Родительское собрание для 6 классов "Поощрение и наказание"
методическая разработка на тему

Терпугова Ольга

Задачи:

1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания в семье.

2.Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_pooshchrenie_i_nakazanie.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема собрания: «Поощрение и наказание в семье»

Наказание – это причинение вреда причиняющему вред.

Похвала – педагогический домкрат.

В.Г.Кротов

Задачи:

1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания в семье.

2.Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье.

Форма проведения: обмен мнениями, беседа.

Вопросы для обсуждения: виды наказаний и поощрений в семейном воспитании; значение наказания и поощрения детей в семье.

Подготовительная работа: анкетирование детей, подготовка ситуаций для анализа, подготовка памяток.

Ход собрания

     I. Вступительное слово.

     Уважаемые, папы и мамы!

     Тема нашего родительского собрания «Детская агрессия». Очень часто ребёнок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

Прежде чем перейдём к активному анализу темы, давайте обратимся к эпиграфу сегодняшнего собрания.

- А каково же мнение наших детей по данному вопросу, на что они обращают внимание, что их беспокоит?

- Прежде чем вы увидите результаты статистики, мне, хочется отметить, что в семьях, где родители неумело пользуются в воспитании ребёнка наказанием и поощрением, уровень тревожности возрастает, а результаты учебной деятельности понижаются. Значит, принуждение как метод воспитания не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребенка.

     Анализ статистики и анкетирования, презентация 

     Выдержки из сочинений детей:

Важный показатель этих сочинений – что дети хотят исключить те наказания, от которых сами периодически страдают.

В качестве примера:

  1. «Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда ети плачут. Мне их жалко».
  2. «Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я  - волшебник».
  3. «Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».
  4. «Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы дал детям возможность менять родителей».

     Работа в группах. Анализ суждений, ситуаций.

А теперь мне бы хотелось, что бы вы поработали в группах и затем узнать ваше мнение, отношение по данным проблемам

Родители получают список суждений и ситуаций по теме собрания. Они считают список, затем выбирают то суждение или ситуацию, по которому они хотели бы высказаться. Затем определяют себе партнёра для доказательства единодушия или отрицательного отношения к суждению или ситуации и высказывают свою точку зрения. Родители работают в парах.

     Суждение 1. Бытует мнение, что «клин клином вышибают». Если ребёнок не выполняет требований родителей, он должен быть наказан обязательно.

     Суждение 2. Если ребёнка всё время хвалить за одни и те же поступки и достижения – похвала обесценивается. Хвалить нужно редко, но метко.

     Суждение 3. Есть такие дети, которых хвали или не хвали, ничего хорошего из этого не бывает. Они понимают только наказание.

     Суждение 4. Физическое наказание позволяет за короткий срок научить ребёнка понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

     Суждение 5. Я не верю, что физическое наказание может привести к необратимым изменениям в психике ребёнка.

     Суждение 6. Наказание должно быть справедливым, тогда совсем не важно, физическое оно или моральное.

Ситуация 1.  Родители долго думали, что подарить дочери – первокласснице к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе, и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители велосипед купили!»  (Ваше отношение к этой ситуации?)

Ситуация 2. Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за 5 минут сделает и – на улицу. Вечером придёт – начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка»

Ситуация 3. Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды, будучи ещё только в 4 классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду»

Ситуация 4.В семье родился маленький ребёнок. Старший  ребенок резко изменился: все чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии.

 В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, мальчик ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

Ситуация 5. В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатом учёбы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей результаты не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и в огороде. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом. (К чему может привести такое поведение родителей?  Как вы в своей семье поступаете в таких случаях?)

Советы для родителей

С языка некоторых родителей часто слетают слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т.д.

  • Это не просто слова. Это – метод воспитания
  • Мы считаем, что наше дело приказывать, а ребёнок должен выполнять
  • Мы забыли, что наши дети – свободная личность
  • Убедить своего ребёнка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю, заставить его подчиниться
  • Насилие и принуждение в воспитании приносит только вред.
  • Чем больше родитель принуждает своего ребёнка подчиниться его мнению, требованию, тем больше происходит отчуждение между ними.
  • Ребёнок в таких случаях становится неискренним, изворотливым, начинает обманывать.
  • Ребёнок уходит от открытого общения с одноклассниками, учителем, боясь сказать что-то не так.

