на ошибку и на возможность ее исправить самостоятельными усилиями.
  • Как прощать ребенка, если в этот момент нам кажется, что простить невозможно? Спросите себя, почему Вы не можете просить своего ребенка. Проступок слишком серьезный? Боитесь повторения уже случившегося? Отпустите гнев и обиду. Вам станет намного легче, если без обид и упреков произнесете «Я прощаю тебя! И ты прости, что я злилась». Если ребенок мал, прощение должно быть ощутимым и неотложным. Если ему говорить «если ты до конца недели порядок поддерживаешь в своей комнате, то в субботу мы пойдем …». Ощущение времени у ребенка отлично от взрослого, такое прощение для него сродни бессрочному наказанию.

Смысл прощения – не в освобождении от чувства вины, а в дарении чувства защищенности, уверенности и любви. Простить ребенка – значит снять  с себя груз «роли судьи». Вернитесь в роли «на равных». После того как срок наказания истек (в углу или на диване не важно), помиритесь с ребенком. Это можно сделать  в игровой форме «Мирись-мирись и больше не дерись». Обнимите его, погладьте – тактильный контакт очень важен! Скажите, что любите его, несмотря на произошедшее событие. Но также проговорите еще раз, почему он был наказан, и как быть, чтобы этого больше не произошло.

И помните, когда Вам кажется, что простить нельзя, вспомните, сколько прощалось Вам.

«Когда наказывают ребенка и при этом говорят ему, что делают это для того, чтобы он не стал гадиной, отморозком и моральным уродом, то вероятнее всего, что ребенок больше всего запомнит слова: "гадина", "отморозок" и "моральный урод"!»

              Владимир Борисов

    Наиболее продуктивными и эффективными видами наказания могут быть:  игнорирование,  разъяснительная беседа,   символическое наказаниеестественное наказание.

Ребенку всегда важно внимание родителей. И все «плохие» поступки продиктованы желанием привлечь к себе внимание. Ведь плохо вымытая (но самостоятельно) посуда может быть, и не замечена, тогда как разбитая чашка – обязательно.

Как игнорировать?  Не разговаривать, уйти в другую комнату, не обращать внимание. Это работает, если действительно выполняете свое требование и делаете это спокойно и достойно. Если неоднократно обещали, но «угрозу» не выполнили, то такой метод не срабатывает.

Как  наказывать ребенка в разъяснительной беседе? Беседа «по душам», «разбор полетов» - своеобразный способ наказания. В душевной беседе, без обвинений и ругательства проясните с ребенком, понимает ли он, что поступил плохо, почему он так поступил, что нарушил правила и необходимо вести себя иначе. Если воспитывать в ребенке уважение к нормам семьи, начиная с возраста, когда он может их осознавать (после 3 лет), если практика душевной беседы не превращается в «обвинительный приговор», то это лучший способ предотвратить нежелательное поведение ребенка. А еще воспитывать ответственность за свои действия.

 Как  наказывать ребенка символически? Классический пример – поставить в угол, сидеть на одном месте на стуле или на диване. Ограничение ребенка в движении – это серьезный повод задуматься, потому что у ребенка по определению «моторчик в одном месте»

 Как наказывать ребенка естественным образом?  Наказание приходит к ребенку само собой. Например, баловался за столом – разлил сок, разбросал игрушки – куда-то запропастилась любимая игрушка, не захотел одевать теплую куртку – замерз и придется идти домой с прогулки раньше. Предупредите ребенка заранее о возможных последствиях такого его поведения. А если следствия все же произошли – свяжите их с причинами. Но только избегайте слов «ну я же тебе говорила…». Это часто вызывает обратно противоположные реакции, из духа противоречия.

Даже если ребенок наказан, даже если стоит в углу или лишен компьютера или телевизора, ему необходимо чувствовать, что любят его по-прежнему и недовольны только его поведением, а не им самим .

Наказание – это один из способов ребенка узнать «что такое хорошо и что такое плохо».

Поощрение и наказание являются противоположными методами, но тесно взаимосвязаны друг с другом. Например, поощрение стимулирует правильную линию в поведении, а наказание тормозят проявления недисциплинированности, недобросовестности и другие отрицательные качества, в этом противоположность этих методов. Взаимосвязь проявляется в том, что эти методы помогают ребёнку осознать свои достоинства или недостатки, стимулируют или тормозят поведение, приучают к самоконтролю.

