Профессия учитель физ.культуры
статья

Развитию физической силы, выносливости и ловкости у мальчиков уделяли огромное внимание еще в Древней Греции. Для занятий наставники использовали комплекс спортивно-военных упражнений, который называли гимнастикой. В него входил ряд дисциплин, таких как кулачный бой, бег, прыжки, гонки на колесницах и т. д. В Индии и Китае в оздоровительных и лечебных целях специальные упражнения использовались уже в IV столетии до нашей эры. Затем в Европе наступил довольно длительный период упадка физического воспитания, вызванный господствовавшей в Средневековье идеологией телесного аскетизма. Во времена Ренессанса (XIV–XVI век) интерес к человеческому телу и физическим упражнениям возродился, важную роль в этом сыграл труд итальянского медика Иеронима Меркуриалиса «Об искусстве гимнастики». В современном виде физкультуру в школу начали вводить в XIX веке в Великобритании. В России одним из основоположников физвоспитания был Петр Лесгафт, который разрабатывал научную систему специализированного образования. Профессия учитель физической культуры по-настоящему востребованной стала только в XX веке, когда занятия спортом начали массово вводить в школах. Кроме Великобритании уделялось большое внимание физкультуре и спорту в странах с тоталитарными режимами (Италии, Германии, СССР), так как подготовка будущих солдат была государственной задачей первостепенной важности. В Советском Союзе в школах сдавали комплекс ГТО (Готов к труду и обороне), включавший в себя кроме спортивных нормативов еще и основы рукопашного боя и строевой подготовки.60-е годы XX века во всех средних школах была введена должность учителя физкультуры, в программу включили 2 урока в неделю, устранив слишком сложные упражнения. Больше внимания стали уделять ответственному отношению школьников к своему здоровью. Сейчас в России из-за тенденции общего ослабления здоровья подрастающего поколения количество уроков физкультуры было увеличено до трех в неделю. Описание профессии На учителя физкультуры возлагаются обязанности не только вести уроки, но и прививать детям интерес к самостоятельным занятиям спортом, формировать навыки бережного отношения к своему здоровью. Основными целями такого воспитания являются: общее укрепление организма ребенка, его закаливание; гармоничное развитие психических и физических качеств; обеспечение нормального физиологического развития организма ребенка; повышение работоспособности детей. Преподавателю физкультуры нужно так организовать урок, чтобы учесть интересы всех детей, в том числе и тех, которые имеют ограничения по медицинским показаниям. Занятия могут проводиться как в общей группе, так и в отдельных секциях. Основными видами физической активности в школах являются: легкая атлетика (бег на разные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания); гимнастика (перекладина, брусья, конь, канат, бревно, акробатика); командные игры (футбол, пионербол, волейбол, баскетбол); лыжный спорт. Физруки могут вести дополнительные кружки, группы или секции после уроков, организовывать спортивные соревнования и праздники, дни здоровья на территории школы или на стадионах. Они также мотивируют учеников к занятиям в спортшколах с учетом интересов и способностей ребенка.На каких специальностях лучше учиться На учителя физкультуры можно учиться не только в вузе, но и в среднем специальном учебном заведении. В ссузах предлагаются такие специальности: физическая культура; спортивная тренировка; педагогика дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности. В вузах готовят педагогов по таким направлениям: физическая культура; физическая культура и безопасность жизнедеятельности; физкультурно-оздоровительная работа; лечебная физкультура; технологии спортивной подготовки и др. Многие вузы предлагают получить диплом учителя физкультуры в сочетании с дополнительной специальностью по выбору. Поступить в колледж или техникум можно без экзаменов, достаточно пройти по конкурсу аттестатов и сдать нормативы по физподготовке непосредственно в ссузе. Чтобы стать студентом высшего учебного заведения, надо представить приемной комиссии результаты ЕГЭ по русскому языку, биологии, математике или обществознанию (в зависимости от условий вуза), а также сдать на месте экзамен по общей физической подготовке, иногда по основам здорового образа жизни.Получить высшее образование физкультурного профиля в России тоже не проблема. Специализирующихся на спорте университетов, институтов и академий, учитывая масштаб страны, не так уж и много – всего 25, но в любом педагогическом вузе обязательно готовят учителей физкультуры. Подобрать учебное заведение для поступления можно в любом регионе.

