семинар
материал

Никифорова Анастасия Олеговна

семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorika_zachem_ee_razvivat.docx235.44 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для воспитателей

 «Моторика, зачем ее развивать?»

Цель: повысить педагогическую  компетентность воспитателей в вопросах развития мелкой моторики.

Задачи:

-вспомнить и закрепить знания о роли развития мелкой моторики для развития речи и интеллекта;

-познакомить с нетрадиционными приемами  мелкой моторики у детей.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика-это способность человека выполнять мелкие и точные движения скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.

Учеными было доказано, что развитие мелкой моторики  имеет  тесную связь с развитием речи. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Развитие у детей мелкой моторики имеет большое значение.  Так как  область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершенствовать как примитивные жесты (брать в руку предмет), так и сложные движения (писать). Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание и речь. От степени развития мелкой моторики зависит так же и почерк.

Выявлена следующая закономерность, если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Критерии нормального развития функции речи и руки

2 – 3 года

Берёт кубик первыми тремя пальцами.

Открывает ящик и опрокидывает всё содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

Возникает описательная речь; умеет ответить на вопрос; запоминает множество двустиший, концовки песен, повторяет их.

3- 4 года

Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков.

Словарный запас возрастает в 3 – 4 раза. Может рассказать наизусть небольшую сказку.

4- 5 лет

Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцирует на слух и в произношении. Практически усваиваются все частные грамматические формы.

Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.

6. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

7. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!

8. Тренировка движений пальцев и кисти рук повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

9. Активизируется моторика руки. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

К сожалению, в последнее время возросло количество детей,  у которых есть нарушение речи и проблемы с письмом. А причиной этого служит, то, что с детьми меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают, а современные предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (липучки, вместо шнурков, книжки с наклейками, вместо картинок для вырезания, это в практически все бытовые предметы). Раньше моторика развивалось за счет обыденных действий, а сейчас она страдает.  

Существует множество занятий,  игр и упражнений для развития мелкой моторики. Все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму.

1.Статические изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «цветок»;

2.Активные движения пальцев, в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме.

3.Движение пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленьким мячиком, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками и другими предметами;

4. Ира с мозаикой;

5. Лепка пластилином, солёным тестом, глиной;

6.Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами;

7.Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений;

8.Действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую;

9.Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка;

10.Действия с мелкими игрушками;

11.Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание;

12.Действие с верёвочками: завязывание и развязывание узлов, бантиком;

13.Рисование на бумаге в разных техниках: традиционными способами и нетрадиционными способами;

14.Показ пальчикового театра;

15.Конструирование из лего.

Корзина с  шариками

Оборудование: корзина, шарики.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения.  На столе стоит корзина, а с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в корзину, а потом предлагает ребенку сделать так же. Шарики забрасывают попеременно правой и левой рукой.

Колечко

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения. Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Кулак-ребро-ладонь

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения. Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог  предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак-ребро-ладонь"), произносимыми вслух или про себя.

Змейки

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения.  Предложите ребенку представить, что его пальцы - это маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала "смотрят" от ребенка, потом - друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

Фигурные дорожки

Оборудование: лист с изображением фигур (см. рис.1), карандаш.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения. Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.  Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

По точкам

Оборудование: лист с изображением фигур (см. рис.2), карандаш.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения.  Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

По контурам

Оборудование: лист с изображением фигур (см. рис.3), карандаш.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Описание упражнения.  Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»
В. А. Сухомлинский


Литература:

Жукова Н. С. «Преодоление недоразвития речи у детей».

Кольцова М.М «Развитие моторики»

Елена Данилова «Пальчиковые игры»

Дубровина И.В. «Готовность к школе, развивающие программы»

Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Презентация к семинару "Проектирование учебного занятия"

Эта презентация предназначена для проведения семинара "Проектирование учебного занятия"....

План работы семинара классных руководителей

Представлен План работы семинара классных рководителей в колледже...

Семинары по детской литературе

Вопросы к семинарским занятиям...

Семинары по страноведению

Вопросы к семинарским занятиям....

Обучающий семинар

Обучающий семинар...