Главный метод воспитания – это убеждение

  • Для этого говорите со своим ребёнком
  • Общайтесь с ним
  • Ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей
  • Будьте тактичны, убеждая его
  • Рассуждайте вместе
  • Тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями

Тест для родителей  «Умеете ли вы воспитывать детей?»
1) Есть ли у вашего ребенка детская комната? 
а) Да-5.
б) Нет-1.
2) Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день?
а) Да-5.
б) Нет-1.
3) Терпеливы ли вы, когда ваш ребенок капризничает, плохо ест?
а) Всегда-5.
б) Иногда-3.
в) Никогда-1.
4) Вы применяете телесные наказания?
а) Часто-1.
б) Иногда-3.
в) Принципиально нет-5.
5) Умеете ли вы прощать ребенку шалости?
а) Всегда-5.
б) Иногда-3.
в) Никогда-1.
6) Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок был с вами откровенен?
а) Да-5.
б) Иногда-3.
в) Нет, не хочу-1.
7) По вашему мнению ваш ребенок послушен?
а) Да-5.
б) Иногда-3.
в) Нет-1.
8)Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете ли причину запрета?
а) Да, всегда-5.
б) Иногда-3.
в) Никогда-1.
9) Требуете ли вы от ребенка выполнения всех обязанностей, которые он, по вашему, должен выполнять?
а) Всегда-5.
б) Иногда-3.
в) Нет-1.
10) Читаете ли вы специальную педагогическую литературу?
а) Да-5.
б) Иногда-3.
в) Нет-1.
ОТ 10 ДО 25 баллов. К сожалению, вы не очень внимательны к своему ребенку. Возможно, вы просто не знаете, что ему нужно, когда он капризничает или балуется. Не понимая причин, вы теряете терпение и реагируете неадекватно. Так нельзя относиться к своему ребенку. Будьте более внимательны и терпеливы в общении с ним.
ОТ 24 ДО 37 баллов. Ваши взгляды на воспитание в принципе правильны. Хотя порой вас, что называется, заносит и тогда ни в чем не повинное дитя рискует пострадать. Право, стоит проявить больше заботы о ребенке, и он, пусть не сразу, обязательно отплатит вам взаимностью. Старайтесь управлять своими эмоциями и настроением во взаимоотношениях с ребенком.
ОТ 38 ДО 50 баллов. Жмем вашу руку! Более чуткого педагога трудно сыскать. Порой это даже внушает тревогу: а о себе-то вы успеваете думать? Не забывайте и о себе, проявляйте чувство меры в общении с ребенком.

Анкета для родителей

  1. Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?
  2. Что может послужить и вашей семье поводом для наказания?
  3. Как реагирует ваш ребенок  на наказания?
  4. Всегда ли наказа эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?
  5. Как вы ведете себя по отношению к ребёнку после того, как наказали его?
  6. Какие меры воздействия на ребенка вы в вашей семье считаете наказанием?
  7. Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребенка или делаете в одиночку?
  8. Как долго помнит ваш ребенок наказание?
  9. Какие меры наказания в вашей семье исключены?

Литература

  • Астахов А.И. О школе, о земле, о хлебе. – М 1984.
  • Кабуш У.Т. Воспитание в современной школе. – Минск, 1995.
  • Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.1999.
  • Караковский В.А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. –М. 1999.

Памятка для родителей

  • Как можно чаще одобряйте, улыбаясь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется сто головы по время приготовлен уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  • Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
  • Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Дарите своему ребенку подарка, но при этом учите его принимать подарки.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т. л.
  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знак внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок
  • Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.
  • Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стенгазеты и дружеские шаржи т. д.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.
  • Если ребенок поощряется деньгами, ВЫ ДОЛЖНЫ знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
  • Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
  • Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы

без различия и игнорирования остаются на ВСЮ жизнь!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Рекомендации родителям первоклассников»

Родительское собрание «Рекомендации родителям первоклассников»Цель: повышение родительской компетентностиЗадачи:  подготовить родителей к принятию новой социальной роли «родители ученика»;познако...

Родительское собрание "Сила родительского примера"

Берегите своих детей,Их за шалости не ругайте.Зло своих неудачных днейНикогда на них не срывайте.Не сердитесь на них всерьез,Даже если они провинились,Ничего нет дороже слез,Что с ресничек родны...

Конспект родительского собрания на тему: «Поощрение и наказание в процессе воспитания детей»

Конспект родительского собрания на тему: «Поощрение и наказание в процессе воспитания детей». Подготовлено студенткой 4 курса - конкурсанткой чемпионата WorldSkills Дорджиевой Иминой под р...

Конспект родительского собрания. Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики».

Тема: «Развитие мелкой моторики»Цель:Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.Задачи:• показать важность работы по...

Конспект родительского собрания. Итоговое родительское собрание в группе раннего возраста на тему: «Чему мы научились за год».

Дата проведения :(конец апреля.)Цель: подведение итогов образовательной деятельности.Задачи: познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совм...

родительское собрание на тему поощрение и наказание

Родительское собрание на тему поощрение и наказание...

Родительское собрание на тему "Поощрения и наказания"

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье, каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.Поощрение и наказание ...