Многие выпускники ссузов начинают работать по специальности с младшими школьниками, а потом поступают на заочное отделение профильного вуза, чтобы повысить уровень своей компетенции. Если после бакалавриата продолжить обучение в магистратуре, то можно получить глубокие знания в технологиях физического воспитания и оздоровления, системе спортивной подготовки по разным видам спорта. Это позволит заняться научной деятельностью по специальности.
Обязанности на работе Профессия учитель физической культуры в школе предполагает такой набор функциональных обязанностей: выбор программы и учебно-методического обеспечения; проведение уроков с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей; использование разнообразных методов, способов и приемов обучения, в том числе индивидуальных программ с соблюдением предписаний врача; планирование учебного процесса (тематические планы на учебный год, четверть и на один урок); поддержка мотивации и развитие способностей каждого учащегося; контроль освоения знаний и умений школьниками, их оценивание; заполнение журнала (в т. ч. электронного); обеспечение здоровья и жизни учеников во время урока. Если говорить более простыми словами, то физрук должен постоянно проверять исправность инвентаря, при выявлении поломок устранять их самостоятельно или информировать руководство школы о проблеме. Важнейший вопрос для учителя – это безопасность учеников. Педагог должен доходчиво объяснять правила разных спортивных игр, лично демонстрировать, как следует выполнять то или иное упражнение, а также страховать каждого учащегося при его исполнении. Что нужно знать преподавателю физической культуры: возрастную анатомию и физиологию мальчиков и девочек; утвержденные программы, рекомендации и учебники по своему предмету; основы школьной гигиены; возрастную психологию ребенка; методики преподавания каждой темы; спортивные нормативы для каждого класса, правила основных спортивных игр, навыки арбитража; требования к оснащению инвентарем спортивного зала; технологии дифференцированного подхода к обучению разных школьников; способы локализации и разрешения конфликтных ситуаций; навыки оказания первой медицинской помощи; правила пожарной безопасности и охраны труда. Качественное физическое воспитание ученика невозможно без тесного контакта с другими педагогами и родителями. Физрук должен учитывать полученную от них информацию при работе со школьником (склонности, особенности здоровья, черты характера).Немаловажным моментом в работе является просветительская деятельность. Задача учителя информировать школьников о вреде курения, алкоголя и наркотиков, противопоставляя им спорт и здоровый способ жизни во все его проявлениях (физическая активность, правильное питание, туризм и др.).







 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_fiz.kultury.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

Развитию физической силы, выносливости и ловкости у мальчиков уделяли огромное внимание еще в Древней Греции. Для занятий наставники использовали комплекс спортивно-военных упражнений, который называли гимнастикой. В него входил ряд дисциплин, таких как кулачный бой, бег, прыжки, гонки на колесницах и т. д. В Индии и Китае в оздоровительных и лечебных целях специальные упражнения использовались уже в IV столетии до нашей эры. Затем в Европе наступил довольно длительный период упадка физического воспитания, вызванный господствовавшей в Средневековье идеологией телесного аскетизма. Во времена Ренессанса (XIV–XVI век) интерес к человеческому телу и физическим упражнениям возродился, важную роль в этом сыграл труд итальянского медика Иеронима Меркуриалиса «Об искусстве гимнастики». В современном виде физкультуру в школу начали вводить в XIX веке в Великобритании. В России одним из основоположников физвоспитания был Петр Лесгафт, который разрабатывал научную систему специализированного образования. Профессия учитель физической культуры по-настоящему востребованной стала только в XX веке, когда занятия спортом начали массово вводить в школах. Кроме Великобритании уделялось большое внимание физкультуре и спорту в странах с тоталитарными режимами (Италии, Германии, СССР), так как подготовка будущих солдат была государственной задачей первостепенной важности. В Советском Союзе в школах сдавали комплекс ГТО (Готов к труду и обороне), включавший в себя кроме спортивных нормативов еще и основы рукопашного боя и строевой подготовки.60-е годы XX века во всех средних школах была введена должность учителя физкультуры, в программу включили 2 урока в неделю, устранив слишком сложные упражнения. Больше внимания стали уделять ответственному отношению школьников к своему здоровью. Сейчас в России из-за тенденции общего ослабления здоровья подрастающего поколения количество уроков физкультуры было увеличено до трех в неделю. Описание профессии На учителя физкультуры возлагаются обязанности не только вести уроки, но и прививать детям интерес к самостоятельным занятиям спортом, формировать навыки бережного отношения к своему здоровью. Основными целями такого воспитания являются: общее укрепление организма ребенка, его закаливание; гармоничное развитие психических и физических качеств; обеспечение нормального физиологического развития организма ребенка; повышение работоспособности детей. Преподавателю физкультуры нужно так организовать урок, чтобы учесть интересы всех детей, в том числе и тех, которые имеют ограничения по медицинским показаниям. Занятия могут проводиться как в общей группе, так и в отдельных секциях. Основными видами физической активности в школах являются: легкая атлетика (бег на разные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания); гимнастика (перекладина, брусья, конь, канат, бревно, акробатика); командные игры (футбол, пионербол, волейбол, баскетбол); лыжный спорт. Физруки могут вести дополнительные кружки, группы или секции после уроков, организовывать спортивные соревнования и праздники, дни здоровья на территории школы или на стадионах. Они также мотивируют учеников к занятиям в спортшколах с учетом интересов и способностей ребенка.На каких специальностях лучше учиться На учителя физкультуры можно учиться не только в вузе, но и в среднем специальном учебном заведении. В ссузах предлагаются такие специальности: физическая культура; спортивная тренировка; педагогика дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности. В вузах готовят педагогов по таким направлениям: физическая культура; физическая культура и безопасность жизнедеятельности; физкультурно-оздоровительная работа; лечебная физкультура; технологии спортивной подготовки и др. Многие вузы предлагают получить диплом учителя физкультуры в сочетании с дополнительной специальностью по выбору. Поступить в колледж или техникум можно без экзаменов, достаточно пройти по конкурсу аттестатов и сдать нормативы по физподготовке непосредственно в ссузе. Чтобы стать студентом высшего учебного заведения, надо представить приемной комиссии результаты ЕГЭ по русскому языку, биологии, математике или обществознанию (в зависимости от условий вуза), а также сдать на месте экзамен по общей физической подготовке, иногда по основам здорового образа жизни.Получить высшее образование физкультурного профиля в России тоже не проблема. Специализирующихся на спорте университетов, институтов и академий, учитывая масштаб страны, не так уж и много – всего 25, но в любом педагогическом вузе обязательно готовят учителей физкультуры. Подобрать учебное заведение для поступления можно в любом регионе.