СИТУАЦИЯ НАКАЗАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЯ

Ситуация наказания возникает при нарушении психологического контакта, взаимопонимания между ребёнком и взрослым в процессе воспитания, когда в деятельности ребёнка возникает дефицит внутренних побуждений к определённой деятельности, на которой настаивает взрослый. При возникновении такой ситуации ребёнок становиться непослушным, и взрослый утрачивает контроль над его повелением. На “надо” взрослого ребёнок начинает твердить “не хочу”. Такая ситуация становится предпосылкой использования взрослым тактики наказания (поощрения).

Предпосылки использования наказания:

  1. “Надо - не хочу” – состоит в том, что, то поведение, которое требует от ребёнка взрослый, само по себе не привлекательно для ребёнка, поэтому ребёнок пытается избежать его.
  2. Непослушание может состоять и в том, что взрослый пытается создать побуждения, которые смогли бы преодолеть тенденцию к избеганию ребёнком требуемого поведения. Эти побуждения не связаны с деятельностью ребёнка, которую он осуществлял до возникновения ситуации “надо - не хочу”. Наказание здесь является тем самим побуждением.
  3. Побуждения ребёнка могут вступать в конфликт с создаваемыми побуждениями взрослого. Здесь появляются беспричинные капризы, слёзы, аффективные переживания, и как следствие, острые конфликты между взрослым и ребёнком.
  4. Конфликты, создаваемые в общении. Ребёнок стремится сохранить хорошие отношения с взрослыми и сохранить свой интерес к той деятельности, в которой он был занят, и которая ему интересна на данный момент. Взрослые пытаются внести разлад в деятельность ребёнка, стремятся заставить ребёнка выполнить требуемое, применяя различные наказания.

При использовании взрослыми наказания ребёнок оказывается между двумя отрицательными мотивами. С одной стороны, он не хочет выполнять действия, требуемые взрослым, а с другой стремится избежать возможного наказания.  Для того,  чтобы ребёнок выполнил требования взрослого, им создаются различные психологические барьеры. Это может быть наказание с использованием физических преград (ребёнка могут закрыть в комнате до тех пор, пока он не выполнит требования), либо без физических преград (ребёнок может стоять в углу без присутствия взрослого, и никакие  физические преграды не удерживают его от бегства).

Чтобы наказание было действенным, взрослый должен соблюдать определённую тактику наказания. Прежде всего, барьеры, создаваемые взрослым, должны быть сплошными, в них не должно быть слабых мест. Прочность этих барьеров должна быть тем больше, чем сильнее наказание, чем сильнее конфликт между взрослым и ребёнком. Только тогда возникает ситуация, в которой ребёнок вынужден делать то, что требует от него взрослый. И чем меньшей свободой располагает ребёнок в ситуации наказания, тем эффективней и сильнее это наказание действует. Например, совсем по-разному будут действовать наказания, если ребёнка оставить подумать над своим поведением, или запереть его для этого.

Важно правильно общаться взрослому и ребёнку в ситуации наказания. Инициатором наказания всегда выступает взрослый, поэтому все действия ребёнка направлены на борьбу с взрослым. Особенности борьбы ребёнка и взрослого в ситуации наказания изменяются в зависимости от настроения ребёнка или взрослого, от предъявляемых требований, наказаний, барьеров. Ребёнок может бороться с взрослым самыми разными способами: он будет продумывать массу трудностей при исполнении требований (вдруг будут пропадать ручки, тетради, карандаши, внезапно возникнет головная боль, болезни, усталость). Подобные симуляции являются хорошим средством борьбы против наказаний, так как взрослые в подобных ситуациях смягчаются, или вообще снимают свои требования.

Ещё одним способом борьбы против наказаний может быть аффективный взрыв, (ребёнок теряет контроль над собой, становиться импульсивным, затем наступает депрессивный спад, который сопровождается переживаниями горя, одиночества, вины).

Ребёнок может мысленно преобразовать наказание, превратить его в интересное для себя занятие. Он может начать играть, находясь в углу, тем самым освобождается от конфликта, и чувствует себя защищенным и свободным. Может случиться и так, что ситуация наказания с помощью детского воображения превратиться в поощрение. Здесь опасность состоит в том, что воображение ребёнка носит часто мстительный, жестокий характер, что отрицательно сказывается на его характере.

Рассмотренные способы поведения ребёнка наблюдаются всегда, когда взрослый пытается заставить выполнить свои требования с помощью наказания. Взрослые должны подумать, прежде чем наказывать ребёнка, а если избежать наказания невозможно, то нужно очень тщательно продумать, какие последствия могут ожидать взрослого после такого воспитательного воздействия, не будет ли наказание во вред и ребёнку и взрослому.

СИТУАЦИЯ ПООЩРЕНИЯ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

Ситуация поощрения – это психологическая ситуация, в которой на ребёнка действуют различные побуждения, они могут быть как положительными, так и отрицательными. С одной стороны ребёнок не хочет выполнять требуемое взрослым, а с другой – хочет получить обещанное взрослым поощрение.

