Культурный аспект подготовки будущего учителя физической культуры
статья на тему

Формирование педагогической культуры будущего учителя физической культуры – условие успешной профессионализации обучающегося в колледже, и их вхождения в профессию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulturnyy_aspekt_statya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

подготовки будущего учителя физической культуры

        Социально-экономические реалии нынешней России, с одной стороны, способствуют развитию таких качеств у молодежи, как самостоятельность, деловая предприимчивость, реалистическое отношении к жизни, а с другой – сложившиеся «рыночные отношения» в России, характеризуемые вседозволенностью и криминальным беспределом, дезориентируют молодых людей в культуре, препятствуют осмыслению «доброго и здорового» и подталкивают к «легкому, безнаказанному». Одним из основных социальных институтов, призванных противостоять развитию такого рода опасных тенденций, является средняя педагогическая школа – важный институт подготовки будущих учителей как духовных воспитателей молодого поколения.

        Осмысление понятия «культура» для будущего учителя физической культуры возможно при полном представлении данного феномена и условий его существования. Освоение ценностей физической культуры возможно только в условиях правильно организованной деятельности и активности личности в процессе образования.

        Исследуя процесс подготовки будущего учителя физической культуры, мы рассматриваем термин «культура» как относящийся к числу наиболее фундаментальных понятий в современном знании. Данное понятие имеет такое количество смысловых оттенков, что делает практически невозможным подбор аналога названному термину.  В самом обычном представлении «культура» служит оценочным понятием и определяется чертами личности, которые в совокупности точнее было бы назвать «культурностью». Говоря о человеке культурный он или некультурный, мы оцениваем его поведение, нравственность, манеры, уровень образования, профессионализм и т.д.

        Воспитание и обучение, передача накопленного опыта ученикам, воплощение культурных ценностей в «знания и опыт обучающегося» – основная цель обучения; формирование педагогической культуры будущего учителя – условие успешной профессионализации будущего учителя, вхождения его в профессию.

        Исследуя педагогическую культуру, необходимо отметить, что педагогу в процессе его профессиональной деятельности нередко приходиться размышлять над самой сущностью воспитательного воздействия и постоянно корректировать свои методы в интересах развития личности ученика, что возможно при выраженной способности к культуросозиданию. Характеризуя учительский труд, приходим к убеждению, что в педагогической работе с подростками необходимо не столько «привносить», т.е. объяснять, учить, информировать, сколько «извлекать» – стимулировать учащихся к творческому самовыражению. Эти выводы существенны для педагогов любой специализации, в том числе и учителя физической культуры как специалиста, организующего деятельность по формированию и совершенствованию личности в культурообогащающей среде.

        Педагогическая культура учителя как практический феномен, особенно в ситуации инновационного бума в педагогике, требует осмысленного и корректного подхода, умения определить, отобрать и принять самое существенное, эффективное, а также нуждается в собственном профессионально-творческом «почерке», своих инновационных находках. Это отражает общую тенденцию развития педагогической культуры, что выражается в ориентации учителя на творческие виды деятельности. В связи с этим педагогическую культуру следует рассматривать как способность творческого освоения педагогической реальности в целом и обращенность к идеям воспитания культурного человека. Здесь играют свою роль и преемственность, и традиции, и другие креативные механизмы, способствующие овладению учителем опытом творческой педагогической деятельности. По этой причине проблема поиска и использования на занятиях специальных методов и приемов эвристической направленности для будущего учителя физической культуры является важным элементом его методической деятельности.

        Рассуждая о культурологическом аспекте подготовки будущих учителей физической культуры и о феномене их педагогической культуре, отмечаем, что понятие «педагогическая культура» есть специализированная область культуры, обеспечивающая трансляцию накопленного в обществе социально значимого опыта по подготовке духовно и физически развитой, высококультурной личности. Процесс подготовки будущих учителей физической культуры требует от них стремления к высокому профессионализму, развитию культурных качеств, способности к самосовершенствованию, овладению культурными практиками преподавания и развитию культурно-творческих способностей. Иными словами, речь идет об учителе, осуществляющем становление высококультурной и физически здоровой личности воспитанника, учителе, способном к культуроосвоению педагогической реальности и ее преобразованию, т.е. культуросозиданию.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

В подготовке специалистов идея формирования профессиональной компетенции будущего учителя становится  основной. В связи с этим актуален вопрос о том, как можно и нужно развивать профессиональные ...

Специфика формирования профессиональных и исследовательских навыков в подготовке будущих учителей изобразительного искусства и английского языка

В Ейском педагогическом колледже при получении специальности «Преподавание в начальных» классах студенты имеют возможность получить дополнительное образование в области изобразительного искусства. В с...

Повышение профессионально-педагогической компетентности будущих учителей физической культуры

профессиональная готовность выпускников СПО по специальности Физическая культура...

"Иностранный язык в профессиональной деятельности как один из аспектов подготовки будущего специалиста".

В статье рассматриваются вопросы оснащения учебными пособиями дисциплины "Иностранный язык в профессиональной деятельности"....