Многие выпускники ссузов начинают работать по специальности с младшими школьниками, а потом поступают на заочное отделение профильного вуза, чтобы повысить уровень своей компетенции. Если после бакалавриата продолжить обучение в магистратуре, то можно получить глубокие знания в технологиях физического воспитания и оздоровления, системе спортивной подготовки по разным видам спорта. Это позволит заняться научной деятельностью по специальности.
Обязанности на работе Профессия учитель физической культуры в школе предполагает такой набор функциональных обязанностей: выбор программы и учебно-методического обеспечения; проведение уроков с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей; использование разнообразных методов, способов и приемов обучения, в том числе индивидуальных программ с соблюдением предписаний врача; планирование учебного процесса (тематические планы на учебный год, четверть и на один урок); поддержка мотивации и развитие способностей каждого учащегося; контроль освоения знаний и умений школьниками, их оценивание; заполнение журнала (в т. ч. электронного); обеспечение здоровья и жизни учеников во время урока. Если говорить более простыми словами, то физрук должен постоянно проверять исправность инвентаря, при выявлении поломок устранять их самостоятельно или информировать руководство школы о проблеме. Важнейший вопрос для учителя – это безопасность учеников. Педагог должен доходчиво объяснять правила разных спортивных игр, лично демонстрировать, как следует выполнять то или иное упражнение, а также страховать каждого учащегося при его исполнении. Что нужно знать преподавателю физической культуры: возрастную анатомию и физиологию мальчиков и девочек; утвержденные программы, рекомендации и учебники по своему предмету; основы школьной гигиены; возрастную психологию ребенка; методики преподавания каждой темы; спортивные нормативы для каждого класса, правила основных спортивных игр, навыки арбитража; требования к оснащению инвентарем спортивного зала; технологии дифференцированного подхода к обучению разных школьников; способы локализации и разрешения конфликтных ситуаций; навыки оказания первой медицинской помощи; правила пожарной безопасности и охраны труда. Качественное физическое воспитание ученика невозможно без тесного контакта с другими педагогами и родителями. Физрук должен учитывать полученную от них информацию при работе со школьником (склонности, особенности здоровья, черты характера).Немаловажным моментом в работе является просветительская деятельность. Задача учителя информировать школьников о вреде курения, алкоголя и наркотиков, противопоставляя им спорт и здоровый способ жизни во все его проявлениях (физическая активность, правильное питание, туризм и др.).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностные качества учителя Физической культуры

1. Определение и понятие личностных качеств в современном учителе физической культуры 2. Учитель физкультуры: его характеристика 3. Умения учителя физической культуры 4. Стиль деятельности учителя...

Здоровый образ жизни как основная профессиональная составляющая современного учителя физической культуры (кураторский час)

Кураторский час представлен в форме часа общения с элементами дискуссии. Данное меропиятие позволяет развивать у студентов позновательное отношение и интерес к данной теме, коммуникативные навыки, вос...

Культурный аспект подготовки будущего учителя физической культуры

Формирование педагогической культуры будущего учителя физической культуры – условие успешной профессионализации обучающегося в колледже, и их вхождения в профессию....

Спортивный праздник, посвященный "Дню Защитника отечества". 1-4 классы. (Крылова Ж. А. - учитель физ.культуры)

Спортивный праздник, посвященный "Дню Защитника отечества". 1-4 классы. (Крылова Ж. А. - учитель физ.культуры)...

Тест по ОБЖ "Основы здорового образа жизни". 10класс. (Телевных Е. А. - учитель физ.культуры)

Тест по ОБЖ  "Основы здорового образа жизни". 10класс. (Телевных Е. А. - учитель физ.культуры)...

Дружеская встреча «Наши парни молодцы – станут армии бойцы» для учащихся 6-х классов, посвященная "Дню защитника Отечества" (Фирсова С.Н., Василюк О.Н. - учителя физической культуры 1 категории)

Дружеская встреча «Наши парни молодцы – станут армии бойцы»  для учащихся 6-х классов, посвященная  "Дню защитника Отечества" (Фирсова С.Н., Василюк О.Н. - учителя физической культуры 1 кате...