Поощрение отличается от наказания тем, что ребёнок стремится выполнить требования взрослых не из-за страха, а из-за желания получить обещанное поощрение. Ситуация поощрения не изолирует ребёнка от привычного окружения и не ограничивает его свободу. Ребёнок может делать что хочет, но он знает, что если не выполнит требований взрослого, то не получит и обещанного поощрения.

Ребёнок будет выполнять требования взрослого, если притягательность поощрения больше, чем нежелание выполнять требования взрослого. Так, если отец говорит ребёнку, что возьмет его на рыбалку, если тот исправит все “двойки” в школе, ребёнок будет стремиться исправить оценки только в том случае, если желание пойти на рыбалку будет более сильное, чем нежелание учить какой-либо предмет.  Ребёнок должен быть твердо убежден в том, что обещание обязательно будет выполнено. В такой ситуации есть скрытая опасность в том, что главным для ребёнка будет не столько усвоение учебного материала, сколько желание получить хорошую отметку (ребёнок может списать, а иногда даже попытаться “купить” нужную ему отметку). В таком случае ребёнок получает поощрение, фактически не выполнив требования взрослого.

Другой поведенческой ситуацией может быть отказ от поощрения. Обещание родителей сводить сына в зоопарк будет очень слабым для выполнения требований родителей, если ребёнок не интересуется животными. Родители очень часто совершают такую ошибку. Они предлагают в качестве поощрения ребёнку то, что будет для него интересным именно с точки зрения родителей, а не с точки зрения ребёнка.

В ситуации поощрения взрослый должен правильно себя вести, ведь ребёнок хорошо понимает, что взрослый, обещая поощрение за выполненное требование, может в принципе и без этого предоставить желаемое, также взрослый может и не сдержать обещание. Если родители хотят, чтобы поощрение было действенным методом воспитания, они должны четко придерживаться тех требований, о которых они говорят. Поощрять ребёнка только после того, как требование выполнено, и никогда не обманывать собственного ребёнка. Также не должно предъявлять двояких требований, которые могут быть поняты по-разному ребёнком и родителями, и нельзя одному родителю отменять требования другого, это может привести к снижению авторитета кого-либо из родителей, или даже обеих родителей. Н. В. Шелгунов писал, что, делая уступки на каждом шагу, родители вводят в свои отношения к детям начало произвола, когда ребёнок увидит и поймет, что исполнение его желаний зависит от степени его настойчивости, он не будет уступать, и выполнять требований взрослых.

Если поощрение использовать правильно, то оно может стать мощным фактором формирования познавательной активности у детей, особенно в младшем возрасте, когда у ребёнка мал жизненный опыт,  не сформировано самосознание, слабы психические процессы. Положительные эмоции очень сильно способствуют активизации любой деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому ребёнок в любом возрасте нуждается в одобрении и признании, так как чувство удовлетворения, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство обиды и раздражения, вызванного наказанием. Поощрение побуждает ребёнка к активной дальнейшей деятельности.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПООЩРЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ

Родители должны всегда представлять себя на месте ребёнка. Нравится ли взрослым похвала и поощрения? Приятно ли получать премии, надбавки, похвала руководителя? Где приятнее услышать похвалу: наедине, или при свидетелях? Наверное, второе более приятно? А ребёнку нужно ещё больше, он должен каждый час слышать, что он молодец, умница. Нужно говорить ему превосходными степенями – не “правильно, хорошо выполнил”, а “отлично, великолепно, чудесно, превосходно”. Не скупитесь на похвалу, а за особые заслуги – помыл свои туфли, быстро оделся и т. д. – что-либо подарить. Опять-таки это может быть и конфета, а может быть и очень ласковое слово “рыбка”, сказанное секретно доверительно на ушко (дети это очень любят). Если ребёнку все время говорить “Ты – свинья”, “Ты – клоун”, то это может сформировать комплекс неполноценности, озлобленности против родителей и окружающего мира.

Можно дать ребёнку второе имя – существительное, но не производное от первого. Это может быть “рыбка”, “зайчик”, “ласточка”. Им нравится такое к себе обращение, можно его использовать в качестве похвалы – легкого поощрения. Можно чередовать и производное от имени, например, Наташа – Натусенька, Наточка, Таточка, Наталочка, Натали, Натулечка .Можно обратиться к ребёнку ласково и в зависимости от его пола: доченька, дочка, дочурка, внучка, внученька, внучёк, сынок, сыночек и т. п.

Поощрения могут быть материального и нематериального порядка. К поощрениям нематериального порядка относятся: пожатие руки, объятие вблизи и на расстоянии, поцелуй, ласковое слово, сказанное на ушко или при всех, воздушный поцелуй, различные жесты, мимика, показы пальцами рук, глазами.  Особые обещания не материального характера (поход в гости, на рыбалку и т. п.).

К поощрениям материального характера лучше прибегать не часто, но за особо хорошее поведение, активные проявления доброты, трудолюбия, чуткости и заботливости пообещать и быстро выполнить (а то ребёнок забудет) поощрение материального плана (купить любимую игрушку, мороженое и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эти методы не универсальны, добиться положительного результата в воспитании ребёнка, используя только методы поощрения и наказания невозможно. Результат воспитания будет зависеть от умелого использования и сочетания всех существующих методов, средств и приёмов воспитания. Ведь воспитывает всё вокруг: рассказ, беседа, спор, личный пример, упражнения, поручения, требования, соревнования.  Ребёнок сам себя может изменить. Самонаблюдения, самооценка и самоконтроль иногда воспитывают лучше, чем взрослые.

Поощрение и наказание – это оценка деятельности ребёнка, положительная (поощрение), иди отрицательная (наказание). А оценки всегда вызывают побочные действия, например, вызывают больше внимания к собственной персоне, нежели необходимо, развивают эгоизм. Поэтому нельзя злоупотреблять как положительными оценками (поощрениями), так и отрицательными (наказаниями).

Методы поощрения и наказания несут многообразие воздействий на личность ребёнка через книги, беседы, диалоги, убеждения, аргументы, договоры между ребёнком и взрослым, то есть поощрение и наказание могут быть использованы опосредованно, и иногда такое воздействие даже более действенно, нежели непосредственный контакт.

Используемая литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский дом, 1993г.
  2. Гордин Л. Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. – М.: Педагогика, 2000г.
  3. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. – М.: Знание, 1999г.
  4. Леви В. Нестандартный ребенок. – С. Пб: Питер, 1993г.
  5. Лихачев Б. Т. Простые истины воспитания. – М.: Педагогика, 1983г.
  6. Макаренко А. С. Соч.: В 7 т. Т. V. М. , 1958г.
  7. Педагогическая Энциклопедия.  И. А. Каирова – М., 2004г. – Т. 3
  8. Российская Педагогическая Энциклопедия М.: Научное Издательство “Большая Российская Энциклопедия”, 1999г.
  9. Спиваковская А. С. Как быть родителями: О психологии родительской любви. - М. 1998г.
  10. Фромм Аллан. Азбука для родителей, — М.: Знание, 1994г.
  11. Шуман С. Г. Родительские тревоги: Из опыта работы психолого-педагогической службы. – М.: Педагогика. 1989
  12. Гмурман В. Е. Поощрение и наказание в школе,
  13. Медведева И., Шишова Г. В защиту похвалы, 1993г.
  14. Островская Л.Ф. Надо ли наказывать детей – М.: Просвещение, 2001 г.
  15. Рыданов И. И. О поощрении и наказании детей в семье, М., 1996г.
  16. Селевко Г.К. Струбицкий В.В. Меры поощрения и наказания и методика их применения С., 1991г.
  17. Сухомлинский В.А. О воспитании  М.: Политиздат, 1986г.
  18. А.И. Герцен. Избранные педагогические высказывания, М., 1986г.
  19.  А. Дистервег. Избранные педагогические сочинения, М., 1999г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поощрение и наказание"

"Поощрение и наказание"...

Родительское собрание для 6 классов "Поощрение и наказание"

Задачи:1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания в семье.2.Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье....

Методическая рекомендация к проведению открытого урока по ОП.03 Административну праву На тему: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

Пояснительная запискаТип урока: комбинированный урок с элементами урока-практикума.Цель урока: обеспечить в ходе урока усвоение и закрепление понятий «административные  наказания ...

Конспект родительского собрания на тему: «Поощрение и наказание в процессе воспитания детей»

Конспект родительского собрания на тему: «Поощрение и наказание в процессе воспитания детей». Подготовлено студенткой 4 курса - конкурсанткой чемпионата WorldSkills Дорджиевой Иминой под р...

Консультация для родителей "Поощрение и наказание детей семье"

Консультация для родителей на тему: !Поощрение и наказание детей в семье"Ознакомительный материал для родителей, который помогает им правильно расставлять приоритеты в воспитании детей, помогает ...

родительское собрание на тему поощрение и наказание

Родительское собрание на тему поощрение и наказание...

Родительское собрание на тему "Поощрения и наказания"

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье, каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.Поощрение и наказание ...